Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:40, контрольная работа
Ныне речь идет не только о рациональном построении отдельных средств индикации, коммуникации и управления, о разработке различных пультов, но и об инженерно – психологическом обосновании построения новых систем управления сложными производственными процессами, о разработке методов и критериев оптимизации потоков и структуры информации в этих системах; об исследовании методов и критериев оценки возможности и целесообразности автоматизации производственных функций человека и решении других важных задач.
В том же плане раскрывается динамическая картина функционирования информационных процессов на основе реализации системного подхода в разработках А. А. Крылова с учетом включения новых информационных процессов в текущий процесс, перестроек предшествующих и последующих процессов, процедур образования информационных процессов более высокого уровня. На основе «концепции включения» им предложена система частных принципов организации информационных процессов применительно к деятельности оператора: совместимости, динамизма структуры, актуализации информационных функций и др.
Видимо, в перспективе необходимо вести системные исследования процессов взаимодействия человека с техническими устройствами непосредственно в рамках эргатических систем на разных уровнях их функционирования.
Принцип комплексности исследований. Из принципа системности вытекает принцип комплексности исследований, необходимости развития междисциплинарных связей, принцип взаимодействия инженерной психологии с другими науками о человеке и технике. Этот принцип опирается на идеи и положения Б. Г. Ананьева о комплексном изучении человека и человеческого фактора.
В настоящее время возникает потребность тщательного изучения не только информационного взаимодействия, но и других аспектов функционирования систем «человек—машина», в том числе физиологических и гигиенических, входящих в состав эргономики.
На пути развития эргономики пока много трудностей, особенно методологического характера. В самом деле, пет еще концептуального аппарата этой молодой отрасли науки, нет методов изучения взаимосвязей между ее основными компонентами, имеющими, так сказать, «разномодальный» характер; нет иерархической системы множественных критериев и т. д. Вот почему сейчас так важно интенсивное развитие составных частей эргономики, в первую очередь, ее научной основы, точнее, одной из научных основ — инженерной психологии.
В настоящее время повышение удельного веса социальных и социально-психологических факторов на производстве выдвигает необходимость помимо изучения системы «человек — техника — среда» интенсивно исследовать систему «человек — коллектив — техника — среда». На этой основе рождается новый научный комплекс — «психология управления», включающий в себя функционально-структурный анализ организационных систем и управленческой деятельности, инженерно-психологический анализ построения, эксплуатации и использования автоматизированных систем управления (АСУ) в народном хозяйстве; социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов с исследованием психологии руководства. Как видно, здесь осуществляется переход от «операторской» психологии к анализу деятельности проектировщиков и конструкторов АСУ, обслуживающего персонала этих систем.
Главное здесь — глубокое изучение психологических особенностей, структуры, механизмов управленческих процессов, управленческой деятельности в целом.
На основании первых исследований
к общим психологическим
1) социотехнический характер, связанный
с руководством технико-
2) большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии и функций в пределах вида;
3) неалгоритмическнй характер деятельности, связанный нередко с недостаточной информацией, в условиях часто меняющейся, как правило, противоречивой обстановки;
4) ярко выраженную
5) дефицит времени при
6) психическую напряженность, вызываемую большой ответственностью за принимаемые решения.
Как видно, управленческая деятельность далеко выходит за рамки инженерной психологии, психологии труда и не может быть понята без социально-психологического анализа процессов управления.
В основе деятельности руководителя, несомненно, лежат эвристические принципы, ибо перебор вариантов и статистические методы здесь бессильны, или, во всяком случае, их возможности весьма ограничены. В самом деле, на современном крупном заводе месячный объем технической, экономической и учетной информации достигает более миллиона документострок, который должны «переработать» соответствующие руководители, что потребует реализации десятков и сотен миллионов арифметических, логических и «документационных» операций.
Управленческие задачи могут быть практически решены лишь при использовании эвристических методов: упреждающего планирования; априорной информации (так называемых эвристических сведений, предписаний, рекомендаций); непрерывной оценки алгоритмов в ходе решения задач и т. д.
Короче говоря, здесь необходима
реализация творческого практического
мышления. В условиях дефицита информации
и времени велика роль интуиции,
а в конфликтных ситуациях
— способности к так
Но, по-видимому, этого мало. При руководстве крупными производственно-техническими комплексами необходимо широкое использование мощного аппарата современной вычислительной техники, ибо человек, в силу своих ограничений, не способен перерабатывать огромный объем управленческой информации. Введение же дополнительных звеньев влечет за собой вторичный рост потока информации, ее возможные искажения, необходимость дополнительных согласований, запаздывания в системе в целом.
Однако до настоящего времени не до конца ясно, на каких уровнях и в каких соотношениях необходим союз человека до ЭВМ. Известны случаи, когда АСУ не учитывают потребности и особенности пользователей ЭВМ, не преодолевают «узкие» места производства и не повышают эффективность системы в целом.
