Тенденции развития инженерной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:40, контрольная работа

Краткое описание

Ныне речь идет не только о рациональном построении отдельных средств индикации, коммуникации и управления, о разработке различных пультов, но и об инженерно – психологическом обосновании построения новых систем управления сложными производственными процессами, о разработке методов и критериев оптимизации потоков и структуры информации в этих системах; об исследовании методов и критериев оценки возможности и целесообразности автоматизации производственных функций человека и решении других важных задач.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по инженерной психологии.docx

— 39.91 Кб (Скачать)

В том же плане раскрывается динамическая картина функционирования информационных процессов на основе реализации системного подхода в разработках А. А. Крылова с учетом включения новых информационных процессов в текущий процесс, перестроек предшествующих и последующих процессов, процедур образования информационных процессов более высокого уровня. На основе «концепции включения» им предложена система частных принципов организации информационных процессов применительно к деятельности оператора: совместимости, динамизма структуры, актуализации информационных функций и др.

Видимо, в перспективе необходимо вести системные исследования процессов взаимодействия человека с техническими устройствами непосредственно в рамках эргатических систем на разных уровнях их функционирования.

Принцип комплексности исследований. Из принципа системности вытекает принцип комплексности исследований, необходимости развития междисциплинарных связей, принцип взаимодействия инженерной психологии с другими науками о человеке и технике. Этот принцип опирается на идеи и положения Б. Г. Ананьева о комплексном изучении человека и человеческого фактора.

В настоящее время возникает потребность тщательного изучения не только информационного взаимодействия, но и других аспектов функционирования систем «человек—машина», в том числе физиологических и гигиенических, входящих в состав эргономики.

На пути развития эргономики пока много трудностей, особенно методологического  характера. В самом деле, пет еще концептуального аппарата этой молодой отрасли науки, нет методов изучения взаимосвязей между ее основными компонентами, имеющими, так сказать, «разномодальный» характер; нет иерархической системы множественных критериев и т. д. Вот почему сейчас так важно интенсивное развитие составных частей эргономики, в первую очередь, ее научной основы, точнее, одной из научных основ — инженерной психологии.

В настоящее время повышение  удельного веса социальных и социально-психологических  факторов на производстве выдвигает  необходимость помимо изучения системы  «человек — техника — среда» интенсивно исследовать систему «человек — коллектив — техника — среда». На этой основе рождается новый научный комплекс — «психология управления», включающий в себя функционально-структурный анализ организационных систем и управленческой деятельности, инженерно-психологический анализ построения, эксплуатации и использования автоматизированных систем управления (АСУ) в народном хозяйстве; социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов с исследованием психологии руководства. Как видно, здесь осуществляется переход от «операторской» психологии к анализу деятельности проектировщиков и конструкторов АСУ, обслуживающего персонала этих систем.

Главное здесь — глубокое изучение психологических особенностей, структуры, механизмов управленческих процессов, управленческой деятельности в целом.

На основании первых исследований к общим психологическим особенностям этой деятельности можно отнести:

1) социотехнический характер, связанный  с руководством технико-технологическими  системами и социально-производственными организациями;

2) большое разнообразие видов  деятельности на разных уровнях управленческой иерархии и функций в пределах вида;

3) неалгоритмическнй характер деятельности, связанный нередко с недостаточной информацией, в условиях часто меняющейся, как правило, противоречивой обстановки;

4) ярко выраженную прогностическую  природу решаемых управленческих  задач;

5) дефицит времени при выполнении  управленческих операций;

6) психическую напряженность, вызываемую большой ответственностью за принимаемые решения.

Как видно, управленческая деятельность далеко выходит за рамки инженерной психологии, психологии труда и не может быть понята без социально-психологического анализа процессов управления.

