Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:46, курсовая работа
Постоянное возрастание доли пожилых во всём населении становится
влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых
стран.
Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи
здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение
Введение 3
1 Проблемы пожилых людей 5
1.1 Пожилые люди как социальная общность 5
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема 13
2 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста 20
2.1 Система учреждений социального обслуживания 20
2.2 Беседа с клиентом 25
2.3 Оценочный анализ и ведение записей 30
Заключение 35
Список использованных источников 37
периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных
выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной
поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических
жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими
условиями.
Таким образом,
наряду с предоставлением
обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения;
услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное
значение придается новым формам экстренной социальной помощи
нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.
Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя
пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и
инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения;
протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.
Социальное обеспечение осуществляется государственными органами,
предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной
платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не
трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень
распространена в западных странах.
В 1995 г. в системе
социальной защиты нашей
стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700
центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому,
а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической,
экстренной психологической помощи и т.д.) [3, с.65].
Наиболее развитая сеть социального обслуживания в Челябинской,
Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.
Автор предлагает рассмотреть содержание работы Центра социального
обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов) [3, с.68]. В него,
как правило, входит несколько отделений. В отделении дневного пребывания
(рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов)
организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено
участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных
хозяйствах.
Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15
человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные
мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях
круглосуточного содержания.
В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120
человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или
временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров
и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной
основе).
Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи
на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в
надомном обслуживании.
Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания
предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро
нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое
оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья;
оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону
доверия»: оказание юридической помощи в пределах своей компетенции;
оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными
особенностями.
Существенное значение
в условиях кризисной
адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь
наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше
80 лет.
Социологические исследования в нашей стране показали, что основными
направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению)
являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения,
развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для
престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.
Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших
направлений социального обеспечения в современных государствах.
Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание
престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к
самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой,
различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым
людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение
некоторых гигиенических процедур.
Для решения этих
проблем архитекторами,
давно определены перспективные направления разработки и выпуска
соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:
- автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать
операции по приготовлению пищи;
- системы подъемников для ухода за лежачими больными и оказания им
санитарно-гигиенической
- специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом
возрастной специфики
нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного
возраста и повышающих безопасность бытовых операций;
- системы поручней и опорных скоб для принятия старым человеком ванны;
- специальных подставок, облегчающих надевание обуви;
- пологих пандусов вместо порогов и т. п. [3, с.121]
Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они
реализуются крайне неудовлетворительно
С 1986 года в
нашей стране начали
социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений
социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения
— отделения дневного пребывания.
Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров
досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или
одиноки [3, с.126]. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут
приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут
иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно
проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях,
получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную
медицинскую помощь.
Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым
людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение
существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично
утраченного в связи с выходом на пенсию.
Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для
престарелых, поскольку эти учреждения имеют такую материально-техническую
базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее
оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.
Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения
в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за
питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости
от размера получаемой пенсии.
При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация
посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако
положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения
пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться
услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности
пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших
заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны
сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение
года все желающие могли посещать центр два и более раз.
В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их
семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному
передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского
учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.
В отделении выделяются
помещения для кабинета
помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.
Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России
службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание
прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное
участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе,
подготовке которых в
2.2 Беседа с клиентом
Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать
социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа
с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение)
или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам,
сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и
пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е.
мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и
терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем,
как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные
чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые
послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.
К основным навыкам, необходимым для введения беседы, относятся такие
10 принципов [13, с.122]. Вначале информировать клиента о продолжительности
беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться
быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу;
постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения
суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки
социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале
избегать вопросов, на которые можно ответить "да"или "нет"; не говорить, не
домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться
справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент
напряженно думает).
Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой,
как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях,
обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь
четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-
встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при
этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.
В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже
отрицание их может дать работнику какой-то "ключ". Надо обращать внимание
на несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек
может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или что
клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.
Беседа-интервью
социального работника
тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели,
временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или
отрицательное развитие взаимоотношений [13, с.125]. Рассмотрим последние
аспект подробнее. Первая встреча социального работника и клиента помимо
чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление
заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный
работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселить в
клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы
и формы работы [13, с.125]. Если не принимать эти факторы во внимание, то
управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается
негативная реакция со стороны клиента.
Иногда социальные работники переживают, что порой они сталкиваются с
необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы сказать, какая помощь
им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее. Одной из причин этого
Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми