Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 22:09, курсовая работа
Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы: Изучение такого социально-психологического состояния российского общества, как фобии, страхи.
Задачи:
- раскрыть понятие «социально-психологическое состояние общества»;
- раскрыть понятия: «фобия», «страх;
- определить какие фобии и страхи являются наиболее распространенными;
- узнать, как много людей подвержены страхам.
Введение…………………………………………………………………………..5
1 Теоретические основы изучения социально-психологического состояния, фобий и страхов……………….………………………………………………….7
1.1Социально-психологическое состояние общества…………….….………...7
1.2 Характеристика фобий и страхов……….………………………………......18
2 Фобии и страхи…………………….……………………………….. ………...35
2.1 Количество людей подверженных фобиям и страхам……………..............35
2.2 Самые распространенные фобии и страхи……….….……………………..36
Заключение……………………………………………………………………….46
Список используемых источников……………………………………………..48
Приложение А……………………………………………………………………50
Приложение Б……………………………………………………………………52
Представленная модель является инновационной, поскольку отражает интеграл социально-психологического состояния как феномена действительности и научной категории, раскрывает его существенные свойства, компоненты и функции; направление изменений, динамику и перспективы развития, социальный знак итогового образа; модель и алгоритм развития, сферу и формы влияний на процессы и свойства социальной группы в результате статусных изменений.
Подчеркнута инициирующая роль статусной позиции социальной группы в формировании и развитии социально-психологических состояний. Социально-психологический статус, как центр сосредоточения прав, обязанностей и ограничений, а также схема положения группы в обществе, будучи многокомпонентным и вариативным социально-психологическим феноменом, динамичен. Его изменения, проявляющиеся в виде кристаллизации, рассогласования, противоречивости в многомерной системе социального неравенства, отражаются в показателях социально-психологических состояний больших социальных групп.
Подтверждено, что содержание социально-психологических состояний социальной группы определяется «опредмеченными» ожиданиями, зафиксированными в «Мы-концепции», и возможностями реальных статусно-ролевых характеристик.
Выделена особая роль социальных представлений в формировании социально-психологических состояний общества. Функционируя на уровне группового сознания, социальные представления, наряду с опосредованием социального познания, поведения в социальной среде, адаптацией к социальным изменениям, идентифицируют группу с ее статусно-ролевым положением в структуре общества через обозначение привычных, нормативных интерпретаций событий, способствующих закреплению или созданию новых ценностей, регулирующих поведение группы. Это способствует формированию социально-психологических состояний, начиная с получения информации о конкретном социальном явлении и его групповой оценки, выработки группового отношения к нему, до появления определенной установки членов группы относительно этого социального явления.
Уточнено, что социальная идентификация с группой (в контексте представления социально-психологического состояния общества как «надындивидуального» явления) более полно проявляется в трех психологических плоскостях: когнитивной — знание человека не только о принадлежности к группе, но и о тех требованиях и условиях, которые характерны для ее статуса; ценностной — наличие позитивных или негативных коннотаций в отношении принадлежности к данной группе и принятие тех или иных ценностей в соответствии со статусно-ролевым положением группы в обществе; эмоциональной — принятие либо «своей», либо «чужой» группы.
Применение данной теоретической концепции способствует выделению существенных характеристик социально-психологического состояния, позволяет осмыслить скрытые и трудно представляемые его компоненты; ассимилировать известные теоретические идеи для объяснения структурных и динамических аспектов; выбирать, адекватные методы оценки, средства интерпретации изучаемого феномена, оптимизации; определять границы приемлемости рекомендаций.