В основе деятельности руководителя, несомненно, лежат эвристические принципы, ибо перебор вариантов и статистические методы здесь бессильны, или, во всяком случае, их возможности весьма ограничены. В самом деле, на современном крупном заводе месячный объем технической, экономической и учетной информации достигает более миллиона документострок, который должны «переработать» соответствующие руководители, что потребует реализации десятков и сотен миллионов арифметических, логических и «документационных» операций.

Управленческие задачи могут быть практически решены лишь при использовании  эвристических методов: упреждающего планирования; априорной информации (так называемых эвристических сведений, предписаний, рекомендаций); непрерывной оценки алгоритмов в ходе решения задач и т. д.

Короче говоря, здесь необходима реализация творческого практического  мышления. В условиях дефицита информации и времени велика роль интуиции, а в конфликтных ситуациях  — способности к так называемому  рефлексивному управлению.

Но, по-видимому, этого мало. При руководстве крупными производственно-техническими комплексами необходимо широкое использование мощного аппарата современной вычислительной техники, ибо человек, в силу своих ограничений, не способен перерабатывать огромный объем управленческой информации. Введение же дополнительных звеньев влечет за собой вторичный рост потока информации, ее возможные искажения, необходимость дополнительных согласований, запаздывания в системе в целом.

Однако до настоящего времени не до конца ясно, на каких уровнях  и в каких соотношениях необходим союз человека до ЭВМ. Известны случаи, когда АСУ не учитывают потребности и особенности пользователей ЭВМ, не преодолевают «узкие» места производства и не повышают эффективность системы в целом.

Одна из причин этого заключается, по-видимому, в том, что не создается  необходимое психологическое обеспечение  внедрения вычислительной техники, связанное с уточнением функциональных обязанностей должностных лиц в системе, с определением психологических особенностей их деятельности и уровня ответственности. Опыт свидетельствует, что при отсутствии предварительной подготовки, определенной перестройки организационных структур управления вычислительная техника используется неэффективно, так сказать с низким ккд, ибо правильно говорят, что нельзя «автоматизировать беспорядок».

Совершенно очевидно, что проблема «человек — ЭВМ» — объемная и многоплановая, имеющая технологический, экономический и другие аспекты. Среди них велика роль психологического аспекта: общепсихологического с элементами социальной психологии, инженерно-психологического, психолого-педагогического и психолого-кибернетического.

Такова краткая характеристика двух тенденций развития инженерной психологии с включением ее в более широкие комплексы наук о человеке. Предстоит большая работа по раскрытию внутренних связей между компонентами этих комплексов, по построению переходных концепций или, как говорил П. К. Анохин, «концептуальных мостов» между ними.

В плане общих задач оптимизации трудовой деятельности, в решении которых участвует и инженерная психология, большое значение имеет учет личностных факторов.

Дело в том, что в конечном счете дисциплина и производительность труда, эффективность производства в целом зависят от уровня социальной зрелости, профессиональной направленности, нравственных качеств рабочих, инженерно-технического и управленческого персонала, от их личностных свойств. Чем выше степень механизации и автоматизации производства, тем выше должен быть этот уровень. С точки зрения личностного подхода овладение знаниями, навыками и умениями рассматривается как существенно важная, но не единственная и не определяющая часть формирования специалиста. Главное — формирование личности со всеми ее мировоззренческими, идейно-политическими и нравственными качествами.

Оптимизация трудовой деятельности, несомненно, зависит от учета личностного  фактора в производстве. Это необходимо иметь в виду и при решении  частных инженерно-психологических и эргономических задач.

 

2. Принцип активного  оператора в инженерной психологии

Принципы инженерной психологии – основные исходные положения, определяющие ее отношение к изучению предмета своего исследования. Принципы инженерной психологии являются составной частью методологии инженерной психологии. Практическое выполнение принципов инженерной психологии способствует повышению эффективности инженерно-психологических исследований и разработок. Основными из этих принципов являются следующие.

