Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 15:05, реферат
В студенческой среде действуют общественные организации: профсоюзная, БРСМ, БСМ, ЛКСМБ. Студентами создаются объединения по интересам: клубы, секции, кружки, студии, коллективы художественной самодеятельности, строительные отряды, волонтерские отряды и другие объединения и формирования. Все они имеют собственную структуру, цели и задачи, специфический вид деятельности студентов, органы самоуправления, отличаются друг от друга массовостью, регулярностью и продолжительностью функционирования, продуктами деятельности.
Введение …………………………………………………………………...... 3
Студенческий коллектив ……………………………………………… 4
Понятие «коллектив». Коллектив студенческой группы ………… 4
Типы развития студенческой группы. Её признаки ………………. 5
Академическая группа как первичный студенческий коллектив.. 6
Этапы становления студенческого коллектива в академической группе…………………………………….…………………………… 6
Становление студенческого коллектива. Особенности студенческого коллектива ……………………………………………………………. 8
Формирование и развитие студенческого коллекива……………… 10
Влияние коллектива на личность студента ……………………….... 13
Воспитательная роль коллектива …………………………………. 13
Заключение ………………………………………………………………... 16
Список использованных источников …………………………………. 17
Этап 4. Завершение развития и функционирования коллектива (5 курс). У студентов-выпускников отчётливо проявляются профессиональные интересы, многие занимаются профессиональной деятельностью. Создаются семьи, рождаются дети. Появившиеся новые заботы, связанные с необходимостью выполнять разнообразные роли (например, отца, матери), ослабляют интерес многих студентов к коллективной жизнедеятельности в условиях академической группы, она становится для них менее коллективной и значимой. После получения диплома академическая группа как студенческий коллектив прекращает своё функционирование. Но традиции, ценносит, законы, которые создавались в течении пяти лет, ещё долгое время будут оказывать влияние на молодых специалистов. Это происходит в том случае, если в академической группе действительно был создан развитый воспитательный коллектив.
Выделение этапов процесса формирования студенческого коллектива в академической группе в известной мере условно, нередко бывает трудно определить тот ии иной этап. В каждом коллективе складывается своя ситуация его сплочения, формирования, развития. Для одной академической группы важно знакомство и хорошее узнавание друг друга; для другой – совместное проведение досуга; для третьей – организация разнообразной деятельности.
2.2. Особенности студенческого коллектива
Коллективизм является неотъемлемой чертой вузовской жизни, поэтому он охватывает все её стороны. Академическая группа активизирует каждого студента в плане как овладения знаниями, умениями и навыками, так и способности взаимодействовать в конкретных видах деятельности. Стиль общения определяется в первую очередь именно функционированием академичской группы, знанием каждым её членом общих целей, задач и ролей друг друга. Члены академической группы взаимодействуют и, следовательно, воздействуют друг на друга, оказывают сильное влияние на отношение к деятельности, на интенсивность и качество психических процессов, на формирование творческого мышления и интереса к совместной деятельности.
Студенческий
коллектив, как и любой другой,
характеризуется общественно
У
студентов возникает
Студенческий коллектив обладает рядом особенностей:
Таким образом, студенческий коллектив отличается направленностью на овладение профессией, на оказание помощи руководству, преподавателям в подготовке высококвалифицированных специалистов, а также чёткостью организации и высоким уровнем самоуправления.
2.3 Формирование и развитие студенческого коллектива
Формирование
студенческих коллективов –
Воспитательное направление в работе по формированию студенческих коллективов означает воспитание у обучающихся духовно-нравственных установок, чувства долга, ответственности за свои поступки, коллективизма, понимания добра и зла.
Социально-психологическое направление – это создание здорового психологического климата в студенческих группах, обстановки ответственности, нетерпимости к грубости, хамству, придание взаимоотношениям черт взаимоуважения, товарищества, человечности, отзывчивости, дружбы, чуткости, сдержанности.
Общественное мнение студенческого коллектива должно быть против проявлений самомнения, вспыльчивости, чёрствости, угодничества, себялюбия, чинопочитания, подхалимства, завистливости, демонстраций своего превосходства.
Учебно-профессиональное направлеие – это активизация ответственности за овладение избранной профессии, достижение дружной согласованной деятельности каждой студенческой группы, формирование общего стремления и настойчивости в решении учебных, научных, общественных, спортивных и других задач.
Отличительными признаками сплочённости студенческого коллектива являются нравственные взаимоотношения, здоровое общественное мнение, единство взглядов по основным вопросам профессии, учёбы, поведения, отсутствие отрицательно направленных микрогрупп, высокоразвитое чувство товарищества, дружба, внимательное, доброжелательное и требовательное отношение друг к другу.
Сплочённый
студенческий коллектив –
Важное
условие формирования
Изучая
студенческие коллективы, преподаватели
ряда вузов отметили, что самый
ответственный период в становл
Положительную морально-психологическую атмосферу коллектива необходимо всё время поддерживать, ведь психологами установлено, что чем более люди симпатизируют друг другу, чем выше их психологическая совместимость, тем вероятнее, что они смогут составить сплочённый и дисциплинированный коллектив. Состояние морально-психологической атмосферы в группе зависит как от каждого студента, так и в целом от коллектива группы. Для её сплочения надо воспитывать и личность, и коллектив, повышать сознательность и ответственность студентов за своё поведение, формировать коллективизм, единство устремлений, взглядов, мнений, настроений. Отклонения во взаимоотношениях, конфликты, неуважение достоинства друг друга приводят к снижению организованности и сплочённости. Поэтому сплочение студентов является важным условием выполнения ими учебных и воспитательных задач. Практика показывает, что в здоровом студенческом колективе большинство вопросов решается бесконфликтно.
Коллектив
не сразу становится зрелым, сплочённым
и активным. Воспитательные и
самоуправленческие
Основными методами изучения процесса развития студенческого коллектива являются:
Исследования Б. Г. Ананьева показали, что переход академической группы в коллектив характеризуется совокупностью следующих позиций: наличием высокого статуса у формальных лидеров; высоким уровнем интегральной величины индивидуальных статусов; степенью соответствия статуса выполняемой роли в группе; высоким уровнем взаимных оценок; совпадением взаимных оценок членов группы; высоким показателем частоты межличностных контактов; совпадением взаимных оценок контактов.
Чтобы
судить о сплочённости и
б) отношения студентов с преподавателями и их направленность, взаимоотношения, настроения и мнения в коллективе, авторитеты;
в) состав актива – общее число активистов, преобладающие черты их деятельности и авторитет в коллективе, оценка происходящих событий в стране и за рубежом, а также различных поступков своих членов; успеваемость и общественная активность студентов; уровень самоуправления.
Сочетание
социально-психологических и
3.1 Воспитательная роль коллектива
В настоящее время роль собственного коллектива в воспитании студентов и регулировании их деятельности значительно возрастает. Создание коллективов, обладающих высоким уровнем сплочённости и самоуправления – важная задача воспитательной и организаторской работы преподавателей и актива учебных групп.
Большое влияние на воспитательные возможности студенческого коллектива может оказать разъяснение целей профессиональной подготовки, престижа и этики избранной студентами профессии, обоснование в учебно-воспитательном процессе ответственности будущих выпускников за успехи в труде, роли товарищества, дружбы, взаимопомощи, принципиальности, доброжелательности.
В
целом для повышения
Информация о работе Студенческий коллектив: признаки, сущность и специфика