Студенческий коллектив: признаки, сущность и специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 15:05, реферат

Краткое описание

В студенческой среде действуют общественные организации: профсоюзная, БРСМ, БСМ, ЛКСМБ. Студентами создаются объединения по интересам: клубы, секции, кружки, студии, коллективы художественной самодеятельности, строительные отряды, волонтерские отряды и другие объединения и формирования. Все они имеют собственную структуру, цели и задачи, специфический вид деятельности студентов, органы самоуправления, отличаются друг от друга массовостью, регулярностью и продолжительностью функционирования, продуктами деятельности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………...... 3
Студенческий коллектив ……………………………………………… 4
Понятие «коллектив». Коллектив студенческой группы ………… 4
Типы развития студенческой группы. Её признаки ………………. 5
Академическая группа как первичный студенческий коллектив.. 6
Этапы становления студенческого коллектива в академической группе…………………………………….…………………………… 6
Становление студенческого коллектива. Особенности студенческого коллектива ……………………………………………………………. 8
Формирование и развитие студенческого коллекива……………… 10
Влияние коллектива на личность студента ……………………….... 13
Воспитательная роль коллектива …………………………………. 13
Заключение ………………………………………………………………... 16
Список использованных источников …………………………………. 17

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

 

                                                                                                                  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему «Студенческий коллектив: признаки, сущность и специфика. (Влияние коллектива на личность студента. академическая группа как первичный студенческий коллектив.)»

по дисциплине

«Введение в учебную деятельность студента»

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Гатовкина Екатерина Анатольевна

                                                                    группа: 100

Руководитель: старший преподаватель

кафедры социальной педагогики

Куницкая Оксана Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК, 2013

                                            Содержание

 

     Введение …………………………………………………………………...... 3

  1. Студенческий коллектив ……………………………………………… 4
    1. Понятие «коллектив». Коллектив студенческой группы ………… 4
    2. Типы развития студенческой группы. Её признаки ………………. 5
  2. Академическая группа как первичный студенческий коллектив.. 6
    1. Этапы становления студенческого коллектива в академической группе…………………………………….…………………………… 6
    2. Становление студенческого коллектива. Особенности студенческого коллектива ……………………………………………………………. 8
    3. Формирование и развитие студенческого коллекива……………… 10
  3. Влияние коллектива на личность студента ……………………….... 13
    1. Воспитательная роль коллектива …………………………………. 13

     Заключение ………………………………………………………………... 16

    Список использованных источников …………………………………. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Все коллективы (трудовые, учебно-воспитательные, спортивные и др.) независимо от вида деятельности являются частицами нашего общества, участвующими в решении социально-экономических, экологических, политических и других проблем. Однако каждый из них занимается специфической деятельностью, имеет определённую организационную структуру, характер взаимоотношений и т.д.

        Коллектив первоначально состоит из малых групп. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

        Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа.

        Социально-экономические изменения в стране предполагают развитие инициативы и самодеятельности коллективов обучаемых, общественных организаций вузов в решении всех вопросов студенческой жизни, студенческого самоуправления. Усилились тенденции передачи в компетенцию студенческих коллективов вопросов организации общественно полезного труда и отдыха студентов, поддержания порядка в общежитиях и столовых, учебных помещениях и библиотеках. Творческое овладение профессией, улучшение воспитания в процессе учёбы – предмет внимания отделов воспитательной работы, общественных организаций учебных заведений, органов студенческого самоуправления и др. Одна из задач студенческих коллективов – организация рационального использования свободного времени в целях всестороннего развития личности, утверждения в студенческой среде здорового, культурного образа жизни.

        В студенческой среде действуют общественные организации: профсоюзная, БРСМ, БСМ, ЛКСМБ. Студентами создаются объединения по интересам: клубы, секции, кружки, студии, коллективы художественной самодеятельности, строительные отряды, волонтерские отряды и другие объединения и формирования. Все они имеют собственную структуру, цели и задачи, специфический вид деятельности студентов, органы самоуправления, отличаются друг от друга массовостью, регулярностью и продолжительностью функционирования, продуктами деятельности.

       

 

 

 

 

  1. Студенческий коллектив

 

    1. Понятие «коллектив». Коллектив студенческой группы

         Обратимся к этимологии слова «коллектив». Оно латинского происхождения (collectivus), означает «собирательный», т.е. говорит об объединении людей. В психолого-педагогической литературе слово «коллектив» имеет два значения. В первом случае под коллективом понимается любое объединение, организация людей (студенческая группа, коллектив факультета и т.д.) – это хотя и распространённое, но всё же условное понимание коллектива. Во втором случае имеется в виду высокий уровень развития и организации группы людей, обладающих сплочённостью, духовным единством, взаимным влиянием друг на друга.

