Теория типов личности Ганса Айзенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы являются изучения:
1) мышления как познавательного процесса;
2) психологической сущности мышления и его особенностей;
3) типологии и качеств мышления;
4) мышления как процесса решаемых задач;
5) интеллекта;
6) воображения;
7) понятия о языке и речи.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 4
1 ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ 4
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 6
3 ТИПОЛОГИЯ И КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ 7
Заключение 23
Глоссарий 24
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Общая психология-мышление в структуре психики.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     • Индуктивное - такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу;

     • Дедуктивное - такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу;

     • по аналогии - такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. 

     3.2. Виды мышления

     В психологии обыкновенна и распространена вытекающая несколько относительная классификация типов мышления по таким разным началам как:                       

     1)  генезису развития;

     2) характеру решаемых задач;

     3) степени развернутости;

     4) степени новизны и оригинальности;

     5) средствам мышления;

     6) функциям мышления и т.д

     По  генезису совершенствования отличают мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое. Наглядно-действенное мышление - вид  мышления, опирающийся на непосредственное очень восприятие предметов в  процессе деяний с ними. Это мышление закусывать наиболее простой вид мышления, возникающий в практической активности и являющийся  для формирования более составных типов мышления. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При явно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане максимального образа или понятия. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при активной помощи логических операций с понятиями. При вербально-логическом мышлении делая логичными мнениями, субъект умеет сознавать немаловажные регулярности и ненаблюдаемые взаимозависимости изучаемой действительности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении немаловажных свойств и связей объекта и отвлечении от других, несущественных.                        

     Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое все мышление являются логическими рубежами совершенствования  мышления в филогенезе и в онтогенезе.  По характеру улаживаемых миссий отличают мышление: теоретическое; практическое.         Теоретическое мышление - мышление на основе абстрактных размышлений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе рассуждений и умозаключений, основанных на решении  миссий. Теоретическое мышление - это знание законов и правил. Основная миссия уже практического мышления - разработка средств превращения реальности: постановка целься, создание плана, проекта, схемы.                         

       По степени развернутости отличают мышление: дискурсивное; интуитивное. Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное и безупречной логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое развернуто во времени, имеет абсолютно четко выраженные рубежи, представлено в сознании самого думающего индивида. Интуитивное мышление - мышление на основе личных похотливых восприятий и непосредственного отражения противодействий объектов и явлений беспристрастного мира. Интуитивное более мышление характеризуется резвостью протекания, отсутствием и абсолютно четко выраженных рубежей, является мало осознанным.  По степени новости и оригинальности отличают мышление: репродуктивное, продуктивное (творческое). Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных родников. Продуктивное мышление -мышление на основе изобретательного воображения.                          

       По средствам мышления отличают  мышление: вербальное; наглядное. Наглядное  мышление - мышление на основе  образов и представлений объектов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее особенно знаковыми структурами. Установлено, что для полновесной выдающейся работы одним индивидам нужно наблюдать или препровождать объекты, другие предпочитают делать довольно отвлеченными знаковыми конструкциями.  По функциям отличают мышление: критическое; творческое. Критическое  адресовано на выявление дефектов в суждениях иных индивидов. Творческое очень мышление связано с открытием базисно сверхнового познания, с генерацией личных беспримерных идей, а не с оцениванием и абсолютно чужих мыслей.                          

     3.3. Индивидуально-психологические особенности  мышления

     Мышлению  точного индивида неотъемлемы собственные  особенности. Эти особенности у  различных индивидов обнаруживаются, прежде безвыездного, в том, что у них по-разному накладывается  комплементарных типов и форм мыслительной активности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).  Кроме оного, к индивидуальным особенностям мышления отсрочиваются также и такие свойства  активности как:                            

     • продуктивность ума;

     • самостоятельность;

     • широта;

     • глубина;

     • гибкость;

     • быстрота мысли;

     • творчество;

     • критичность;

     • инициативность;

     • сообразительность и т.д.

             При сём резвость мышления - это  быстрота протекания биологически  мыслительных процессов.         Самостоятельность мышления - умение  наблюдать и поставить сверхновый  жгучий вопрос или трудность,  а затем разрешить его личными  потенциями. Творческий нрав мышления отчетливо выражается именно в такой независимости.         Гибкость мышления - способность видоизменять аспекты обсуждения объектов, явлений, их свойств и отношений, умение скорректировать обозначенный маршрут постановления миссии, если он не удовлетворяет поменявшимся обстоятельствам, активное  начальных уяснённых, понимание и использование их относительности.                            

              Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к  шаблону, к привычным ходам думай, в трудности перескакивания от одной системы деяний к другой. Темп совершенствования уже мыслительных процессов - минимальное количество упражнений, необходимых для обобщения взгляда постановления.         Экономичность мышления - число логичных ходов (рассуждений), посредством коих приобретается сверхновая регулярность. Широта ума - умение овладеть больший круг вопросов в различных областях познания и практики. Глубина мышления - умение вдумываться в сущность, вскрывать первопричины явлений, предвидеть следствия; проявляется в степени важности симптомов, которые индивид умеет отвлекать при изучении сверхновым материалом, и в уровне их обобщенности.                             

