Теоретические основы детско-родительских отношений и психокоррекционная работа в этой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских отношений, исследование специфики родительского отношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных результатов.
Цель исследования изучить возможности и основные направления помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений, как фактор развития ребенка
1.1. Детско-родительские отношения в психологии
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии
1.3. Личностные особенности родителей в воспитании
1.4. Семья как фактор развития ребенка
2. Типология стилей детско-родительских отношений
3. Психокоррекционная работа в сфере детско-родительских отношений
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Что получилось.docx

— 61.01 Кб (Скачать)
ign="justify">     3) Эмоциональное отвержение ребенка.  Воспитание по типу "золушки", чрезмерное реагирование со стороны  родителей на незначительное  поведение, игнорирование потребностей ребенка. Это приводит, естественно, к невротическим расстройствам.

     При таком варианте возможен "уход от реальности". Наблюдается в тех  случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

     4) Гипертрофированная моральная ответственность  родителей за ребенка перед  окружающими. Высокие требования, недостаточное внимание к состоянию  ребенка, частое использование  наказаний. У таких родителей  ребенок всегда не прав. Поэтому  у него появляется нерешительность  в общении со сверстниками, склонность  к ссорам, самоагрессия, гипертрофированное чувство вины.

     5) Гипопротекция. Ребенок предоставлен сам себе, родители его не контролируют, не интересуются им. Поэтому, для ребенка характерны неустойчивый тип поведения, слабая воля.

     В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

     Родители  задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в  учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь  же оптимистичны.

     Методы  воспитания у матерей и отцов  нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что  у детей не возникает желания  усваивать социально приемлемые формы поведения, не формируется  самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного - из страха, что при столкновении с  этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у  них не выработано чувство независимости  и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем  самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью  и заносчивостью, поэтому друзой у них, как правило, мало или вообще нет.

     Помимо  этого выделяются также следующие  отклонения в стиле родительского  воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы  родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

     Известны  другие типологии родительского  отношения. А.Я. Варга выделяет: принимающе-авторитарное родительское отношение, "маленький неудачник", симбиотическое родительское отношение, симбиотически-авторитарное родительское отношение.

     Адекватность  родительской позиции может быть определена, как, умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его  душевном мире изменения.

     Гибкость  родительской позиции рассматривается  как способность перестройки  воздействия на ребенка по ходу его  взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.

     В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение  родительских позиций по одному или  по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся неизменчивыми и непрогностичными. Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, когда родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность.

     К наиболее типичным относят четыре роли: "козел отпущения", "любимчик", "примиритель", "бэби".

     "Козел  отпущения". Эта детская роль  возникает в семье, когда супружеские  проблемы родителей переходят  на ребенка. Он как бы отводит  на себя эмоции родителей, которые  на самом деле они испытывают  друг к другу.

     "Любимчик". Она возникает тогда, когда  родители не испытывают друг  к другу никаких чувств, а эмоциональный  вакуум заполняется преувеличенной  заботой о ребенке, преувеличенной  любовью к нему.

     "Бэби". В этой роли ребенок отдален  от родителей, он как бы вытесняется  из семейной общности, ему раз  и навсегда предписано быть  в семье только ребенком, от  которого ничего не зависит.  Эта роль возникает при сильной  близости супругов друг к другу.

     "Примиритель". Ребенок в такой роли рано  включается в сложности семейной  жизни, занимает важнейшее место  в семье, регулируя и устраняя  супружеские конфликты.

     Родительская  позиция - это некое целостное  образование, это реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов  воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит, прежде всего, от соотношения между сознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями.

РАЗДЕЛ  3. ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

     Важнейшим фактором, влияющим на формирование личности ребенка, являются гармоничные внутрисемейные отношения родителей и детей, принятие родителей детей, заинтересованность родителя в планах ребенка, его будущем, воспитание независимости, самостоятельности  ребенка, вера в успешность ребенка.

     Для достижения воспитательных целей в  семье родители обращаются к разнообразным  средствам воздействия: поощряют и  наказывают ребенка, стремятся стать  для него образцом. В результате разумного применения поощрений  развитие детей как личности можно  ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

     По  Э. Арутюнянц, такая семья является демократической [6]. Цель в этой семье - взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие - "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по "вертикальному" принципу (т.е. практически ко всем социальным институтам)".

     Родителям нужно стремиться развивать в  своих детях следующие личностные качества: уверенность, базирующуюся на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих, уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и мужеству, умение находить общий язык и радость в общении с людьми разных полов, возрастов и интересов.

     В процессе работы с родителями необходимо формировать у них адекватные представления о личности и психофизических  возможностях ребенка. Правильно организованная система психокоррекционных воздействий (групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных ситуаций и прочее) способствует позитивной перестройке отношений родителей к ребенку, гармонизирует семейные отношения в целом, помогает редукции их негативных переживаний. Необходима также психотерапевтическая работа с родителями.

     Основной  метод групповой коррекции родительских отношений - когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.

     Обоснование метода: семья - целостная система. Именно поэтому проблемы диады "родитель - ребенок" не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы с родителями является повышение их сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.

     Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих  родителей ребенком, динамике его  поведения в группе.

     Программа занятий с родителями может быть следующей.

     А. Представление родителями на круге  общения (первое занятие) себя и своих  трудностей (проблем), запросов и целей  участия в группе. Разъяснение  задач родительских групп психологом.

     Б. Обсуждение тем (на последующих занятиях):

     Мы  и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство  отношений и конфликтов.

     Роль  родительских ожиданий. Что они могут  спровоцировать и породить у детей? Как наши страхи становятся страхами наших детей?

     Что родители должны дать детям и что  дети должны дать родителям? В чем  суть воспитания - в обучении или  общении? Каковы нравственные основы родительства?

     Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей? Как ребенок  может мешать нам жить? Противоречивость наших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.

     Наши  конфликты с детьми (включается элемент  проигрывания ролей).

     В. Дальнейшие темы возникали из обсуждения материалов проигрывания:

     Стереотипные  взаимодействия с детьми и их выявление.

     Привнесение добавочного неадекватного аффекта  в общение с детьми.

     Эмоциональные "счета" ребенку.

     Как мы наказываем детей? Как наказывать детей? Роль ярлыков.

     Г. Следующие темы складываются под  влиянием сведений детей.

     На  какие сигналы и стимулы реагируют  дети? Вербальное и невербальное общение  с детьми. Роль прикосновений в  общении.

     Какими  нас видят наши дети? Обсуждение рисунков "Родители в виде несуществующего  животного".

     Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры "Семейный портрет".

     Оказывая  помощь семье в трудные периоды  жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения  между ее членами. При удачно выбранной  стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как  выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в  механизме функционирования семьи  и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов. 
 
 
 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В настоящее время очень остро  стоит проблема влияния семьи  на развитие детей. Безнадзорность, девиантное поведение, чрезмерная агрессия, жестокость у детей, наркомания, алкоголизм, насилие… этот список можно продолжать до бесконечности. Наконец, просто замкнутость, частые депрессивные состояния у детей, малообщительность и неуверенность в себе – все это зачастую результат нарушения семейных взаимоотношений. Детям не хватает ласки, любви, внимания и просто общения с родителями.

Информация о работе Теоретические основы детско-родительских отношений и психокоррекционная работа в этой сфере