Участие России в Грузино-Осетинский конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является институциональные аспекты разрешения политических конфликтов, предполагающая комплекс нормативных мер разрешения конфликта. Исходя из этого, основная цель данной работы – изучить институциональные аспекты разрешения политических конфликтов, как наиболее эффективный механизм конструктивного выхода из конфликта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико – методологические основы изучения политических конфликтов……………………………………………………………………….5
Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды………..5
Разрешение политических конфликтов: понятие, модели и технологии…………………………………………………………………8
Глава 2. Институциональное разрешение политических конфликтов……….15
2.1. Институциональное разрешение внутригосударственных конфликтов...15
2.2. Институциональное разрешение межгосударственных конфликтов…..22
Глава 3. Участие России в Грузино-Осетинский конфликте………………..27
3.1. Анализ Грузино-Осетинского конфликта……………………………….27
3.2.Институциональные аспекты разрешения Грузино-Осетинский конфликта……………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Готовая по конфликтологии.docx

— 73.63 Кб (Скачать)

Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов. Первый — подготовительный — это диагностика  конфликта.

Второй  — разработка стратегии разрешения и технологии. Третий — непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта — реализация комплекса  методов и средств.

Диагностика конфликта включает: а) описание его  видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.п.), б) определение  уровня развития конфликта; в)  выявление  причин конфликта и его природы (объективной или субъективной), г) измерение интенсивности, д) определение  сферы распространенности.

Каждый  из отмеченных элементов диагностики  предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликта — содержания  противоборства, состояния его участников, целей  и тактики их действия, возможных  последствий. Конфликт диагностируется  в структурном и функциональном  планах, в ситуационном и позиционном  аспектах, как состояние и процесс.

При анализе  детерминирующих факторов возникает  ряд вопросов, связанных с тем, какой из них признать определяющим, какова взаимосвязь причин, в чем, собственно говоря, заключается проблема (противоречие), лежащая в основе конфликта. Важно отделить проблему от конфликта,  ибо последний не  обязательно вытекает из проблемы. Проблема может предполагать и бесконфликтное решение. На этапе диагностирования особенно важное значение  приобретает различение объективных и субъективных причин, от чего зависит понимание природы данного конфликта, его источников.

Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно  при наличии  некоторых необходимых условий  и реализации отмеченных принципов  управления конфликтами. К числу  первых конфликтологи относят: наличие  организационно-правового механизма  разрешения конфликтов; достаточно высокий  уровень демократической культуры в обществе; развитая социальная  активность главных слоев населения; наличие опыта конструктивного  решения конфликтов; развитие коммуникативных  связей; наличие ресурсов для  осуществления  системы компенсаций. Что касается принципов, то речь идет прежде всего  о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов.

     Отсутствие  должной оперативности в воздействии  на конфликтную ситуацию, кроме всего  прочего, снижает эффективность  применяемых методов работы. Сторонниками концепции конфликта интересов разработаны многочисленные методики разрешения на основе согласования интересов. Это практически не приложимо к ценностным конфликтам (прежде всего, этнополитическим). Первые разрешимы потому, что объекты этих конфликтов, как правило, делимы либо могут быть использованы совместно. Действенных механизмов разрешения ценностных конфликтов (в смысле устранения глубинных причин конфликтного противостояния) практически нет. Поэтому переход конфликта идентичностей в устойчивую латентную фазу можно рассматривать как оптимальный выход из ценностного конфликта