     Последовательность  мышления - умение блюсти грозный логичный распорядок в рассмотрении оного или другого вопроса. Критичность мышления - качество мышления, позволяющее реализовывать грозную всестороннюю оценку результатов  активности, находить в них резкие и слабые сторонки, доказывать истинность педалируемых мест. Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность назначенных ранее важных симптомов, на уже общеизвестные регулярности. Все замеченные свойства собственны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти собственные коренной особенности мышления нужно специально учитывать, чтобы безошибочно поставить духовные возможности и знания.                             

     3.4. Содержание основных этапов развернутого  мыслительного процесса

     Трактовка мышления как грандиозного процесса означает, прежде безвыездного, что сама детерминация  активности исполняется тоже как процесс. Иначе плетя, по ходу постановления миссии индивид обнаруживает все сверхновые и новые, до того безызвестные ему обстоятельства и требования миссии, которые причастно объясняют последующее очень протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана вековечно как нечто полно готовое и уже завершённое, она  образуется, постепенно складывается и развивается ходе постановления миссии, т.е. выступает в виде процесса. В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда посылается на разрешение который-нибудь миссии, можно отличать несколько главных рубежей или фаз:                               

     • первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;

     • на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно.       

               В результате трудность становится  в задачу; на третьем рубеже  проистекает жесткое ограничение зоны розыска (на основе понятий о типе миссий, исходя из предшествующего эксперимента);на четвертом - появляются догадки как предположения о способах постановления миссий; пятый рубеж препровождает собой максимальную реализацию гипотезы; шестой - проверку догадки. Если апробация подкрепляет догадку, то осуществляется максимальная реализация решения.  С позиции теории  систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974)основные рубежи  грандиозного процесса могут стать соотнесены с этапами конструкции очень поведенческого акта. Направленность грандиозного процесса мышления обусловливается поднимающейся мотивацией субъекта. Афферентный синтез избирает область розыска постановления трудности. Поступающая и полная информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание коих немаловажно обусловливается поднимающейся мотивацией.                               

       Этапу принятия постановления  отвечает поиск наиболее возможной  догадки для ее последующей  апробации и доказательств. В  акцепторе итогов деяния в соответствии с принятой догадкой складываются кое-какие понятия о том, что прежде безвыездного вытекает подтвердить, доказать или дезавуировать. Эфферентный синтез сохраняет планы доказательств и проверок. Выполнение точного доказательства, которое подкрепляет абсолютная справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно рубежу действия реалистичного деяния. В случае большей неудачи активируется приблизительно-исследовательская активность субъекта. Она приносит к изменению содержимого акцептора итогов, а также центростремительного синтеза. Возникают сверхновые планы, идеи, и возможно, привлекаются другие методы доказательств.                                

     3.5. Типы мыслительных действий и  их содержание

     Выделяют  три образа  деяний, характерных для грандиозного процесса решения миссий:  " ориентировочные деяния - начинаются с анализа обстоятельств, на основе коего появляется основной элемент более мыслительного процесса - гипотеза. Она появляется на основе подцепленной информации, анализа обстоятельств и способствует последующему розыску, направляет передвижение думай, в итоге перешагивает в план постановления; " исполнительные деяния - сводятся в основном к выбору приемов постановления миссии;  " нахождение ответа - состоит в сверке постановления с исходными обстоятельствами миссии. Если в результате сопоставления итог согласуется с исходными обстоятельствами, процесс кончается. Если нет - процесс постановления длится снова и протекает до тех пор, пока постановление не будет безвозвратно согласовано с условиями миссии.                                 

     Проникновение в глубь той или другой трудности, стоящей перед индивидом, рассмотрение свойств, составляющих эту трудность  элементов, нахождение постановления  миссии исполняется индивидом при активной помощи мыслительных операций.  В психологии оттеняют этакие тяжелой операции мышления, как:                                  

     1) Анализ - это мыслительная и тяжелая  операция расчленения составного  объекта на составляющие его  тараторь. Анализ - это различение в объекте тех или других его сторонок, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это деление сознаваемого объекта на различные элементы. Например, школьник на занятиях касса ювенильных кондукторов, пытаясь осознать метод деяния которого-либо машина или машины, прежде безвыездного, выделяет разные элементы, детали сего машина и разбирает его на отдельные тараторь. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет сознаваемый объект. 2) Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом и грандиозном процессе мышления перешагивать от частей к целому. В отличие от анализа синтез надеется уплотнение элементов в единое единое. Анализ и синтез обыкновенно обозначаются в единстве. Они едины, не могут быть приятель без приятеля: анализ, как исправляло, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимозависимы. Неразрывное единение между анализом и синтезом отчетливо обозначается в таком познавательном процессе, как сопоставление.  3) Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении объектов и явлений, их свойств и отношений приятель с другом и в выявлении, таким образом, общности или большого различия между ними. Сравнение характеризуется как более простой процесс, с которого, как исправляло, начинается знание. В конечном результате сопоставление приносит к обобщению. 4) Обобщение - это уплотнение значительных объектов или явлений по какому-то общему симптому. В ходе обобщения в сравниваемых объектах - в результате их анализа - выделяется нечто всеобщее.  Эти всеобщие для разных объектен свойства случаются двух типов:                                  

Информация о работе Теория типов личности Ганса Айзенка