Студенческий коллектив: признаки, сущность и специфика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 15:05, реферат

Краткое описание

В студенческой среде действуют общественные организации: профсоюзная, БРСМ, БСМ, ЛКСМБ. Студентами создаются объединения по интересам: клубы, секции, кружки, студии, коллективы художественной самодеятельности, строительные отряды, волонтерские отряды и другие объединения и формирования. Все они имеют собственную структуру, цели и задачи, специфический вид деятельности студентов, органы самоуправления, отличаются друг от друга массовостью, регулярностью и продолжительностью функционирования, продуктами деятельности.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………...... 3
Студенческий коллектив ……………………………………………… 4
Понятие «коллектив». Коллектив студенческой группы ………… 4
Типы развития студенческой группы. Её признаки ………………. 5
Академическая группа как первичный студенческий коллектив.. 6
Этапы становления студенческого коллектива в академической группе…………………………………….…………………………… 6
Становление студенческого коллектива. Особенности студенческого коллектива ……………………………………………………………. 8
Формирование и развитие студенческого коллекива……………… 10
Влияние коллектива на личность студента ……………………….... 13
Воспитательная роль коллектива …………………………………. 13
Заключение ………………………………………………………………... 16
Список использованных источников …………………………………. 17

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

        Этап 4. Завершение развития и функционирования коллектива (5 курс). У студентов-выпускников отчётливо проявляются профессиональные интересы, многие занимаются профессиональной деятельностью. Создаются семьи, рождаются дети. Появившиеся новые заботы, связанные с необходимостью выполнять разнообразные роли (например, отца, матери), ослабляют интерес многих студентов к коллективной жизнедеятельности в условиях академической группы, она становится для них менее коллективной и значимой. После получения диплома академическая группа как студенческий коллектив прекращает своё функционирование. Но традиции, ценносит, законы, которые создавались в течении пяти лет, ещё долгое время будут оказывать влияние на молодых специалистов. Это происходит в том случае, если в академической группе действительно был создан развитый воспитательный коллектив.

        Выделение  этапов процесса формирования  студенческого коллектива в академической группе в известной мере условно, нередко бывает трудно определить тот ии иной этап. В каждом коллективе складывается своя ситуация его сплочения, формирования, развития. Для одной академической группы важно знакомство и хорошее узнавание друг друга; для другой – совместное проведение досуга; для третьей – организация разнообразной деятельности.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.2. Особенности студенческого коллектива

       Коллективизм является неотъемлемой чертой вузовской жизни, поэтому он охватывает все её стороны. Академическая группа активизирует каждого студента в плане как овладения знаниями, умениями и навыками, так и способности взаимодействовать в конкретных видах деятельности. Стиль общения определяется в первую очередь именно функционированием академичской группы, знанием каждым её членом общих целей, задач и ролей друг друга. Члены академической группы взаимодействуют и, следовательно, воздействуют друг на друга, оказывают сильное влияние на отношение к деятельности, на интенсивность и качество психических процессов, на формирование творческого мышления и интереса к совместной деятельности.

        Студенческий  коллектив, как и любой другой, характеризуется общественно значимой  целью деятельности, организованностью, наличием руководства, сплочённостью, относительной устойчивостью, продолжительностью  существования, профессиональными ценностными ориентациями. Каждый студент, войдя в новый коллектив, с одной стороны, испытывает на себе известное влияние строя мыслей и воли других студентов, а сдругой – сам воздействует на них. В результате создаётся некая общность, не сводимая к механической сумме отдельных личностей. Студенческий коллектив влияет на мотивы, отношения личности студента, на всю его деятельность. Именно здесь, в коллективе, он более продуктивно проявляет свои волю, дисциплинированность и упорство в достижении целей обучения в вузе, чем если бы он осуществлял это в одиночку. Здесь доминирующее значение имеют коллективный настрой, атмосфера товарищества, дружбы, которые мобилизуют всех на выполнение поставленных задач.

        У  студентов возникает стремление  к самоутверждению, определяется деловой и социально-психологический статус, крепнет стремление занять лидирующее положение, формируются оценочные, нравственно-эстетические и профессиональные критерии поведения товарищей. Хорошая морально-психологическая атмосфера в студенческой среде, её профессиональная направленность способствует обоюдному влиянию, взаимной требовательности, соревнованию, достижению определённых успехов в учёбе. Принадлежность студентов к академической группе влияет на его самовосприятие, самосознание и общее развитие.