Одна из причин этого заключается,
по-видимому, в том, что не создается
необходимое психологическое
Совершенно очевидно, что проблема «человек — ЭВМ» — объемная и многоплановая, имеющая технологический, экономический и другие аспекты. Среди них велика роль психологического аспекта: общепсихологического с элементами социальной психологии, инженерно-психологического, психолого-педагогического и психолого-кибернетического.
Такова краткая характеристика двух тенденций развития инженерной психологии с включением ее в более широкие комплексы наук о человеке. Предстоит большая работа по раскрытию внутренних связей между компонентами этих комплексов, по построению переходных концепций или, как говорил П. К. Анохин, «концептуальных мостов» между ними.
В плане общих задач оптимизации трудовой деятельности, в решении которых участвует и инженерная психология, большое значение имеет учет личностных факторов.
Дело в том, что в конечном счете дисциплина и производительность труда, эффективность производства в целом зависят от уровня социальной зрелости, профессиональной направленности, нравственных качеств рабочих, инженерно-технического и управленческого персонала, от их личностных свойств. Чем выше степень механизации и автоматизации производства, тем выше должен быть этот уровень. С точки зрения личностного подхода овладение знаниями, навыками и умениями рассматривается как существенно важная, но не единственная и не определяющая часть формирования специалиста. Главное — формирование личности со всеми ее мировоззренческими, идейно-политическими и нравственными качествами.
Оптимизация трудовой деятельности,
несомненно, зависит от учета личностного
фактора в производстве. Это необходимо
иметь в виду и при решении
частных инженерно-
2. Принцип активного
оператора в инженерной
Принципы инженерной психологии – основные исходные положения, определяющие ее отношение к изучению предмета своего исследования. Принципы инженерной психологии являются составной частью методологии инженерной психологии. Практическое выполнение принципов инженерной психологии способствует повышению эффективности инженерно-психологических исследований и разработок. Основными из этих принципов являются следующие.
Принцип гуманизации труда.
При решении важнейших
Принцип равенства критериев. Согласно этому принципу, деятельность человека и работа машины должны, по возможности, оцениваться с помощью одних и тех же показателей: надежности, быстродействия и др. Только при таком подходе возможно проведение анализа и оптимизации СЧМ. Это, безусловно, не отрицает возможности использования специфических для человека или машины показателей и критериев при частном анализе каждого из этих звеньев в отдельности.
Принцип комплексности. Данный
принцип рассматривается в двух
аспектах. С одной стороны, согласно
ему, конечным объектом оптимизации
при решении задач инженерной
психологии являются не характеристики
человека или машины в отдельности,
а характеристики (показатели) СЧМ
в целом. Только создание благоприятных
условий для деятельности человека
или работы машины без учета того,
каким путем это достигается,
насколько это возможно или целесообразно
с экономической и других точек
зрения, является нарушением данного
принципа. Однако выполнение данного
принципа предполагает безусловное
обеспечение допустимых норм деятельности
оператора или работы машины. С
другой стороны, реализация принципа комплексности
означает необходимость развития междисциплинарных
связей инженерной психологии, взаимодействия
ее с другими науками о человеке
и технике. Этот принцип опирается
на идеи о комплексном изучении человека
и человеческого фактора в
технике. Подчеркивая ведущее, первостепенное
значение психологической проблематики,
необходимо иметь в виду, что только
ею не исчерпываются все «
Принцип непрерывности (последовательности).
Согласно этому принципу, выполнение
инженерно-психологических
Принцип проектирования деятельности.
Проект деятельности оператора должен
выступать как основа решения
всех остальных задач построения
СЧМ. Точно так же, как при разработке
техники проектируются
Принцип активного оператора. В общем случае активность человека определена его человеческой природой, тем, что он не просто перерабатывает информацию, принимает решение, манипулирует органами управления, но обязательно действует, имеет свое личное отношение к выполненным действиям, активно стремится к цели. Поэтому, согласно данному принципу, при определении роли человека в СЧМ очень важно, чтобы он не был просто придатком машины, а осуществлял активные функции. Это обусловлено тем, что при пассивной позиции оператора его переход к активным действиям требует значительной затраты сил, однако эффективность его работы при этом может оказаться невысокой. При активной же позиции оператора эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его психофизические затраты оказываются меньшими. Поэтому уже на стадии проектирования СЧМ необходимо определить характер будущей деятельности, ее психологическую структуру, функции и уровень активности оператора.
Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко разработали принцип активного оператора, согласно которому при распределении функций между человеком и автоматом в системах управления очень важно, чтобы человек не был просто пассивным придатком машины, а осуществлял активные функции.
Уровень активности оператора может быть различным; он определяется, с одной стороны, принципами распределения функций в системе, уровнем и качественной спецификой автоматизации производства, и с другой — подготовкой оператора, сформированной в процессе обучения концептуальной моделью.
Информация о работе Тенденции развития инженерной психологии