Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 19:28, курсовая работа
Цель – выявить особенности формирования «Я-образа» и становления полоролевой идентификации у дошкольников
Задачи:
1. проанализировать литературу по теме исследования
2. рассмотреть основные особенности развития у дошкольников «Я-концепции»
3. выявить особенности формирования половолевой идентичности у дошкольников.\
Введение……………………………………………….…………………3
Глава 1: Особенности становления «Я-образа» у дошкольников…….4
1. Образ Я и другие люди……………………………………..5
2. Отношение ребенка к себе…………………………………9
3. Когнитивная составляющая «Я-образа»………………….11
Глава 2: Особенности полоролевой идентификации дошкольников...13
2.1 Теории полоролевой идентификации……………………..13
2.2 Формирование полоролевой идентификации…………….17
Заключение……………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………….....21
Становление «Я-образа» и полоролевая идентификация личности. Социальные аспекты.
Курсовая
работа
Оглавление
Введение…………………………………………
Глава
1: Особенности становления «Я-
Глава 2: Особенности полоролевой идентификации дошкольников...13
2.1 Теории
полоролевой идентификации……………
2.2 Формирование
полоролевой идентификации……………
Заключение……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Представление о себе и своем месте в окружающем мире есть у каждого человека. Оно формируется под воздействием окружающей среды и, отчасти, биологических факторов. В психологическом развитии личности это один из основополагающих моментов. Адекватная и успешная социализация невозможна без формирования Я-концепции. Полоролевая идентификация также играет значительную роль в социализации личности. Несмотря на современные тенденции к универсализации мужских и женских признаков, гендерное разделение по прежнему является значимым для большей части общества.
В ситуации приближения к смене гендерной парадигмы и особого внимания в психологической науке к формированию «Я-образа» личности нам кажется особенно важным знакомство с основными идеями и подходами к этой проблеме.
Цель
– выявить особенности
Задачи:
Наша
работа в основном опирается на данные
зарубежных исследователей, таких как
Г. Крайг, а также придерживается
теории Э. Эриксона об идентичности как
сложного личностного образования.
Глава 1:
Особенности становления
Я-образа у детей
Я-концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, составляющую же, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, принято называть самооценкой.
Структура самооценки:
Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У. Джеймсом в конце XIX века. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А. Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона. В российской психологии проблемой Я-концепции и близкой научной направленностью занимались Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, Д. А. Леонтьев, А. Б. Орлов, В. В. Столин, А. А. Реан и др.
Э. Эриксону принадлежит наибольшая заслуга в разработке идентичности с точки зрения его структурно-динамических характеристик.
Он определяет идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.
Так,
на индивидном уровне анализа идентичность
определяется им как результат осознания
человеком собственной
Со второй, личностной точки зрения идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обуславливающее некоторую тождественность самому себе. Эта структура идентичности выступает как результат скрытой работы Эго-синтеза, как форма интеграции Я, которое всегда есть нечто большее, чем простая сумма детских идентификаций.
Наконец,
идентичность определяется Эриксоном
как тот личностный конструкт, который
отражает внутреннюю солидарность человека
с социальными, групповыми идеалами
и стандартами и тем самым
помогает процессу Я-категоризации.
Главным фактором формирования Я-концепции ребенка является его общение со взрослыми, в первую очередь — с родителями.
Образ Я и родители
От нуля до года
С конца первого месяца общение младенца с родителями и взрослыми в целом имеет ситуационно-личностный характер. Это связано с тем, что в этот период своего развития ребенок нуждается в общении прежде всего для удовлетворения своих насущных потребностей, поэтому малыш стремится во всем проявить свою активность, выражая свое эмоциональное отношение к имеющей место ситуации.
После 6 месяцев постижение своего «Я» развивается в русле общего психосоциального развития младенца. Если рассматривать привязанность к значимым близким как способ проявления самосознания, то самосознание первоначально на эмоционально-чувственном уровне дает основание ребенку осознавать себя как: «Я — любимый», «Я — желанный», «Я — привязанный к моим близким». Таким образом, ребенок ощущает свое «Я» таким, каким воспринимают и определяют его взрослые, то есть Я-концепция младенца «помещена» внутрь родительской концепции и из нее рождается.
