Типы характера. Формирование характера. Изучение характера подчинённых и использование этих знаний в управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить влияние характера человека на его рабочее поведение, возможности использования этих знаний в управлении организацией.
Задачи исследования.
1. Выявить сущность понятия "характер", определить особенности формирования характера.
2. Определить содержание понятия "характер".
3. Обосновать применение полученных знаний, в управлении персоналом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы исследования характера и особенностей его формирования……………………………………………………………………..5

1.1 Сущность понятия характер и особенности его формирования…………...5

1.2 Содержание понятия характер……………………………………………...10

Глава 2. Практические основы характера……………………………………...19

2.1 Рекомендации по совершенствованию характера……………………….19

2.2 Применение результатов исследования на практике……………………..23

Заключение……………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

характер итог.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

Следует отметить, что все  существующие концепции типов характера  обладают одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному  типу. Очень часто у одного и  того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты  характера. Поэтому возникает вопрос, на который до сих пор нет удовлетворительного  ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию  и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей  составляет довольно значительную часть - до половины всех людей.

 

 

Глава 2. Практические основы характера

2.1 Рекомендации по совершенствованию  характера 

Самовоспитание характера  предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых  бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Вероятно, для  того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые черты легче приживались, необходимо предусмотреть органическую связь между новыми и имеющимися чертами, их гармоническое взаимодействие.

Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытные  люди и здесь важно найти пример достойный для подражания. Характер человека формируется во взаимодействии с другими. Но тот, кто берется помочь другим, сначала должен сам продемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности, стойкости и других черт характера, которые он должен сформировать у своих воспитанников. Здесь нельзя забывать о механизмах подражания, которые в первую очередь распространяются на негативные проявления поведения. Сначала мать, отец, другие члены семьи, потом воспитатели в детском саду, сверстники, учителя и т.д. являются потенциальными наставниками. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии если воспитатель для воспитанника является наставником.

Особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие  в которой развивает чувство  ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее эффективным  средством формирования и воспитания характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в  работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль, за выполнением намеченного. Простым и действенным способом формирования характера является занятие физкультурой и спортом, которые делают людей более выносливыми, мужественными. Спорт дает возможность соревнования, где каждый идет на максимуме своих сил, проявляет то, на что человек способен.

В соответствии с выработанными  целями человек принимает самообязательство. Оно должно быть посильным и выполнимым на уровне оптимальной трудности. Это  обязательство может быть зафиксировано  в программе самовоспитания с  указанием приблизительных сроков выполнения. Если человеку трудно самому сформулировать такую программу, то на помощь могут прийти его близкие, но лучше обратиться к психологу. Вот какую программу самовоспитания рекомендует известный психолог Дейл Карнеги в своей книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей"

1. Именно сегодня я  буду счастлив. Это означает, что  я буду руководствоваться словами  Авраама Линкольна, который сказал, что "большинство людей счастливы  примерно настолько, насколько  они полны решимости быть счастливыми". Счастье заключено внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.

2. Именно сегодня я  постараюсь приспособиться к  той жизни, которая меня окружает, а не пытаться приспособить  все к моим желаниям. Я приму  мою семью, мою работу и обстоятельства  моей жизни такими, как они  есть, и постараюсь приноровиться  к ним.

3. Именно сегодня я  позабочусь о своем организме.  Я сделаю зарядку, буду ухаживать  за своим телом, правильно питаться, постараюсь не наносить вреда,  своему здоровью и не пренебрегать  им, чтобы мой организм стал  идеальной машиной для выполнения  моих требований.

4. Именно сегодня я  постараюсь уделить внимание  развитию своего ума. Я изучу  что-нибудь полезное. Я не буду  лентяем в умственном отношении. Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности.

5. Именно сегодня я  займусь нравственным самоусовершенствованием.  Для этого я рассчитываю осуществить  три дела: я сделаю кому-нибудь  что-то полезное, так чтобы он  не знал об этом; я сделаю по крайней мере два дела, которые мне не хочется делать, - просто для упражнения7.

