Становление психологии как науки. Место психологии в системе наук, различие житейской и научной психологии. Академическая и практическа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:17, реферат

Краткое описание

Психология как наука имеет длительный период становления и относительно короткую историю. Еще в древней Греции возникли первые попытки объяснить психические явления. Эти представления рассматривали психику, душу как непременный атрибут природы: животные, явления природы имеют душу, которая выступает источником движения и развития. Душа существует независимо от физического тела и может оказывать влияние на судьбу человека, его здоровье, успех. Этот взгляд на природу психики получил название анимизма (от лат. anima — душа, дух).

Оглавление

Становление психологии как науки;
Место психологии в системе наук;
Различие житейской и научной психологии;
Академическая и практическая психология;
Современное состояне сихологии;
Основная парадигма;
Список литераруры.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 51.15 Кб (Скачать)

     4. Четвертое отличие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В жизни необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только слова, но и контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни, проще говоря, наблюдать за другими. Но в житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь  не ждет стечения обстоятельств, в результате которых возникает интересующее его явление, а вызывает это явление  сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует  эти условия, чтобы выявить закономерность, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытие в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную  науку.

     5. Пятое отличие: вместе с этим и преимущество в научной психологии, состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая, психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психологического развития животного и человека, с дефектами психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию. 

4. Академическая и практическая психология

Академическая психология - это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией.

Академическая психология в первую очередь - фундаментальная наука, наука не ради практических приложений, а ради чистой науки. Как фундаментальная наука, академическая психология:

  • занимается в первую очередь исследованием, изучением тех или иных закономерностей (закономерностей развития и функционирования психики, закономерностей взаимодействия людей и пр.),
  • создает в методологическую базу для других областей психологии (экспериментальной, прикладной, практической) и смежных наук: педагогики, валеологии, этологии, акмеологии и других.

В меньшей степени, но академическая наука занимается и прикладными исследованиями, транслирующими научные достижения в практику.

Академическая психология печатается в специальных  журналах, в ней важны авторитетные ссылки, возможность защиты диссертаций  и другие статусные моменты.

Академическая психология - не обязательно строго научная психология, по крайней мере кроме естественно-научного, в ней широко представлен и гуманитарный подход.

В силу тяготения к фундаментальности  академическая наука противопоставляется  прикладной, практической психологии. Академической психологии присущ широкий  культурный кругозор, глубокий методологический анализ, видение тенденций. С другой стороны, характерна оторванность от практики и неготовность отвечать на запросы обычных людей.

Задачи практической помощи, практического обучения либо развития выходят за рамки академической  психологии. Ими занимается педагогика и практическая психология.

Академическая психология - это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и  утвержденная в качестве эталона  экспертным сообществом государственной  академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией.

Практическая  психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая  населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги. С этой точки зрения, практическая психология - это образование, просвещение, сфера  услуг плюс бизнес.

Основания противопоставления

Практическую  психологию иногда противопоставляют  теоретической, или исследовательской  психологии, но дело в том, что практическая психология состоит не из одной практики, в ней своя теория и свои исследования.

Академическая  психология обычно тяготеет к фундаментальности, к науке ради науки, и тогда  ее естественный полюс - практическая, прикладная психология.

Сравнительные достоинства и недостатки

Академической психологии присущ широкий культурный кругозор, глубокий методологический анализ, видение тенденций. С другой стороны, характерна оторванность от практики и неготовность отвечать на запросы обычных людей.

Задачи практической помощи, практического обучения либо развития выходят за рамки академической  психологии. Ими занимается педагогика и практическая психология. Практическая психология помогает людям в трудных  жизненных ситуациях, просвещает, учит, воспитывает, корректирует и развивает.

Что касается минусов, то, в сравнении с академической, практическая психология обычно более  поверхностна, фрагментарна ("скроена  на коленке"), наполнена эзотерикой и мистицизмом, иногда - вредоносна.

Практическая  психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

    С этой точки  зрения, практическая психология - это  образование, просвещение, сфера услуг  плюс бизнес.

Психологи, работающие в сфере практической психологии - практические психологи.

Виды  практической психологии

Психология, особенно практическая психология, всегда в  оттенках. Когда-то она более педагогика, когда-то философия жизни, когда-то - более консультация или более  психотерапия, иногда психология приходит к нам в эзотерических одеждах, иногда это почти неприкрытый  бизнес: "купи - продам!", иногда это  просто развлечение для скучающих...

Структура практической психологии

Структура практической психологии включает в себя:

  • свои основные парадигмы - естественно-научную и гуманитарную (поведенческую и феноменологическую),
  • ту или иную направленность - этическую либо прикладную,
  • направление, связанное с определенным видением природы человека - психоаналитическое, психодинамическое, религиозное, трансперсональное,
  • области деятельности - психотерапия, психодиагностика, психокоррекция, образование, обучение, развитие

основные  подходы-бренды, подразделяющиеся на течения  и школы - бихевиоральный подход, гуманистический подход, гештальт-подход, НЛП-подход, синтон-подход. 

5.  Современное состояние психологии 

В настоящее  время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она  охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к про c той фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.

В познании сущности психических явлений важнейшая  роль принадлежит категориям диалектического  материализма. Б.Ф. Ломов в уже  упомянутой книге выделил базовые  категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.

Как известно, прежние  десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

Исследование  практически всей системы психических  явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств личности, — направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.

Осознание обществом  роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов. 

6. Основная парадигма 

В обшей психологии выделяются три наиболее важные парадигмы:

  • естественно-научную,
  • гуманитарную
  • практическую.

Основанием  для такого деления служит исходный образ, на который ориентируется  в организации своей структуры  психологическая парадигма.

Естественно-научная парадигма

Естественно-научная предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки, роднящие ее с классическим естествознанием: ценность объективного знания (познание объективных законов) и ценность новизны (постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом. Критерием является воспроизводимость результатов, то есть, выявление общих зависимостей и законов. Основной вид деятельности ученого — исследование, где человек рассматривается как объект, стало быть, его невозможно изучить как субъект, его человеческую сущность, духовную сущность и индивидуальность. Бихевиоризм — это попытка объяснить человека с точки зрения естественно-научной парадигмы.

Информация о работе Становление психологии как науки. Место психологии в системе наук, различие житейской и научной психологии. Академическая и практическа