В связи с этим взрослым следует иметь в виду, что им необходимо всячески способствовать развитию активного самовыражения ребенка, помогать ему проявлять свои желания, свою индивидуальность.
Таким образом, возникновение и формирование осознания своего «Я» у ребенка происходит в результате его активного взаимодействия с окружающими.
От года до шести
В этот период Я-концепция у ребенка наименее структурирована и обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ Я-концепции ребенка.
С точки зрения Э. Эриксона, вторая стадия развития Я-концепции длится от полутора до трех-четырех лет. В этот период ребенок уже осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Если активность ребенка не соответствует ожиданиям взрослых, то он сталкивается с их неодобрением. Альтернатива автономии и неуверенности является ключевой проблемой этого периода детства. То, как разрешается этот кризис, сказывается на дальнейшем развитии личности.
Раскрывая значение этого периода в становлении личности, Р. Берне обращает внимание на то, что в этом возрасте ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке и воодушевлении со стороны окружающих. Зарождающееся у него чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили ребенка к излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля у малыша должно происходить без ущерба для формирования у него позитивной самооценки.
Начиная с 4 лет у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной движущей силой которой является любознательность.
Главной опасностью этого периода Э. Эриксон считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, оно может подавить чувство инициативы.
Я-концепция как психологическое новообразование становится очевидной в случае:
Образ Я и другие взрослые
От нуля до года
С 3 месяцев и примерно до конца первого полугодия ребенок начинает различать знакомых и незнакомых людей. Близкого человека, которого ребенок хорошо знает, он приветствует радостной улыбкой или просто оживлением. Незнакомца же малыш может «принять» также с радостью, однако степень ее выраженности будет заметно меньше.
Во
втором полугодии жизни у ребенка
появляется стойкое расположение к
родным людям и параллельно
Можно предположить, что подобное отношение к незнакомым людям является не просто «реакцией избегания», а своего рода «экспериментом» ребенка, который дает ему возможность узнать об истинном отношении «чужих взрослых» к нему. При этом малыш наблюдает за эмоциональной реакцией близких на «чужого» человека. Более «авторитетным» для ребенка является мнение матери, и если мама улыбается незнакомцу и голос ее звучит мягко, ласково, спокойно, то и малыш уже смелее обращает свой взор в его сторону, постепенно привыкая к этому человеку и «принимая» его.
От года до шести
Любые оценочные воздействия взрослых на ребенка содержат в себе и эмоциональные и познавательные элементы, поэтому они не только направляют внимание ребенка на хорошие и плохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью для построения представления ребенка о себе. В этих отношениях характер оценочных воздействий взрослого имеет определяющее значение в процессе формирования у дошкольника представлений о своих возможностях.
Опыт общения со взрослыми является для ребенка главным источником оценочных воздействий, под влиянием которых у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людям.
Опыт общения со взрослыми служит для детей средством сравнения себя с эталоном или идеалом, к которому можно лишь стремиться.
Зависимость
поведения дошкольника от оценочных
воздействий взрослого обратно пропорциональна
возрасту детей: чем младше ребенок, тем
менее критично воспринимает он мнения
взрослых и тем меньше его представления
о своих возможностях опираются на конкретные
результаты деятельности. В старшем дошкольном
возрасте взрослый остается для ребенка
таким же авторитетом, как и для малыша,
однако оценки дошкольника в большей мере
преломляются через призму тех результатов
и выводов, которые подсказывает ребенку
его индивидуальный опыт.
Образ Я и сверстники
Оценочные воздействия сверстников воспринимаются иначе, чем мнения взрослых: чем младше дошкольник, тем менее значимыми являются для него оценки сверстников.
В
процессе формирования у ребенка
представлений о своих
От нуля до года
В основном оно складывается в результате общения со взрослыми, адекватно и непосредственно отражая те чувства любви, заботы, безусловного принятия личности ребенка, которые исходят от окружающих. На основе этого у младенца начинает формироваться общая самооценка.
Информация о работе Становление «Я-образа» и полоролевая идентификация личности. Социальные аспекты