6. Именно сегодня я  ко всем буду доброжелательно  настроен. Я постараюсь выглядеть  как можно лучше; по возможности  надену то, что мне больше всего  идет, буду разговаривать тихим  голосом, любезно вести себя, буду  щедрым на похвалы, постараюсь  никого не критиковать, ни к  кому не придираться и не  пытаться кем-то руководить или  кого-то исправлять.

7. Именно сегодня я  постараюсь жить только нынешним  днем, не буду стремиться решить  проблему всей своей жизни  сразу. В течение двенадцати  часов я смогу делать такие  вещи, которые привели бы меня  в ужас, если бы мне пришлось  заниматься ими всю жизнь.

8. Именно сегодня я  намечу программу своих дел.  Я запишу, что я собираюсь делать  каждый час. Возможно, я не смогу  точно следовать этой программе,  но я составлю ее. Это избавит  меня от двух зол - спешки  и нерешительности.

9. Именно сегодня я  полчаса проведу в покое и  одиночестве и постараюсь расслабиться.

10. Именно сегодня я  не буду бояться, в особенности  не буду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой, любить и  верить, что те, кого я люблю,  любят меня.

Одним из положительных моментов этой программы является подчеркивание  того момента, что характер формируется  не столько в трудные моменты  жизни (хотя в жизни каждого есть такие переломные события), сколько  в повседневной, будничной деятельности. И здесь существенное значение имеет  режим дня, соблюдение дисциплины, следование нормам поведения. Даже незначительные поступки, если они служат доброму  делу и совершаются систематически, воспитывают положительные черты  характера, облагораживают человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Применение результатов  исследования на практике 

В качестве отдельного направления  характерологии можно выделить подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позе и положению тела. По мнению некоторых  психологов, в позе человека раскрывается его характер: как он стоит, как  идет, как сидит и даже в какой  позе засыпает.

Так, поза, при которой  одна рука засунута в карман или  за обшлаг пиджака, а другая жестикулирует, голова приподнята, называется " дуче Муссолини". Эта поза говорит о  высокомерии, надменности. Контактируя  с таким человеком, надо держаться  с достоинством и уверенностью. Не раздражаться. Стараясь перевести разговор на темы, в которых собеседник не компетентен.

Если визави сидит верхом, лицом к спинке стула, скрестил руки и положил на них голову, т.е. занял " круговую оборону", он не общителен, замкнут, агрессивен. Разговаривать  с таким человеком лучше стоя, обращаясь к нему сверху вниз или  встать сзади, вынуждая его выйти  из укрытия.

Если человек сидит  или стоит прямо, внимательно  слушает собеседника, не перебивая  его, идет уверенно, твердо ставя ногу, не горбясь, не размахивая руками, можно  предположить, что он воспитан, организован, дисциплинирован, уверен в себе. Также  об уверенности в себе говорит  прямой зрительный контакт, благожелательное отношение к словам собеседника.

У агрессивного человека взгляд напряженный, силовой. У подозрительного, недоверчивого - взгляд искоса, украдкой. Сжатие без нервного напряжения губы говорят об аккуратности. Губы поданы вперед, нервно подрагивают - демонстрация слабого характера, обидчивости, плаксивости. Нижняя губа опущена и выпячена, взгляд прищуренный, свысока - свидетельство брезгливости.

Если при улыбке морщится нос, это говорит о кокетливости, сентиментальности. Если смеясь доброй шутке, человек закрывает глаза, можно предположить его доброту, отзывчивость, готовность в трудный  момент прийти окружающим на помощь.

Человек с сильным характером часто держит одну руку в кармане, оставляя большой палец снаружи. Такой человек часто лишен  чувства юмора. Контактируя с  ним, хорошо быть подчеркнуто вежливым, сдержанным, не провоцировать его  на скандал. Сплетенные ноги символизируют  о стеснительном характере. Чаще такой характер демонстрируют женщины. В общении с ними необходимо особая мягкость, сердечность.