        Коллектив студенческой группы – ближайшая среда студента, в которой он впервые реализует свои профессиональные способности, учавствует в различных видах учебно-профессиональной деятельности, усваивает общественные критерии отношения к себе как к субъекту будущей деятельности, вырабатывает установки, связанные с профессией. Студенческий коллектив – это объединение студентов на основе общественно значимых целей, общих интересов и ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения, ответственной зависимости, самоуправления.

        В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.

          Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя-куратора. В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как "коллективные переживания и настроения" (эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать настроение оптимистическое, безразличное или неудовлетворенности), "коллективные мнения" (сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы), явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования (форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха).

        Основной вид деятельности студенческой группы - учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается.

 

     1.2   Типы развития студенческой группы. Её признаки

        Студенческая группа может развиваться от типа "ассоциации" к уровню "коллектив" либо изменяться к типу "корпорация".

        Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

        Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

        Корпорация - группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп.

        Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

        Студенческий коллектив в вузе представляет собой сложное социальное образование, имеющее определенную структуру. Основой этой структуры является академическая группа, затем идут коллективы курса, факультета, вуза.

        Все типы коллективов с учетом своей специфики принимают участие в решении вопросов воспитания студентов посредством организации тех или иных видов их деятельности: научной, трудовой, спортивной, туристической, экологической и т.д.

        Признаками студенческого коллектива являются:

  • наличие общественно значимой цели;
  • общие интересы и ценностные ориентации;
  • духовное единство;
  • совместная деятельность и общение;
  • сплочённость, взаимная требовательность и ответственная зависимость;
  • наличие дееспособных органов студенческого самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Академическая группа как первичный студенческий коллектив

 

    1. Этапы становления студенческого коллектива в академической группе

        Основным, наиболее значимыми по влиянию на студентов является коллектив академической группы.

        Студенческая  академическая группа – разновидность  малых социальных групп, социальный организм,коллектив, обладающий особенностями и закономерностями, обусловленными спецификой учебной деятельности в вузе и этапами развития группы от первого к последнему курсу.

        Возможности этого коллектива предопределяются тем, что:

  • Все студенты вуза являются членами определённых академических групп в течении длительного времени;
  • Здесь образуются наиболее разветвлённые устойчивые отношения студентов друг с другом и с преподавателями;
  • В академической группе ежедневно происходит общение студентов, обмен различной информации, формируются и развиваются их интересы, духовные потребности. Ценности;
  • Наиболее отчётливо видно движение, рост каждого студента по всем направлениям.

       Становление  коллектива не следует понимать  как простой процесс, идущий лишь по восходящей линии. На этом пути могут быть подъёмы, временные остановки, могут возникнуть противоречия между его членами по различным причинам, иногда доходящие до конфликтов.

       Выделяют 4 этапа становления студенческого  коллектива в академической группе:

        Этап 1. Формирование коллектива (1 курс). Сплочение студентов в социально-психологическую общность является основной целью организаторов этого процесса. В качестве организаторов формирования коллектива выступают кураторы, преподаватели, деканаты, старосты, студенческий актив. Ими выдвигается цель, определяется совместная деятельность, разрабатывается план работы, студенты изучают и познают друг друга, вступают в личностные и деловые отношения, проходят процесс адаптации к вузу и новой социальной роли.

        Этот  этап обычно завершается к  концу первого года учёбы, ведь  студенты уже приобрели ранее  опыт коллективной жизнедеятельности.

        Этап 2. Становление и укрепление коллектива (2-3 курсы). Студенты адаптировались к своему вузу, чувствуют себя полноправными его членами. Они уважают свою академическую группу и друг друга, выдвигают самостоятельно цели, стремятся вместе проводить свободное время. В группе формируются определённые нормы коллективной жизни, общественное мнение, появляются ценности и традиции.

        Студенческий коллектив активнее проявляет свою воспитательную функцию, чётче действует студенческое самоуправление.

        Этап 3. Совершенствование коллектива (3-4 курсы). На даном этапе организатором и инициатором коллективной жизнедеятельности становится весь коллектив группы. Существенную роль играет общественное мнение, не подчиниться которому невозможно. Сложившаяся система ценносте разнообразна, но каждый уважает позицию товарища, даже если не разделяет её. У студентов сформировано чувство защищённости, уверенности в себе и в своём коллективе. Развито студенческое самоуправление. Преподаватели являются консультантами при решении сложных, проблемных вопросов жизни группы. Активно выражена воспитательная функция коллектива.

Информация о работе Студенческий коллектив: признаки, сущность и специфика