Страх и фобии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:03, реферат

Краткое описание

Различают 3 основных вида фобий: 1. простые, которые возникают при взаимодействии с предметами, 2. Социофобия - страх сделать что-нибудь публично, 3. Агорафобия, основанного на страхе перед незнакомыми местами. Также выделяют: детские, подростковые, родительские фобии. Таким образом, проблема фобий очень актуальны.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………….3
2. Общее понятие фобий
3. Виды фобий.
4. Причины возникновения фобий
5. Функции фобий
6. Борьба с фобиями
7. Способы борьбы со страхом
8. Выводы

Файлы: 1 файл

психология готовый реферат.docx

— 60.80 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины возникновения фобий 

 

1.  Нарушения вестибулярного аппарата. Вестибулярный аппарат – это орган, который отвечает за ориентацию в пространстве. У человека, который начинает страдать нарушениями вестибулярного аппарата, развивается неуверенность, которая в дальнейшем перерастает в страх или какую-либо боязнь.

2.   Также причиной возникновения фобии можно назвать и переживания, которые человеку пришлось испытать в детстве. Именно детские переживания сохраняются в нашей памяти очень ярко. Поэтому в определенные жизненные моменты детские страхи просто начинают всплывать в памяти и еще больше развиваться. Почти у каждого человека есть что вспомнить из своего детства. Многие боятся воды, высоты, темноты, одиночества, потому что в детстве пережили какое-то страшное событие, связанное с этим.

3.  Страхи, появившиеся в процессе каких-то неприятных ситуаций, уже во взрослой жизни.

Страхам чаще всего подвержены люди эмоциональные и очень чувствительные. Стоит подчеркнуть, что именно люди со слабой психикой наиболее склонны к формированию и развитию фобии. Фобии могут появиться у людей с богатой фантазией, так как им довольно сложно отличить реальную опасность от воображаемой. Им гораздо сложнее сопротивляться этому негативному чувству, чем людям с более устойчивой и крепкой психикой. Люди, которые подвержены такому страху, на самом деле боятся того, чего нет. Ведь фобия – это боязнь самого страха. Человек просто боится бояться.

Отдельно  хочется остановится на страхах, появившиеся в детстве, так как даже страхи, всплывшие во взрослой жизни, появляются именно в детском возрасте.

Так в чем же заключаются основные причины детских неврозов страха? Многие акушеры и психологи видят  предрасположенность к детскому неврозу страха в эмоциональном  состоянии матери во время беременности. Негативное влияние на ребенка оказывает  угроза выкидыша. Беспокойство за собственное  существование на гормональном уровне, испытанное младенцем в период внутриутробного  развития, создает предпосылки для  последующих проявлений тревожности  на психологическом уровне. Такой  ребенок в дальнейшем будет быстрее, глубже и острее ощущать страх. Также  на появление детских страхов  оказывает влияние протекание самих  родов: осложнения, невозможность родить собственными силами, асфиксия.

Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. Здесь имеется в  виду наследование типа нервной системы  и ее особенностей, межполушарной  асимметрии головного мозга. Например, случай, когда в семье, где мать страдала навязчивым страхом загрязнений (мизофобия), постоянно мыла руки, без конца стирала белье, появилась дочь, которая несколько раз предпринимала попытки суицида в подростковом возрасте. А суицид — тоже страх, страх перед жизнью.

Существуют  внутрисемейные причины, способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка; поздний ребенок; семейные конфликты; неполные семьи.

Часто обращаются за консультацией родители, недовольные полом ребенка. В  таких случаях у ребенка высокий  уровень тревожности: ему прививают  качества, которые ему не должны быть свойственны.

Кроме этого, существует зависимость между  возрастом матери и страхами у  ребенка. Если мать в момент рождения ребенка была старше 35 лет, то его  тревожность неминуемо повышается.

В конфликтных семьях очень часто  недовольство между супругами выливается на ребенка. Подчас маленькое существо чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной.

Как ни странно, но в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка  невроз страха практически никогда  не развивается. И напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная.

Тревожные дети могут быть в неполных семьях. Ребенку (как мальчику, так и девочке) не хватает образца поведения  представителя мужского пола. Отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой страх, распространяющийся на всех мужчин. Поэтому ребенку  для нормального развития обязательно  необходим образец мужского поведения. В этом качестве может выступать  дедушка, дядя или любой близкий  родственник.

