Становление «Я-образа» и полоролевая идентификация личности. Социальные аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить особенности формирования «Я-образа» и становления полоролевой идентификации у дошкольников
Задачи:
1. проанализировать литературу по теме исследования
2. рассмотреть основные особенности развития у дошкольников «Я-концепции»
3. выявить особенности формирования половолевой идентичности у дошкольников.\

Оглавление

Введение……………………………………………….…………………3
Глава 1: Особенности становления «Я-образа» у дошкольников…….4
1. Образ Я и другие люди……………………………………..5
2. Отношение ребенка к себе…………………………………9
3. Когнитивная составляющая «Я-образа»………………….11
Глава 2: Особенности полоролевой идентификации дошкольников...13
2.1 Теории полоролевой идентификации……………………..13
2.2 Формирование полоролевой идентификации…………….17
Заключение……………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………….....21

Файлы: 1 файл

Курсовая итог.doc

— 99.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Становление «Я-образа» и полоролевая идентификация личности. Социальные аспекты.

      Курсовая  работа 

      Оглавление 
 

      Введение……………………………………………….…………………3

      Глава 1: Особенности становления «Я-образа» у дошкольников…….4

    1. Образ Я и другие люди……………………………………..5
    2. Отношение ребенка к себе…………………………………9
    3. Когнитивная составляющая «Я-образа»………………….11

      Глава 2: Особенности полоролевой идентификации дошкольников...13

      2.1  Теории  полоролевой идентификации……………………..13

      2.2  Формирование  полоролевой идентификации…………….17

      Заключение……………………………………………………………….20

      Список  литературы…………………………………………………….....21 

 

       Введение 

      Представление о себе и своем месте в окружающем мире есть у каждого человека. Оно  формируется под воздействием окружающей среды и, отчасти, биологических  факторов. В психологическом развитии личности это один из основополагающих моментов. Адекватная и успешная социализация невозможна без формирования Я-концепции. Полоролевая идентификация также играет значительную роль в социализации личности. Несмотря на современные тенденции к универсализации мужских и женских признаков, гендерное разделение по прежнему является значимым для большей части общества.

      В ситуации приближения к смене  гендерной парадигмы и особого внимания в психологической науке к формированию «Я-образа» личности нам кажется особенно важным знакомство с основными идеями и подходами к этой проблеме.

      Цель  – выявить особенности формирования «Я-образа» и становления полоролевой  идентификации у дошкольников

      Задачи:

    1. проанализировать литературу по теме исследования
    2. рассмотреть основные особенности развития у дошкольников «Я-концепции»
    3. выявить особенности формирования половолевой идентичности у дошкольников.

      Наша  работа в основном опирается на данные зарубежных исследователей, таких как  Г. Крайг, а также придерживается теории Э. Эриксона об идентичности как сложного личностного образования. 

 

      Глава 1: Особенности становления  Я-образа у детей 

      Я-концепцию  можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, составляющую же, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, принято называть самооценкой.

      Структура самооценки:

  1. Когнитивный компонент самооценки — комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными.
  2. Эмоциональный компонент самооценки — эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений, сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания.

      Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У. Джеймсом в конце XIX века. Теоретическое и  прикладное развитие понятие Я-концепции  приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А. Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона. В российской психологии проблемой Я-концепции и близкой научной направленностью занимались Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, А. Б. Орлов, В. В. Столин, А. А. Реан и др.

      Э. Эриксону принадлежит наибольшая заслуга в разработке идентичности с точки зрения его структурно-динамических характеристик.

      Он  определяет идентичность как сложное  личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с  тремя  основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.

      Так, на индивидном уровне анализа идентичность определяется им как результат осознания  человеком собственной временной  протяженности. Это есть представление о  себе как некоторой относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющего принадлежащее ему прошлое и устремленного в будущее.

      Со  второй, личностной точки зрения идентичность определяется как ощущение человеком  собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обуславливающее некоторую тождественность самому себе. Эта структура идентичности выступает как результат скрытой работы Эго-синтеза, как форма интеграции Я, которое всегда есть нечто большее, чем простая сумма детских идентификаций.

      Наконец, идентичность определяется Эриксоном  как тот личностный конструкт, который  отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым  помогает процессу Я-категоризации. 

    1. Образ Я и другие люди

      Главным фактором формирования Я-концепции  ребенка является его общение со взрослыми, в первую очередь — с родителями.

          Образ Я и родители

          От  нуля до года

      С конца первого месяца общение  младенца с родителями и взрослыми в целом имеет ситуационно-личностный характер. Это связано с тем, что в этот период своего развития ребенок нуждается в общении прежде всего для удовлетворения своих насущных потребностей, поэтому малыш стремится во всем проявить свою активность, выражая свое эмоциональное отношение к имеющей место ситуации.

