Тенденции развития инженерной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:40, контрольная работа

Краткое описание

Ныне речь идет не только о рациональном построении отдельных средств индикации, коммуникации и управления, о разработке различных пультов, но и об инженерно – психологическом обосновании построения новых систем управления сложными производственными процессами, о разработке методов и критериев оптимизации потоков и структуры информации в этих системах; об исследовании методов и критериев оценки возможности и целесообразности автоматизации производственных функций человека и решении других важных задач.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по инженерной психологии.docx

— 39.91 Кб (Скачать)

 

1. Состояние и тенденции развития инженерной психологии

 

1.1 Общая характеристика современного этана инженерной психологии

Современный этап инженерной психологии связан с необходимостью проектирования, эксплуатации и применения больших автоматизированных систем контроля и управления на основе всестороннего учета человеческого фактора.

Ныне речь идет не только о рациональном построении отдельных средств индикации, коммуникации и управления, о разработке различных пультов, но и об инженерно – психологическом обосновании построения новых систем управления сложными производственными процессами, о разработке методов и критериев оптимизации потоков и структуры информации в этих системах; об исследовании методов и критериев оценки возможности и целесообразности автоматизации производственных функций человека и решении других важных задач.

На современном уровне научно – технического прогресса происходит резкое усложнение технических средств, объединение их в системы и комплексы, в которых роль человеческого фактора неизменно возрастает вследствие повышения ответственности функций операторов. Прогнозирование развития систем «человек – машина» дает основание полагать, что в настоящее время на ближайшие десятилетия основное значение будут приобретать исследования, связанные с инженерно-психологическим проектированием, с определением путей и средств оптимального взаимодействия человека и современной техники. Причем намечается своеобразное усиление психологической ориентации в инженерно – психологических исследованиях.

В настоящее время в центре внимания инженерной психологии находится углубленная разработка ее методологических и методических основ.

Многими научными коллективами ведутся  исследования по следующим основным направлениям — определение роли и места человека в современном производстве;

— выявление систематики и типологии  комплексов «человек— машина»;

— создание теоретических основ  инженерно-психологических исследований с учетом влияния определенных факторов на решение инженерно-психологических задач;

— разработка методологии проектирования и эксплуатации систем «человек—машина»;

— анализ принципиальных возможностей, путей и ограничений формализации в инженерной психологии и т. д.

(Основной предмет исследований  инженерной психологии — процессы, и структура информационного  взаимодействия человека и технических  устройств, в том числе процессы  приема, переработки, хранения информации человеком, принятия решения и психической регуляции управляющих действий).

Инженерная психология опирается на ряд частных концепций, среди которых существенное значение имеет гипотеза иерархической организации деятельности оператора, с выделением системного и операционально-психологического уровней, разработанная                         В. П. Зинчепко, Г. М. Зараковским и В. И. Медведевым. Концепция опирается на общую теорию деятельности А. Н. Леонтьева. Важное значение для теории инженерной психологии имеет принцип активного оператора, предложенный Н. Д. Заваловой и В. А. Пономаренко. Суть принципа заключается в том, что человек, перерабатывая информацию и принимая решение, обязательно имеет в виду конечную цель своего взаимодействия с машиной и сознательно стремится к ней.

Среди других теоретических разработок, вносящих определенный вклад в инженерную психологию, следует отметить гипотезу оперативного образа, выдвинутую Д. А. Ошаниным, концепцию «включения» А. А. Крылова. В настоящее время в Институте психологии АН СССР развиваются структурно-эгристический подход к исследованию информационных процессов, включая процедуры принятия решения структурно-психологический метод синтеза информационных систем и концепция индивидуально-адаптивных систем информационного взаимодействия (систем «гибридного интеллекта») Интересна антропоцентрическая концепция системы «человек — машина», предложенная Б. Ф. Ломовым. Согласно этой концепции человек рассматривается как особое звено в системе, а машина — как средство, включенное в деятельность человека.

За последние годы выполнен ряд  оригинальных разработок в области  «системно-технической» инженерной психологии Д. И. Агейкиным,                 В. М. Ахутиным, В. Ф. Вендой, А. И. Губннским, В. Г. Денисовым,                        В. И. Николаевым О. В. Роижиным, П. Я. Шлаеном и другими. Многие из указанных разработок связаны с инженерно-психологическим обеспечением автоматизированных систем управления (АСУ).

В некоторых работах мы встречаемся  с попыткой расчленить рассматриваемую  науку на собственно инженерную психологию — теорию, выполняющую методологические функции в части исследования общего содержания предмета, эмпирического знания, языковых построений и т. д., и инженерно-психологическое проектирование индивидуальной деятельности со своим методическим аппаратом. В качестве объектов этой ветви инженерной психологии выступает как проектировочная, так и проектируемая деятельность.

Ряд работ посвящен исследованию процессуальных аспектов инженерной психологии.

Большое внимание в настоящее время  уделяется определению взаимосвязей инженерной психологии с другими  отраслями психологической науки, а также биологическими, математическими и техническими науками.

И это не случайно, ибо развитие инженерной психологии невозможно без развития общей психологии и ее отраслей. Известно, что ныне психология представляет собой весьма разветвленную систему, включающую более 30 специальных дисциплин, многие из которых связаны с решением прикладных инженерных задач. В самом деле, общая психология, психофизиология занимается изучением процессов, свойств, состояний человека. Экспериментальная психология разрабатывает теорию, принципы и методы проведения и обработки экспериментальных исследований. Дифференциальная психология занимается анализом индивидуальных особенностей людей; социальная психология — изучением проблем совместимости, коллективной деятельности, группового поведения и т. п. Особенно велика для инженерной психологии роль психологии труда и педагогической психологии, обеспечивающих оптимизацию «человеческой составляющей» в системе «человек—машина».

Вместе с тем инженерная психология тесно связана с техническими н математическими науками.

Прежде всего следует отметить ее взаимосвязи с кибернетикой и  системотехникой, новым научным  направлением, находящимся в стадии формирования. В настоящее время  под системотехникой понимается техническая наука об общих принципах  создания, совершенствования и использования технических систем, требующих системного подхода к задачам, их анализа и синтеза. Очевидно, системотехническое проектирование немыслимо без учета человеческого фактора, проектирования операторской деятельности, без инженерной психологии.

С эксплуатационной точки зрения инженерная психология дает теоретическое и  методологическое обоснование научной организации труда и в этом смысле может рассматриваться как ее существенная часть.

Несомненно, инженерно-психологические исследования оказали и оказывают свое влияние на общую психологию по принципу реализации обратной связи. Происходит критическое переосмысливание многих концепций, вопросов, относящихся к проблемам психических процессов, функций и состоянии человека с позиций системного подхода. Последний приобретает здесь, по выражению Д. А. Ошанина, характер «структурного функционализма», требующего описания психических функции исходя из конкретного психологического анализа деятельности человека-оператора. В результате вскрываются внутренние связи как между компонентами изучаемых психических явлений, так и между ними и управляющими действиями с их количественной оценкой.

Практика свидетельствует о  том, что в результате подобного  подхода удалось раскрыть ряд  новых закономерностей в области  сенсорных, перцептивно-опознавательных  процессов, памяти, мышления и т. д., представляющих интерес как для  развития общей теории психологии, так и для решения прикладных задач. Приведенный выше перечень методологических и теоретических вопросов может быть продолжен. Разумеется, перечисленные проблемы изучены далеко не достаточно. Но дело не в этом. Важно другое. Обозначился переход от разработки частных вопросов к исследованию более общих проблем, связанных с обобщением экспериментальных данных, разработкой теории инженерной психологии, выявлением перспектив ее дальнейшего развития.

В настоящее время наблюдается  определенный сдвиг и в области методических основ инженерной психологии на базе использования достижений экспериментальной психологии, а именно: внедряются методы планирования эксперимента; обогащается арсенал экспериментальных методик, в том числе направленных на микроструктурный анализ психических процессов; вводится управляемый эксперимент; шире используется вычислительная техника и т. д.

