Связь права и морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:09, реферат

Краткое описание

Цель моей работы – выявить связь права и морали, каждую сторону двух многогранных явлений. Для достижения этой цели я постараюсь разрешить следующие задачи:
- изучить общие положения о праве и морали, а именно дать понятие категориям право и мораль, а также обозначить их сущность;- раскрыть вопрос о соотношении права и морали в их единстве, различие, взаимодействии и противоречии.
- установить причины проблем, возникающих при соотношении права и морали.

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 53.88 Кб (Скачать)

5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

6. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

7. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

Особую роль в морали играет этика. Этика (греч. - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации. Термин "этика" был введен Аристотелем. В последующем многие философы пытались по-своему объяснить моральную этику.

Наиболее интересным представляется учение И. Канта. Моральная философия  И. Канта знаменует собой переход  от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Замысел Канта  — выявить «чистоту» морали, освободив  ее от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении  этой задачи следует ориентироваться  не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на «понятия чистого  разума», избирая умозрительный  путь построения моральной теории. Кант неоднократно подчеркивает ее практическую значимость: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я хочу, а именно: подобающим образом занять указанное  человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком». Уже в этом высказывании отчетливо  просвечивается основная этическая  ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования.

Установка на выявление специфики  нравственности и фундаментального, общего для всех нравственного закона предопределила тезис об автономии  морали. Смысл этого тезиса заключается  в том, что мораль самодостаточна, содержит свою причину в себе и  невыводима ни из чего. Такая автономная мораль (источник которой - не сущее, а абсолютно должное) противоречит реальному миру, возвышается над ним, она призвана подчинить его себе. Такова основная антиномия кантовской этики, имеющая не только теоретический, но и практический смысл, актуализированный, кстати, в настоящее время.

Мораль, по Канту, это сфера  свободы человека, воля которого здесь  автономна и определяется им самим. Для придания этой воли нравственного  положения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом  — категорическим императивом, поскольку  только добрая воля способна сделать  правильный выбор. Наиболее известная  формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой  ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

В других формулировках категорического  императива Кант подчеркивает нравственную самоценность личности (запрещение рассматривать ее в качестве средства), ее способность к нравственному творчеству. По сути дела, свобода, понимаемая как добровольность поведения, личное избрание его принципов, ориентированное на их общечеловеческую значимость, отождествляется Кантом с моральностью, отличаемой от легальности, которая стимулируется принуждением или личными интересами.

Преодоление противоречия между  идеалом и реальностью Кант видит  в возвышении, одухотворении сущего, подчинении его принципам морали, выражающим главную родовую цель человеческого сообщества, однако анализ реалий бытия не дает ему оснований  надеяться на то, что это возможно. Большинство людей одержимо эгоистическими склонностями и мало задумывается о судьбе добродетели.

Таким образом, нравственный закон должен быть осуществлен, но осуществлен  быть не может. Своеобразный выход из этой антиномии Кант находит в постулатах о свободе воли, бессмертии души, бытии Бога, что свидетельствует о его бессилии в отыскании источника морального долженствования, преодолении разрыва между должным и сущим, свободой и необходимостью.

Мораль - самая древняя  форма общественного сознания 

 

 

 Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.          Другое определение морали дает С.А. Комаров: Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.         

 Исследуя сущность  морали, этики отмечают, что мораль  возникает из социальной потребности  в согласовании поведения индивида  с интересами социального целого, в преодолении противоречия между  интересами личности и общества. Мораль выступает как нормативное  осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную  потребность. И право и мораль  обладают способностью проникать  в самые различные области  общественной жизни. Ни право,  ни мораль не ограничиваются  обособленной сферой социальных  отношений. Они связаны с поведением  людей в широких областях их  социального взаимодействия. Учитывая  это, а также принимая во  внимание "универсальность" морали, ее "вездесущий", "всепроникающий" характер, можно сделать вывод  о том, что нельзя разграничивать  право и мораль по предметным  сферам их действия. Ведь право  возникает и действует прежде всего в таких сферах как отношения собственности и политической власти. Однако они не обособлены от морали. В тоже время, действие права также выходит далеко за пределы указанных отношений. Следовательно, право и мораль не имеют специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют в едином "поле" социальных связей. Отсюда общность, точное взаимодействие норм права и морали. Тесная связь права и морали, определяемая едиными сферами общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они "работают" однонаправлено, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга. Реальная картина соотношения права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа.             

 Известно, что в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни, в то время как система права всегда выражает интересы экономически и политически господствующего класса. Поэтому взаимодействие морали различных классов с правом протекает по-разному. Мораль господствующих классов поддерживает правовые нормы и принципы, а мораль угнетенных классов не нейтральна к праву, она противоборствует закрепленным в праве социальным позициям господствующих классов, связанных прежде всего с обладанием собственностью и политической властью. Взаимодействие моральных систем с правом в зависимости от их классовой принадлежности может быть позитивным и негативным; оно либо повышает, либо ограничивает "правовую энергию".        

