Становление психологии как науки. Место психологии в системе наук, различие житейской и научной психологии. Академическая и практическа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:17, реферат

Краткое описание

Психология как наука имеет длительный период становления и относительно короткую историю. Еще в древней Греции возникли первые попытки объяснить психические явления. Эти представления рассматривали психику, душу как непременный атрибут природы: животные, явления природы имеют душу, которая выступает источником движения и развития. Душа существует независимо от физического тела и может оказывать влияние на судьбу человека, его здоровье, успех. Этот взгляд на природу психики получил название анимизма (от лат. anima — душа, дух).

Оглавление

Становление психологии как науки;
Место психологии в системе наук;
Различие житейской и научной психологии;
Академическая и практическая психология;
Современное состояне сихологии;
Основная парадигма;
Список литераруры.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 51.15 Кб (Скачать)
 

РЕФЕРАТ

на  тему:

«Становление  психологии как науки. Место психологии в системе наук, различие житейской  и научной психологии. Академическая и  практическая психология. Современное состояне сихологии, основная парадигма»

 

Разделы:

  1. Становление психологии как науки;
  2. Место психологии в системе наук;
  3. Различие житейской и научной психологии;
  4. Академическая и практическая психология;
  5. Современное состояне сихологии;
  6. Основная парадигма;
  7. Список литераруры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Становление психологии как науки.

      Психология  как наука имеет длительный период становления и относительно короткую историю. Еще в древней Греции возникли первые попытки объяснить  психические явления. Эти представления  рассматривали психику, душу как  непременный атрибут природы: животные, явления природы имеют душу, которая  выступает источником движения и  развития. Душа существует независимо от физического тела и может оказывать  влияние на судьбу человека, его  здоровье, успех. Этот взгляд на природу  психики получил название анимизма (от лат. anima — душа, дух). Дальнейшее развитие представлений о природе психики связано с именами Демокрита и Платона. Демокрит явился родоначальником материалистических взглядов на психику. Считая, что душа состоит из атомов, он обосновал идеи причинности и отсутствие беспричинных явлений. Платон утверждал первичность идей и вторичность материального мира. Всякое познание есть воспоминание души, считал он. Платон является родоначальником философии идеализма. Античные ученые, философы, врачи высказывали мысли о связи психики и мозга, выдвигали идеи о зависимости психики от окружающей среды, об устойчивых индивидуальных признаках психики человека (учение о темпераменте).

      Господствующая  в средние века религия запрещала  изучение человека. Несмотря на это, начиная  с XV в., на развитие психологической мысли огромное влияние стала оказывать механика, достигшая в этот период своего расцвета. Одним из первых попытался применить законы механики к психике животных и человека Декарт. Он сравнил работу организма с техническими устройствами, автоматами, считая, что животное не обладает душой, а его поведение — лишь реакция на внешнее воздействие. Позднее в учении Ламетри идеи машинообразности поведения животных были распространены на человека. Декарт ввел понятия рефлекса и сознания, но «разорвал» их. Он считал, что рефлекторными механизмами можно объяснить поведение животных и простейшие (машинообразные) акты человеческого поведения. Сознание он рассматривал как замкнутое в себе и доступное лишь для интроспекции (самонаблюдения) явление. Он противопоставил душу и тело: тело может только двигаться, душа — только мыслить. Это учение получило название дуализма.

      Попытку преодолеть дуализм Декарта и  создать учение о человеке как  целостном существе предпринял Спиноза. Он полагал, что у человека существуют три главные побудительные силы: влечение, радость, печаль, а из них  выводится все многообразие эмоциональных  состояний. Печаль уменьшает способность  тела к действию, радость увеличивает  ее. Идеи чувственных источников познания мира обосновал и развил Локк. Его  учение получило название сенсуализма, так как он утверждал, что в  разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств.

      Французские философы и естествоиспытатели XVIII в. Дидро, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк впервые разработали идеи о социальной детерминации психики человека, идеи, которые являются важнейшим положением современной психологии.

