Стрессы, их причины, методы борьбы со стрессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Определить, что такое стресс, - трудно, но еще труднее его квалифицировать. Стрессы создаются окружающей обстановкой, которая требует адаптируемого поведения. Причиной их возникновения могут быть различные факторы, начиная с незначительных нарушений привычной обстановки вплоть до серьезных обстоятельств, как, например, болезнь, тяжелая семейная утрата, развод и т.д.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………….2
1. Стрессы в организационном поведении ………………………………………...3
1.1. Сущность стресса …………………………………………………………….3
1.2. Динамика стресса …………………………………………………………….6
2. Причины и факторы стресса ……………………………………………………..8
2.1. Внешние стрессоры …………………………………………………………9
2.2. Стрессоры, связанные с организацией ……………………………………11
2.3. Групповые стрессоры ……………………………………………………. 15
2.4. Роль характера личности на развитие стресса у человека ……………….15
3. Методы борьбы со стрессом ……………………………………………………18
Заключение …………………………………………………………………………22
Список использованной литературы ……………………………………………. 23

Файлы: 1 файл

Стрессы.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

 

                                                                                                                             13

Высокому уровню стресса  могут сопутствовать такие психологические свойства личности, как гнев, беспокойство, депрессия, нервозность, раздражительность, напряженность и скука. Исследованиями обнаружена прямая взаимосвязь между стрессом и такими агрессивными действиями людей, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы в результате стресса ведут к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение, к неудовлетворенности своим трудом, что приводит к прямым убыткам для организации.

Очень серьезную озабоченность  вызывает не всегда заметное, но реальное воздействие стрессов на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые должности в компаниях США. Они постоянно подвергаются воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, а их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их даже по серьезным аспектам, опасаясь разгонов. Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения, чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занятием ими высокой должности, и страдают от потери самоуважения. Они могут медлить и откладывать принятие решений, негодуют,  когда   руководство  пытается  вернуть  их в рабочее   состояние, начинают ненавидеть свою работу. Если у такого менеджера вдруг случается сердечный приступ или иной рецедив, его начинают жалеть, считают происшедшее результатом стресса, а резкие колебания настроения, заниженная самооценка, неспособность к принятию решений, недовольство работой и руководством вызывают всеобщее осуждение и порождают мнение о непригодности менеджера и его неумении ладить с людьми. В целом же и сердечный приступ, и психологические проблемы — результат избыточного стресса, а психологические аспекты оказывают большое влияние на эффективность трудовой деятельности.

Важное значение имеет  учет поведенческих аспектов, обусловленных стрессом человека на рабочем месте. Например, прямым результатом сильных стрессов могут выступать недоедание или переедание, бессонница, злоупотребление курением, алкоголем и наркотиками. В США, например, до 6% населения являются алкоголиками, еще около 10% сильно злоупотребляют алкоголем. В стране ежегодно потребляется около 6 млрд. таблеток амфетаминов и барбитуратов. Многие фирмы и банки тратят огромные суммы на программы борьбы с наркотиками, проводят обязательное тестирование своих служащих на употребление наркотиков. Проводимые в организациях исследования показали прямую корреляцию стрессов с употреблением алкоголя, прогулами и текучестью кадров. Наносимый экономический и социальный ущерб от стрессов требует применения индивидуальных и групповых методов эффективного контроля и управления персоналом как на уровне отдельного человека, организации, так и общества в целом.

 

                                                                                                                                     14

2.3. Групповые стрессоры.

