Участие России в Грузино-Осетинский конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является институциональные аспекты разрешения политических конфликтов, предполагающая комплекс нормативных мер разрешения конфликта. Исходя из этого, основная цель данной работы – изучить институциональные аспекты разрешения политических конфликтов, как наиболее эффективный механизм конструктивного выхода из конфликта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико – методологические основы изучения политических конфликтов……………………………………………………………………….5
Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды………..5
Разрешение политических конфликтов: понятие, модели и технологии…………………………………………………………………8
Глава 2. Институциональное разрешение политических конфликтов……….15
2.1. Институциональное разрешение внутригосударственных конфликтов...15
2.2. Институциональное разрешение межгосударственных конфликтов…..22
Глава 3. Участие России в Грузино-Осетинский конфликте………………..27
3.1. Анализ Грузино-Осетинского конфликта……………………………….27
3.2.Институциональные аспекты разрешения Грузино-Осетинский конфликта……………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Готовая по конфликтологии.docx

— 73.63 Кб (Скачать)

     Существует  также  правило о том, что, если любая из упомянутых процедур уже начала осуществляться  в одностороннем порядке или по соглашению, другая сторона не вправе начать осуществление иной процедуры или метода до завершения первых. Вместе с тем стороны в споре могут на любом этапе конфликта урегулировать спор путем переговоров либо совместно принять решение о применении иной процедуры в отношении спора или его отдельных аспектов. Все это использовалось и используется в повседневной деятельности Государственной Думы и Совета Федерации, их комитетов и комиссий, представителей для создания механизма разрешения конфликтов и утверждения международных демократических норм в политической жизни России и стран СНГ.

     Алгоритм  действий в конкретном конфликте  зависит от многих факторов и требует  специального  обоснования. Но теоретический  и практический интерес представляет вывод о том, что эффективность  переговоров как средства урегулирования споров и конфликтов существенно  повысится, если в основу переговоров  будет положен принцип решения  проблем, а не принцип максимизации выигрыша.

     Урегулирование  конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого  для всех основных политических сил  баланса властных полномочий в том  пилиэтническом обществе, где этот конфликт возник и развивался в форме  политической борьбы.

     Еще один вариант выхода из конфликта  – это его саморассасывание, то отмирание без осуществления  каких-либо изменений.

     Наиболее  серьезная проблема связана с  полиэтническим характером населения. Федеральное Собрание России стремится  давать своевременную оценку и предпринимать  меры в отношении дискриминационного поведения должностных лиц, прежде всего сотрудников правоохранительных органов, поведения средств массовой информации. Оно противодействовало принятию нормативных актов на уровне как федеральном, так и региональном, местном, которыми легализовались военизированные  структуры типа казачества или национальных гвардий, а также ношение оружия гражданами.

     В сфере законодательного регулирования  наиболее серьезными недостатками вместе с тем оставались отсутствие антидискриминационного законодательства, декларативность  ряда принятых законов, использование  в них концептов групповых  прав и отсутствие механизма ответственности  государственных органов за поддержание  культурной инфраструктуры представителей меньшинств.

     В то же время Федеральное Собрание РФ стремится использовать все средства, Конституционный суд в первую очередь, для приведения региональных нормативных актов в соответствие с Конституцией и федеральным  законодательством, создавать и  укреплять единую вертикаль исполнительной власти, минимизировать влияние глав субъектов Федерации на назначение руководителей территориальных  подразделений федеральных служб и ведомств, не снижая, конечно, значимости региональных органов власти.

     Представители законодательной власти добивались внесения поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации и изменения  позиций по ряду вопросов – о  вооруженных формированиях и  участии в них, - в частности  исключения всякой передачи государственных  функций общественным формированиям.

     Одним из средств определения алгоритма  действия сторон при разрешении конфликта  служит принятая и утверждённая в  июне 1996 года Указом Президента  России Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Она  обсуждалась на парламентских слушаниях 19 марта 1996 года и определила основные цели и задачи, пути развития новых  федеративных отношений, национально-культурного  самоопределения народов России, основные направления программ их развития и межнационального сотрудничества, а также механизмы реализации национальной политики. Её одобрение  имеет важнейшее значение, создает  правовую, идейную, политическую основу деятельности всех ветвей и органов  власти, политических сил и общественных организаций.

     Таким образом для разрешения политических конфликтов мирным способом необходимо внедрение инстанции для эффективного урегулирования конфликтной ситуации, что приведет к разрешению конфликта. Урегулировать конфликт можно как переговорами, так и судебными разбирательствами.

2.2. Институциональное  разрешение международных  конфликтов. 

 

     При нахождении истинного противоречия между сторонами, а также сторон конфликта, можно применять обычные  средства разрешения международных  споров.

     Этапы урегулирования международных конфликтов и средства, применяемые на каждом из них. Мирное урегулирование конфликтов в международном праве проводится в два этапа:

  1. устранение конфликтного взаимодействия, снижение интенсивности негативных эмоций между конфликтующими сторонами, подготовка условий для разрешения противоречия между сторонами, если таковое имеет место (определение истинных сторон спора и объекта противоречия)
  2. разрешение противоречия с применением средств, разработанных международной практикой для разрешение (урегулирования) международных споров.

     На  первом этапе урегулирования конфликта  третьими лицами могут применяться  самые различные средства. Эти  средства, чаще всего применяются, не отдельно друг от друга, а в совокупности. Первым можно назвать привлечение внимания к возникшему конфликту. Ему должен предшествовать сбор и оценка информации о конфликте, причинах и поводе возникновения конфликта, так как неверная информация или ее оценка могут послужить причиной новых конфликтов или эскалации существующего конфликта12. Третье лицо  должно определить объект конфликта и его основные характеристики, в том числе, например, делимость или неделимость объекта конфликта с целью возможного изъятия или замены13. На этом этапе также проводится сбор информации об участниках конфликта, а также их стиле поведения при участии в конфликтах. От этого будет зависеть прогнозирование ситуации относительно развития конфликта и определения стратегии участия третьей стороны в его урегулировании.

