Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:29, контрольная работа
Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Как правильно составить официальное письмо или приглашение, принять партнера и провести переговоры с ним, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество? Всем этим вопросам во многих странах уделяется очень большое внимание. Особое значение деловое общение имеет для людей, занятых бизнесом. Во многом от того, насколько они владеют наукой и искусством общения, зависит успех их деятельности. На Западе соответствующие учебные курсы есть практически в каждом университете и колледже, издается множество научной и популярной литературы.
Введение
1. Технология делового общения:
1.1. Общая характеристика переговоров, их основные стадии
1.2. Основные этапы переговоров и способы подачи позиции
1.3. Подходы и типы поведения на переговорах
1.4. Некоторые принципы взаимодействия с партнером
2. Психология делового общения:
2.1. Шесть правил влияния на людей
2.2. Психологические приемы формирования аттракции
2.3. Практические рекомендации по ведению переговоров
Заключение
Приложение. Инструкция участнику переговоров
Этот
прием часто приводит к отрицательным
последствиям. Подобное поведение вызывает
недоверие, да и современные методы оценки
потенциала сторон оставляют мало возможностей
для его использования.
Другой
прием, близкий к описанному - "расстановка
ложных акцентов в собственной позиции"
и как один из вариантов этого
приема - внесение явно неприемлемых для
партнера предложений. Этот тактический
прием заключается в том, что демонстрируется,
например, крайняя заинтересованность
в решении какого-либо вопроса, хотя на
самом деле этот вопрос является второстепенным
для данного участника переговоров. Мотивы
такого поведения могут быть различными.
Иногда это делается непосредственно
для торга: вопрос в дальнейшем снимается,
чтобы получить необходимые решения по
другому, более важному вопросу.
Прием
"вымогательства" также близок
к только что описанным приемам завышения
начальных требований и расстановке ложных
акцентов. Различия скорее в том, когда
эти приемы используются. Если применение
первых двух наиболее характерно для начала
переговоров, то вымогательство обычно
используется в конце, когда стороны подошли
к подписанию договоренностей. Иногда
этот прием называется "выдвижением
требований в последнюю минуту", поскольку
нацелен именно на завершающий этап переговоров.
Одна из сторон в конце переговоров, когда
практически становится очевидным успешное
их завершение, вдруг выдвигает новые
требования. При этом она исходит из того,
что ее партнер, будучи крайне заинтересованным
в подписании достигнутых договоренностей,
пойдет на уступки. Последствия такого
поведения достаточно очевидны. Конечно
в этом случае, можно получить некие уступки
от партнера. Но какими будут после завершения
переговоров отношения между их участниками
представить не трудно. Более того, репутация
в современном деловом мире значит порой
значительно больше, чем получение конкретных
прибылей и преимуществ.
В
более широком контексте прием
"вымогательства" по своей природе
близок другому приему - "постановке
партнера в безвыходную ситуацию".
Довольно образно этот прием описан
американским исследователем - Т.Шеллингом.
Два грузовика мчатся навстречу друг другу
по узкой дороге. Приблизившись, один водитель
на глазах у другого выбрасывает свой
руль в окно. У второго водителя два возможных
варианта поведения: либо съехать на обочину,
либо врезаться в него. Разумеется, первый
водитель может и добиться уступки, но
он, с одной стороны, рискует причинить
себе значительный ущерб в случае столкновения,
с другой - вызывает отрицательную оценку
своего поведения с этической точки зрения.
На переговорах - поставить партнера в
безвыходную ситуацию – это, вероятнее
всего, риск сорвать их. Соглашение же,
полученное таким путем, вряд ли будет
прочным. В лучшем случае можно добиться
каких-то временных уступок, но не обойдутся
ли они потом втридорога?
Довольно
часто в рамках концепции торга,
кроме вымогательства и постановки партнера
в безвыходную ситуацию, используются
другие приемы, связанные с оказанием
на него давления. Один из них - "ультимативность
требований": либо вы соглашаетесь на
наше предложение, либо мы уходим с переговоров.