 Однако независимо  от характера взаимодействия  права и морали основное "поле" их функционирования едино - это  сложные многообразные общественные  отношения.        

 Общность права и  морали, порожденная едиными общественными  отношениями, дополняется общностью  их функционального назначения - право и мораль формируют эталоны  и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную  ориентацию общества. Предписания  права и морали вырастают из деятельности людей образуя "связный ряд общения", приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регуляторами поведения людей. Следует подчеркнуть, что все политические отношения всегда подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и внешняя его политика, деятельность политических лидеров и т.п.). Таким образом, и правовая и моральная системы политически насыщены и это объединяет их.        

 Выдающийся судебный  деятель А.Ф.Кони большое внимание уделял проблеме внутреннего убеждения судьи. Судья, по убеждению А.Ф.Кони, должен напрягать все свои душевные силы для отыскания истины в деле. "В основе душевного приговора должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная обязательность. " По мнению Кони "совесть - это высочайшее проявление души. Правосудие не может быть отрешено от справедливости".        

 Право - во всех его  проявлениях - как нормативная  система, движение общественных  отношений, правосудие должно  быть пронизано нравственностью.  Внутренняя моральность права  - одно из важных условий его  эффективности. Право вовсе не  претендует на то, чтобы в системе  социальных ценностей стоять  выше нравственности. Однако социальные  схемы, отодвигающие право на  задний план, делающие его чем-то  второстепенным, в истории нашего  общества пока ничего кроме  вреда не приносили.        

 Правовая жизнь общества  не может развиваться вне моральных  категорий гуманизма и социальной  справедливости, совести и чести,  добра и человеческого достоинства,  свободы и ответственности. Органически  включенность этих нравственных  идеалов и принципов в реальные  правовые связи и отношения  - свидетельство повышения моральной  ценности права. "Нравственное  измерение" права - неотъемлемое  условие его дальнейшего развития  и совершенствования, усиление  его личностной, гуманистической  ориентации. Вся сфера действия  права должна быть "пространством  моральности" Тесное взаимодействие  права и морали определяет  необходимость усиления связи  правового и идейно-нравственного  воспитания личности.

 

Как философская  категория «мера» моральный фактор отражает готовность и

способность того или иного  субъекта деятельности к выполнению конкретной задачи в определенных условиях (воля к победе, чувство профессионального долга аудитора, взаимовыручка, сплоченность коллектива, способность преодолеть отрицательные эмоции, решимость быстро и качественно выполнить работу и т.д.). Поскольку проявление этих характеристик у различных субъектов неодинаково, постольку моральный фактор и рассматривается как мера, т.е. диалектическое единство количественных и качественных показателей человека, его нравственного состояния, моральной культуры, нравственного воспитания.

Моральный фактор – сложное  и динамичное социальное явление, имеющее конкретно-историческое содержание, обусловленное доминирующим способом производства, материальной и духовной культурой общества, взаимоотношениями классов, политическим режимом, господствующей идеологией, составляющими его объективную основу. Осознание морального фактора определенного элемента духовной культуры того или иного общества осуществляется посредством его гносеологического и социологического анализа.

Моральный фактор – это мера проявления нравственных сил личности служебного коллектива, социальной общности при выполнении ими каких-либо задач. Обычно термин «моральный фактор» применяется при оценке поведения людей в экстремальных ситуациях (боевые действия, захват вооруженных преступников, ликвидация последствий природных бедствий или техногенных катастроф и т.п.). Однако данное понятие «имеет право на жизнь» и при характеристике поведения повседневной деятельности человека в «будничных» сферах его трудовой жизни, в частности, в сфере аудиторской деятельности.

Исходной базовой категорией для анализа морального фактора является понятие «человеческий фактор». Человеческий фактор как многогранное социальное образование включает в себя несколько «срезов». Во-первых, это биологический, физиологический срез, характеризующий состояние здоровья населения, рождаемость и смертность, продолжительность жизни и трудовой активности граждан, некоторые расовые, антропологические особенности населения, его половозрастной состав и ряд других.

Во-вторых, это социальный срез, отражающий социально-классовую  структуру общества, его национальный состав, профессиональные и территориальные социальные группы и т.д.

В-третьих, это интеллектуально-профессиональный срез, представляющий собой уровень образования и культуры населения, его профессиональную подготовку, способность и готовность к смене профессий, к самообразованию, повышению профессионального мастерства и т.п.

В-четвертых, это срез, который  условно можно назвать аксиологическим. Он характеризует ценностную ориентацию людей, их общественные потребности и интересы, степень удовлетворения их, приоритеты образа жизни основной массы граждан.

Информация о работе Связь права и морали