Выявлены объективные условия,
способствующие оптимизации и эффективному
функционированию социально-психологических
состояний общества, в результате которого
конкретная группа может активизировать
весь свой субъектный потенциал. Среди
них социально-экономические условия,
которые обеспечивают жизнедеятельность
большой социальной группы и способствуют
максимальному удовлетворению потребностей
и ожиданий этой группы в рамках ее статусно-ролевой
позиции. Социально-политические условия
оптимальности социально-психологических
состояний общества — это общая политическая
стабильность, минимизация напряженности
и межгрупповых конфликтов, а также обеспечение
престижности статусного положения группы
в обществе. Социально-психологические
условия оптимизации таких состояний
проявляются в осознании престижности
статусно-ролевой позиции по сравнению
с другими большими социальными группами;
отсутствии статусной фрустрации; развитой
групповой субъектности, позволяющей
изменять свою судьбу за счет собственных
усилий. Организационно-управленческие
условия обеспечивают возможность реализации
социальных программ для достижения высокого
качества жизни населения; учет потребностей
и особенностей больших социальных групп
в подготовке и принятии управленческих
решений и их эффективном внедрении; соответствие
ценностных показателей жизнедеятельности
большой социальной группы нормам гуманного
общества. Лкмеологические
Раскрыты субъективные условия оптимизации социально-психологических состояний социальных групп:
- единство «Я-» и «Мы-концепций»
- активизация мотивов самопознания и самоусиления;
- максимальное соответствие
притязаний, потребностей и ожиданий
большой социальной группы
- высокая субъектная активность,
включая контроль над; воздействием
и стремление к улучшению
- минимизация или отсутствие
когнитивного диссонанса в
- стремление к
- стабильность ценностных ориентаций,. социальных стереотипов, установок и ожиданий;
- гармоничное сочетание
«смысложизненной», «жизнедеятельностной»
и «совладающей»
Выделены три: вида факторов оптимизации социально-психологических состояний общества:
- объективные, связанные
с улучшением реальной системы
жизнедеятельности большой
- субъективные, связанные с оптимальным процессом самоидентификации социальной группы и совершенствования социальной перцепции в условиях интенсивной социальной динамики современности; развитой социальной рефлексией и готовностью группы конструктивно разрешать внутриличностные, внутригрупповые, межгрупповые конфликты и противоречия;
- объективно-субъективные,
связанные с организацией
Показано, что социально-психологические состояния общества динамичны. «Внутренняя» динамика проявляется в формировании социально-психологического состояния - возникновении, развитии, стабильности, угасании и связана с логикой процессов перцептивного отражения, осознания, сравнения, оценки, формирования интегрального образа. Отражение изменения статусной позиции - это важная, но недостаточная ступень развития социально-психологического состояния. Процесс отражения должен переместиться в область сознания. Группе важно не только хорошо понимать в каком положении она находится, но и иметь планы относительно способов изменения ситуации, что еще более активизирует эмоциональные и когнитивные процессы, обслуживающие самоорганизацию состояния как сложную нелинейную систему. Следующая ступень — структурное совершенствование социально-психологического состояния, которая проходит долгий путь от простого отражения явлений до их полностью сформировавшейся организации, выражающейся в особом мировосприятии. Наступление «институциализации» новых норм и ценностей, возникающих в новом социально-психологическом состоянии, обеспечивает критерии для оценки внешних условий. Затем набирает силу еще одна ступень внутренней динамики — выкристаллизовывание новой иерархии зависимостей, доминирования содержательных элементов социально-психологического состояния; Если на этой ступени не упорядочены структурные компоненты, то социально-психологическое состояние расплывчатое, синкретическое. Выявлены уровни развития социально-психологического состояния большой социальной группы: перцептивный, вербальный, образный, связанные с уровнями его осознания.
Внешняя динамика» социально-психологических состояний общества проявляется в функционировании во времени, отражая динамику социальных изменений и ее качественное своеобразие (направленность, функции, аксиологические показатели группового сознания, стереотипы, установки, ожидания), применительно к определенным группам; наиболее существенные изменения их отмечены в группах молодежи, предпринимателей и детей группы риска. Отмечено, что большая социальная группа может одновременно иметь несколько социально-психологических состояний.