Понятно, что разговор с помощью ультиматума
- это уже не переговоры, а попытка решить
проблему в одностороннем порядке. Другой
тактический прием - "угроза". В принципе
отличие этих двух приемов состоит в том,
что, если первый относится к предложениям,
то угрозы могут быть выдвинуты по любому
поводу.
"Выдвижение
требований по возрастающей."
Видя, что партнер соглашается
с вносимыми предложениями,
Еще
один прием - "салями". Он состоит
в том, что информация о собственных
интересах, оценках и т.д. дается
очень маленькими порциями по принципу
нарезания колбасы салями - отсюда и название.
Смысл приема в том, чтобы заставить партнера
первым "раскрыть свои карты", а там
уже в зависимости от этого соответствующим
образом действовать. Применение этого
приема оборачивается искусственным затягиванием
переговоров в ущерб делу.
"Дача
заведомо ложной информации
Назовем
еще два приема. Один из них - "отказ
от собственных предложений", когда
партнер готов пойти на их принятие.
Цели здесь могут быть различными:
и затягивание переговоров, и
попытка "выторговать побольше",
и нежелание вообще чего-либо решать с
помощью переговоров. Другой тактический
прием - "двойное толкование". Он предполагает
следующее. Стороны в результате переговоров
выработали некий документ. При этом одна
из сторон "заложила" в формулировки
двойной смысл, который не был замечен
ее партнером, с тем, чтобы трактовать
соглашение в своих интересах, якобы не
нарушая его. Понятно, что подобное поведение
может нести в себе весьма большую опасность.
При
ориентации на дружеский подход (что
все же бывает редко) характерно принятие
практически любых предложений партнера,
значительные уступки, при которых ничего
не требуют взамен, "прямое открытие
позиций".
При
реализации сторонами партнерских
отношений центральным звеном становится
совместный анализ проблемы, совместное
творчество. Чем полнее и глубже будет
проанализирована проблема, тем больше
шансов найти разрешение имеющих место
противоречий. Поэтому любые действия,
направленные на изучение проблемы, играют
положительную роль. Информация о положении
дел должна быть доступна участникам переговоров.
При ориентации на совместный с партнером
анализ проблемы надо высказать свою точку
зрения, выслушать партнера, сопоставить
их.
В
большинстве случаев начинать целесообразно
с анализа общих интересов и моментов,
а через них выходить на определение возможной
общей зоны решения. Даже если стороны,
вступившие в переговоры, находятся в
состоянии конфликта, необходимо постараться
избежать подчеркивания различия на начальном
этапе ведения переговоров.
Одной
из продуктивных тактик ведения переговоров
может быть "постепенное повышение
сложности обсуждаемых
К
изложенному приему примыкают действия,
направленные на "поиск общей
зоны решения", т.е. стороны сначала
приходят к согласию относительно содержания
совместного документа, иными словами
определяется зона возможных решений
или по определению американских исследователей
У.Зартмана и М.Бермана "общая формула
решений". Итак, достигнув договоренности
по принципиальным вопросам, стороны отрабатывают
детали соглашения. Такое двухступенчатое
ведение переговоров позволяет значительно
экономить время.
Заслуживает
одобрения разработка и внесение
таких предложений, которые бы способствовали
реализации обоюдных интересов, т.е. предложений,
на которые партнер мог бы ответить
утвердительно. Иногда, партнер по переговорам
согласен с существом предложений, но
находит сами формулировки неприемлемыми.
Конечно,
совместный анализ разногласий не предполагает
обмен одними комплиментами. Возможны
и необходимы возражения. Однако их
смысл принципиально отличен
от разногласий в условиях торга. Там
возражения - один из инструментов манипулирования
поведением партнера, здесь - инструмент
анализа проблемы. Важна форма изложения
возражений. Они должны быть хорошо аргументированы
и ориентированы не на защиту собственной
позиции, а на поиск согласования интересов.
В
ходе переговоров бывает полезно "разделить
проблему на отдельные составляющие",
а не пытаться сразу решить проблему.
Разложив проблему, участники переговоров
смотрят, возможно ли достижение договоренности
по каждому элементу. Если - нет, то может
быть целесообразно вынести некоторые
из них "за скобки", иными словами
- не рассматривать. Конечно, в этих условиях
не будет достигнуто всеобъемлющего соглашения.