      В начале XIX в. стали складываться новые подходы к психике, возникли предпосылки для формирования психологии как науки. К числу таких предпосылок относится развитие анатомии и физиологии нервной системы. Усилиями чешского исследователя Прохазки, француза Мажанди и англичанина Белла были открыты сенсорные и моторные нервные пути и обрела реальные материалистические основания идея Декарта о рефлекторной дуге. Широкую популярность завоевала френология (от греч. phren — душа) австрийского анатома Галля. Он выдвинул идею о том, что способности заданы структурой мозга и по очертаниям черепа можно судить о развитии мозга и способностях человека.

      В этот же период активно разрабатывалась  физиология органов чувств (Мюллер, Гельмгольц). Большое значение имела  концепция Дарвина, благодаря которой  психическую жизнь стали рассматривать  как результат процесса эволюции.

      Важное  значение имело также изменение положения психиатрии и отношения к душевнобольным. До сих пор душевнобольной считался одержимым дьяволом и его не лечили, а применяли к нему методы воздействия, которые можно сравнить с инквизицией (больного окунали в ледяную воду, наносили сильные болевые раздражения, «усмиряли» при помощи специальных приспособлений). Идеи о том, что психическое расстройство есть болезнь и ее нужно лечить, послужили началу сравнительных исследований психики в норме и патологии.

      Таким образом, во второй половине XIX в. знания, накопленные в биологии, физиологии, медицине, явились основой для создания научной психологии.

      Основание научной психологии связано с  проникновением в нее экспериментальных  методов (до того времени в психологии господствующим был метод интроспекции). В тот период появились работы, посвященные экспериментальному исследованию чувствительности человека (Вебер и  его книга «Об осязании»), в  которых устанавливалось соотношение между силой внешнего стимула и величиной ощущения. Впоследствии Фехнер дал математическую интерпретацию найденной Вебером закономерности, появились работы Гельмгольца по психофизиологии органов чувств.

      Начало  экспериментальной психологии относится  к 1879 г., когда Вундтом была открыта  первая лаборатория экспериментальной  психологии в Лейпциге, в которой  началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Основным источником знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет  человека о его переживаниях, то есть метод интроспекции по-прежнему оставался ведущим. Неоценимый вклад  в разработку материалистических основ  психологии внесли труды Сеченова. В 1863 г. вышла его работа «Рефлексы головного мозга», в которой он рассматривает рефлекс как основной механизм психических явлений: «Все психические явления по сути своей — есть рефлексы ...», преодолевая дуализм Декарта.

      Первой  психологической лабораторией в  России была лаборатория, основанная Бехтеревым в Казани. Бехтерев проделал колоссальную работу по созданию объективной психологии, положив в основу своей концепции  учение о сочетательных рефлексах, заложил основы медицинской, возрастной, социальной психологии в России.

      Конец XIX — начало XX вв. ознаменованы бурным ростом экспериментальной и различных отраслей прикладной психологии. В области экспериментальной психологии можно назвать исследования памяти, проведенные Эббингаузом. Используя эксперимент и количественный анализ, он открыл собственно психологические закономерности.

      С работ Гальтона началось изучение индивидуальных различий и разработка тестов. Первые тесты интеллекта были разработаны французским психологом Бине и заложили основы психодиагностики. На рубеже XX в. в психологии формируется целый ряд школ и направлений, которые отражали расхождение позиций в определении предмета и метода психологии. Остановимся кратко на некоторых из них.

      Бихевиоризм. Это течение возникло в американской психологии под влиянием идей Бехтерева и Павлова и в противовес интроспективной психологии сознания. Программной работой явилась статья Уотсона «Психология, какой ее видит бихевиорист», опубликованная в 1913 г. С точки зрения Уотсона психология должна изучать то, что доступно для объективного наблюдения, то есть поведение. Психологи этого направления сделали объектом научного изучения стимулы внешней среды и соответствующие им ответные реакции организма, главной формулой стала формула стимул — реакция. То, что происходит в психике человека, не имело для них научного содержания, поэтому они отвергали такие термины, как сознание, воля, восприятие — все это называлось «черным ящиком».