Принцип гуманизации труда. При решении важнейших практических вопросов, в том числе и таких, как повышение производительности, качества и эффективности, отечественная  инженерная психология исходит прежде всего из требований, предъявляемых  человеком к технике и организации  труда, его возможностей и особенностей деятельности. Этот принцип подчеркивает также ведущую, творческую роль в  процессе труда.

Принцип равенства критериев. Согласно этому принципу, деятельность человека и работа машины должны, по возможности, оцениваться с помощью одних и тех же показателей: надежности, быстродействия и др. Только при таком подходе возможно проведение анализа и оптимизации СЧМ. Это, безусловно, не отрицает возможности использования специфических для человека или машины показателей и критериев при частном анализе каждого из этих звеньев в отдельности.

Принцип комплексности. Данный принцип рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, согласно ему, конечным объектом оптимизации  при решении задач инженерной психологии являются не характеристики человека или машины в отдельности, а характеристики (показатели) СЧМ  в целом. Только создание благоприятных  условий для деятельности человека или работы машины без учета того, каким путем это достигается, насколько это возможно или целесообразно  с экономической и других точек  зрения, является нарушением данного  принципа. Однако выполнение данного  принципа предполагает безусловное  обеспечение допустимых норм деятельности оператора или работы машины. С  другой стороны, реализация принципа комплексности  означает необходимость развития междисциплинарных  связей инженерной психологии, взаимодействия ее с другими науками о человеке и технике. Этот принцип опирается  на идеи о комплексном изучении человека и человеческого фактора в  технике. Подчеркивая ведущее, первостепенное значение психологической проблематики, необходимо иметь в виду, что только ею не исчерпываются все «человеческие» проблемы, возникающие при анализе, изучении и оптимизации СЧМ. В  связи с этим возникает необходимость  тщательного изучения не только информационного  взаимодействия, но и других аспектов функционирования СЧМ, в частности  антропометрических, гигиенических, физиологических  и т. п.

Принцип непрерывности (последовательности). Согласно этому принципу, выполнение инженерно-психологических требований должно быть обеспечено на всех этапах существования СЧМ: проектирования, производства, эксплуатации. Выполнение этих требований есть не одноразовое мероприятие, а непрерывный процесс оптимизации основных характеристик СЧМ.

Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности оператора должен выступать как основа решения  всех остальных задач построения СЧМ. Точно так же, как при разработке техники проектируются технические  устройства, при разработке СЧМ необходимо спроектировать деятельность человека, который будет пользоваться этими  устройствами. Более того, сами эти  устройства (средства отображения информации, коммуникации, ввода информации в  машину и т. п.) должны разрабатываться  на основе и с учетом проекта будущей  деятельности человека. К техническим  устройствам нужно подходить  как к средствам облегчающим  деятельность человека.

Принцип активного оператора. В общем случае активность человека определена его человеческой природой, тем, что он не просто перерабатывает информацию, принимает решение, манипулирует органами управления, но обязательно  действует, имеет свое личное отношение  к выполненным действиям, активно  стремится к цели. Поэтому, согласно данному принципу, при определении  роли человека в СЧМ очень важно, чтобы он не был просто придатком  машины, а осуществлял активные функции. Это обусловлено тем, что при  пассивной позиции оператора  его переход к активным действиям  требует значительной затраты сил, однако эффективность его работы при этом может оказаться невысокой. При активной же позиции оператора  эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его психофизические затраты  оказываются меньшими. Поэтому уже  на стадии проектирования СЧМ необходимо определить характер будущей деятельности, ее психологическую структуру, функции  и уровень активности оператора.

Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко разработали принцип активного оператора, согласно которому при распределении функций между человеком и автоматом в системах управления очень важно, чтобы человек не был просто пассивным придатком машины, а осуществлял активные функции.

Уровень активности оператора  может быть различным; он определяется, с одной стороны, принципами распределения  функций в системе, уровнем и  качественной спецификой автоматизации  производства, и с другой — подготовкой  оператора, сформированной в процессе обучения концептуальной моделью.

Информация о работе Тенденции развития инженерной психологии