Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:40, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы являются изучения:
1) мышления как познавательного процесса;
2) психологической сущности мышления и его особенностей;
3) типологии и качеств мышления;
4) мышления как процесса решаемых задач;
5) интеллекта;
6) воображения;
7) понятия о языке и речи.
Введение 3
Основная часть 4
1 ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ 4
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 6
3 ТИПОЛОГИЯ И КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ 7
Заключение 23
Глоссарий 24
Список использованных источников 29
• Индуктивное - такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу;
• Дедуктивное - такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу;
• по
аналогии - такое умозаключение, в котором
вывод делается на основании частичного
сходства между явлениями, без достаточного
исследования всех условий.
3.2. Виды мышления
В психологии обыкновенна и распространена вытекающая несколько относительная классификация типов мышления по таким разным началам как:
1) генезису развития;
2) характеру решаемых задач;
3) степени развернутости;
4)
степени новизны и
5) средствам мышления;
6) функциям мышления и т.д
По
генезису совершенствования отличают
мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное;
словесно-логическое; абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид
мышления, опирающийся на непосредственное
очень восприятие предметов в
процессе деяний с ними. Это мышление закусывать
наиболее простой вид мышления, возникающий
в практической активности и являющийся
для формирования более составных типов
мышления. Наглядно-образное мышление
- вид мышления, характеризующийся опорой
на представления и образы. При явно-образном
мышлении ситуация преобразуется в плане
максимального образа или понятия. Словесно-логическое
мышление - вид мышления, осуществляемый
при активной помощи логических операций
с понятиями. При вербально-логическом
мышлении делая логичными мнениями, субъект
умеет сознавать немаловажные регулярности
и ненаблюдаемые взаимозависимости изучаемой
действительности. Абстрактно-логическое
(отвлеченное) мышление - вид мышления,
основанный на выделении немаловажных
свойств и связей объекта и отвлечении
от других, несущественных.
Наглядно-действенное,
наглядно-образное, словесно-логическое
и абстрактно-логическое все мышление
являются логическими рубежами совершенствования
мышления в филогенезе и в онтогенезе.
По характеру улаживаемых миссий отличают
мышление: теоретическое; практическое.
Теоретическое мышление - мышление на
основе абстрактных размышлений и умозаключений.
Практическое мышление - мышление на основе
рассуждений и умозаключений, основанных
на решении миссий. Теоретическое мышление
- это знание законов и правил. Основная
миссия уже практического мышления - разработка
средств превращения реальности: постановка
целься, создание плана, проекта, схемы.
По степени развернутости отличают
мышление: дискурсивное; интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое) мышление
- мышление, опосредованное и безупречной
логикой рассуждений, а не восприятия.
Аналитическое развернуто во времени,
имеет абсолютно четко выраженные рубежи,
представлено в сознании самого думающего
индивида. Интуитивное мышление - мышление
на основе личных похотливых восприятий
и непосредственного отражения противодействий
объектов и явлений беспристрастного
мира. Интуитивное более мышление характеризуется
резвостью протекания, отсутствием и абсолютно
четко выраженных рубежей, является мало
осознанным. По степени новости и оригинальности
отличают мышление: репродуктивное, продуктивное
(творческое). Репродуктивное мышление
- мышление на основе образов и представлений,
почерпнутых из каких-то определенных
родников. Продуктивное мышление -мышление
на основе изобретательного воображения.
По средствам мышления
3.3.
Индивидуально-психологические
Мышлению
точного индивида неотъемлемы собственные
особенности. Эти особенности у
различных индивидов
• продуктивность ума;
• самостоятельность;
• широта;
• глубина;
• гибкость;
• быстрота мысли;
• творчество;
• критичность;
• инициативность;
• сообразительность и т.д.
При сём резвость мышления - это
быстрота протекания
Инертность мышления - качество мышления,
проявляющееся в склонности к
шаблону, к привычным ходам думай, в трудности
перескакивания от одной системы деяний
к другой. Темп совершенствования уже
мыслительных процессов - минимальное
количество упражнений, необходимых для
обобщения взгляда постановления.
Экономичность мышления - число логичных
ходов (рассуждений), посредством коих
приобретается сверхновая регулярность.
Широта ума - умение овладеть больший круг
вопросов в различных областях познания
и практики. Глубина мышления - умение
вдумываться в сущность, вскрывать первопричины
явлений, предвидеть следствия; проявляется
в степени важности симптомов, которые
индивид умеет отвлекать при изучении
сверхновым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность
мышления - умение блюсти грозный логичный
распорядок в рассмотрении оного или другого
вопроса. Критичность мышления - качество
мышления, позволяющее реализовывать
грозную всестороннюю оценку результатов
активности, находить в них резкие и слабые
сторонки, доказывать истинность педалируемых
мест. Устойчивость мышления - качество
мышления, проявляющееся в ориентации
на совокупность назначенных ранее важных
симптомов, на уже общеизвестные регулярности.
Все замеченные свойства собственны, изменяются
с возрастом, поддаются коррекции. Эти
собственные коренной особенности мышления
нужно специально учитывать, чтобы безошибочно
поставить духовные возможности и знания.
3.4.
Содержание основных этапов
Трактовка
мышления как грандиозного процесса
означает, прежде безвыездного, что сама
детерминация активности исполняется
тоже как процесс. Иначе плетя, по ходу
постановления миссии индивид обнаруживает
все сверхновые и новые, до того безызвестные
ему обстоятельства и требования миссии,
которые причастно объясняют последующее
очень протекание мышления. Следовательно,
детерминация мышления не дана вековечно
как нечто полно готовое и уже завершённое,
она образуется, постепенно складывается
и развивается ходе постановления миссии,
т.е. выступает в виде процесса. В развернутом
мыслительном процессе, поскольку он всегда
посылается на разрешение который-нибудь
миссии, можно отличать несколько главных
рубежей или фаз:
• первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;
• на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно.
В результате трудность
Этапу принятия постановления
отвечает поиск наиболее
3.5. Типы мыслительных действий и их содержание
Выделяют
три образа деяний, характерных
для грандиозного процесса решения миссий:
" ориентировочные деяния - начинаются
с анализа обстоятельств, на основе коего
появляется основной элемент более мыслительного
процесса - гипотеза. Она появляется на
основе подцепленной информации, анализа
обстоятельств и способствует последующему
розыску, направляет передвижение думай,
в итоге перешагивает в план постановления;
" исполнительные деяния - сводятся в
основном к выбору приемов постановления
миссии; " нахождение ответа - состоит
в сверке постановления с исходными обстоятельствами
миссии. Если в результате сопоставления
итог согласуется с исходными обстоятельствами,
процесс кончается. Если нет - процесс
постановления длится снова и протекает
до тех пор, пока постановление не будет
безвозвратно согласовано с условиями
миссии.
Проникновение
в глубь той или другой трудности,
стоящей перед индивидом, рассмотрение
свойств, составляющих эту трудность
элементов, нахождение постановления
миссии исполняется индивидом при
активной помощи мыслительных операций.
В психологии оттеняют этакие тяжелой
операции мышления, как:
1)
Анализ - это мыслительная и тяжелая
операция расчленения