Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа
Предметом исследования является институциональные аспекты разрешения политических конфликтов, предполагающая комплекс нормативных мер разрешения конфликта. Исходя из этого, основная цель данной работы – изучить институциональные аспекты разрешения политических конфликтов, как наиболее эффективный механизм конструктивного выхода из конфликта.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико – методологические основы изучения политических конфликтов……………………………………………………………………….5
Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды………..5
Разрешение политических конфликтов: понятие, модели и технологии…………………………………………………………………8
Глава 2. Институциональное разрешение политических конфликтов……….15
2.1. Институциональное разрешение внутригосударственных конфликтов...15
2.2. Институциональное разрешение межгосударственных конфликтов…..22
Глава 3. Участие России в Грузино-Осетинский конфликте………………..27
3.1. Анализ Грузино-Осетинского конфликта……………………………….27
3.2.Институциональные аспекты разрешения Грузино-Осетинский конфликта……………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………
Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов. Первый — подготовительный — это диагностика конфликта.
Второй — разработка стратегии разрешения и технологии. Третий — непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта — реализация комплекса методов и средств.
Диагностика
конфликта включает: а) описание его
видимых проявлений (стычки, столкновения,
кризисы и т.п.), б) определение
уровня развития конфликта; в) выявление
причин конфликта и его природы
(объективной или субъективной)
Каждый
из отмеченных элементов диагностики
предполагает объективное понимание,
оценку и учет основных переменных
конфликта — содержания противоборства,
состояния его участников, целей
и тактики их действия, возможных
последствий. Конфликт диагностируется
в структурном и
При анализе детерминирующих факторов возникает ряд вопросов, связанных с тем, какой из них признать определяющим, какова взаимосвязь причин, в чем, собственно говоря, заключается проблема (противоречие), лежащая в основе конфликта. Важно отделить проблему от конфликта, ибо последний не обязательно вытекает из проблемы. Проблема может предполагать и бесконфликтное решение. На этапе диагностирования особенно важное значение приобретает различение объективных и субъективных причин, от чего зависит понимание природы данного конфликта, его источников.
Эффективное
разрешение конфликта, т.е. разрешение
при наименьших потерях ресурсов
и сохранении жизненно важных общественных
структур, возможно при наличии
некоторых необходимых условий
и реализации отмеченных принципов
управления конфликтами. К числу
первых конфликтологи относят: наличие
организационно-правового
Отсутствие
должной оперативности в
Основные способы разрешения конфликтных ситуаций и типовые стратегии поведения в них укладываются в схему, предложенную К.Томасом. Автор дифференцирует подходы к разрешению конфликтных ситуаций на два основных вида: рациональный и деструктивный. Рациональный конфликт в конечном итоге завершается переговорным процессом, “снимающим” если не проблему, то, по крайней мере, остроту напряжения. Наиболее успешной, с точки зрения эффекта в переговорах, ныне является смешанная (“гибкая”) стратегия поведения оппонентов: «Развитие доверительных отношений и, одновременно, достижение поставленных целей». Реализовать такую смешанную ориентацию очень непросто. Чаще используются “исключающие альтернативы” – “или-или”, “победа-проигрыш”, “дистрибутивность - интегративность”. В динамике процесса доминирует намерение каждого достичь собственных целей и помешать в этом другим. Отсюда повышенный уровень психологической напряженности, канализируемый в агрессивность. В случае развития ситуации подобного рода речь идет о деструктивном конфликте. Его основными фазами являются следующие:
1.
Начальная, когда внимание
2. Фаза
разрастания - на этом этапе
происходит игнорирование
3. Фаза отчуждения и поляризации сторон
- речь идет об активной вербовке сторонников,
практически полном перекрытии дискурсионных
каналов. В результате конфликт из сферы
деловой перемещается в сферу морально-психологических;
4. Фаза применения насилия.
