Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:50, курсовая работа
Цель исследования: апробировать разработанную коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение уровня тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по рассматриваемой проблеме.
2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.
3. Показать семейную обусловленность страхов;
Актуальность проблемы. Нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека. По данным Всемирной организации здравоохранения число тревожных людей в 80-е годы составляло 15% от общей выборки, в настоящее время их количество возросло в 5 раз. При этом изменяется и уровень тревожности.
В настоящее время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности, но в большей степени они предназначены для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы.
Особое значение в связи с этим имеет работа по психопрофилактике и регуляции тревожности личности, которые должны носить не узкофункциональный, а общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на всех структурных компонентах тревожности.
Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия.
Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста. Работа по устранению страхов и тревожности у детей, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач в дошкольном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.
Программа построена на принципах единства диагностики и коррекции, учёта возрастных и индивидуальных особенностей, принципе разнообразия материала.
Программа составлена с учетом данных проведенного диагностического обследования.
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме. По данной программе можно работать как индивидуально с ребенком, так и с подгруппой детей, но не более 6 человек.
В основу данной программы легли игры и упражнения из книги Т. Шишовой “Страхи – это серьезно”, и книги “Азбука общения” под ред. Л. М. Шипициной.
Программа может быть использована психологами детских садов.
После проведения занятий по данной программе, необходима повторная диагностика.
Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста, повышение уверенности в себе, снижение тревожности, улучшение взаимоотношений родитель – ребёнок.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
Коррекционная работа включала в себя следующие этапы:
1 этап — диагностический:
Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей, выявление доминирующих страхов; диагностика внутрисемейных отношений и происхождения детских страхов.
Диагностика:
2 этап – информационный:
Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.
3 этап – практический:
Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
4 этап – контрольный:
Цель: определение эффективности коррекционно-развивающей программы.
Методы и техники, используемые в программе:
телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости,
переключает внимание.
напряжения, тревожности.
В содержании программы занятий выделяются четыре блока, которые обеспечивают решение поставленных задач:
1 - диагностический, целью которого является: организация и проведение диагностики, направленной на выявление количества страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
2 – установочный (1 -2 занятие), целью которого является: установление эмоционального контакта с детьми, побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать с психологом;
3 - коррекционный (3-10-е занятия) - снижение количества страхов, уровня тревожности у детей, овладение определенными навыками, умениями и способами деятельности;
4 – оценочный – психологическое заключение о результатах реализации коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Апробация данной коррекционно-развивающей программы осуществлялась на базе УО «Новополоцкий государственный ясли-сад №31» в период с 3 октября по 8 ноября 2011 года, занятия проводились с группой детей старшего дошкольного возраста (10 человек).
Коррекционно-развивающая программа состоит из 10 занятий. Форма работы групповая. Занятия проводились с одной группой два раза в неделю, длительностью 20-25 минут. Данная программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
2.2. Коррекционно-развивающая программа "Коррекция страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста"
Тематический план коррекционно-развивающей программы
№ занятия |
Программное обеспечение |
Методические приемы |
Обеспечение |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
| Диагностический блок: Цель: диагностика страхов и причин тревожности у детей, выявление доминирующих страхов и их влияния на эмоциональную сферу ребенка, диагностика внутрисемейных отношений и происхождения детских страхов.
Установочный блок: Цель: установить эмоциональный контакт с детьми, заинтересовать детей, знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Цель: раскрытие своего "Я", формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.
Коррекционный блок: Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Цель: снижение страха перед врачами, уколами, кровью, болью.
Цель: снижение страха замкнутых пространств, волшебных существ, темноты.
Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
Цель: Формирование положительной "Я-концепции", самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия
Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих
Блок эффективности коррекционных воздействий Цель: оценка эффективности работы.
| Диагностический блок: 1. Тест «Страх в домике» (модификация Панфиловой М.А.). 2. «Портрет моего страха». 3. «Моя семья». 4. Опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. 5. Опросник П. Бейкер и М. Алворд.
