Связь права и морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:09, реферат

Краткое описание

Цель моей работы – выявить связь права и морали, каждую сторону двух многогранных явлений. Для достижения этой цели я постараюсь разрешить следующие задачи:
- изучить общие положения о праве и морали, а именно дать понятие категориям право и мораль, а также обозначить их сущность;- раскрыть вопрос о соотношении права и морали в их единстве, различие, взаимодействии и противоречии.
- установить причины проблем, возникающих при соотношении права и морали.

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 53.88 Кб (Скачать)

В-пятых, это духовно-нравственный срез, отражающий духовное состояние общества, моральные качества его граждан, морально-политический климат, воспитанность людей, доминирующие мотивы и нормы их поведения и деятельности, обычаи и традиции населения.

Представленная здесь  структура позволяет всесторонне  исследовать человеческий фактор и  выяснить не только позитивную, разумную, конструктивную его сторону, а рассмотреть его во всем многообразии противоречий, выявить слабые стороны каждого из срезов и определить пути их устранения, активизировать и эффективно использовать положительные проявления человеческого фактора. Недооценка любого из аспектов (срезов) человеческого фактора неизбежно сказывается на функционировании других срезов и всего фактора в целом и может привести по существу к его параличу или дисгармонии.

Вычленение пяти срезов в  человеческом факторе, конечно, весьма условно и к тому же в данном виде, пожалуй, недостаточно отражает его деятельную сущность, что отличает понятие «фактор» от понятия «потенциал». Однако такой подход позволяет выявить резервы реальной возможности человеческого фактора, условия его активизации, возможности управления им.

Как видно из анализа человеческого  фактора, одной из его сторон является моральный фактор (духовно-нравственный срез), который выступает интегрирующим  элементом человеческого фактора, поскольку зависит (по существу) от состояния всех иных его элементов (срезов) и в то же время и сам  оказывает на них заметное влияние, играя роль посредника между проявлениями других элементов человеческого  фактора. Последнее объясняется сущностью морали, призванной согласовывать интересы и действия личности, социальных и профессиональных групп, общества в целом, а также тем, что человеческий фактор проявляется как на личностном уровне, так и на уровне социальных общностей (класс, нация, социальная группа, профессиональная группа). Стало быть, моральный фактор играет опосредующую роль между этими проявлениями человеческого фактора. Как связующее звено моральный фактор "переводит" состояние той или иной социальной общности или группы в состояние личности и в определенной мере осуществляет обратный процесс.

Например, господствующие в  обществе идеологические или религиозные  воззрения не могут не накладывать  отпечаток на нравственное сознание его граждан (даже тех, кто их не разделяет). Точно так же социальные потрясения, конфликты, борьба интересов различных сил и корпораций отражаются на конкретной личности через моральный фактор той или иной профессиональной группы, социальной общности, либо общества в целом. И напротив, моральное состояние личности через моральное состояние общности, или группы, в которую личность входит, оказывает влияние на процессы, происходящие в обществе, ускоряя или замедляя их.

При определении сущности морального фактора надо учитывать: во-первых, его активную, деятельную природу, что отличает его от морального потенциала; во-вторых, элементы, его образующие; в-третьих, направленность морального фактора, которая может быть как конструктивной, так и деструктивной; в-четвертых, то, что он только часть духовной сферы.

Исходя из названных посылок, моральный фактор можно представить  в лаконичной форме как проявление на практике моральной стороны духовных сил общества, какого-либо его социального образования, профессиональной группы или отдельной личности.

Поскольку моральный фактор – явление объективно-субъективное, постольку им можно управлять, его  можно целенаправленно формировать, исходя из состояния общества, общественных потребностей и возможностей, содержания и характера предстоящих или решаемых обществом задач.

Моральный фактор может тем  больше выполнять свою конструктивную роль, чем большей свободой обладает общество и личность. С возрастанием свободы объективно возрастает и моральная ответственность граждан, а вместе с ней – и значимость моральных регуляторов поведения и деятельности людей. Однако такая взаимосвязь свободы и моральной ответственности не осуществляется адекватно и автоматически.

Обладая относительной самостоятельностью, моральный фактор способен в известной мере воздействовать на личность, не согласуясь с общим состоянием и тенденциями развития общества, нейтрализовать (как правило, временно) воздействие на людей и осознание ими негативных явлений или же в силу инерции, консервативных традиций побудить их "быть безучастными" по отношению к явлениям прогрессивным. В ряде случаев моральный фактор может даже направлять поведение и действия людей вопреки их реальным интересам и потребностям. Это обусловлено, в частности, тем, что моральный фактор содержит в себе как элемент рационального сознания, так и элементы психологии, чувственной сферы, обыденного сознания, включая и элементы подсознательного. Вот почему "наэлектризованное" общественное мнение плохо поддается рациональным доводам. В состоянии психоза всеобщего недовольства действиями властей человек порой совершает поступки, им же нередко осуждаемые впоследствии, противоречащие его личным интересам и интересам группы или всего общества – расхищение чужого имущества, противозаконным стяжательством и т.п. во всех доступных ему формах.

