Теоретические основы детско-родительских отношений и психокоррекционная работа в этой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. Задачей данной работы является обзор основных современных подходов к исследованию детско-родительских отношений, исследование специфики родительского отношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных результатов.
Цель исследования изучить возможности и основные направления помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений, как фактор развития ребенка
1.1. Детско-родительские отношения в психологии
1.2. Классификация стилей воспитания в психологии
1.3. Личностные особенности родителей в воспитании
1.4. Семья как фактор развития ребенка
2. Типология стилей детско-родительских отношений
3. Психокоррекционная работа в сфере детско-родительских отношений
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Что получилось.docx

— 61.01 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1.1. Детско-родительские  отношения в психологии

1.2. Классификация  стилей воспитания в психологии

1.3. Личностные  особенности родителей в воспитании

1.4. Семья как  фактор развития ребенка

РАЗДЕЛ 2. ТИПОЛОГИЯ СТИЛЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

РАЗДЕЛ  3. ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В СФЕРЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Многих  психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений  между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения  с близким взрослым. Задачей данной работы является обзор основных современных  подходов к исследованию детско-родительских отношений, исследование специфики  родительского отношения, описание предложенного метода исследования и изложение предварительных  результатов.

     Актуальность  темы: в настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

     Проблема  семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы  семейного воспитания рассматриваются  педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В. Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская, 1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.

     Научная новизна работы состоит в теоретическом анализе особенностей воспитания детей в семье; в выявлении факторов, обусловливающих позитивные/негативные взаимоотношения детей с родителями; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики.

     Родительские  установки, или позиции, — один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими  установками А.С. Спиваковская (1988)1 понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Еще в 30-х гг. были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: "принятие и любовь", "явное отвержение", "излишняя требовательность", "чрезмерная опека", а также была прослежена определенная зависимость между поведением родителей и поведением детей. Так, например, "принятие и любовь" порождают в ребенке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, в то время как "явное отвержение" ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

     Методологической  основой работы является - учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности ребенка; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.

     Практическая  значимость курсовой работы заключается в раскрытии процессов оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей в условиях выявления взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.

     Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния семьи, и взаимоотношении родителей и детей.

     Объектом  исследования определили детско-родительские отношения, как фактор развития ребенка.

     Предметом исследования обусловили процесс взаимоотношений и формирование самостоятельности детей.

     Гипотеза - в детско-родительские отношения, влияют на развитие ребенка.

     Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными  на протяжении всего развития психологической  науки и практики. В отечественной  психологии исследованиями в этой области  занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С.,Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.

     Божович Л.И. в работе Этапы формирования личности в онтогенезе установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе Семья и социализация ребенка рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание это процесс социальный в самом широком смысле.

     Итак, для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые  напрямую зависят от сложившихся  в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой  родительского отношения является любовь, которая определяет доверие  к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детскородительских отношений в семье.

     Проблемность вопроса заключается в следующем: каковы основные направления психологической помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка в неполной семье.

     Ребенок приходит в этот мир беспомощным  и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от родителей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и надеется на их защиту. Одна из самых значительных сил, с которой дети должны научиться справляться, — это стресс, вызываемый страхом и тревогой. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

     Решение этой проблемы требует как можно  более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью  ее дальнейшей коррекции и профилактики.

     Цель  исследования изучить возможности и основные направления помощи родителям в обеспечении благоприятного развития личности ребенка.

     Исследования  А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б.Эльконина (1976) и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

     При этом взаимоотношения в семье  могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведет  к возникновению тревожности  у ребенка. Необходимо отметить, что  в настоящее время в качестве центральной, "базовой" причины  тревожности детей выделяются факторы  семейного воспитания, и прежде всего  система взаимоотношений "мать —  ребенок" (Н.М. Гордецова, 1978; А.И.Захаров, 1988; А.С. Спиваковская, 1988; В.С. Манова-Томова, 1981; М.Раттер, 1987 и др.).

     Очевидно, что социальная нестабильность, потеря (или угроза потери) взрослыми своей  социальной позиции, неуверенность  в себе, в завтрашнем дне, чувство  вины за то, что обеспечиваешь семью  хуже, чем другие, порождает у  некоторых взрослых стремление выместить  это на детях, что и проявляется  во многих случаях жестокого обращения  с детьми (Bandura A., Walters R.H., 1959; Бютнер К., 1991, Раттер М, 1987 и др.), провоцируя появление ситуаций, вызывающих тревогу у детей.

     В связи с этим целью курсовой работы, стало изучение особенностей развития детско-родительских отношений в  семье. Мы предположили, что неблагоприятные  отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, способствуют проявлению тревожности, что, в свою очередь, сказывается  на восприятии ребенком системы семейных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА  ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК ФАКТОРА  РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 

1.1. Детско-родительские  отношения в психологии 

       Первым  научным направлением, поставившим  детско-родительские отношения в  центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между  детьми и родителями (Э.Эриксон1, К.Хорни, др.). Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

       В современных исследованиях, данного  вопроса, происходит переориентация с  изучения самосознания ребенка к  исследованию его поведения, которое  чаще всего описывается в терминах социальной адаптации и компетенции. Привязанность рассматривается  уже не как отношение, а как  стратегия поведения с родителями. E.Moss и др., (1998), отмечают положительную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде. В исследовании P.Crittenden (1996) показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери.

       Помимо  теории привязанности, весьма популярным в западной психологии являются теоретические  модели, разработанные D.Baumrind (1967), а также E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969). D.Baumrind предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа: 1) авторитетный; 2) авторитарный; 3) попустительский стиль; E.S.Schaefer, R.A.Bell разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения.

       В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования ДРО становятся кросскультурные и гендерные исследования. Проведенные исследования в этой области, показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей проведено A.Russel (1998, показали, что матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.

       Согласно  гипотезе, специфика родительского  отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной  стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это  объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений  вообще.

       Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского  отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих  моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает  оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая  ребенка в объект воспитания. 

1.2. Классификация стилей  воспитания в психологии 

     В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь  имеется в виду и понимание  целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее  целенаправленное применение методов  и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить  в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики  воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Информация о работе Теоретические основы детско-родительских отношений и психокоррекционная работа в этой сфере