Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:50, курсовая работа
Цель исследования: апробировать разработанную коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по рассматриваемой проблеме.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Показать семейную обусловленность страхов;
5. Упражнение "Волшебный сон". Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.
6. Рисуем, что увидели во сне.
Каждый ребёнок вспоминает, что он увидел во сне, и рисует эту картинку.
7. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ 10.
"СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ"
Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски, альбомные листы.
1. Упражнение "Росточек под солнцем".
2. Упражнение "Неоконченные предложения". Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.
"Я люблю…", "Меня любят…", "Я не боюсь…", "Я верю.." "В меня верят…", "Обо мне заботятся…"
3. Игра "Баба Яга"
По считалке выбирается Баба- Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. "Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!» Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.
4. Игра "Комплименты". Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: "Мне нравится в тебе…."Принимающий кивает головой и отвечает: "Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.
5. Упражнение "В лучах солнышка". Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показал на занятиях.
6. Упражнение "Солнце в ладошке". Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке, муравей на травинке,
И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-
И всё это - мне, и всё это - даром!
Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил….
7. Упражнение "Горячие ладошки"
ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
Цель: оценка эффективности коррекционно-развивающей программы.
Методики:
1. Тест «Страх в домике» (модификация Панфиловой М.А.).
2. «Портрет моего страха».
3. «Моя семья».
4. Опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
5. Опросник П. Бейкер и М. Алворд.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемыми результатами являются:
Список используемой литературы для разработки коррекционно-развивающей программы
2. 2. Отчёт об апробации коррекционно-развивающей программы
На основе результатов наблюдения за детьми и полученных из первичной диагностики данных, была составлена коррекционно-развивающая программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста", содержащая подвижные и сюжетные психотерапевтические игры, а также выделена экспериментальная группа детей из 10 человек, наиболее подверженных страхам и с высокой тревожностью.
Предварительно, перед апробацией программы, с каждым из родителей была проведена индивидуальная беседа в присутствии психолога ДОУ для выявления причин тревожности у детей, а также ознакомление с результатами психодиагностики. Также было организовано наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности, изучение предоставленных психологом материалов психодиагностик, опрос родителей и воспитателей группы.
Апробация данной коррекционно-развивающей программы осуществлялась на базе УО «Новополоцкий государственный ясли-сад №31» в период с 3 октября по 8 ноября 2011 года, занятия проводились с группой детей старшего дошкольного возраста (по 5 человек).
Данная программа была полностью ориентирована на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста, а также на снижение тревожности и повышение самооценки.
Целью данной программы являлось: создание условий для преодоления страхов, снижение тревожности у детей дошкольного возраста.
Программа состояла из 10 занятий. Занятия проводились с одной и второй группой два раза в неделю. Данная программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного возраста (5-7 лет).
В каждой группе по 5 человек. Занятия были разнообразны по сюжету и содержанию, т.о., на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей.
Условия проведения занятий были следующие:
принятие ребёнка таким, какой он есть;
нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;
игра не комментируется взрослым;
в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Все занятия имели гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидели в кругу. Круг даёт возможность открытого общения, он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
Структура игрового занятия:
1. ритуал приветствия;
2. разминка;
3. коррекционно-развивающий этап;
4. подведение итогов;
5. ритуал прощания.
В содержании программы занятий выделено четыре блока, которые обеспечивают решение поставленных задач:
1 - диагностический, целью которого является: организация и проведение диагностики, направленной на выявление количества страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
2 – установочный (1-2 занятие), целью которого является: установление эмоционального контакта с детьми, побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать с психологом;
3 - коррекционный (3-10-е занятия) - снижение количества страхов, уровня тревожности у детей, овладение определенными навыками, умениями и способами деятельности;
4 – оценочный – психологическое заключение о результатах реализации коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Все четыре блока были реализованы в работе с детьми.
В ходе работы были решены следующие задачи:
совершенствование умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
нейтрализация страхов и эмоционально-отрицательных переживаний.
повышение психического тонуса ребёнка.
формирование навыков общения, контроля своего поведения.
снижение тревожности. Усиление “ Я” ребёнка. Осуществление контроля над объектом страха. Повышение уверенности в себе.
При организации работы опиралась на основные принципы построения психокоррекционных программ - принцип системности, единства диагностики и коррекции, учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития ребенка, комплексности методов психологического воздействия; принцип деятельностного подхода и активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционном процессе.
В работе с детьми использовали разнообразные методы: игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, психогимнастика; игры-релаксации, ролевые игры. Все методы подбирались в соответствии с целями и темой занятия, а также возрастными особенностями детей.
Также широко использовали в своей работе такой продуктивный вид деятельности как изобразительная.
В ходе всей работы дети проявляли повышенный интерес к занятиям, шли на контакт охотно, участвовали во всех видах работ. Работать с детьми было несложно, т.к., я являюсь воспитателем и найти общий язык с ними мне не составляло труда. В работе с детьми мне пригодился мой опыт общения с ними, а также знания из области возрастной психологии, навыки правильной работы с психологической литературой, грамотного отбора диагностического инструментария, наглядных, дидактических пособий.
В процессе работы и после неё наблюдались значительные количественные и качественные изменения у детей. У детей снизилось количество страхов, они стали менее тревожные, более уверенные в себе, менее пугливые, снизилось эмоциональное напряжение, повысилась самооценка. Поведение детей менялось на каждом занятии в лучшую сторону, они чувствовали себя уверенно при ответе на вопросы, при выполнении заданий или в отведённой роли, не замыкались в себе, могли спокойно высказываться, снизился уровень тревоги, у детей отмечалось весёлое настроение на занятиях. Также данные изменения были отмечены воспитателями, родителями.
Наблюдения за детьми показали, что у них значительно снизилась тревожность, уменьшилось число страхов, повысилось качество коммуникации, уменьшилась в игровой ситуации агрессия, сформировалась дифференциация своих чувств, проявилась активность и самостоятельность пассивных детей.
В целом можно сказать, что у подавляющего большинства детей, прошедших программу, отмечались положительные сдвиги в поведении, в эмоциональной сфере. Но наиболее заметными оказались положительные сдвиги в общении со сверстниками — теперь практически у каждого из них были друзья в группе. Дети стали более свободными, открытыми, и в поведении появилась уверенность в своих силах.
Наибольший интерес у детей был вызван использованием на занятиях элементов сказок в упражнении «Чашка чая» или «Коридор» и др., музыки, ролевых игр, также детям очень нравилось рисовать, они использовали для этого как карандаши, так и фломастеры, краски. Интерес вызвали и упражнения подвижного характера «Кони и всадники», «Петушиные бои» и др. Дети с удовольствием участвовали во всех занятиях, выполняли все упражнения.
Эффективность разработанной программы можно определить через анализ следующих показателей:
• представления ребенка о том, чему он научился во время работы группы, что он не мог раньше и что может теперь;
В начале работы дети были высоко тревожные, пугливые, застенчивые, стеснительные, а к середине и к концу занятий дети стали более открытые, раскрепощённые, у них снизился уровень тревожности, стали более спокойные, проявляли интерес к занятиям, активно участвовали, выполняли все упражнения непринуждённо. Дети научились справляться со своими страхами, стали менее боязливыми.
• оценка изменений в поведении и деятельности ребенка, его эмоциональном самочувствии, даваемая воспитателями и родителями;
Как воспитатели, так и родители отметили значительные изменения в поведении детей, в их эмоциональном самочувствии. Дети стали более весёлыми, общительными, уверенными в своих силах, у них появилось больше друзей среди сверстников, активно проявляют себя на занятиях воспитателя.