      После 6 месяцев постижение своего «Я»  развивается в русле общего психосоциального развития младенца. Если рассматривать  привязанность к значимым близким как способ проявления самосознания, то самосознание первоначально на эмоционально-чувственном уровне дает основание ребенку осознавать себя как: «Я — любимый», «Я — желанный», «Я — привязанный к моим близким». Таким образом, ребенок ощущает свое «Я» таким, каким воспринимают и определяют его взрослые, то есть Я-концепция младенца «помещена» внутрь родительской концепции и из нее рождается.

      В связи с этим взрослым следует  иметь в виду, что им необходимо всячески способствовать развитию активного  самовыражения ребенка, помогать ему  проявлять свои желания, свою индивидуальность.

      Таким образом, возникновение и формирование осознания своего «Я» у ребенка происходит в результате его активного взаимодействия с окружающими.

      От  года до шести

      В этот период Я-концепция у ребенка наименее структурирована и обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ Я-концепции ребенка.

      С точки зрения Э. Эриксона, вторая стадия развития Я-концепции длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период ребенок уже осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Если активность ребенка не соответствует ожиданиям взрослых, то он сталкивается с их неодобрением. Альтернатива автономии и неуверенности является ключевой проблемой этого периода детства. То, как разрешается этот кризис, сказывается на дальнейшем развитии личности.

      Раскрывая значение этого периода в становлении  личности, Р. Берне обращает внимание на то, что в этом возрасте ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке и воодушевлении со стороны окружающих. Зарождающееся у него чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили ребенка к излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля у малыша должно происходить без ущерба для формирования у него позитивной самооценки.

      Начиная с 4 лет у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной движущей силой которой является любознательность.

      Главной опасностью этого периода Э. Эриксон  считает возможность появления  у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, оно может подавить чувство инициативы.

      Я-концепция  как психологическое  новообразование  становится очевидной  в случае:

  • когда самооценка ребенка формируется в результате выявления черт отличия от других людей, нежели с установлением каких-то своих неповторимых особенностей;
  • когда у ребенка возникает способность к рефлексии и он начинает сознавать, как воспринимают его другие люди.
 

      Образ Я и другие взрослые

          От  нуля до года

      С 3 месяцев и примерно до конца  первого полугодия ребенок начинает различать знакомых и незнакомых людей. Близкого человека, которого ребенок хорошо знает, он приветствует радостной улыбкой или просто оживлением. Незнакомца же малыш может «принять» также с радостью, однако степень ее выраженности будет заметно меньше.

      Во  втором полугодии жизни у ребенка  появляется стойкое расположение к  родным людям и параллельно развивается  отрицательное отношение к незнакомцам.

      Можно предположить, что подобное отношение  к незнакомым людям является не просто «реакцией избегания», а своего рода «экспериментом» ребенка, который дает ему возможность узнать об истинном отношении «чужих взрослых» к нему. При этом малыш наблюдает за эмоциональной реакцией близких на «чужого» человека. Более «авторитетным» для ребенка является мнение матери, и если мама улыбается незнакомцу и голос ее звучит мягко, ласково, спокойно, то и малыш уже смелее обращает свой взор в его сторону, постепенно привыкая к этому человеку и «принимая» его.

      От  года до шести

      Любые оценочные воздействия взрослых на ребенка содержат в себе и эмоциональные и познавательные элементы, поэтому они не только направляют внимание ребенка на хорошие и плохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью для построения представления ребенка о себе. В этих отношениях характер оценочных воздействий взрослого имеет определяющее значение в процессе формирования у дошкольника представлений о своих возможностях.

      Опыт  общения со взрослыми является для  ребенка главным источником оценочных  воздействий, под влиянием которых  у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людям.

      Опыт  общения со взрослыми служит для  детей средством сравнения себя с эталоном или идеалом, к которому можно лишь стремиться.

      Зависимость поведения дошкольника от оценочных  воздействий взрослого обратно пропорциональна возрасту детей: чем младше ребенок, тем менее критично воспринимает он мнения взрослых и тем меньше его представления о своих возможностях опираются на конкретные результаты деятельности. В старшем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка таким же авторитетом, как и для малыша, однако оценки дошкольника в большей мере преломляются через призму тех результатов и выводов, которые подсказывает ребенку его индивидуальный опыт. 

      Образ Я и сверстники

      Оценочные воздействия сверстников воспринимаются иначе, чем мнения взрослых: чем младше дошкольник, тем менее значимыми являются для него оценки сверстников.

      В процессе формирования у ребенка  представлений о своих возможностях опыт его общения со сверстниками является для ребенка в первую очередь контекстом для сравнения его с «подобными себе существами» и служит основой для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни. Кроме того, общение ребенка со сверстниками является одновременно и средством взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами своих сверстников. 

    1. Отношение ребенка к себе (самооценка)

      От  нуля до года

      В основном оно складывается в результате общения со взрослыми, адекватно  и непосредственно отражая те чувства любви, заботы, безусловного принятия личности ребенка, которые исходят от окружающих. На основе этого у младенца начинает формироваться общая самооценка.

Информация о работе Становление «Я-образа» и полоролевая идентификация личности. Социальные аспекты