Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:50, курсовая работа
Цель исследования: апробировать разработанную коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по рассматриваемой проблеме.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Показать семейную обусловленность страхов;
• сравнение положения ребенка среди сверстников до и после коррекционной работы;
В процессе занятий наблюдала сплочение детского коллектива, дети научились общаться со сверстниками, открыто выражать эмоции, преодолели стеснительность и застенчивость, детский коллектив стал дружнее, дети относились друг к другу доброжелательно.
Таким образом, после апробации коррекционно-развивающей программы, по результатам опроса воспитателей и родителей, из результатов наблюдения за поведением детей, отмечено, что снижение уровня тревожности и количества страхов более успешно при реализации данной коррекционно-развивающей программы. Разработанная коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение количества страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста оказалась достаточно эффективной.
Разработанная программа может быть дополнена, доработана и использована психологами дошкольных учреждений и школьными психологами в практической работе с детьми, уровень тревожности и количество страхов которых является высоким и не соответствует возрастным нормам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.
Не случайно говорят: человек рождается дважды - первый раз физически и второй - духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.
Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд Других факторов — вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка.
Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.
В ходе работы были проанализированы работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов и фобий, изучены психологические причины формирования детских страхов, найдена взаимосвязь стиля семейного воспитания и возникновения страхов у детей, выделены особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста, апробирована разработанная программа коррекционных занятий по преодолению страхов и тревожности у старших дошкольников.
Разработанная коррекционная программа явилась достаточно эффективной, т.к., была отмечена положительная динамика не только в снижении количества страхов, но и тревожности у детей, а также в повышении самооценки, развитии уверенности в себе, в своих силах, в улучшении детско-родительских отношений, это доказывают результаты наблюдений за детьми, опрос родителей и воспитателей, снижение количества жалоб с их стороны после прохождения детьми коррекционно-развивающей программы.
Организация коррекционной работы способствует снижению уровня тревожности у детей, дает детям знания и навыки общения и адекватного реагирования в неблагоприятных жизненных ситуациях.
Выводы:
1. Высокий уровень тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста обусловлен в основном семейными отношениями.
2. Организация психокоррекционной работы с учётом основных её принципов способствует коррекции тревожности и страхов у детей.
3. В результате коррекционной работы с использованием методов арт - , игротерапии и сказкотерапии произошло снижение высокой тревожности у детей.
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтверждена: детские страхи имеют свои особенности и действительно неблагоприятно влияют на эмоциональное состояние ребёнка, и своевременная коррекция будет способствовать преодолению страхов и тревожности у детей.
Разработанная нами программа «Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста» может являться методическим пособием для применения его в практике работы педагогом-психологом дошкольного учреждения. Хочется отметить, что она является несовершенной и может быть дополнена и доработана.