Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:40, контрольная работа
Ныне речь идет не только о рациональном построении отдельных средств индикации, коммуникации и управления, о разработке различных пультов, но и об инженерно – психологическом обосновании построения новых систем управления сложными производственными процессами, о разработке методов и критериев оптимизации потоков и структуры информации в этих системах; об исследовании методов и критериев оценки возможности и целесообразности автоматизации производственных функций человека и решении других важных задач.
1. Состояние и тенденции развития инженерной психологии
1.1 Общая характеристика современного этана инженерной психологии
Современный этап инженерной психологии связан с необходимостью проектирования, эксплуатации и применения больших автоматизированных систем контроля и управления на основе всестороннего учета человеческого фактора.
Ныне речь идет не только о рациональном построении отдельных средств индикации, коммуникации и управления, о разработке различных пультов, но и об инженерно – психологическом обосновании построения новых систем управления сложными производственными процессами, о разработке методов и критериев оптимизации потоков и структуры информации в этих системах; об исследовании методов и критериев оценки возможности и целесообразности автоматизации производственных функций человека и решении других важных задач.
На современном уровне научно – технического прогресса происходит резкое усложнение технических средств, объединение их в системы и комплексы, в которых роль человеческого фактора неизменно возрастает вследствие повышения ответственности функций операторов. Прогнозирование развития систем «человек – машина» дает основание полагать, что в настоящее время на ближайшие десятилетия основное значение будут приобретать исследования, связанные с инженерно-психологическим проектированием, с определением путей и средств оптимального взаимодействия человека и современной техники. Причем намечается своеобразное усиление психологической ориентации в инженерно – психологических исследованиях.
В настоящее время в центре внимания инженерной психологии находится углубленная разработка ее методологических и методических основ.
Многими научными коллективами ведутся исследования по следующим основным направлениям — определение роли и места человека в современном производстве;
— выявление систематики и
— создание теоретических основ
инженерно-психологических
— разработка методологии проектирования и эксплуатации систем «человек—машина»;
— анализ принципиальных возможностей, путей и ограничений формализации в инженерной психологии и т. д.
(Основной предмет
Инженерная психология опирается
на ряд частных концепций, среди которых
существенное значение имеет гипотеза
иерархической организации деятельности
оператора, с выделением системного и
операционально-
Среди других теоретических разработок, вносящих определенный вклад в инженерную психологию, следует отметить гипотезу оперативного образа, выдвинутую Д. А. Ошаниным, концепцию «включения» А. А. Крылова. В настоящее время в Институте психологии АН СССР развиваются структурно-эгристический подход к исследованию информационных процессов, включая процедуры принятия решения структурно-психологический метод синтеза информационных систем и концепция индивидуально-адаптивных систем информационного взаимодействия (систем «гибридного интеллекта») Интересна антропоцентрическая концепция системы «человек — машина», предложенная Б. Ф. Ломовым. Согласно этой концепции человек рассматривается как особое звено в системе, а машина — как средство, включенное в деятельность человека.
За последние годы выполнен ряд оригинальных разработок в области «системно-технической» инженерной психологии Д. И. Агейкиным, В. М. Ахутиным, В. Ф. Вендой, А. И. Губннским, В. Г. Денисовым, В. И. Николаевым О. В. Роижиным, П. Я. Шлаеном и другими. Многие из указанных разработок связаны с инженерно-психологическим обеспечением автоматизированных систем управления (АСУ).
В некоторых работах мы встречаемся с попыткой расчленить рассматриваемую науку на собственно инженерную психологию — теорию, выполняющую методологические функции в части исследования общего содержания предмета, эмпирического знания, языковых построений и т. д., и инженерно-психологическое проектирование индивидуальной деятельности со своим методическим аппаратом. В качестве объектов этой ветви инженерной психологии выступает как проектировочная, так и проектируемая деятельность.
Ряд работ посвящен исследованию процессуальных аспектов инженерной психологии.
Большое внимание в настоящее время
уделяется определению
И это не случайно, ибо развитие инженерной психологии невозможно без развития общей психологии и ее отраслей. Известно, что ныне психология представляет собой весьма разветвленную систему, включающую более 30 специальных дисциплин, многие из которых связаны с решением прикладных инженерных задач. В самом деле, общая психология, психофизиология занимается изучением процессов, свойств, состояний человека. Экспериментальная психология разрабатывает теорию, принципы и методы проведения и обработки экспериментальных исследований. Дифференциальная психология занимается анализом индивидуальных особенностей людей; социальная психология — изучением проблем совместимости, коллективной деятельности, группового поведения и т. п. Особенно велика для инженерной психологии роль психологии труда и педагогической психологии, обеспечивающих оптимизацию «человеческой составляющей» в системе «человек—машина».