Как свидетельствует история, использование (а по существу эксплуатация) морального фактора исключительно  в качестве средства решения экономических, политических и иных задач, без заботы о нравственном развитии общества, если и давало эффект, то кратковременный, эфемерный, а последствия этого были трагическими: вели к духовному кризису, разочарованию в оглашаемых идеалах, падению нравов, росту узкокорыстных интересов и преступности, или краху общественной системы.

Структура морального фактора

Суть морального фактора  раскрывается при анализе его  места в системе иных социальных образований, его функций и структуры. Мораль – это одна из форм общественного сознания, и она, как и иные формы общественного сознания, имеет два уровня – теоретическое и обыденное сознание. Поэтому надо и в самом моральном факторе выделять два уровня, два тесно взаимосвязанных структурных элемента: теоретико-идеологический и обыденно-психологический.

Теоретико-идеологический уровень морального фактора – усвоенные законы и категории этики, нравственные принципы и нормы личностью, социальными и профессиональными группами, обществом в целом. Данный уровень морального фактора, как правило, отражает официальную идеологию, и в силу этого он включен в систему контролируемого государством формирования морального фактора в соответствии с состоянием общества, содержанием и характером решаемых задач. Однако официальная идеология, хотя и составляет теоретическую основу общественного сознания, отнюдь не всегда является научной и прогрессивной. При ее помощи можно манипулировать общественным сознанием, использовать моральный фактор против прогрессивных тенденций и отдельных лиц, вопреки интересам участвующих в историческом процессе людей. Этим всегда пользовались реакционные силы, целенаправленно формируя моральный фактор и используя его в своих классовых или кастовых интересах, которые по своей сути являлись враждебными основной массе населения. Не избежала этого и наша отечественная история: подобные факты имели место в процессе борьбы Сталина со своими политическими противниками, в ходе «раскулачивания», коллективизации сельского хозяйства, борьбы с «генетикой» и «кибернетикой», при попытке осуществления безрассудных проектов уничтожения природы якобы во имя высоких идеалов и целей, вроде поворотов рек и т.д. Все это порождало соответствующие установки и в сферах финансово-хозяйственной деятельности.

Теоретико-идеологический уровень  морального фактора успешно функционирует  только тогда, когда он не противоречит общественной психологии, общественному  сознанию, или же, по крайней мере, пока он не «завоюет» их. Никакая  идея не укоренится в сознании граждан, если она не получит их эмоциональной  поддержки, если элементы теоретического сознания не «сплавятся» с нравственными чувствами людей и не станут их внутренними убеждениями. Пожалуй, ни в одной из форм общественного сознания (кроме, может быть, религии) обыденное сознание не играет такой роли, как в морали. Обыденно-психологический уровень морального фактора проявляется в таких элементах, как настроения и чувства людей, традиции, обычаи, образцы, запреты. Данный уровень морального фактора, как правило, имеет локальное существование (семья, профессиональный коллектив, землячество, неформальное объединение). Он гораздо сложнее поддается контролю и управлению, в нем много непредсказуемого, случайного. Однако это вовсе не означает, что в силу данных характеристик обыденно-психологический уровень морального фактора нельзя изучать, прогнозировать, регулировать, согласовывать его с теоретико-идеологическим уровнем. Более того, в силу его своеобразия и порой решающей роли в поведении людей он заслуживает особого внимания и анализа. Недооценка этого элемента морального фактора приводит к бесперспективности идеологического воздействия на людей. Это хорошо подтверждают попытки использовать идеологические стереотипы в процессе урегулирования социальных конфликтов, забастовок, саботажа, массового неповиновения, которое может проявляться как в открытых, так и в скрытых формах. Причем, чем больше подобные конфликты продолжаются, тем большую роль начинают играть именно элементы обыденного сознания, чувства, эмоции участников событий, тогда как рациональное сознание отходит на второй план.

Учет морального фактора  также предопределяет соответствующую  тактику действий представителей аудиторской профессии. Так, например, порядок заполнения и хранения документов неофициального учета на некоторых предприятиях не предусмотрен ведомственными инструкциями. Злоумышленники не только уничтожают личные черновые записи, но и стремятся убедить в бесполезности хранения неофициальных документов работников, не принимавших участия в нарушениях. Под их влиянием некоторые работники уничтожают свои записи после каждой инвентаризации, а иногда еженедельно и даже ежедневно. Некоторые, но не все. Между тем, в большинстве случаев нарушители могут быть разоблачены с помощью записей работников, не причастных к нарушениям, если даже сами злоумышленники уничтожают свои экземпляры неофициальных документов. Учитывая это, аудиторы могут принимать меры к обеспечению сохранности неофициальных записей работников, воздействуя на моральный фактор в их коллективе через руководителей, общественный актив и т.д. Одним из путей снижения риска является контроль кадров. У аудируемого лица должна осуществляться определенная система требований к их подбору и расстановке. Сюда относится правильный подбор кадров и своевременное обучение, справедливая оплата труда работников. Аудитор должен убедиться, что эта система обеспечивает возможность каждого сотрудника выполнять возложенные на него обязанности, причем в условиях усложнения хозяйственной жизни.