Однако в целом ряде случаев наличие такого
частичного соглашения будет значительным
шагом вперед по сравнению с отсутствием
какой бы то ни было договоренности.
Иногда
действия партнера нельзя отнести к
тому или иному подходу. Похожие
внешне они могут иметь различный
смысл. В качестве примера может
быть приведен хорошо известный прием
"пакетирования", когда несколько
предложений или вопросов увязываются
и предлагаются к рассмотрению в виде
"пакета", т.е. обсуждению подлежат
не отдельные предложения или вопросы,
а их комплекс. В процессе переговоров
используются два вида "пакета", но
один из них отражает концепцию торга,
другой - совместный с партнером анализ
проблемы.
Использование
"пакета" в рамках торга предполагает
увязывание привлекательных и
Иногда
"пакет" возникает в результате
дискуссии, или предлагается в начале
переговоров, если стороны хорошо знают
позиции друг друга. "Пакет", обсуждаемый
с партнером, предполагает размен уступок
и увязку его в "пакете".
Другой
прием характерен для многосторонних
переговоров и предполагает разработку
"блоковой тактики", заключающейся
в согласовании действия с партнерами,
выступающими единым блоком. При большом
числе сторон, участвующих в переговорах,
сначала предлагается найти решения для
части из них и тем самым облегчить поиск
конечного решения. В других случаях этот
прием используется в прямо противоположных
целях, а именно: не дать провести решение
путем, например, выдвижения альтернативного
предложения от блока.
Приведенные
примеры показывают, что внешне одинаковые
действия для участников переговоров
могут иметь различный смысл. Если партнер
прибегает к подобным действиям, то необходимо
прежде всего понять, какие цели он при
этом преследует.
Как
быть, если партнер использует различного
рода "грязные уловки", недозволенные
приемы? Это один из основных и, пожалуй,
наиболее сложных вопросов, с которыми
сталкиваются участники переговоров.
Одно из основных правил при ведении переговоров
с партнером, применяющим подобного рода
приемы, - не отвечать взаимностью. Второе,
что имеет смысл сделать - это проанализировать
причины, по которым партнер ведет себя
"недостаточно честно". В зависимости
от результатов анализа следует в дальнейшем
строить и свою линию поведения. Возможно
в данной ситуации целесообразно обратиться
к иной альтернативе и решать проблему
либо на односторонней основе, либо совместно
с другим партнером. При этом не стоит
резко прерывать переговоры. Поведение,
ориентированное на "хлопанье дверьми",
не лучший выход из данной ситуации. Оно
осложняет в дальнейшем продолжение диалога.
Наиболее
разумное поведение в условиях конфронтационного
подхода - попытаться изменить игру, показав,
что в интересах обеих сторон
отказаться от концепции торга и
направить совместные усилия на поиск
решения проблем. Делать это необходимо
без излишних демонстраций, рационально
и аргументировано.
1.4.
Некоторые принципы
взаимодействия с
партнером
Несмотря
на то, что переговоры могут выполнять
разные функции, использовать их все
же лучше по назначению, то есть для
решения проблем. Другие функции
могут быть реализованы иными средствами.
Даже для обмена мнениями, точками зрения,
взглядами целесообразнее использовать
не переговоры, а консультации, встречи.
Это сразу ориентирует партнера на то,
что в данном случае не предполагается
принятия совместного решения. Если же
в рамках консультаций намечается выход
на договоренности, диалог может быть
продолжен в форме переговоров.
Когда
необходимость совместного с
партнером принятия решения достаточно
очевидна и стороны согласились
вступить в переговоры, лучше постараться
отойти от конфронтационного типа взаимодействия.
В этом случае найденное решение может
быть значительно полнее и в большей степени
отвечать интересам обеих сторон. Поскольку
на односторонней основе это сделать практически
невозможно, то и во время подготовки и
особенно при ведении переговоров необходимо
показать партнеру целесообразность именно
такого подхода, его взаимную выгоду. Какие
принципы здесь могут быть использованы?