 

Руководитель чаще всего  не задумывается о воспитывающем  влиянии свой позы, о том, что поза выдает его характерные черты. Так, например, если он облокачивается одной  рукой о стол, другой упирается  в бок, а тело наклоняет в противоположную  сторону - создается впечатление  о его высокомерии, самолюбовании. При такой позе очень трудно установить контакт с собеседником. Ещё труднее  общаться с человеком, когда взгляд его направлен поверх очков, тон  менторский, назидательный, поднят чуть согнутый указательный палец.

Однако оценивать характер по мимике и жестам следует очень  осторожно. Для правильной оценки берется  сумма жестов и подкрепляется  внимательным наблюдением за поведением изучаемого человека. Кроме этого, не следует забывать, что жесты не всегда говорят об одном и том  же. Подрагивающие ноги могут говорить о том, что человек замерз, ему  холодно, может быть, он хочет в  туалет. Слабое рукопожатие может  быть свидетельством неуважения, но может  быть, у человека ссадина на руке, ему больно.

Наконец, в разных странах  и регионах жесты значат не одно и то же. Элементарная "фига" в России и на Украине значит " накося выкуси". Она же в Бразилии и Португалии - защита. А в Дании и Турции - сексуальное оскорбление. Палец у виска в России и Голландии: " ты сумасшедший". В США: " я знаю, что я сделаю". А во Франции: " ты говоришь умные вещи".

 

Таким образом, внешние проявления не всегда однозначно говорят о чертах характера. У тихого, мягкого человека может быть железный характер, а  у бравого, энергичного, с громким  голосом и выразительным взглядом - слабый, при котором он безропотно принимает любое замечание старшего, не имеет собственного мнения, недооценивает  свои возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Гипотеза о том, что  характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном  пути человека, подтвердилась. Анатомо-физиологические  задатки не предопределяет абсолютно  развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера  от таких факторов, как внешний  облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию  невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать  характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве  характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, года говорят  о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов  обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”).

В повседневной жизни в  зависимости от многих обстоятельств  характер человека может реализовываться  по-разному: что-то скрываться, что-то, наоборот, выпячиваться, что-то подавляться. В результате формируется определенный тип работника: позитивный, нейтральный  или негативный по отношению к  процессу руководства.

В условиях профотбора людей  на определенные должности (например на должность руководителя рабочей группы) большую роль играет психодиагностика черт характера, так как прежде всего характер определяет пригодность человека к нормальному общению и добросовестному отношению к выполняемой работе.

 

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 1968.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: "Юрайт" 2002.

3. Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета", 1966.

4. Дружинина В.Н. Психология. Учебник для экономичесих вузов - СПб.: Питер, 2002. - 672 с.

5. Ковалев А.Г., Мясищев  В.Н. Психические особенности  человека. Характер.Л., 1957.

6. Ковалев А.Г. Психология  личности, изд.3.М., "Просвещение", 1970.

7 Левитов Н.Д. Вопросы  психологии характера.М., 1956.

9. Маклаков А.Ф. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 592 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века").

11. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. Пособие. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 616 с., 4 с. ил. (Серия "Библиотека Гуманитарного университета". Выпуск 15).

12. ПлатоновК.К., Голубев. Г.Н. Психология - "Высшая школа", Москва, 1977

13. Русалов В.М. Психологический журнал - 1989. - Т.10, - №1

14. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и Педагогика. - СПб.: 2008. - 432с.: ил. - (Серия "Учебное пособие").

15. Симонов П.В., Ершов П.М.  Темперамент. Характер. Личность, изд.  М., Наука", 1984.

1 Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Характер. Л., 1957.

2 Дружинина В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов - СПб.: Питер, 2002. - 672 с.

3 Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М., 1956.

Информация о работе Типы характера. Формирование характера. Изучение характера подчинённых и использование этих знаний в управленческой деятельности