Проявление морального фактора  существенно зависит от сферы его применения, специфики той или иной системы функционирования моральной стороны духовных сил общества, его различных социальных и профессиональных групп, личности. В этой связи можно выделить следующие уровни проявления морального фактора:

- общесоциальный (в масштабе всего общества);

- социальный (в масштабе класса, нации, народности, территориальных социальных образований и т.д.);

- отраслевой (в масштабе  той или иной сферы общественной  жизни, отрасли народного хозяйства,  профессиональной группы и т.д.);

- коллективный (в масштабе того или иного профессионального коллектива, например коллектива аудиторской фирмы);

- семейный (в масштабе отдельной семьи);

- личностный (в масштабе отдельной личности).

Вряд ли есть необходимость  доказывать взаимосвязь всех этих уровней. Однако важно подчеркнуть своеобразие каждого из перечисленных уровней, указать на специфику механизма формирования и проявления морального фактора на каждом из них, их влияния на общественную жизнь в целом и на состояние различных социальных образований и институтов. Например, если на личностном уровне моральный фактор может проявляться как моральная предрасположенность личности к той или иной деятельности или конкретным поступкам, то в семье он может выступать в виде семейного обычая, авторитета родителей; в коллективе – как сплоченность, единство работников, авторитет руководителя, коллективного мнения. На социальном уровне моральный фактор может приобрести форму национальных или классовых традиций, городского или деревенского уклада жизни и т.д.

Общесоциальный  уровень морального фактора отражает такие понятия, как «морально-психологический климат», «общественное мнение», «моральный авторитет» государства или аудиторской фирмы, «общественные нормы поведения». Имеет известное своеобразие и так называемый отраслевой уровень проявления морального фактора. Это социальный престиж профессии аудитора, корпоративная солидарность, профессиональная честь и гордость и т.д. Разумеется, на каждом из уровней моральный фактор может иметь как позитивные, так и негативные проявления. Социальный престиж – соотносительная оценка социальной роли или действия, социальной или профессиональной группы, социального института, разделяемая членами общества или группы на основании определенной системы ценностей. Объективной основой признания нравственности или значимости социального качества является реальный вклад в удовлетворение той или иной общественной потребности.

Место морали в духовной жизни общества

Пестра и многообразна духовная жизнь человеческой личности и общества в целом. Это находит  свое выражение в существовании  самых различных явлений духовной культуры: искусство, философия, религия, наука, политическое сознание, право  и т.д. Все устремления человека можно условно разделить на вертикальные и горизонтальные. Последние выражаются в том, что индивид пытается осмыслить, выразить свои отношения с другими, удовлетворить свои ближайшие потребности (физиологические, потребность в общении, в познании окружающего пространства, потребность в красоте и т. д.). Сущность же вертикальных заключается в том, что человек пытается соотнести свое существование с Вечностью (Богом, Природой, Космосом). Различные отрасли духовной культуры удовлетворяют преимущественно различные устремления людей. Так, на примере права, политики, то видим, что их направленность чаще всего конкретна, ограничена во времени и пространстве. Законы права преимущественно конкретны, регулируют специфические виды деятельности человека. Иное дело — религия, философия, мораль. Именно они отвечают на смысло-жизненные вопросы. Хотя в религии и морали немало конкретики, частных предписаний, все они базируются на исходных постулатах, определяющих назначение человека. В конце концов, именно эти отрасли духовной культуры определяют направление житейского корабля (образно говоря). Однако характер взаимодействия различных — вертикальных и горизонтальных пластов культуры не столь прост. Вертикальные устремления (требования морали, религии) не должны совершенно противостоять насущным потребностям человека. В этом случае они будут просто отброшены или исповедоваться лишь небольшой группой фанатиков (как это имеет место с требованиями крайнего аскетизма, жесточайшей, несмотря ни на что, дисциплины и т.д.). Образно говоря, духовность, т.е. устремленность к высшим принципам, должна иметь человеческое лицо.  
Если же учесть, что в центре религиозного сознания (об этом ниже, подробнее) стоят нравственные вопросы, что современная религия не может существовать без морали, то окажется, что в центре всей духовной культуры находятся вопросы нравственные: вопросы о смысле жизни и назначении человека, о его счастье, о добре и зле, справедливости и т.д. Иначе говоря, именно нравственность является центральным нервом духовности, всего того, что выражает сущность человека.

Информация о работе Связь права и морали