Упражнение 1. «Росточек под солнцем» Цель: установка эмоционального контакта с детьми. Упражнение 2. «Доброе утро…» Упражнение 3. «Что я люблю?» Упражнение 4. «Качели» Упражнение 5. «Угадай по голосу» Упражнение 6. «Лягушки на болоте» Упражнение 7. «Художники – натуралисты»
Упражнение 1. «Росточек под солнцем» Упражнение 2. «Узнай по голосу» Упражнение 3. «Моё имя» Упражнение 4. «Разведчики» Упражнение 5. «Рисование самого себя» Упражнение 6. «Доверяющее падение» Упражнение 7. «Горячие ладошки»
Упражнение 1. «Росточек под солнцем» Упражнение 2. «Злые и добрые кошки» Упражнение 3. «На что похоже моё настроение?» Упражнение 4. «Ласковый мелок» Упражнение 5. «Угадай, что спрятано в песке?» Упражнение 6. «Автопортрет» Упражнение 7. «Горячие ладошки»
Упражнение 1. «Росточек под солнцем» Упражнение 2. «Петушиные бои» Упражнение 3. «Расскажи свой страх» Упражнение 4. «Чего я боялся, когда был маленьким» Упражнение 5. «Чужие рисунки» Упражнение 6. «Дом ужасов»
Упражнение 1. «Гроза» Упражнение 2. «Смелые ребята» Упражнение 3. «Азбука страхов» Упражнение 4. «Страшная сказка по кругу» Упражнение 5. «На лесной полянке» Упражнение 6. «Прогони бабу Ягу» Упражнение 7. «Я тебя не боюсь» Упражнение 8. «Весёлый страх»
Упражнение 1. «Возьми и передай» Упражнение 2. «Врач» Упражнение 3. «Противоборство» Упражнение 4. «Поединок» Упражнение 5. «Сражение» Упражнение 6. «Ритуал выхода»
Упражнение 1. «Чашка чая» Упражнение 2. «Коридор» Упражнение 3. «Жмурки»
Упражнение 1. «Росточек под солнцем» Упражнение 2. «За что меня любит мама…папа…сестра…и т.д.» Упражнение 3. «Лягушки на болоте» Упражнение 4. «Неопределённые фигуры» Упражнение 5. «Тропинка» Упражнение 6. «Волшебный лес» Упражнение 7. «Доверяющее падение» Упражнение 8. «Горячие ладошки»
Упражнение 1. «Росточек под солнцем» Упражнение 2. «Сказочная шкатулка» Упражнение 3. «Конкурс боюсек» Упражнение 4. «Принц и принцесса» Упражнение 5. «Придумай весёлый конец» Упражнение 6. «Волшебные зеркала» Упражнение 7. «Горячие ладошки»
Упражнение 1. «Росточек под солнцем» Упражнение 2. «Путаница» Упражнение 3. «Кораблик» Упражнение 4. «Кони и всадники» Упражнение 5. «Волшебный сон» Упражнение 6. «Что увидели во сне» Упражнение 7. «Горячие ладошки»
Упражнение 1. «Росточек под солнцем» Упражнение 2. «Неоконченные предложения» Упражнение 3. «Баба Яга» Упражнение 4.« Комплименты» Упражнение 5. «В лучах солнышка» Упражнение 6. «Солнце в ладошке» Упражнение 7. «Горячие ладошки
1. Тест «Страх в домике» (модификация Панфиловой М.А.). 2. «Портрет моего страха». 3. «Моя семья». 4. Опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. 5. Опросник П. Бейкер и М. Алворд.
| Рисунки домиков, опосники, бумага, карандаши.
Магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
Магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования.
Магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
Магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.
Магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.
Игрушечные инструменты врача, игрушки, игрушечные сабли, бумажные шарики.
Стулья, чашки.
Магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек.
Магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.
Магнитофон, спокойная музыка.
Магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски, альбомные листы.
|
Диагностический блок
Цель: диагностика страхов и причин тревожности у детей, выявление доминирующих страхов и их влияния на эмоциональную сферу ребенка, диагностика внутрисемейных отношений и происхождения детских страхов.
1. «Страх в домике» (модификация Панфиловой М.А.).
Инструкция: Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи».
Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.
Ты боишься:
1) когда остаешься один;
2) нападения бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) потерять маму или папу;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
10) опоздать в детский сад, школу;
11) перед тем как заснуть;
12) страшных снов;
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);
16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови;
27) уколов;
28) боли;
29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять.
2. Методика «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой
Инструкция: Детям предлагается нарисовать свою семью. Затем после процесса рисования, следует узнать:
• чья семья изображена на рисунке — его самого или какого-нибудь друга, или вымышленного героя;
• где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;
• какого пола каждый персонаж и какова его роль в семье;
• кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему;
• кто самый грустный (сам ребенок из всех персонажей?) и почему;
• если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;
• если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.
3. «Портрет моего страха»
В процессе рисования «Портрета моего страха» детям в группе была дана инструкция: «Представь, что ты художник, который помогает людям. Сегодня тебе предоставлена возможность помочь всем увидеть таких существ как страхи, чтобы окружающие могли узнать их в лицо».
4. Опросник оценки уровня тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
Опросник для воспитателей и родителей Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко применялся с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников по следующим критериям:
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Затем необходимо суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15 - 20 баллов;
средняя —7 - 14 баллов;
низкая — 1-6 баллов.
5. Опросник для выявления страха разлуки П. Бейкер и М. Алворд
Наличие страха разлуки определяется по следующим критериям (по П.Бейкер и М. Алворд):
1. Повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании.
2. Постоянное чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо.
3. Постоянное чрезмерное беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей.
4. Постоянный отказ идти в детский сад.
5. Постоянный страх остаться одному.
6. Постоянный страх засыпать одному.
7. Постоянные ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается.
8. Постоянные жалобы на недомогание: головную боль, боль в животе и др. (дети, страдающие страхом расставания, и в самом деле могут заболеть, если много думают о том, что их тревожит).
Если хотя бы три черты проявляются в поведении ребенка в течение четырех недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха.
УСТАНОВОЧНЫЙ БЛОК
ЗАНЯТИЕ 1.
"ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я"
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.