Вместе с тем инженерная психология тесно связана с техническими н математическими науками.
Прежде всего следует отметить
ее взаимосвязи с кибернетикой и
системотехникой, новым научным
направлением, находящимся в стадии
формирования. В настоящее время
под системотехникой понимается
техническая наука об общих принципах
создания, совершенствования и
С эксплуатационной точки зрения инженерная психология дает теоретическое и методологическое обоснование научной организации труда и в этом смысле может рассматриваться как ее существенная часть.
Несомненно, инженерно-психологические исследования оказали и оказывают свое влияние на общую психологию по принципу реализации обратной связи. Происходит критическое переосмысливание многих концепций, вопросов, относящихся к проблемам психических процессов, функций и состоянии человека с позиций системного подхода. Последний приобретает здесь, по выражению Д. А. Ошанина, характер «структурного функционализма», требующего описания психических функции исходя из конкретного психологического анализа деятельности человека-оператора. В результате вскрываются внутренние связи как между компонентами изучаемых психических явлений, так и между ними и управляющими действиями с их количественной оценкой.
Практика свидетельствует о
том, что в результате подобного
подхода удалось раскрыть ряд
новых закономерностей в
В настоящее время наблюдается определенный сдвиг и в области методических основ инженерной психологии на базе использования достижений экспериментальной психологии, а именно: внедряются методы планирования эксперимента; обогащается арсенал экспериментальных методик, в том числе направленных на микроструктурный анализ психических процессов; вводится управляемый эксперимент; шире используется вычислительная техника и т. д.
Конечно, в области инженерно-
Эксперимент в инженерной психологии тесно связан с использованием математического аппарата.
«Математизация» инженерной психологии ведется в настоящее время весьма интенсивно, однако это дело требует внимательного подхода. В последнее время математические модели тех или иных психических процессов и систем «человек — машина» продуцируются десятками, если не сотнями ежегодно, но порой моделирование превращается в игру математическими символами, за которыми нет реальности. К сожалению, многие модели, используемые в инженерной психологии, независимо от применяемого математического аппарата описывают лишь оперативные характеристики системы (распределение временных затрат, ошибок и т. д.) на выходе и не раскрывают процедуру функционирования системы.
Специальные исследования и обсуждение их результатов на семинаре «Психология и технический прогресс» в Институте психологии АН СССР (1973—1974) позволяют сделать следующие выводы.
а) При формализации информационных
процессов необходимо исходить из психологического
анализа процессов с
б) При выборе конкретных методов формализации следует исходить из их адекватности психическим процессам, что часто не делается.
в) В основу формализации должны быть положены так называемые продуктивные модели, непротиворечивые в рамках моделируемых процессов, способные вписаться в более общую модель и быть основой для детализации частных моделей, позволяющие выявлять новую информацию о структуре моделируемых процессов, обладать прогностической ценностью.
Конечно, по различным вопросам теории и практики инженерной психологии существуют различные взгляды, подходы, концепции. Но, несмотря на это, сейчас можно говорить о некоторых общих принципах. Среди них особенно важны принципы системного подхода и комплексности исследований.
1.2. О некоторых принципах инженерной психологии
Принцип системного подхода. В диалектико-
К инженерно-психологическим явлениям и процессам полностью приложимы некоторые требования системного подхода, сформулированные Б. Ф. Ломовым.
Действительно, процессы, протекающие
в системах «человек— машина», представляют
собой многомерные и
В самом деле, процесс подготовки и принятия решения в системе приема и переработки информации может рассматриваться с разных сторон: и как нейрофизиологический акт, и как некоторое действие, и как сложный в психологическом отношении творческий процесс, н как социально-психологическое образование со своими параметрами. Причем каждый такой срез имеет, по-видимому, многоуровневый характер.
Проведенные исследования показали, что структура и механизмы процесса принятия решения не являются стабильно-универсальными на разных уровнях психической регуляции деятельности. Они изменяются при переходе от перцептивно-опознавательного уровня к рече-мыслнтельному, ибо каждый из них представляет собой качественно своеобразное структурно-системное образование. Есть некоторые основания предполагать, что главное здесь заключается в переходе от перебора и выбора гипотез к построению системы гипотез; от стратегий преобразования задачи (ее признаков) к стратегиям декомпозиции и обращения задачи; к процедурам информационной подготовки решения.
Информация о работе Тенденции развития инженерной психологии