Типы характера. Формирование характера. Изучение характера подчинённых и использование этих знаний в управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить влияние характера человека на его рабочее поведение, возможности использования этих знаний в управлении организацией.
Задачи исследования.
1. Выявить сущность понятия "характер", определить особенности формирования характера.
2. Определить содержание понятия "характер".
3. Обосновать применение полученных знаний, в управлении персоналом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы исследования характера и особенностей его формирования……………………………………………………………………..5

1.1 Сущность понятия характер и особенности его формирования…………...5

1.2 Содержание понятия характер……………………………………………...10

Глава 2. Практические основы характера……………………………………...19

2.1 Рекомендации по совершенствованию характера……………………….19

2.2 Применение результатов исследования на практике……………………..23

Заключение……………………………………………………………………….26

Литература……………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

характер итог.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

«Российская академия государственной службы и народного  хозяйства при Президенте Российской Федерации»

Челябинский филиал

Кафедра государственного управления, правового обеспечения  государственной и муниципальной  службы

 

 

Допустить к защите

Зав. Кафедрой_____________

«___»___________20___г.

 

 

 

 

Тема: Типы характера. Формирование характера. Изучение характера  подчинённых и использование  этих знаний в управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Контрольная работа

по Социологии управления

Лузина А.М.

Студентка курса ГМУ-4-10, курса  ГМУ-42-10

Специальность080504.65

                 «Государственное и  муниципальное  управление»

 

Руководитель:

Лукин А.Н.

к. к - ии

профессор.

 

 

 

 

Челябинск

                                                    2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Теоретические основы исследования характера и особенностей его формирования……………………………………………………………………..5

 

1.1 Сущность понятия характер  и особенности его формирования…………...5

 

1.2 Содержание понятия  характер……………………………………………...10

 

Глава 2. Практические основы характера……………………………………...19

 

2.1 Рекомендации по совершенствованию  характера……………………….19

 

2.2 Применение результатов  исследования на практике……………………..23

 

Заключение……………………………………………………………………….26

 

Литература……………………………………………………………………….27

 

 

Введение

Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу - биологическую и социальную. С  биологической точки зрения его  поведение определяется необходимостью сохранения жизненно важных внутренних условий, однако формы удовлетворения возникающих при этом потребностей определяются социально. Социальная сущность человека проявляется в наличии  у него личности. Одной из индивидуальных психологических особенностей личности является характер. Черты характера  проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках  в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми в различных ситуациях. Поэтому  управленцу необходимо знание психологии. Только представляя, что за человек  перед ним, можно представить, как он будет работать и взаимодействовать в коллективе. Стоит ли говорить здесь об актуальности работы с персоналом, об его изучении и развитии? Ведь это вклад организации в саму себя, и этот вклад продвигает ее на новый уровень.

Цель исследования: Определить влияние характера человека на его рабочее поведение, возможности использования этих знаний в управлении организацией.

Объект исследования: Объектом нашего исследования является характер человека.

Предмет исследования:  изменения особенностей характера .

Задачи исследования.

1.  Выявить сущность  понятия "характер", определить  особенности формирования характера.

2.  Определить содержание  понятия "характер".

3.  Обосновать применение полученных знаний, в управлении персоналом.

Я думаю, что тип характера, определяет линию поведения человека, его отношение к окружающему  миру. И в процессе его жизнедеятельности  характер его меняется, но не настолько  кардинально как его внешность  или настроение. Изначально, я считаю, что характер заложен у человека с рождения и формирование основных черт происходит в семье в детстве. С течением времени на него влияет социум, который окружает человека, и происходят постепенные изменения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования характера и особенностей его формирования

1.1 Сущность понятия характер  и особенности его формирования 

Слово "характер" в переводе с греческого означает "печать", "чеканка". В характере как  бы запечатлены, отчеканены основные, наиболее существенные черты данной личности, которые устойчиво проявляются  в поведении человека. Таким образом, характер можно определить как иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении.

Черты характера проявляются  в жизни, на работе, в его поступках  в различных ситуациях. В зависимости  от особенностей характера люди могут  по-разному реагировать, например, на неудачу в том или ином виде деятельности. Один потерпев неудачу, впадает в уныние, другой - просто откажется от решения задачи и  радостно примется за что-то другое, третьего - неудача только подстегнет, и он с еще большей энергией и упорством  возьмется за дело.

