Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 22:09, курсовая работа
Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы: Изучение такого социально-психологического состояния российского общества, как фобии, страхи.
Задачи:
- раскрыть понятие «социально-психологическое состояние общества»;
- раскрыть понятия: «фобия», «страх;
- определить какие фобии и страхи являются наиболее распространенными;
- узнать, как много людей подвержены страхам.
Введение…………………………………………………………………………..5
1 Теоретические основы изучения социально-психологического состояния, фобий и страхов……………….………………………………………………….7
1.1Социально-психологическое состояние общества…………….….………...7
1.2 Характеристика фобий и страхов……….………………………………......18
2 Фобии и страхи…………………….……………………………….. ………...35
2.1 Количество людей подверженных фобиям и страхам……………..............35
2.2 Самые распространенные фобии и страхи……….….……………………..36
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемых источников……………………………………………..48
Приложение А……………………………………………………………………50
Приложение Б……………………………………………………………………52
Реферат
Курсовая работа: 52 с., 19 источников, 2 прил.
ФОБИЯ, СТРАХ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА, ДЕТСТВО, ЛЮДИ.
Объект исследования – социально-психологическое состояние Российского общества
Цель работы – Изучение социально-психологического состояния Российского общества как фобии, страхи.
Методы исследования: анализ теоретического и фактического материала.
В процессе работы был выполнен вторичный анализ источников, в результате которого было выявлено, что фобии и страхи у большинства появились в детстве; девочки больше подвержены фобиям и страхам, чем мальчики
Новизна курсовой работы: проведен анализ социологического исследования, в результате которого полученные данные, впоследствии могут стать основой для различных научных работ.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы фобий, страхов и угроз как социально-психологического состояния российского общества.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы
изучения социально-
1.1Социально-психологическое
состояние общества…………….….……….
1.2Характеристика фобий
и страхов……….……………………………….....
2 Фобии и страхи…………………….…………………
2.1Количество людей
2.2 Самые распространенные
фобии и страхи……….….……………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………..
Приложение А……………………………………………………………………50
Приложение Б……………………………………………………………………52
Введение
Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая очень велика. В настоящее время наблюдается дефицит теоретических исследований в области исследований фобий, страхов и угроз как социально-психологическое состояние российского общества. При значительном количестве публикаций, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины возникновения фобий и влияние их на общество в России, и на индивида в частности. Вместе с тем, проблематика страхов в сфере Российского общества носит сугубо прикладной характер. Питательной средой для фобий являются страхи, появившиеся еще в детстве. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются фобии и как от них избавиться. Чтобы выработать верную линию избавления от страхов в Российском обществе, нужно знать, что такое фобии, страхи и при каких обстоятельствах у людей появилось такое состояние.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема фобий и страхов для России совсем не новая. Фобии изучали еще в ХХ веке. Она только недавно завершила свое окончательное формирование, и этим обуславливается недостаточный уровень разработанности данной темы в литературе. Поэтому в качестве основных теоретических пособий были представлены работы З. Фрейда, П. Рэчмена и М. Черясворта.
Объект - социально-психологическое состояние российского общества.
Предмет - социальные фобии, угрозы и страхи.
Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы: Изучение такого социально-психологического состояния российского общества, как фобии, страхи.
Задачи:
- раскрыть понятие «социально-
- раскрыть понятия: «фобия», «страх;
- определить какие фобии и страхи являются наиболее распространенными;
- узнать, как много людей подвержены страхам.
Гипотеза состоит в том, что фобии и страхи у большинства появились в детстве; девочки больше подвержены фобиям и страхам, чем мальчики.
Теоретическая основа: много времени посвятил проблеме страхов П. Рэчмен. Согласно его "концепции травматического обусловливания", события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. М. Черясворт, предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Также известны работы по изучению страхов у Зигмунда Фрейда. И различные статьи из интернета.
Методологическую базу работы составили принципы объективности и научности.
Метод исследования – вторичный анализ теоретического и фактического материала.
Новизна работы заключается в том, что проведен вторичный анализ социологического исследования, в результате полученные данные, впоследствии могут стать основой для различных научных работ.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы фобий, страхов и угроз как социально-психологического состояния российского общества.