Факторы, влияющие на групповое  поведение работников, также являются потенциальными источниками стресса. Все групповые факторы стресса можно подразделить на три основные категории:

1) отсутствие групповой сплоченности (сплоченность очень важна для персонала нижнего уровня; если работник не чувствует себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, указаний руководителя или действий группы, то это может явиться для него серьезным источником стресса);

2) отсутствие взаимной поддержки (работники чувствуют себя гораздо лучше и комфортнее, если они могут поделиться своими радостями и горестями с другими; при лишении подобной социальной поддержки положение работника может привести также к серьезному стрессу);

3) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов (конфликт обычно обусловлен наличием серьезных противоречий или несовместимостью отдельных свойств личности, ее целей, нужд и ценностей, отношениями людей внутри группы и между ними, что также оказывает стрессовое воздействие на работников).                                            

 

2.4. Роль характера личности на развитие стресса у человека

        Все вышеуказанные стрессоры (вне- и внутриорганизационные, групповые) проявляются на уровне отдельного индивида, причем на развитие у него стресса влияют как ситуационные факторы, так и характер личности.

Индивидуальные различия в характерах и чертах личности людей по-разному влияют на восприимчивость ими стресса. М. Фридманом и Р.Н. Розенманом выделены полярные характеры людей типов А и В и особенности их поведенческих реакций (табл.2), коррелирующих с частыми стрессовыми состояниями и негативными последствиями в виде сердечно-сосудистых заболеваний.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   15

  Таблица 2. Поведение людей с полярными характерами типов А и В

 

Характер типа А

Характер типа В

  • Находится в постоянном движении.
  • Быстро ходит, ест, говорит.
  • Нетерпелив.
  • Занимается рядом дел одновременно.
  • Не знает, чем занять свободное время.
  • Одержим цифрами.
  • Применяет количественные меры успеха.
  • Агрессивен.
  • Склонен к конкуренции.
  • Всегда испытывает недостаток времени.
  • Не волнуется из-за времени.
  • Терпелив.
  • Не хвастается.
  • Играет потому, что это ему нравится, а не для выигрыша.
  • Отдыхает с чистой совестью.
  • Не боится не успеть.
  • Обладает спокойными манерами.
  • Никогда не торопится.

 

Первоначально считалось, что люди типа А наиболее подвержены сердечным приступам. Однако последние  исследования не смогли подтвердить  ранее полученные данные и показали:

  • люди типа А могут дать выход своему стрессу и лучше с ним справиться, чем люди типа В;
  • к кардиологическим проблемам приводит не столько нетерпение, сколько гнев и враждебность, которые люди не скрывают в общении с другими людьми.

Тщательное изучение причин стресса среди рабочих и другого персонала компаний США, Японии и Германии показало, что решающим фактором, определяющим наиболее вероятное возникновение стресса, ведущего к сердечным приступам, высокому артериальному давлению и заболеваниям, является то, как люди справляются со своей агрессивностью.   

Сравнение успешности людей  типа А и В показало, что, как правило, типу А легче достичь вершин успеха. Однако на самой вершине успеха они уступают людям типа В, так как последние более терпеливы и шире смотрят на вещи. В этой ситуации людям типа А надо переключиться на поведение типа В, однако большинство из них не могут и не хотят изменяться или обуздать свой характер.

Кроме характера, другим важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля ситуации. Исследования показали, что если работники ощущают, что слабо контролируют окружение и собственную работу, то они испытывают стресс, который, в свою очередь, отражается на таком     физиологическом   факторе,   как   артериальное   давление,   и  таком

                                                                                                                                    16

психологическом факторе, как удовлетворенность трудом. Если работники приобретают чувство контроля над своей рабочей средой, участвуют в принятии решений, непосредственно их затрагивающих, то это снижает испытываемый ими стресс, и повышения артериального давления у них не наблюдается. Например, рабочие, ощущающие потерю контроля, особенно занятые неквалифицированным трудом, втрое чаще, чем другие, страдают гипертонией. Как правило, потеря контроля превращает стресс в расстройства органического характера.

Относительно отсутствия у людей контроля над ситуацией отметим, что люди с большей готовностью воспринимают ощущение беспомощности, если причины отсутствия контроля обладают такими характеристиками:

  • они связаны с их личными качествами, а не с внешними факторами;
  • являются стабильными и длительными, а не временными;
  • оказываются всеобщими и универсальными, присущими многим жизненным ситуациям, а не какой-то одной.