Представлена внешняя динамика социально-психологических состояний общества, жизнедеятельность которой определяется рискосодержащими факторами и имеет вынужденный статус беспризорности; она отражает социально-психологические особенности и свойства группы таких детей, выражающиеся в размытой идентичности, блокировании познавательной и трудовой мотивации, инвертированных ценностях, сниженных интеллектуальных способностях у детей. Социально-психологические состояния группы беспризорных детей имеют диссонантный вектор и представлены «реактивным сопротивлением», «социальными фобиями», «зеркальным восприятием», «социальной агрессией», «внутригрупповой пристрастностью», «эмоциональной невоспитанностью», «деперсонализацией», «искаженной идентификацией» (или «социальной аверсией»). Преобладают социально-психологические состояния «искаженной идентификации» и «реактивного сопротивления».
Уточнено, что длительное пребывание социальной группы в социально-психологических состояниях диссонантного вектора является негативным фактором изменения групповых и личностных свойств.
Установлен структурно-преобразовательный потенциал социально-психологического состояния социальной группы, который может принимать различные виды в зависимости от уровня развития социально-психологических состояний. Нами выделено четыре разновидности такого потенциала: мировоззренческий, реформаторский, реорганизаторский, перераспределительный. Высокий уровень развития социально-психологического состояния характеризуется гармоничным сочетанием всех видов этого потенциала. [4]
1.2 Характеристика фобий и страхов
Фобия является болезненным состоянием, характеризующимся навязчивым страхом конкретного содержания, связанного с определенным объектом или ситуацией.
Так же фобия представляет собой иррациональный неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также иррациональные отношения неприязни, неприятия и ненависти к чему-либо — страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме.
Например, при наличии айхмофобии человек старается всеми силами избегать острых предметов, которыми он боится пораниться или поранить других людей. В случае развития аквафобии он боится плавать, а при клаустрофобии поднимается вверх исключительно по лестнице, так как ему страшно находится в закрытом лифте. Фобический страх относительно легко можно победить в начале его возникновения, но он может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем.
Фобии традиционно рассматривались в рамках навязчивых состояний, относящихся к расстройствам мышления. Навязчивые состояния - это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают («навязываются») какие-то страхи, сомнения, мысли, влечения, действия. Несмотря на критическое отношение к подобным явлениям, избавиться от них человек не может. Навязчивые состояния не обязательно свидетельствуют о психическом расстройстве, они могут встречаться и у здоровых людей, например, каждому из нас знакомо навязчивое повторение каких - либо слов (так называемых «слов - паразитов»), навязчивое напевание понравившейся мелодии и т. д.
Слово «фобия» прошло сложные трансформации в употреблении, и в настоящее время зачастую под «фобиями» понимаются не только патологические страхи, но и иррациональное резко отрицательное отношение к кому-либо, чему-либо. Некоторые слова из приведённых ниже, — неологизмы, по историческим причинам, имеющие слово основу -фоб- и обозначающие не фобии в клиническом смысле, а скорее иррациональное негативное отношение к чему-либо, не имеющее патологического характера. Например, таково происхождение слов ксенофобия, русофобия, юдофобия, гомофобия. [5]
И.П. Павлов считал фобии следствием патологической подвижности тормозного процесса. При этом он предполагал, что психологически обозначаемое как страх, трусость, боязливость имеет своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших полушарий. Патологическая лабильность тормозного процесса обусловливает легкое возникновение и утрированный характер этих тормозных реакций. Обсуждая опыты с фобиями, Павлов подчеркивал эмоциональную окраску болезненности, мучительности этого состояния.
Фобии как условно рефлекторные неадекватные реакции страха, сопряженные с определенной обстановкой или определенным раздражителем, вероятно, связаны с функциональными нарушениями на всех уровнях, но прежде всего на корковом, определяющем — в силу его пластичности, способности хранить информацию и сопоставлять явления, происходящие в данный момент, с прошлым опытом.[6]
Существуют такие симптомы как:
усиленное или учащенное сердцебиение;