Связь права и морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:09, реферат

Краткое описание

Цель моей работы – выявить связь права и морали, каждую сторону двух многогранных явлений. Для достижения этой цели я постараюсь разрешить следующие задачи:
- изучить общие положения о праве и морали, а именно дать понятие категориям право и мораль, а также обозначить их сущность;- раскрыть вопрос о соотношении права и морали в их единстве, различие, взаимодействии и противоречии.
- установить причины проблем, возникающих при соотношении права и морали.

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 53.88 Кб (Скачать)

Введение 

 

 

         Особое  место в формировании духовного  мира личности. Ее сознания и  культуры, активной жизненной позиции,  принадлежит праву и морали,

которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными  в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими  на преобразования сознания личности.         

 Каждое исторически  конкретное общество требует  строго определенной меры социального  регулирования общественных отношений.  Регулирование общественных отношений  осуществляется путем реализации  определенных социальных норм: норм  права, норм морали, норм, установленных  общественными организациями, норм  обычаев, норм традиций, норм ритуалов  и т.д. В общем плане социальные  нормы - это правила поведения  общественного характера, регулирующие  взаимоотношения людей и деятельность  организаций в процессе их  взаимодействия.    

      Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются   общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.        

 Со времен Канта  существует убеждение, что сфера  нравственности   охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает   из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действием. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.        

 Существует и компромиссная  позиция в оценке нравственного  регулирования. Согласно ей нормы  морали имеют двоякую природу:  одни имеют в виду самого  индивида, другие - отношение индивида  к обществу. Отсюда деление этики  на индивидуальную и социальную.           

 Право и мораль - важнейшие  элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном  взаимодействии, характер которого  определяется конкретно-историческими  условиями и социально-классовой  структурой общества. Такое взаимодействие  объективно обусловлено, так как  генезис и реальное бытие права  и морали определяются едиными  сферами общественных

отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.           

 Существует точка зрения, что нравственные законы заложены  в самой природе человека. Внешне  они проявляются в зависимости  от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.  

Общество – совокупность исторически сложившихся социальных форм совместной деятельности людей. При  взаимодействии групп или индивидов  возникают отношения, которые необходимо регулировать. Их регуляторами выступают  социальные нормы – объективно необходимые  правила совместного человеческого  бытия, указатели границ должного и  возможного. Их появление связано  с переходом от животной стадности  людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого  природно-биологического и общественного  существа.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что  связано с богатством и неоднородностью  предмета регулирования - общественных отношений. Наиболее распространенная классификация следующая: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, обычаи и традиции и другие.

Все виды социальных норм тесно  переплетены между собой, но приоритетный интерес для юридической науки  представляют право и мораль.

Еще древние философы указывали  на значимость этих двух главных определителей  общественного поведения. С древнейших времен перед юристами, политиками, да и просто перед рядовыми гражданами часто вставал вопрос о соотношении  морали и права в нашей жизни. По этому поводу всегда велось множество  дискуссий и существовало множество  теорий. Знаменитейшие деятели юриспруденции, политики, этики и многих других наук вступали в жаркие споры, но так  и не пришли к однозначному мнению.

Актуальность данной темы заключается в следующем: вопрос о сущности и соотношения права  и морали до сих пор остается в  центре внимания в современной правовой и политической мысли. Право вторгается в наиболее значимые, жизненно важные сферы общественного регулирования, со временем охватывая все больший  спектр социальных связей. В то же время  мораль пронизывает практически  все многообразие отношений между  людьми, неизбежно закрепляясь при  этом во многих правовых нормах.

Предмет работы – право  и мораль, их соотношение. Цель моей работы – выявить связь права  и морали, каждую сторону двух многогранных явлений. Для достижения этой цели я  постараюсь разрешить следующие  задачи:

- изучить общие положения  о праве и морали, а именно  дать понятие категориям право  и мораль, а также обозначить  их сущность;- раскрыть вопрос  о соотношении права и морали  в их единстве, различие, взаимодействии  и противоречии.

- установить причины проблем, возникающих при соотношении права и морали.

Право и мораль - важнейшие  элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими  условиями и социально-классовой  структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как  генезис и реальное бытие права  и морали определяются едиными сферами  общественных отношений, в которых  развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов. Поэтому от понимания  права и морали, их сущности зависит  подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение  очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни  общества.

В своей работе я не стал разграничивать мораль и нравственность, и исходил из того, что эти понятия  равнозначны. В научной литературе и в практическом обиходе они  употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под  моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень  их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали. Что же касается этики, то это особая категория, означающая учение, науку о морали, хотя и  она содержит в себе определенные оценочные критерии. 

 

Понятие морали 

Мораль – важнейший  социальный институт, одна из форм общественного  сознания. Она представляет собой  известную совокупность исторически  складывающихся и развивающихся  жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них  норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающей действительности.

Слово «мораль» происходит от латинского «moralis» - нравственность. Однако считаю, что эти термины не следует отождествлять. Мораль – это нормы нашего сознания, а нравственность – реализация этих норм через различные поступки. Для ясности приведу пример. Курящий человек понимает, что его занятие аморально, приносит ему только вред, но не перестает курить. Его действие можно назвать безнравственным, но не аморальным.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще  в первобытном обществе, и выступала  регулятором поведения людей  во всех сферах общественной жизни: в  быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе всеобщее, что составляло ценностные основы общества, в которых  складывались взаимоотношения между  людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Содержание морали заключается в моральных нормах, ценностях, принципах, нравственном идеале.

Моральные принципы - главный элемент в системе морали. Это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали, на которых базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, толерантность.

Моральные нормы — конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.

Моральные нормы как разновидности  социальных нормативов в зависимости  от способа оценки подразделяются на два типа:

1) требования — запреты  (не лги, не лентяйничай; не бойся и т. д.);

2) требования — образцы  (будь храбрым, ответственным  и т. д.).

Моральные ценности — общественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий.

Нравственный идеал — это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

Содержание морали со временем менялось, она отражала устремления  различных социальных групп, слоев, классов, в ней могут противоборствовать взаимоисключающие взгляды. То, что  в средневековье было моральным, сегодня может оказаться аморальным. Это свидетельствует о гибкости морали.

Мораль, подобно праву, имеет  свою структуру. Она включает в себя несколько элементов. 

Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.

Моральное сознание функционирует  на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

2. Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей. Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью) другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе "идеал-Я" или стремление к совершенству.

3. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являeтся результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.

4. Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Мораль призвана регулировать поведение человека, воздействуя  на его сознание. Функции морали – это основные пути (каналы) воздействия на сознание человека, выражающие роль морали в упорядочении общественных отношений.

1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

3. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственного поведения.

4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

Информация о работе Связь права и морали