Когда мы говорим, что черты  характера являются устойчивыми  личностными особенностями, мы, конечно, не должны понимать это как неизменность черт характера. В процессе жизни  те или иные черты характера могут  претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Однако черты характера  не могут изменяться быстро и легко, так, например, как настроение человека. Изменение характера - это чаще всего  сложный и длительный процесс. Характер может изменяться под воздействием нового опыта жизнедеятельности  человека, а также в результате целенаправленного воспитания и  самовоспитания личности.

Характер тесно связан с системой отношений личности к  миру, к окружающей действительности. Иногда говорят даже, что характер - это и есть определенная система  отношений человека, только отношения  эти стали достаточно устойчивыми. Все-таки между характером и отношением человека к чему-то есть важное различие. Отношения человека являются, в целом, более динамичными, более подвижными, а черты характера - более неизменными, более статичными.

В психологии характера, существует понятие " акцентуации характера". Понятие "акцентуации" впервые  ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А.Е. Личко. Однако и в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как  дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных  его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении  определенного рода воздействий  и затрудняет его адаптацию в  некоторых специфических ситуациях. Акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

Типы акцентуации характера:

-Гипертимный тип. Заметной особенностью является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких либо внешних причин для этого, которое сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Они общительны, словоохотливы, смотрят на жизнь оптимистически, несмотря на препятствия.

-Застревающий тип. Отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства обычно долго не забывается и никогда не прощается просто так: злопамятны, мстительны. Переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести, их можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми.

-Эмотивный тип. Высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость. Все эти особенности видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость.

-Педантичный тип. Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Очевидно, за внешней педантичностью стоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности.

-Тревожный тип. Главной особенностью является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству нет или они незначительны.Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности

-Циклотимный тип. Важнейшей особенностью является смена гипертимных и дистимических состояний. Такие перемены нередки и систематичны. Радостные события вызывают не только радостные эмоции, но и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления.

-Демонстративный тип. Особенностью такой личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре.

-Возбудимый тип. Особенностью является выраженная импульсивность поведения. Манера поведения и общения в значительной мере зависит не от логики, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями.

-Дистимический тип. Антипод гипертимной. Сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей.

-Экзальтированный тип. Главной чертой является бурная, экзальтированная реакция на происходящее. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу любого события или факта.1

Формирование характера  начинается с раннего детства. В  первые годы жизни у ребенка нет целостного сознания. Существует теория, что характер формируется, в первые, 3 - 4 года жизни, а потом его можно только переделывать. Но в то же время, нельзя сказать, что в эти годы ребенок именно копирует родительские характеры. Копирование же начинается в более поздние годы, когда формирование ядра личности уже завершено и запускается процесс уже социальной адаптации - подгонки того, что есть, под то, чего ожидают окружающие. Вот здесь ребенок и начинает примерять на себя те модели поведения, которые он видит в своих родителях и других близких людях. Так закладываются привычки реагирования, нравственные принципы, жизненные идеалы.

С поступлением в школу  начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей. Эти правила и обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования.2

Известно, насколько решающее значение для развития личности подростка  имеет его отношение к социальным нормам и ценностям. Однако из-за особенностей своего характера подросток может  обнаружить разное отношение к ним. Решающее влияние на характер оказывает  воспитание.

Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные  установки, которыми люди руководствуются  в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла  бы воплотиться система отношений  человека к действительности.

Итак, можно сказать, что  активность общества, направленная на формирование личности, равно как  и весь процесс формирования личности в целом, "встречает" в индивидуальных характерах разную почву. И вот в  результате таких встреч возникают  типичные сочетания характерологических  и личностных свойств. Они и отражены в "типах характера", хотя точнее следовало бы говорить о "личностно-характерологических  типах". Подчеркнем, что типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности.3

 

 

1.2 Содержание понятия  характер 

Попытки исследовать характер предпринимались еще в незапамятные времена. Было сформировано самостоятельное  учение о характере - характерология, которое имеет длительную историю  своего развития. Важнейшими проблемами этого учения на протяжении веков  были выявление типов характера  и их определение по внешним проявлениям  с целью прогнозирования поведения  человека в различных ситуациях. Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые  являются общими и показательными для  некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует  понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой  группы людей.

1. Характер человека формируется  в онтогенезе относительно рано  и на протяжении остальной  жизни проявляет себя как более  или менее устойчивое личностное  образование. 4

2. Сочетания личностных  черт, которые входят в характер  человека, не являются случайными.

Информация о работе Типы характера. Формирование характера. Изучение характера подчинённых и использование этих знаний в управленческой деятельности