Становление «Я-образа» и полоролевая идентификация личности. Социальные аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить особенности формирования «Я-образа» и становления полоролевой идентификации у дошкольников
Задачи:
1. проанализировать литературу по теме исследования
2. рассмотреть основные особенности развития у дошкольников «Я-концепции»
3. выявить особенности формирования половолевой идентичности у дошкольников.\

Оглавление

Введение……………………………………………….…………………3
Глава 1: Особенности становления «Я-образа» у дошкольников…….4
1. Образ Я и другие люди……………………………………..5
2. Отношение ребенка к себе…………………………………9
3. Когнитивная составляющая «Я-образа»………………….11
Глава 2: Особенности полоролевой идентификации дошкольников...13
2.1 Теории полоролевой идентификации……………………..13
2.2 Формирование полоролевой идентификации…………….17
Заключение……………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………….....21

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

      2.2  Формирование полоролевой идентификации

      От  нуля до года

 Главным фактором формирования половой принадлежности., как и Я-концепции ребенка остается его общение со взрослым человеком. Внешние признаки пола новорожденного обозначают для взрослых «программу»  его восприятия и их отношения к ребенку (в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться). С полом у людей (в большей или меньшей мере в зависимости от культурных особенностей) связываются традиционные ассоциации, которые ребенок в течение жизни постепенно усваивает. В последующем эмоционально-когнитивное осознание себя как человека определенного пола уже обусловлено нормами и обычаями соответствующего общества и культуры. 

      От  года до шести

      Первичная половая идентичность, т. е. знание своей  половой принадлежности, складывается уже обычно к 1,5 годам. Осознание своего пола является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания ребенка.

      К 2 годам ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту  принадлежность. Определяя себя как  мальчика или девочку, малыш не связывает это со своими биологическими признаками. Ребенок уже понимает то, что пол не изменяется с течением времени, при смене одежды, рода занятия или других внешних признаков, Однако дети сравнительно мало обращают внимание на различие половых органов, когда им приходится решать, кто — мужчина и кто — женщина.

      Дети  старше 4 лет не только правильно  различают пол окружающих людей, но и хорошо знают, что в зависимости  от пола к человеку предъявляются  разные требования. Это сказывается в тех личных сценариях, которые имеют место в представлениях детей о своем будущем.

      Таким образом, можно выделить стадии установления половой идентичности:

  1. Гендерная идентификация – отнесение ребенком себя к тому или иному полу
  2. Гендерная константность – понимание того, что гендер постоянен и изменить его нельзя
  3. Дифференциальное подражание – желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой
  4. Гендерная саморегуляция – ребенок сам начинает контролировать свое поведение, используя санкции, которые применяет к самому себе
 

      Итак, в дошкольном возрасте происходит первичная  половая идентификация. Маленькие  дети часто преувеличивают гендерно-специфическое  поведение и жестко соответствуют  гендерно-ролевым стереотипам, укоренившимся  представлениям о том, каким должно быть мужское или женское поведение. Такие стереотипы поддерживают мнение, что «маскулинный» и «фемининный» — это две отдельные взаимоисключающие категории. Такое убеждение появляется почти во всех культурах, хотя между ними существуют значительные различия в специфических установках, приписываемых мужчинам и женщинам. В течение дошкольного возраста дети постепенно постигают смысловое значение, лежащее в основе гендерных стереотипов.

 

       Заключение 

      Итак, в качестве заключения к нашей  работе хотелось бы отметить:

      В дошкольном возрасте, помимо активного  познания окружающего мира. Ребенок  активно познает себя и формирует  знание о себе и самоотношение, совокупность которых складывается в Я-концепцию  личности.

      Основную  роль в формировании Я-образа играют взаимоотношения ребенка со взрослыми и их оценка деятельности и личности ребенка, а затем и со сверстниками.

      За  время дошкольного детства ребенок  проходит, согласно теории Э. Эриксона, три стадии развития: первая связана с наличием доверия или недоверия внешнему миру; вторая – направлена на достижение автономии, ее нереализация оборачивается возникновением чувства зависимости у ребенка; третья стадия – конфликт между инициативной и чувством вины. Успешное прохождение этих стадия является залогом формирования адекватной Я-концепции и позитивного самоощущения личности.

 

       Список литературы:

  1. Бем С. Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 336 с.
  2. Берн Ш. Гедерная психология. – СПб.: прайм-Еврознак, 2001.-320 с.
  3. Бутовская М. Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: «Век 2», 2004. – 368 с.
  4. Гоедакян В. А. Два пола: зачем и почему? СПб 1992
  5. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
  6. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Алетейа, 2004. – 408 с.
  7. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.
  8. Искрин В. Диалектика полов
  9. Логинов А. А. Мужчина и женщина – отношение полов
  10. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: прайм – Еврознак, 2001. – 656 с.

Информация о работе Становление «Я-образа» и полоролевая идентификация личности. Социальные аспекты