Основным
позитивным методом разрешения конфликтов
являются переговоры. Анализу их сущности
и роли в управлении конфликтами,
наиболее существенные характеристики
метода переговоров и приемы его
реализации. Переговоры — это
совместное обсуждение конфликтующими
сторонами е возможным
Компромисс (от лат. compromissum) — означает соглашение на основе взаимных уступок. Например, в политике компромисс — это уступка некоторым требованиям противоположной стороны, отказ от части своих требований в силу соглашения с другой партией.
Различают
компромиссы вынужденные и
противоборствующих политических сил явно не в пользу тех, кто идет на компромисс. Или же общей ситуацией, угрожающей существованию конфликтующих сторон. Вторые, то есть добровольные, компромиссы заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются разнообразные партийные блоки и политические коалиции.
Таким
образом разрешение конфликта –
это последний и самый тяжелый
этап конфликта. Мы рассмотрели
много методов, технологий и моделей,
которые возможно применять для
разрешения конфликта. Огромное множество
конфликтов — социальных, политических,
организационно - управленческих, наконец,
этно-национальных детерминируется, ошибками
в политике правящих институтов, нарушением
определенных принципов и норм функционирования
общественных отношений. Во всех этих
ситуациях разнообразные методы разрешения
конфликтов могут быть эффективными при
условии ликвидации деформаций в структурах
и функциях управленческих систем и институтов
власти.
Глава 2 Институциональное
разрешение конфликтов.
Институционализация конфликта – это создание институтов, способствующие выработать нормы, правила в конкретном конфликте. Создать нормативные механизмы существования конфликта8.
Основная суть институциональных механизмов разрешения конфликта: проведение консультаций, переговоров и поиска взаимовыгодных решений, которые опираются на законодательную, судебную и исполнительную власть (конституционный суд, арбитраж и др.) Институциональное разрешение конфликтов возможна на всех фазах конфликтной ситуации. Для разрешения политических конфликтов практически всегда необходимы третьи лица в качестве инстанций. Для разрешения конфликта инстанции занимаются регулированием конфликта.
Применение
права в регулировании
Основными принципами во внутригосударственной практике, в деятельности Федерального Собрания России, являются поддержанием мирных и добрососедских отношений внутри государства , а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.
В
случае если спор, конфликт или кризис
всё же возникает, в силу вступает
два других взаимосвязанных принципа
поведения: воздерживаться от использования
силы или угрозы силы для навязывания
другой стороне своего способа разрешения
конфликта и предпринять
Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
-
достижение компромисса на
-
соглашение, основанное на взаимных
уступках; - истощение ресурсов одной
или нескольких сторон, что делает
невозможным продолжение
-
обретение в процессе
В то же время предпринимаются в расчёт для решения внутригосударственных споров и дополнительные международные правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование спора, конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.
Приведён перечень общепризнанных средств урегулирования внутригосударственных споров согласно статье 33 Устава ООН10:
- переговоры,
- обследование,
- посредничество,
- примирение,
- арбитраж,
- судебное разбирательство,
- региональные органы.
Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.
Международная
практика обогатила арсенал средств
мирного урегулирования споров ещё
такими формами, как консультации для
поиска компромиссных решений
Следственная
и согласительная комиссии представляют
собой разновидность
Арбитраж – мирное разрешение споров, представляющее собой согласованную сторонами передачу их спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является окончательным и носит обязательный характер для сторон в споре.
Региональные органы также являются важными инструментами урегулирования международных споров и конфликтов. Их возможности также были использованы при содействии Государственной Думы и Совета Федерации России для урегулирования отдельных конфликтов..
В таких мероприятиях, в качестве первого шага к урегулированию спора или предотвращения его осложнения, государство уведомляло другую сторону в споре о том, что возникшая ситуация может нарушить существовавшие между ними дружественные отношения, и предлагало другой стране обменяться мнениями по данному вопросу.
Если договоренность не достигалась, стороны вынуждены были искать урегулирования спора путем прямых переговоров по дипломатическим или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров не удавалось прийти к урегулированию спора, они приступали к обмену мнениями относительно следующих шагов, которые они предпримут.
При
невозможности достичь
Информация о работе Участие России в Грузино-Осетинский конфликте