1 Теоретические
основы изучения социально-
1.1Социально-психологическое состояние общества
В изучении проблемы социально-психологических состояний можно выделить ряд этапов. Ранним этапом исследований были феноменология; коллективной душевной жизни, психология стихийных, бесструктурных групп, далее — переход к категоризации и структурированию особенностей, свойств, качеств и социальных проявлений толпы, а также формирование представлений о психологии народов. Изучались психофизиологические особенности толпы и социально-психологические процессы подражания, гипнотического внушения, состояния аффекта и страха масс, их управляемость, регрессия, стадный инстинкт и; суггестивные проявления переживаний; постулировалось, что связь состояний и процессов в индивидуальной душе столь же опосредована физически, как и связь индивидов в человеческом обществе, хотя эта связь иная.
Доказательно представлено, что экскурс в психологическое научное наследие не выявил концептуальных представлений о социально-психологических состояниях общества. Выявлены прообразы социально-психологических состояний социальных групп, такие как «духовные силы масс», «коллективное торможение», «дух общественности», «душа народа», представлявшиеся если не полностью идентичными индивидуальной душе, то скорее суммой контактирующих индивидуальных душ, продуцирующих психические состояния. Феномен социально-психологического состояния подразумевался, предугадывался, в какой-то мере даже учитывался, но не был системно исследован ни феноменологически, ни концептуально, ни категориально.
Доказано, что социально-психологические состояния общества оказывают определяющее влияние на жизнь людей, их практическую деятельность и проявляются в повседневном общении, в отношениях людей и в отношении к своей «Я-концепции» в зависимости от статусно-ролевой позиции в обществе. Они преобладают не во всем обществе, а в рамках определенного социального слоя, социальной группы как переживания, социально-психологические отношения, социально-психологические представления, связанные с динамикой ее социального статуса. Представлено, что основное, определяющее в содержании социально-психологического состояния — это конкретное рациональное, чувственное и волевое отражение особенностей и характеристик статусно-ролевой позиции социальной группы в ее групповом сознании.
Сущностные характеристики социально-психологических состояний общества различных уровней обобщения: всеобщее — системность, интегративность, многуровневость, целостность состояния как социально-психологического явления; особенное - динамичность, изменчивость в связи с изменениями статусной позиции; надындивидуальность, как выраженность группового сознания; осознанность как основа развития социально-психологического состояния; единичное — эмоциональность, адресность, образность, связанные с психологическими особенностями самой группы. Все это позволяет выстраивать стратегии развития больших социальных групп, давать рекомендации оптимизации их жизнедеятельности, отрабатывать алгоритмы продуктивного решения социальных, политических, экономических, этических и других задач, а также разрабатывать программы и перспективы развития социально-психологических состояний больших социальных групп.[1]
Критерии оценки социально-психологических состояний общества: дихотомичностъ направленности (социальная направленность — асоциальная направленность, социально одобряемые - социально не одобряемые, комфортные - дискомфортные, консонантные -диссонантные);
- степень сближения социальных
ожиданий и возможностей
- удовлетворенность - неудовлетворенность социальных ожиданий большой социальной группы.
Доказано, что в период серьезных социально-экономических преобразований, когда деформируются статусно-ролевые пози ции в структуре общества, во всех социальных группах преобладают диссонантные социально-психологические состояния, социально неодобряемые.; не вызывающие удовлетворенности, поскольку социальные ожидания групп остаются нереализованными.
