Студенческий коллектив: признаки, сущность и специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 15:05, реферат

Краткое описание

В студенческой среде действуют общественные организации: профсоюзная, БРСМ, БСМ, ЛКСМБ. Студентами создаются объединения по интересам: клубы, секции, кружки, студии, коллективы художественной самодеятельности, строительные отряды, волонтерские отряды и другие объединения и формирования. Все они имеют собственную структуру, цели и задачи, специфический вид деятельности студентов, органы самоуправления, отличаются друг от друга массовостью, регулярностью и продолжительностью функционирования, продуктами деятельности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………...... 3
Студенческий коллектив ……………………………………………… 4
Понятие «коллектив». Коллектив студенческой группы ………… 4
Типы развития студенческой группы. Её признаки ………………. 5
Академическая группа как первичный студенческий коллектив.. 6
Этапы становления студенческого коллектива в академической группе…………………………………….…………………………… 6
Становление студенческого коллектива. Особенности студенческого коллектива ……………………………………………………………. 8
Формирование и развитие студенческого коллекива……………… 10
Влияние коллектива на личность студента ……………………….... 13
Воспитательная роль коллектива …………………………………. 13
Заключение ………………………………………………………………... 16
Список использованных источников …………………………………. 17

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

        В развитом коллективе академической группы складываются благоприятные условия для воспитания студентов, раскрыть которые помогают основные функции. В современных условиях коллектив академической группы выполняет пять основных функций:

  1. организаторская – студенческий коллектив есть саморазвивающийся «организм», он является организатором своей жизни и деятельности, студенты сами планируют, осуществляют свои планы, подводят итоги, анализируют собственную деятельность и руководят ею;
  2. коммуникативную – одним из важных факторов жизнедеятельности коллектива является постоянное общение его членов, которое возникает в процессе и посредством организации разнообразных видов деятельности. При этом между судентами складываются избирательные личностные и деловые отношения, временные или более длительные, отношения ответственной зависимости;
  3. воспитывающую – начинает проявляться уже на первом этапе становления коллектива, но наиболее отчётливо заявляет о себе в развитом коллективе, который создаёт свой нравственный микроклимат, становится носителем и пропагандистом  политических, эстетических, нравственных ценностей и убеждений, благодаря чему оказывает воспитательное воздействие на студентов;
  4. профессиональную – поскольку студенческий коллектив создаётся и действует в профессиональном учебном заведении, он не может не включаться в решение вопросов подготовки будущих специалистов. Профессиональная направленность деятельности академической группы проявляется в формировании у студентов интереса к будущей педагогической деятельности, в тематике групповых собраний, в шефской и волонтёрской работе с детьми и т.д.;
  5. стимулирующую – обеспечивает формирование значимых для студентов стимулов к участию в деятельности, регулируют взаимоотношения и поведение студентов, стимулирует развитие их активной позиции;

        Реализация  названных функций даёт возможность  коллективу оказывать воспитательное  влияние на студентов. Этому помогает  прежде всего атмосфера взаимопонимания, взаимного уважения и ответственнной зависимости. На основе совместной деятельности и общения складываются деловые отношения между членами коллектива, на основе личных симпатий и привязанностей – личные. Уже на 1 и 2 курсах обнаруживаются довольно устойчивые деловые и личные отношения между студентами, они являются стержнем коллектива.

        Деятельность, общение и отношения способствуют формированию у студентов академической группы многих ценных качеств: коллективизма, гуманности, общественной активности, креативности, ответственности, организаторских качеств. Однако не у всех студентов академической группы складываются ровные благоприятные отношения с коллективом. Возникновение межличностных конфликтов является важной проблемой для коллективов. В том числе и студенческих. Одной из важнейших задач анализа конфликтов является определение причин их возникновения.        Субъективные причины в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей, не имеющих порой прямого отношения к их действительным мотивам и потребностям. С точки зрения других людей они являются ничтожными, но в силу особенностей характера становятся непреодолимыми препятствиями для нормальных взаимоотношений. Причиной конфликта может послужить чья-то раздражительность или дурное расположение духа, оборачивающееся пустыми придирками к другому человеку.

        Как показывает практика, конфликты между людьми неизбежны. Вот почему важно использовать их как источники жизненного опыта, самовоспитания и психологического обогащения. Воспоминание о каком-либо памятном конфликте, его причинах, способах разрешения и других моментах должны обеспечить лучшее познание самого себя, вовлечённых в конфликт людей (по-настоящему они проявляются именно в конфликтных ситуациях). Это знание может помочь принять правильное решение в будущем, избежать повторного недоразумения, подумать о необходимости перемен в жизни, поступках.

        Наиболее  часто встречающиеся причины конфликта – неадекватность оценок и самооценок; конфликты, связанные с учебной деятельностью; подшучивание друг над другом; различия в ценностных ориентациях, взглядах, мнениях; несоответствие норм студента нормам группы, «неуживчивость» характера; бестактность в общении. Наиболее часто используемый стиль поведения в конфликте – стиль конкуренции, реже – стиль сотрудничества.

        Те  студенты, которые обладают коллективистскими  наклонностями, находятся с коллективом  в оптимальных отношениях, хорошо проявляют себя в коллективе. Студенты индивидуалистического склада малообщительны, предпочитают обособленный образ жизни. У них взаимоотношения с коллективом не являются стабильно положительными. Если система ценностных ориентаций студентов соответствует суждениям, ценностям, традициям, сложившимся в коллективе, то включение их в эти отношениязначительно облегчается.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

        Таким образом, структура коллектива достаточно сложна и в некотором роде условна. Для эффективного формирования коллектива и управления им необходимо четко знать состав малых групп, статус и роли если не каждого, то хотя бы большинства членов коллектива.

        Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа, а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно значимой работы. Студенческий коллектив выступает не только сферой учебной деятельности, но и сферой самоутверждения, самовыражения, самореализации, сферой общения, гарантом защищённости и поддержки, носителем социально-нравственных норм и ценностей, реализующихся в коллективной деятельности и коллективных отношениях, т.е., в конечном счёте, духовным, ценностно-ориентированным единством людей. Студенческие академические группы нередко не становятся настоящими коллективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность. Основная задача воспитательного управления академическими студенческими группами как центральным звеном микросреды вузовского студенчества заключается в превращении каждой группы в настоящий коллектив и сохранении его до конца учебы в вузе. На реализацию этой задачи должны быть направлены усилия профессорско-преподавательского состава.

        Основным источником и условием коллективообразования является социально обусловленная совместная предметная деятельность людей; в условиях вуза - это совместная учебная, познавательная деятельность и подготовка к будущей профессиональной деятельности. Поэтому основным путем формирования студенческих групп как коллективов является воздействие на них прежде всего через организацию совместной учебно-познавательной деятельности членов группы при этом осуществлять субъект-субъектные взаимоотношения.       

        Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.

Список использованных источников

 

  1. Буланова-Топаркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 544 с.
  2. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы : учебное пособие / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск : Тесей, 2003. – 352 с.
  3. Ефремов, Д.А. Педагогическое управление процессом коллективообразования в студенческой академической группе : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Д.А. Ефремов ; Воронежский гос. пед. университет. – Воронеж, 2012. – 23 с.
  4. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы : ученое пособие / Р.С. Пионова. – Минск : Высш. шк., 2005. – 303 с.
  5. Сидоркина, Е.В. Педагогические условия формирования студенческого коллектива на этапе перехода к уровневому образованию : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Е.В. Сидоркина ; Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2011. – 20 с.

 

 


Информация о работе Студенческий коллектив: признаки, сущность и специфика