      Гештальт-психология (от нем. Gestalt — образ, конфигурация) зародилась в Германии в начале XX в. Основу этого направления составили работы Вертгеймера, Кёлера, Коффки. Психологи этого направления критиковали бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения. Поведение — нечто большее, чем связь рефлексов, оно целостно. Качество целостного образования (ситуации, сознания или образа восприятия) несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не может быть выведено из него. Гештальт-психологи подчеркивали творческий характер мышления, они доказывали, что решение творческих задач подчиняется особым принципам организации гештальта, а не правилам формальной логики.

      Психоанализ. Основоположником этого направления психологии является Фрейд. Если в психологии Вундта предметом изучения являлось сознание, в психологии бихевиоризма — поведение, то в психоанализе предметом изучения стали глубинные слои активности личности — ее бессознательное. Психоаналитическая концепция родилась из медицинской практики Фрейда, который, как врач, видел, что его пациенты страдали, но при этом никаких изменений в нервной системе (морфологических) он не находил. Это заставило его предположить, что истинные причины болезни скрыты от сознания, но именно они управляют поведением пациента. Так родилась концепция трехчленной структуры психики, состоящей из бессознательного, предсознательного и сознательного.

      История мировой психологии включает множество  концепций, но именно выше рассмотренные  концепции заложили основы реальной связи психологии с практикой  обучения, лечения и труда.

      Становление современной отечественной  психологии связано с именами Сеченова, Бехтерева, Павлова, заложившими физиологические основы изучения психики. Всемирное признание получили работы Павлова, посвященные изучению условных рефлексов, механизмов высшей нервной деятельности. Многие вопросы, имеющие существенное значение для современной психологии, такие как теория темперамента, учение о взаимодействии полушарий и др., были впервые поставлены Павловым. Однако в целом для подхода Павлова был характерен физиологический редукционизм, который проявился в сведении психического к его физиологическим механизмам. Бехтерев, сформулировавший концепцию психологии как науки, исходил из принципиальных положений теории Сеченова. Основой его научной программы изучения психики явилось положение об объективности психологического исследования и разносторонности изучения психики. При этом Бехтерев исходил из сложной детерминации поведения личности условиями ее прошлой жизни, актуальными обстоятельствами и наследственностью

      Большой вклад в развитие психологии внес Выготский, разработавший культурно-историческую концепцию; он писал: «Для того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности не в глубинах мозга, и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, в социально-исторических формах существования человека». Особое внимание Выготский уделял изучению высших психических функций, мышлению и речи, рассматривая слово, знак как психологическое орудие, посредством которого строится сознание. Разработка культурно-исторической концепции поставила вопрос о двойной детерминации психического: природной и социальной. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Леонтьева об общественно-историческом развитии психики и концепции деятельности, а также в работах Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, в которых механизмы интериоризации рассматриваются в качестве основных механизмов формирования психического.

     Ананьев продолжил разработку идей Бехтерева, под его руководством были всесторонне  изучены почти все виды ощущений, восприятий и представлений, особенно зрение и осязание, он разрабатывал учение о сенсорной организации  человека. Ананьев заложил теоретические  основы и реализовал на практике комплексное  изучение человека, им заложены основы возрастной психологии взрослых и проведены  масштабные лонгитюдинальные исследования, в которых получены уникальные данные о развитии взрослого человека. Предметом психологии, с точки зрения Ананьева, является многоуровневая система организации психики, взятая в связях с разными сторонами природы человека — его структурой, развитием и деятельностью. 

     Таким образом в становлении психологии мы выделяем 4 основных этапа развиия: 

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. 

 
II этап - психология как наука  о сознании. Возникает в XVII веке  в связи с развитием естественных  наук. Способность думать, чувствовать,  желать назвали сознанием. Основным  методом изучения считалось наблюдение  человека за самим собой и  описание фактов.

 
III этап - психология как наука  о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Информация о работе Становление психологии как науки. Место психологии в системе наук, различие житейской и научной психологии. Академическая и практическа