Конечно, в области инженерно-психологического эксперимента наряду с определенными  успехами много «белых пятен». В  частности, далеко не до конца решен  вопрос, как перейти от чисто лабораторного  эксперимента к эксперименту на реальной установке, от изолированного пульта к системе, к производственным условиям в целом. К сожалению, научно обоснованные методы подобного перехода развиты еще недостаточно. Видимо, в лабораторных экспериментах должна быть обеспечена необходимая представительность реализаций изучаемого процесса и условий его протекания. Мы полагаем, что следует проводить строго поэтапное экспериментальное исследование отдельных элементов системы; при этом требуется разумное сочетание математического моделирования и эксперимента; правильное соотношение прогноза и контроля. В принципе необходима разработка «матрицы соответствия» параметров человека многомерным пространством условий среды в широком смысле слова. Только на этой основе возможно создание индустрии эксперимента.

Эксперимент в инженерной психологии тесно связан с использованием математического аппарата.

«Математизация» инженерной психологии ведется в настоящее время  весьма интенсивно, однако это дело требует внимательного подхода. В последнее время математические модели тех или иных психических процессов и систем «человек — машина» продуцируются десятками, если не сотнями ежегодно, но порой моделирование превращается в игру математическими символами, за которыми нет реальности. К сожалению, многие модели, используемые в инженерной психологии, независимо от применяемого математического аппарата описывают лишь оперативные характеристики системы (распределение временных затрат, ошибок и т. д.) на выходе и не раскрывают процедуру функционирования системы.

Специальные исследования и обсуждение их результатов на семинаре «Психология  и технический прогресс» в  Институте психологии АН СССР (1973—1974) позволяют сделать следующие  выводы.

а) При формализации информационных процессов необходимо исходить из психологического анализа процессов с последующим  построением так называемых содержательных психологических моделей, приведенных  к виду, удобному для формального описания.

б) При выборе конкретных методов  формализации следует исходить из их адекватности психическим процессам, что часто не делается.

в) В основу формализации должны быть положены так называемые продуктивные модели, непротиворечивые в рамках моделируемых процессов, способные вписаться в более общую модель и быть основой для детализации частных моделей, позволяющие выявлять новую информацию о структуре моделируемых процессов, обладать прогностической ценностью.

Конечно, по различным вопросам теории и практики инженерной психологии существуют различные взгляды, подходы, концепции. Но, несмотря на это, сейчас можно говорить о некоторых общих принципах. Среди них особенно важны принципы системного подхода и комплексности исследований.

 

1.2. О некоторых принципах инженерной психологии

Принцип системного подхода. В диалектико-материалистической философии получил глубокую разработку системный подход к анализу явлений  в природе и обществе. Сущность такого подхода раскрыта в работе В. П. Кузьмина. Весьма актуально его применение к исследованиям систем «человек — машина». Дело в том, что человек-оператор, будучи сам специфической сложной системой, функционирует в системе, состоящей из ряда подсистем, со сложными взаимосвязями между ними.

К инженерно-психологическим явлениям и процессам полностью приложимы некоторые требования системного подхода, сформулированные Б. Ф. Ломовым.

Действительно, процессы, протекающие  в системах «человек— машина», представляют собой многомерные и многоуровневые образования. Это можно показать на примере исследования процессов принятия решения.

В самом деле, процесс подготовки и принятия решения в системе приема и переработки информации может рассматриваться с разных сторон: и как нейрофизиологический акт, и как некоторое действие, и как сложный в психологическом отношении творческий процесс, н как социально-психологическое образование со своими параметрами. Причем каждый такой срез имеет, по-видимому, многоуровневый характер.

Проведенные исследования показали, что структура и механизмы процесса принятия решения не являются стабильно-универсальными на разных уровнях психической регуляции деятельности. Они изменяются при переходе от перцептивно-опознавательного уровня к рече-мыслнтельному, ибо каждый из них представляет собой качественно своеобразное структурно-системное образование. Есть некоторые основания предполагать, что главное здесь заключается в переходе от перебора и выбора гипотез к построению системы гипотез; от стратегий преобразования задачи (ее признаков) к стратегиям декомпозиции и обращения задачи; к процедурам информационной подготовки решения.

Информация о работе Тенденции развития инженерной психологии