     Основные  способы разрешения конфликтных  ситуаций и типовые стратегии  поведения в них укладываются в схему, предложенную К.Томасом. Автор  дифференцирует подходы к разрешению конфликтных ситуаций на два основных вида: рациональный и деструктивный. Рациональный конфликт в конечном итоге  завершается переговорным процессом, “снимающим” если не проблему, то, по крайней мере, остроту напряжения. Наиболее успешной, с точки зрения эффекта в переговорах, ныне является смешанная (“гибкая”) стратегия поведения  оппонентов: «Развитие доверительных  отношений и, одновременно, достижение поставленных целей». Реализовать такую  смешанную ориентацию очень непросто. Чаще используются “исключающие альтернативы”  – “или-или”, “победа-проигрыш”, “дистрибутивность - интегративность”. В динамике процесса доминирует намерение каждого достичь  собственных целей и помешать в этом другим. Отсюда повышенный уровень  психологической напряженности, канализируемый в агрессивность. В случае развития ситуации подобного рода речь идет о деструктивном конфликте. Его основными фазами являются следующие:

     1. Начальная, когда внимание участников  вместо фокусировки на конфликтной  проблеме переносится на персоналии  самих участников. Фильтруются все  информационные сигналы, поступающие  из другого лагеря. Главным операциональным методом становится тактика “возмездия” и манипулирование “образом врага”;

2. Фаза  разрастания - на этом этапе  происходит игнорирование объективных  фактов, оперирование слухами, фактически отсутствует ответственность за поступки; 
3. Фаза отчуждения и поляризации сторон - речь идет об активной вербовке сторонников, практически полном перекрытии дискурсионных каналов. В результате конфликт из сферы деловой перемещается в сферу морально-психологических; 
4. Фаза применения насилия.

Основным  позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Анализу их сущности и роли в управлении конфликтами, наиболее существенные характеристики метода переговоров и приемы его  реализации.  Переговоры — это  совместное обсуждение конфликтующими сторонами е возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью  достижения  согласия. Они выступают  некоторым продолжением конфликта  и в то же время служат средством  его прекращения.

Компромисс (от лат. compromissum) — означает соглашение на основе взаимных уступок. Например, в политике компромисс — это уступка  некоторым  требованиям противоположной  стороны, отказ от части своих  требований в силу соглашения с другой партией.

Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Скажем, соотношением

противоборствующих  политических сил явно не в пользу тех, кто идет на компромисс. Или  же общей ситуацией, угрожающей существованию  конфликтующих сторон.  Вторые, то есть добровольные, компромиссы заключаются  на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих  сил. На основе таких компромиссов создаются  разнообразные партийные блоки  и политические коалиции.

Таким образом разрешение конфликта –  это последний и самый тяжелый  этап конфликта.  Мы рассмотрели  много методов, технологий и моделей, которые возможно применять для  разрешения конфликта. Огромное множество  конфликтов — социальных,  политических, организационно - управленческих, наконец, этно-национальных детерминируется, ошибками в политике правящих институтов, нарушением определенных принципов и норм функционирования общественных отношений. Во всех этих ситуациях  разнообразные методы разрешения конфликтов могут быть эффективными при условии ликвидации деформаций в структурах и функциях управленческих систем и институтов власти.  
 
 
 

 

 
Глава 2
Институциональное разрешение конфликтов.

2.1. Институциональное  разрешение внутригосударственных  конфликтов.

     Институционализация конфликта – это создание институтов, способствующие выработать нормы, правила в конкретном конфликте. Создать нормативные механизмы существования конфликта8.

     Основная  суть институциональных механизмов разрешения конфликта: проведение консультаций, переговоров и поиска взаимовыгодных решений, которые опираются на законодательную, судебную и исполнительную власть (конституционный суд, арбитраж и др.) Институциональное разрешение конфликтов возможна на всех фазах конфликтной ситуации. Для разрешения политических конфликтов практически всегда необходимы третьи лица в качестве инстанций. Для разрешения конфликта инстанции занимаются регулированием конфликта.

     Применение  права в регулировании политических конфликтов – гарант его конечного  разрешения. Однако участвующие либо втянутые в политический конфликт стороны  должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока  правовых актов, направленных на его  урегулирование, что всегда будет  в двойне возмещаться правом при  его непосредственном применении. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина  конфликта не устраняется, тем самым  сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных  отношений9.