Выделены показатели оценки социально-психологических состояний: это - аксиологические показатели группового сознания (ценностные ориентации), а также социальные установки, социальные стереотипы, социальные ожидания, переживания, проявляющиеся? у представителей социальных групп в условиях реальной жизнедеятельности в рамках своей статусно-ролевой позиции и отражающие:
- в сфере группового
сознания - осознание жизненных
- в социальном самосознании
- социальный самоконтроль, осознание
системы межличностных и
- в сфере самоуправления
- корректировку на основе
Представленные критерии и показатели социально-психологических состояний общества позволяют определять их направленность, типизировать и классифицировать, а также стандартизировать процедуры оценки динамики таких состояний и их экспертизы, выявлять качественное и количественное отличие по группам, получать сравнимые результаты их динамики.[ 2]
Показано, что аксиологические показатели группового сознания, включая ценностные ориентации, а также социальные стереотипы, социальные установки и социальные ожидания, составляющие предметное наполнение социально-психологических состояний, изменяются в зависимости от изменений статусно-ролевых позиций всех обследуемых групп (детей, молодежи, пожилых, предпринимателей и государственных и муниципальных служащих). Группы объединяют ценности «семья», «экономический достаток», но установки, пути и средства, обеспечивающие их, различаются по группам. В больших социальных группах молодежи, детей группы риска и предпринимателей эти ценности не совпадают с социальными установками: декларирование социальной ценности «семья» расходится с установками молодежи - она не стремится «узаконить» семейные отношения; одобряются: брак по расчету, близость за оплату, получение взяток, стремление взять силой или «что плохо лежит», чтобы обогатиться. Группы государственных служащих и пожилых людей эти ценности не связывают с моральными нормами гуманизма: выступают за законные семейные отношения; экономический достаток первые связывают со статусной позицией и профессионализмом, вторые - с дополнительным заработком. Несогласованность социальных установок и социальных ожиданий отмечается в группе предпринимателей, молодежи и детей группы риска, что выражается в установлении ими самими правил социальной жизни в реальном процессе межличностного взаимодействия. Социальные ожидания больших социальных групп динамичны по признаку статусной принадлежности (более оптимистичны у молодежи и предпринимателей) и по годам: более оптимистичны в 2003 г., менее оптимистичны в 1999 и 2000 г.
Обосновано, что переживания занимают значимое место в диагностике социально-психологического состояния, поскольку отражают противоречия между социумом и группой. В них сосредоточена внутренняя деятельность по принятию фактов и событий жизни, по установлению смыслового соответствия между сознанием и бытием, обретению внутренней смысловой разрешимости предлагаемых или имеющихся условий в рамках статусно-ролевой; позиции большой социальной группы. Социально-психологические состояния группы безнадзорных и беспризорных детей свидетельствуют о проявлениях гедонистических переживаний; связанных со свободой от воспитания и контроля, что обеспечивает им иллюзию «взрослой вседозволенности» и удовлетворяет реальные и инфантильные потребности. В социально-психологических состояниях когорты 17-ти летних представителей большой социальной группы молодежи преобладают еще и ценностные переживания. Если группе предпринимателей больше свойственны творческие, то государственным и муниципальным служащим - ценностные переживания. Социально-психологические состояния пожилых людей больше связаны с реалистическими переживаниями потери значимых статусов.
Отмечено, что в субъективном образе социально-психологического состояния раскрывается «внутренняя картина» отражения человеком и группой своего состояния как объективной реальности. Из 65 отобранных нами разновидностей социально-психологических состояний больших социальных групп выделены наиболее типичные: «социальная толерантность», «когнитивный диссонанс», «депрессивный реализм»,. «самосохранение и страх потери статуса», «воинствующий оптимизм», «реактивное сопротивление», «приобретенная беспомощность», «пустыня бесстатусности», «искаженная идентификация», «потребность в присоединении».
Разработана теоретическая концепция социально-психологического состояния общества на основе общеметодологических принципов социальной психологии, общей теории групп, а также идеи социальных изменений, как одной из центральных в методологии социальной психологии. Она включает положение о детерминирующей роли статуса группы по отношению к содержанию ее социально-психологического состояния, а также утверждения того, что изменение статуса и роли приводит к изменению социально-психологического состояния группы через бессознательные, рациональные, эмоциональные и волевые компоненты группового сознания, в которых отражаются эти статусные изменения.
Предложена теоретическая модель социально-психологического состояния социальной группы, представляющая собой интегральный «отражающий ответ» взаимосвязанных «смысло-жизненной», «жизнедеятельностной» и «совладающей» сфер, объединенных потребностями и ожиданиями «Мы-концепции» группы, с условиями их статусно-ролевой позиции. Разработан алгоритм формирования социально-психологического состояния, включающий механизмы группового самоосознания через социальное представление, социальное сравнение, оценку, создание установки и переживания.