Издержки  воспитания

На  появление детских неврозов страха влияет так называемый эгоизм родителей  по отношению к ребенку, неоднократно описанный в литературе. К данному  распространенному явлению можно  отнести следующие негативные аспекты  воспитания.

Традиционализм  отношений в семье

В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и  «обязан». Мальчик хочет играть на скрипке, а отец считает, что настоящий  мужчина должен ходить в секцию бокса. Мальчик, по настоянию отца, занимается спортом, но друзья смеются над его  неуклюжестью и нерасторопностью. Вместо того чтобы принимать свою уникальность, ребенок чувствует ущербность, страх  не выполнить какое-либо упражнение. Комплекс неполноценности надежно закрепляется, распространяясь на все жизненные обстоятельства. Поистине прав был философ, сказав, что дорога в ад устлана благими намерениями.

Эмоциональный шантаж и предчувствия

«Смотри, как мне плохо, когда ты...» или  «Таким поведением ты добьешься моей смерти» — знакомые многим слова. Нередко родители играют роли. Ворчливость, высмеивание ребенка на людях  — типичный тому пример. В глубине  души ребенок постоянно чувствует  обиду на взрослых, злость, желание  отомстить, страх, а вдруг беда действительно  случится. Детская тревожность и  страх не соответствовать родительским ожиданиям постепенно перерастают  в агрессию, в подростковом возрасте эти дети убегают из дому, не уважают  родителей.

Открытые  посылы и прямые угрозы

Обычно  в подобных семьях, что называется, за словом в карман не лезут, говоря ребенку: «Сейчас же иди...» или  «Если ты не пойдешь в школу, то я...». Ребенок открыто боится, зажимается, потому и выполняет приказания родителей. Когда он делает что-либо неумело, то его строго наказывают. Невротичные  дети с патологическим страхом наказания  обычно мало улыбаются, вообще не смеются, ходят ссутулясь, мелко семеня ногами. Сталкиваясь с таким обращением с детьми, я говорю родителям, что намного проще приказывать и бранить, чем убеждать и направлять. Искусству общения, приносящему здоровье, необходимо учиться долго, иногда всю жизнь.

Нескромность  родителей

Многие  родители читают письма и записки  детей, просматривают их карманы  и портфели, что совершенно недопустимо. Принцип таких родителей —  контроль, контроль и еще раз контроль. Ребенок уже давно вырос, а  ему все еще указывают, с кем  дружить. У такого ребенка вырабатывается страх перед собственной ответственностью. Он все время боится ошибиться, принять  неверное решение, по несколько раз  переспрашивает. Помните, что даже совсем маленькому существу необходима личная жизнь, собственное духовное и психологическое  поле. Только тогда момент взросления, а соответственно избавления от тревожности  и детских страхов пройдет  нормально.

Отдаленность  родителей

Многие  родители ходят в гости, театр  или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. В дистанционных семьях у детей есть все предпосылки стать наркоманами. Они ищут друзей и эмоциональную поддержку на стороне, в кругу сверстников, однако при этом часто становятся объектом вымогательства и обмана. Наркотики, как и алкоголь, — это маскировка страхов, желание заглушить их, забыться на время, почувствовать себя сильным. Но это, конечно, лишь иллюзия.

Отсутствие  привязанности внутри семьи

Это семьи, где каждый имеет свою частную  жизнь. «Мама, я хочу с тобой поговорить о...» — говорит маленький мальчик. «Иди лучше к папе, он тебя выслушает», — отвечает ему мать. Обиженный  ребенок идет к отцу, а отец отправляет его обратно. Вот так он и ходит  по кругу, от одного родителя к другому, в поисках любви и понимания. Проблемы мальчика не разрешаются, а  только накапливаются. Следует помнить, что любовь — это не врожденное чувство, а приобретенное в процессе жизни. Любовь — это универсальное  средство от всех болезней, а особенно психологических. Поэтому если родители по разным причинам не могут уделить  ребенку много времени, поговорить с ним о его проблемах, то следует  хотя бы завести животное, чтобы  ребенок реализовал свои нежные чувства, ухаживал за ним. Дружба и любовь —  вот все, что нужно невротичному ребенку.

Негативное  отношение к престарелым

В некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Необходимо помнить, что старики и маленькие  дети психологически близки друг к  другу и нередко объединяются в негласный внутрисемейный союз. Последний пункт является, по-моему, очень важным, в связи, с чем  есть один пример.