Необходимы дальнейшие исследования в сфере ощущения контроля и приобретенной беспомощности, которые помогут лучше понять стресс и методы борьбы с ним.

Относительно другой такой важной личностной характеристики человека, как самоэффективность, существуют убедительные доказательства того, что оценка своей способности действовать и изменить ситуацию — важная специфика человека, помогающая ему противостоять стрессу. Такие люди легче и спокойнее переносят стрессовые ситуации. Излишнее возбуждение из-за стресса мешает решать сложные проблемы, так как наша мотивация часто превосходит оптимальный уровень. У людей с высокой самооценкой есть основания физиологического и психологического плана оставаться спокойными.

Люди по-разному реагируют  на стрессоры:

  • одни не выдерживают и малейшего стресса, а другие успешно справляются с ним, внешне оставаясь спокойными в экстремальных стрессовых ситуациях;
  • часть людей, по-видимому, обладают особой психологической устойчивостью;
  • руководители, обладающие повышенной психологической устойчивостью, меньше подвержены заболеваниям, отличаются преданностью делу, стремлением разрешать сложные проблемы и умением владеть ситуацией в динамических рыночных условиях;
  • люди, наделенные психологической устойчивостью, могут выжить и даже процветать в сложных стрессовых условиях, другие — становятся жертвами вредных последствий стресса.

 

 

 

 

                                                                                                                                     17                                                                                                                                                                                                                                                                  

3. Методы борьбы со стрессом

Потери организаций  от стрессов становятся все значительнее во всех индустриально развитых странах.

В США менеджеры считают  причинами стрессов недостаток власти, некомпетентность отдельных руководителей, конфликт доверия в рамках организаций. Японские менеджеры на первое место среди причин стрессов выдвигают напряжение, связанное с организационными изменениями, необходимостью освоения новых технологий. Немецкие менеджеры жалуются на давление со стороны растущего темпа работы, объясняют стресс недостаточной подготовленностью персонала.

Все эти причины, а  также потери работодателей, вызванные стрессами работников, заставляют организации разрабатывать программы управления стрессами, отрабатывать и внедрять способы адаптации личности к стрессовой нагрузке.

Управление  индивидуальными стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.

Первый — на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.

В некоторых организациях, преимущественно в зарубежных компаниях и в отдельных отечественных банковских структурах, проводят тренинги релаксации (после работы, 2-3 раза в неделю) под руководством психолога.

Проводятся также тренинга для развития коммуникативной культуры сотрудников, обучения навыкам сброса напряжения, выездные игровые тренинга с целью снятия напряжения в коллективах, укрепления связей между сотрудниками. Они помогают человеку чувствовать себя лучше, расслабиться, восстановить силы. Подобные программы существуют и применяются на уровне всей организации, особенно много их разработано на предприятиях стран Западной Европы и в США.

Второй уровень управления стрессом — для отдельной личности. Предназначен для того, чтобы уметь справляться со стрессами индивидуально, используя рекомендации и специальные программы по нейтрализации стрессов. Такие программы включают медитацию, тренинг, физические упражнения, диету и иногда даже молитву. Они помогают человеку почувствовать себя лучше, расслабиться.

  • Учитесь правильно распоряжаться своим временем.
  • Умейте переключать свою деятельность.
  • Заставьте стресс работать на вас.
  • Посмотрите на ситуацию со стороны.
  • Все проходит, пройдет и это.

Рассмотрим подробные  приемы индивидуальной борьбы со стрессом.

1. Учитесь правильно распоряжаться своим временем.

 

                                                                                                                          18

Умение правильно организовать свое время — важное средство снятия или предупреждения стресса. Вот несколько простых правил:

  • при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;
  • все дела разносите по категориям: главные и те, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация при всей ее простоте достаточно сложна для осуществления: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;
  • избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;
  • четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью: активность — проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность — выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;
  • проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел.

Информация о работе Стрессы, их причины, методы борьбы со стрессом