     

  Студенческий коллектив  обладает рядом особенностей:

  1. Одной из важных целей его деятельности является содействие подготовке каждого студента к выполнению профессиональных обязанностей специалиста с высшим образованием. Студенческий коллектив характеризуется направленностью на овладение профессией, общностью учебных интересов, целей  и задач, перспектив и обязательств, предусматривающих достижение высоких результатов в учебной и профессиональной деятельности, наличием общих дел, отношением к избранной профессии.
  2. Студенческий коллектив однороден по возрасту и образованию. Вместе с тем, в нём встречаются студенты с различными мотивами поступления в высшее учебное заведение (с ярко или недостаточно выраженными профессиональными мотивами).
  3. Для студенческого коллектива характерна последовательность в обучении от курса к курсу, планомерность всей учебной работы.
  4. Студенческому коллективу присуща сравнительно высокая степень самоуправления.

      Таким образом, студенческий коллектив отличается направленностью на овладение профессией, на оказание помощи руководству, преподавателям в подготовке высококвалифицированных специалистов, а также чёткостью организации и высоким уровнем самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.3  Формирование и развитие студенческого коллектива

        Формирование  студенческих коллективов – одна  из важнейших задач в работе  ректората, деканатов, кураторов, работников  отдела воспитательной работы, преподавателей, общественных организаций. Эта задача  должна решаться по трём основным  направлениям: воспитательному, социально-психологическому и учебно-профессиональному.

        Воспитательное направление в работе по формированию студенческих коллективов означает воспитание у обучающихся духовно-нравственных установок, чувства долга, ответственности за свои поступки, коллективизма, понимания добра и зла.

        Социально-психологическое  направление – это создание  здорового психологического климата в студенческих группах, обстановки ответственности, нетерпимости к грубости, хамству, придание взаимоотношениям черт взаимоуважения, товарищества, человечности, отзывчивости, дружбы, чуткости, сдержанности.

        Общественное  мнение студенческого коллектива должно быть против проявлений самомнения, вспыльчивости, чёрствости, угодничества, себялюбия, чинопочитания, подхалимства, завистливости, демонстраций своего превосходства.       

        Учебно-профессиональное  направлеие – это активизация ответственности за овладение избранной профессии, достижение дружной согласованной деятельности каждой студенческой группы, формирование общего стремления и настойчивости в решении учебных, научных, общественных, спортивных и других задач.

        Отличительными признаками сплочённости студенческого коллектива являются нравственные взаимоотношения, здоровое общественное мнение, единство взглядов по основным вопросам профессии, учёбы, поведения, отсутствие отрицательно направленных микрогрупп, высокоразвитое чувство товарищества, дружба, внимательное, доброжелательное и требовательное отношение друг к другу.

        Сплочённый  студенческий коллектив – высший  уровень развития и функционирования  учебной группы. Он отличается  единством организационных, деловых и межличностных отношений. Сплачивающим фактором выступает цель профессиональной, учебной и общественной деятельности. Различают деловую и психологическую структуру коллектива; в сплочённом коллективе обе структуры взаимосвязаны, не находятся в противоречии. Важнейшим условием сплочения является создание деловых и нравственных предпосылок для проявления коллективизма, согласованности индивидуальных и коллективных целей путём разъяснения социального значения профессиональной деятельности, дисциплины, подготовки к будущему труду после  окончания вуза. Важные факторы сплочения студенческого коллектива – многоплановая деятельность, разносторонняя активность, обеспечивающая включение студентов в большое количество ситуаций, направленных на разрешение различных учебных, профессиональных, общественно-политических, научно-исследовательских, культурно-бытовых и других задач. 

        Важное  условие формирования студенческого  коллектива – умелое решение  вопроса о взаимоотношении личности  и коллектива. Не растворение в коллективе и не внутренняя изоляция, а коллективизм – вот верный путь решения многих вопросов. Центральным моментом здесь является эффективное соотношение воспитательной работы с каждым отдельным студентом и студенческим коллективом в целом. Отношение к коллективу характеризуется уважением к его решениям, ответственностью перед ним за своё поведение и поступки товарищей, заботой о его благополучии. Отношение к членам своего коллектива проявляется в принципиальности и требовательности к товарищам, готовности прийти на помощь, чувстве ответственности за их поступки, уважении к ним, положительном эмоциональном переживании успехов товарищей, огорчении в случаях их неудач, «чувстве локтя», уверенности, что в случае надобности товарищи окажут необходимую помощь, в привязанности к членам своего коллектива, тактичности. Каждый студент должен быть принципиален и требователен к себе, самокритичен.