Максима 9-ти лет. Он был излишне возбужден, в школе плохо успевал по математике, а дома без конца дрался с братом, ругался с отцом. Главная психологическая  проблема, по мнению психолога, Максима  связана с отношениями внутри семьи, но от прямых ответов на вопросы  мальчик уклонялся. Тогда психолог попросила его нарисовать свою семью.

Его картинка выглядела следующим образом: в центре — мама, папа, он и его  брат Никита, в правом верхнем углу — маленькая фигурка, съежившаяся  на стуле возле огромного окна. «Кто это? — спросила я. — Наверное, это самый дорогой тебе человек?»  Максим вдруг стал серьезным и  тихо прошептал: «Это моя бабушка. Она  очень добрая, но слабая. Ее все обижают, ругаются на нее. Никто не замечает, какая она хорошая и добрая. Я ее люблю, поэтому и защищаю. Ненавижу, когда Никитка ее обзывает, а отец не хочет, чтобы она сидела с нами за ужином».

Что тут можно сказать?! Психолог рекомендовала  родителям Максима изменить отношение  к бабушке.

На  появление детских неврозов страха оказывают влияние травмирующий опыт и стрессовые ситуации. К ним  можно отнести смерть матери или  отца (особенно в период дошкольного  возраста), развод родителей, землетрясение, наводнение, переезд на другое место  жительства, перевод в новую школу.

Классные  руководители и начинающие психологи  часто задают вопрос: что делать с детьми, у которых родители страдают алкоголизмом или наркоманией? Как  ни странно, но количество страхов у детей из таких семей значительно снижено. Этот факт в данном случае не говорит о раннем взрослении таких детей, часто это связано с органическими нарушениями головного мозга. Поэтому в подобных случаях скорее необходимо психиатрическое, а не психологическое.

Детские страхи обычно имеют своеобразную "поддержку" со стороны родителей - обычно ребенок  испытывает те же страхи, что и мать - в прошлом или настоящем. Дети очень чувствительны, поэтому, когда  мать, интуитивно или сознательно, старается  оградить их от ситуаций, которые ее пугали или пугают, в их душе поселяется тревога и, как следствие, - страх. Очень часто мать своим чрезмерно  беспокойным поведением заражает ребенка  страхом, например, ушибиться и заболеть.

Очень часто избыточное количество страхов  у ребенка - результат недостаточной  эмоциональности родителей, их излишней строгости. Особенно опасна в этом плане  ситуация, когда родитель того же пола, что и ребенок, очень суров, а  родитель противоположного пола - мягок. Например, строгая мать и податливый отец для девочки, и наоборот, мягкая мать и строгий отец для мальчика. Ребенок обычно идентифицирует себя с однополым родителем, именно его поддержка и одобрение наиболее значимы и ценны в глазах ребенка, если же механизм естественной поддержки и одобрения нарушается, то у ребенка снижается самооценка, он чувствует себя ненужным и неудачливым, что, конечно, является плодородной почвой для возникновения разнообразных страхов.

Поводом для страхов становятся и нереализованные  угрозы - отдать в детдом, позвать  буку, дядю и т.п.

При этом особенно подверженный угрозам  возраст - младший дошкольный, страшим  дошкольникам, наиболее неприятны и  даже опасны оскорбления, которые также  снижают самооценку ребенка. Кроме  того, большую роль в возникновении  страхов может сыграть испуг  или психическое заражение, когда  ребенок узнает от сверстников, что  чего-то "надо" бояться.

Обычно  возрастные страхи существуют после  возникновения в течении 3-4 недель, это, так сказать, норма. Если же в течении это времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом. Ему характерны большая эмоциональная интенсивность, напряжение, длительность.

Страхи  могут расти и существовать вплоть до взрослого возраста.

Разумеется, это неблагоприятно влияет на формирование характера и приводит к возникновению  реактивно-защитного поведения (избегание  объекта страхов, а также всего  нового и неизвестного).

На  фоне невротического страха возможно появление других неврозов, астении (повышенная утомляемость, нарушение  сна, учащенное сердцебиение и т.д.).

Обычно  невротические страхи связаны со страхами родительскими и трудно устранимы, основные из них - страх перед  одиночеством, темнотой, животными.

Если  вы заметили что-то подобное у своего ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психиатру или психотерапевту, запускать  этот процесс нельзя.

До 9-10 лет тревожность как черта  характера еще обратима, периодическое  мягкое управление страхами необходимо, иначе постоянный сильный страх  в детстве прейдет с возрастом  в фобию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Страх и фобии