     Основными принципами  во внутригосударственной практике, в деятельности Федерального Собрания России, являются поддержанием мирных и добрососедских отношений внутри государства , а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.

     В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в силу вступает два других взаимосвязанных принципа поведения: воздерживаться от использования  силы или угрозы силы для навязывания  другой стороне своего способа разрешения конфликта и предпринять попытки  к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём.

     Мирное  разрешение конфликта включает такие  пути и методы:

     - достижение компромисса на основе  сохранения исходных позиций; 

     - соглашение, основанное на взаимных  уступках; - истощение ресурсов одной  или нескольких сторон, что делает  невозможным продолжение конфликта;

     - обретение в процессе противоборства  взаимоуважения сторон, понимания  прав и интересов соперника.

     В то же время предпринимаются в  расчёт для решения внутригосударственных споров и дополнительные международные правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование спора, конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.

     Приведён  перечень общепризнанных средств урегулирования внутригосударственных споров согласно статье 33 Устава ООН10:

      - переговоры,

      - обследование,

      - посредничество,

      - примирение,

      - арбитраж,

      - судебное разбирательство,

           - региональные органы.

Наиболее  распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны  обмениваются мнениями, что снимает  остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно  оценить соотношение сил, условия  примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким  образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и  воспрепятствовать обострению постконфликтных  отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным  методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо  актуально в тех случаях, когда  срыв переговоров будет иметь  для конфликтующих сторон неблагоприятные  последствия.

     Международная практика обогатила арсенал средств  мирного урегулирования споров ещё  такими формами, как консультации для  поиска компромиссных решений спорящими  сторонами, добрые услуги, представляющие собой действия не участвующей в  споре стороны (государства или  международные организации) с целью  установления прямых контактов между спорящими сторонами. Добрые услуги могут перерастать в посредничество, которое предполагает большую степень участия третьей стороны в разрешении спора.

     Следственная  и согласительная комиссии представляют собой разновидность международной  примирительной процедуры. Это средство не раз достаточно успешно применялось  Федеральным Собранием в 1994 – 1998 годах в ходе урегулирования конфликтов в России и за её рубежами. Деятельность таких комиссий была направлена на выработку приемлемого решения  по существу спора. Окончательные документы  комиссий носили рекомендательный характер для сторон в споре11.

 Арбитраж – мирное разрешение споров, представляющее собой согласованную сторонами передачу их спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является окончательным и носит обязательный характер для сторон в споре.

     Региональные  органы  также являются важными  инструментами урегулирования международных  споров и конфликтов. Их возможности  также были использованы при содействии Государственной Думы и Совета Федерации  России для урегулирования отдельных  конфликтов..

     В таких мероприятиях, в качестве первого  шага к урегулированию спора или  предотвращения его осложнения, государство  уведомляло другую сторону в споре  о том, что возникшая ситуация может нарушить существовавшие между  ними дружественные отношения, и  предлагало другой стране обменяться мнениями по данному вопросу.

     Если  договоренность не достигалась, стороны  вынуждены были искать урегулирования спора путем прямых переговоров  по дипломатическим или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров  не удавалось прийти к урегулированию спора, они приступали к обмену мнениями относительно следующих шагов, которые они предпримут.

     При невозможности достичь соглашения о последующей процедуре каждая сторона в споре имеет право  искать урегулирование в одностороннем  порядке в соответствии с какой-либо одной процедурой урегулирования, рассмотренной  в одном из предыдущих соглашений между сторонами. При отсутствии таких соглашений и в случае, если данный спор может представлять собой  угрозу для международного мира и  безопасности, стороны в споре  должны передать его на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Этот орган  полномочен, давать сторонам рекомендации относительно надлежащей процедуры  и методов урегулирования спора, а также рекомендовать целесообразные условия урегулирования.

Информация о работе Участие России в Грузино-Осетинский конфликте