Стресс и его природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 00:05, контрольная работа

Краткое описание

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3

1. «Стресс» и его виды в конфликтной ситуации…………………………………….5

2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом……………………….8

3. Соотнесите понятия и их определения:…………………………………………...12

а) аффект;

б) стресс;

в) фрустрация;

г) депрессия………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………………..15

Файлы: 1 файл

деловое общение контрольная.docx

— 36.24 Кб (Скачать)

- перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

- конфликт ролей, который возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования;

- неопределенность ролей происходит, когда работник не уверен в том, что от него ожидают;

- неинтересная работа (так, на примере исследований было доказано, что из 2 тыс. рабочих мужчин 23-х различных профессий, те, кто имеют более интересную работу, проявляют меньше беспокойства, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

- плохие физические условия такие, как шум, холод и др.;

- неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

- плохие каналы обмена информацией в организации.

Выражающиеся  в отношении человека к своей  профессиональной деятельности организационно-личностные факторы, которые выделили В. Зигерт и Л. Ланг:

   - страх не справится с работой;

   - страх допустить ошибку;

   - страх быть обойденным другими;

   - страх потерять работу;

   - страх потерять собственное Я.

К организационно-производственным факторам относятся:

   - неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе;

   - неразрешенные конфликты;

   - отсутствие социальной поддержки;

   - проблемы личной жизни, связанные со здоровьем, «кризисом среднего возраста» и т.д.

Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны  мы к его симптомам – пока стресс не достигает такой силы, при которой  его симптомы уже нельзя игнорировать. Многие люди, могут легко распознать причину стрессов путем осознания  стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У  некоторых людей признаки стресса  не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического или физического истощения.

     Таким образом, причины стресса выявить нетрудно. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Итак, нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, к примеру, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и т.п. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

     Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов формируются и для руководителей, в чьи обязанности входит снижать уровень стресса у сотрудников, и для подчиненных, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

     Программа для предотвращения стрессовых ситуаций, предназначенная руководству:

- чаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей своих работников, учитывая, что нужно поручать соответствующий объем и сложность заданий;

- не пренебрегать к четким определениям функций, полномочий и пределов ответственности работников, что может предотвратить мелкие конфликты и взаимные обиды;

- не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудить с ним основательность отказа;

- демонстрировать, как можно чаще свое доверие и поддержку подчиненным, так например, в Америке провели исследование, что сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержу начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто поддержки не замечали;

- использовать стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников;

- при неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества;

- не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения;

- не использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного;

- если же возникла необходимость кого-то покритиковать, не следует упускать из виду правил конструктивной и этичной критики;

- задумываться периодически о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов, держать в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

     Программа для предотвращения стрессовых ситуаций, предназначенная подчиненным:

- если не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, следует тщательно проанализировать, насколько реальны возможность организации по улучшению этих проблем;

- обсуждать рабочие проблемы с коллегами и руководством, при этом необходимо позаботиться о том, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся;

- следует наладить эффективные деловые отношения с руководством, нужно оценить масштабы его проблем и помочь разобраться в своих; руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить;

- найти в себе силы сказать «нет», если объем поручаемой работы явно превышает возможности, при этом необходимо позаботиться о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа;

- не стесняться требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых заданий;

- обсуждать с руководством проблему несовместимости порученных дел сразу, фиксируя внимание руководства на том, что пострадает именно дело;

- искать возможность кратковременного отклонения и отдыха при напряженной работе, по данным опытов видно, что двух 10-15 минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности;

- необходимо помнить, что неудачи на работе редко бывают фатальными, набираться опыта на собственных ошибках – естественное право подчиненного;

- следует разряжать свои отрицательные эмоции в общественно-приемлимых формах;

- стараться не смешивать личные и служебные проблемы.

     Кто же больше подвержен стрессу «сильные» или «слабые» люди? Трудно определить, кто из нас является «слабым», а кто «сильным». Если исходить из того, что наиболее активный образ жизни ведут сильные люди с высоким уровнем притязаний, то они подвержены стрессу в большей степени, чем слабые.          Конкретная стрессовая ситуация уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человек (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в не малой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы – это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении жизненных барьеров и неприятностей должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями. Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.  

3. Соотнесите понятия  и их определения.

а) аффект;

б) стресс;

в) фрустрация;

г) депрессия;

1. Состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;

2. Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности;

3. Эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;

4. Кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

Ответ:

а) аффект - кратковременная и сильная положительная  или отрицательная эмоция, возникающая  в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов и сопровождающаяся соматическими проявлениями.

     Таким образом верным является ответ 4 (кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль).

б) стресс – неспецифическая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

     Верным является ответ 1 (состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии).

в) фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.

     Верным является ответ 3 (эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд).

г) депрессия - психическое расстройство, как  правило, возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто  развивается без какой-либо видимой  причины.

     Верным является ответ 2 (состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности).

Заключение.

     Стресс – это часть повседневной жизни. Стрессы порой необходимы каждому: борьба за свои права, приготовления к празднику, преодоление трудностей, подготовка к экзамену, необходимость произвести должное впечатление при служебном разговоре – во всех этих ситуациях требуется стимуляция позитивного стресса.

     Без стресса жить невозможно и даже вредно. Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам.

     Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

     Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. Например, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

     Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

 

Список  использованной литературы.

1. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы. – М., 1995.

2. Г. Селье. «Стресс без дистресса». – М., 1982.

3. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.

4. Конфликтология. / Под ред. В. В. Ратникова. – М6. ЮНИТИ, 2005.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., Знание, 1999.

6. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под. ред. В.Н. Лавриенко. – 5-е изд. - М., ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

7. Стресс в работе менеджера / Под ред. Л.Д. Гиссена. – М., 1994.

8. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М., 1975.

9. Тарасов А.Н. Социально-психологические особенности функционирования службы персонала в современных условиях: Учебное пособие - М:. ГУУ, 2003. 
 
 
 
 

Информация о работе Стресс и его природа