        Изучая  студенческие коллективы, преподаватели  ряда вузов отметили, что самый  ответственный период в становлении студенческого коллектива – 1 курс, самый трудный, наиболее благоприятным является 2 курс.

        Положительную морально-психологическую атмосферу коллектива необходимо всё время поддерживать, ведь психологами установлено, что чем более люди симпатизируют друг другу, чем выше их психологическая совместимость, тем вероятнее, что они смогут составить сплочённый и дисциплинированный коллектив. Состояние морально-психологической атмосферы в группе зависит как от каждого студента, так и в целом от коллектива группы. Для её сплочения надо воспитывать и личность, и коллектив, повышать сознательность и ответственность студентов за своё поведение, формировать коллективизм, единство устремлений, взглядов, мнений, настроений. Отклонения во взаимоотношениях, конфликты, неуважение достоинства друг друга приводят к снижению организованности и сплочённости. Поэтому сплочение студентов является важным условием выполнения ими учебных и воспитательных задач. Практика показывает, что в здоровом студенческом  колективе большинство вопросов решается бесконфликтно.

        Коллектив  не сразу становится зрелым, сплочённым  и активным. Воспитательные и  самоуправленческие возможности  его проявляются неодинаково  на разных этапах развития  и формирования.

        Основными  методами изучения процесса развития студенческого коллектива являются:

  • наблюдение в различных ситуациях;
  • беседы с членами коллектива и отдельными студентами (выявление мнений, настроений, отношений к событиям);
  • рейтинг (сбор и анализ экспертных оценок);
  • контент-анализ (обощение разнообразной информации о студенческих коллективах, публикуемой в печати, передаваемой по радио, телевидению и т.д.);
  • анкетирование, анализ опыта работы общественных организаций;
  • метод социометрии и др.

        Исследования  Б. Г. Ананьева показали, что переход академической группы в коллектив характеризуется совокупностью следующих позиций: наличием высокого статуса у формальных лидеров; высоким уровнем интегральной величины индивидуальных статусов; степенью соответствия статуса выполняемой роли в группе; высоким уровнем взаимных оценок; совпадением взаимных оценок членов группы; высоким показателем частоты межличностных контактов; совпадением взаимных оценок контактов.

        Чтобы  судить о сплочённости и уровне  развития студенческого коллектива, необходима полная характеристика коллектива, которая включает в себя следующие основные данные:

  1. социальный состав студентов, их возраст, черты личности;

б) отношения студентов с преподавателями и их направленность, взаимоотношения, настроения и мнения в коллективе, авторитеты;

в)  состав актива – общее число активистов, преобладающие черты их деятельности и авторитет в коллективе, оценка происходящих событий в стране и за рубежом, а также различных поступков своих членов; успеваемость и общественная активность студентов; уровень самоуправления.

        Сочетание  социально-психологических и индивидуально-психологических  характеристик позволяет конкретнее  определять и преодолевать слабые  звенья в структуре и психологии  коллектива, повышать его воспитательные и самоуправленческие возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Влияние коллектива на личность студента.

 

3.1 Воспитательная  роль коллектива

        В настоящее время роль собственного коллектива в воспитании студентов и регулировании их деятельности значительно возрастает. Создание коллективов, обладающих высоким уровнем сплочённости и самоуправления – важная задача воспитательной и организаторской работы преподавателей и актива учебных групп.

        Большое влияние на воспитательные возможности студенческого коллектива может оказать разъяснение целей профессиональной подготовки, престижа и этики избранной студентами профессии, обоснование в учебно-воспитательном процессе ответственности будущих выпускников за успехи в труде, роли товарищества, дружбы, взаимопомощи, принципиальности, доброжелательности.

        В  целом для повышения воспитательных  возможностей студенческого коллектива  требуются:

  1. комплектование учебных групп с учётом социально-психологических и других особенностей студентов;
  2. создание целостно-ориентационного единства путём разъяснения значения профессии, учёбы в вузе, её целей и задач, стимулирования работы актива по сплочению коллектива;
  3. развитие сознательности, товарищества и дружбы, понимания взаимоотношений в студенческом коллективе;
  4. профессиональное ориентирование учебной деятельности студентов;
  5. укрепление авторитета активистов, повышение их примерности, предупреждение и психологически оправданное разрешение конфликтов;
  6. забота о студентах, учёт их запросов, интересов, нужд, желаний;
  7. расширение студенческого самоуправления и непрерывное движение (рост) коллектива.

Информация о работе Студенческий коллектив: признаки, сущность и специфика