     Уже даже привлечение внимания к возникшему конфликту государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, прежде всего, с помощью средств массовой информации или, например, путем обсуждения ситуации в органах ООН, может остановить обострение противоречий между участниками конфликта. Например, государства, осознавая возможность применения обязательных принудительных мер со стороны мирового сообщества, могут самостоятельно остановить противостояние и обратиться к мирным способам разрешения конфликта. Чаще всего все же привлечение внимания к конфликту будет только первоначальной стадией урегулирования конфликта.

     Перед тем как предпринимать конкретные действия, третья сторона должна определить свое отношение к возникшему конфликту, а именно свои цели и интересы. Для государств это обычно является политическим решением. Государства проявляют интерес в урегулировании конфликтов, например, если разрастание конфликта угрожает собственной национальной безопасности (например, в конфликтах между приграничными государствами или на их территории), защищая интересы своих союзников, следуя исторической традиции и др. Международные организации занимаются данными вопросами с соответствии со своими уставными целями. Так, например, в соотв. с п. 1 ст. 1 Устава ООН Организация Объединенных Наций в числе других преследует цель «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». После определения собственной позиции и интереса в конфликте, третье лицо вырабатывает стратегию и тактику собственного поведения. Факторами, ослабляющими или не усиливающими интенсивность конфликта, может быть в том числе, например, самоисключение сильных держав из участия в его урегулировании.

     В большинстве же случаев третье лицо использует следующие меры по устранению или ослаблению конфликтного взаимодействия:

    • обращение к сторонам с призывом  прекращения конфликтного взаимодействия или снижения его интенсивности (прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории и др.),
    • предложение своей помощи в урегулировании конфликта,
    • проведение переговоров с целью склонения сторон к мирному разрешению спора, в том числе с использованием институтов «добрых услуг» и «посредничества»,
    • использование наблюдателей от третьих лиц и контингентов, которые своим присутствием в зоне конфликта сдерживают стороны от эскалации конфликтного взаимодействия и создают условия для конструктивного разрешения противоречия сторонами (несмотря на использование вооруженных контингентов, данное средство можно отнести к мирным, так как оружие используется только для самообороны и операция проводится только с разрешения конфликтующих сторон или государства пребывания).

         После проведения первоначальных мероприятий по устранению или снижению интенсивности конфликтного взаимодействия, выяснения истинных сторон спора и имеющихся между ними противоречий урегулирование конфликта переходит в стадию разрешения конкретного противоречия, то есть спора между сторонами. При перечислении мирных средств разрешения международных споров обычно ссылаются на список, приведенный в ст. 33 Устава ООН. Здесь указано, что государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

     Добрые  услуги и посредничество являются основными  средствами разрешения международных  споров с помощью третьей стороны. Обследование и примирение с помощью  создания третьей стороной или при  ее участии следственных или согласительных комиссий также является эффективным  средством урегулирования спора. Использование  процедур, решения которых будут  обязательными для сторон, а именно арбитража и судебного разбирательства  осуществляется только по соглашению спорящих сторон. Третья сторона может  склонить стороны к его использованию  и оказать содействие в формировании арбитража. Международные организации  и государства создают специальные  постоянные арбитражные и судебные учреждения для урегулирования международных  споров (Постоянная Палата Третейского  Суда, Международный Суд ООН, Международный  Трибунал по морскому праву, Экономический  Суд СНГ, Суд Европейских Сообществ  и др.).

     Обращение к региональным организациям или  соглашениям является одним из мирных способов разрешения международных  споров, когда участники спора  обращаются в региональные организации  или  к правилам, установленным  в региональных соглашениях, в целях  урегулирования с их помощью спора. Региональные органы как третьи лица  используют все средства разрешения международных споров, указанные в ст. 33 Устава ООН14.

Таким образом, можно сделать следующие выводы что институциональным аспектом разрешения политических конфликтов являются международные организации и государства создающие специальные постоянные арбитражные и судебные учреждения для урегулирования международных споров (Постоянная Палата Третейского Суда, Международный Суд ООН, Международный Трибунал по морскому праву, Экономический Суд СНГ, Суд Европейских Сообществ и др.). 
 

Глава 3. Участие России в Грузино-Осетинский конфликте.

3.1. Анализ Грузино-Осетинского конфликта.

          

     Югоосетинский конфликт (Грузи́но-югоосети́нский конфли́кт) — этнополитический конфликт в Республике Грузия между центральным руководством и Республикой Южная Осетия (с  конца 1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений  было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования  СССР и стремлением малых народов  к повышению своего статуса (развитием  сепаратизма в Южной Осетии, с  точки зрения грузинских властей). Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавший  распад СССР.

     Участниками Грузино-осетинского конфликта были: Грузия, США, Осетия, РФ, Абхазия и  Украина.

     Основные  причины Грузино-осетинского конфликта:

     1. Основное содержание этих противоречий  имело объективный характер, формировалось  в течение длительного времени  и выразилось в противоположных  и взаимоисключающих позициях  сторон по вопросу этнотерриториального  статуса Южной Осетии. Согласно  грузинской позиции Южная Осетия  представляет собой историческую  часть Грузии, неделимую и неотчуждаемую  от основной её территории, тогда  как осетинская позиция рассматривала  Южную Осетию в качестве составной  части единой Осетии.

Информация о работе Участие России в Грузино-Осетинский конфликте