Сравнительный анализ исследований процессов внимания с позиций когнитивнго подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Объект данной курсовой работы: когнитивный подход в психологии; предмет – модели внимания.
Задачи:
Изучить различные модели внимания с позиций когнитивного подхода;
Проанализировать методы исследований внимания как отдельного психического процесса;
Сравнить результаты исследований внимания как отдельного психического процесса, проведенные некоторыми психологами когнитивного направления.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Истоки когнитивной психологии. 4
Глава 2. Когнитивный подход в психологии 5
Глава 3. Основные положения когнитивной психологии. 10
Глава 4. Что такое внимание? 11
Глава 5. Исследования внимания с точки зрения когнитивной
психологии. 12
5.1.Внимание как выбор одного объекта из множества. 12
5.2. Внимание как умственное усилие и распределение ресурсов. 13
5.3. Внимание как перцептивное действие. 14
Заключение. 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ВНИМАНИЯ С ПОЗИЦИЙ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА.docx

— 241.97 Кб (Скачать)

Рисунок 3

 

5.3. Внимание как перцептивное  действие.

Человеческое восприятие не пассивно. Ему присуща исследовательская активность, которая обусловлена функцией предвнимания. Результаты исследований преобразовывают (обновляют) схему и исследование продолжается далее. Впоследствии человеком будет воспринято то, что уже принято к сведению ранее. Теория «Внимание как перцептивное действие» разработана У. Найссером. Он выделил два процесса переработки информации: пассивный - на первой стадии, и активный – во время создания и обработки образа. По мнению автора, внимание – есть перцептивное действие. Его отличает автоматизм и врожденные качества, которые могут меняться в процессе получения опыта. Перераспределение внимания, которое происходит во время приобретения опыта, готовит субъекта к восприятию определенной информации. Тем самым облегчается выбор, фиксация и переработка нужных элементов информации.

У. Найссер подтверждает, что внимание выступает в качестве инструмента селекции. При этом он не согласен с теорией существования каких-либо фильтров, влияющих на отбор информации. Отличие теорий  Д. Бродбента и У. Найссера  заключается в том, что у первого процесс внимания негативен (имеется в виду работа внимания как фильтра, отсекающего ненужное), второй же рассматривает процесс внимания так: «Мы осуществляем активную переработку информации определенной части входа, а не оставшихся частей»7.

У. Найссер настаивает на активном, гибком и конструктивном характере построения перцептивного образа.

Из рассмотренных моделей и результатов исследований следует вывод, что возможности обработки результатов ограничены, но все же информация от различных раздражителей попадает в наше сознание. Тем самым:

  1. внимание может распределяться;
  2. есть задания, выполнение которых происходит автоматически, почти не требуя внимания.

Автоматизм внимания достигается практикой, т.е. чем лучше человек знает выполняемую работу, тем лучше он будет выполнять ее, не задумываясь и не уделяя ей особого внимания, т.е. меньше будет использовано когнитивных ресурсов.

В рассмотренных теориях можно выделить три класса теорий: внимание как отбор, как умственное усилие или ресурсы, и как перцептивное действие.

Теперь мы имеем представление о когнитивных процессах: куда попадает информация, получаемая человеком от раздражителей, и как действуют механизмы внимания и отбора.

 

Заключение.

Когнитивная психология, возникнув сравнительно недавно, а именно в 60-е годы прошлого века, явилась по своей сути своеобразным переворотом, ознаменовав собой смену научной парадигмы. В этой связи известный специалист по теории искусственного интеллекта и когнитивной лингвистике  Н. Хомский в 1991 г. писал: «когнитивная революция относится к состояниям разума/мозга и тому, как они обуславливают поведение человека, особенно-когнитивным состоянием: состоянием знания, понимания, интерпретаций, верований и т.п. Подход к человеческому мышлению и поступкам в этих терминах делает психологию и такой ее раздел, как лингвистика, частью естественных наук, занимающихся природой человека и ее проявлениями и в первую очередь - мозгом».8

Я думаю, что основной идей когнитивной психологии является то, что роль и значение человеческого сознания в поведении человека очень велико. В трудах известного представителя когнитивного направления Дж. Келли мы встречаемся со взглядом на человека, в первую очередь, как на исследователя не только окружающего мира, но и самого себя. Стремление к познанию – одно из основных качеств человека. Оно живет в нем и является неотъемлемой его частью. Каждый день человек узнает что-то новое, каждый день он вольно или невольно фиксирует для себя какую-то полезную информацию. Когда она ему пригодится он порой и не знает, но наступает момент, когда вдруг вспоминается то, что узнал когда-то. Память услужливо подбрасывает готовый ответ на вопрос.

Современный человек не существует без информации. Конечно же мы не будем смешивать два понятия: «информация» и «знание». Информация, полученная сегодня, не всегда превратится в знание, полученное на долгие годы. Но многие из нас начинают свой день именно с подпитки своего мозга различной информацией, просмотра новостей в интернете. Со времени возникновения когнитивной психологии прошло не много времени, мы уже говорили об этом, но современный человек очень сильно отличается от того, который когда-то стал объектом когнитивного подхода.

Но ХХI век диктует свои законы. Сегодня исследователи-психологи все чаще говорят о зарождающейся второй когнитивной революции. Данное мнение основывается на том, что компьютерная метафора мозга становится уже недостаточной и необходим комплексный анализ деятельности человека, ведущим направлением которого  является когнитивный анализ его эмоций и настроений. Сегодня очень велика роль социальных факторов, а потому вторая когнитивная революция возвращает психологию на позиции рассмотрения действий «активных индивидов или групп, которые с помощью материальных или символьных средств решают все виды задач в соответствии с локальными стандартами корректности».

 

 

Список используемой литературы:

    1. Введение в психологию: учебник/ Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Беем, С. Нолен-Хоэксема. / под общей редакцией В.П. Зинченко. –

15-е международное издание. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с. 

    1. Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Московский психиатрический журнал. 1996. - Спецвыпуск по когнитивной терапии. - №3. – С. 40 – 49.
    2. Бек, А. Техники когнитивной психотерапии // Московский психиатрический журнал. 1996. - Спецвыпуск по когнитивной терапии. - №3. – С. 45.
    3. Очерки по психологии обучения иностранного языка/ Беляев Б.В./ – М.: Просвещение, 1965. – 214 с.
    4. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т./ Величковский Б.М./ – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», т.2, 2006. –  432 с.
    5. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т./ Величковский Б.М./ – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», т.2, 2006. –  448 с.
    6. Вопросы детской психологии./ Выготский Л.С./– СПб.: Союз, 2004. – 358 с.
    7. Девятко, И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования //  М.: ИС РАН-TEMPUS-TASIS, 1996. – С. 13-74.
    8. Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
    9. История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): тексты. –

2-е изд. / под редакцией П.Я. Гальперина,  Л.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – С. 79-96.

    1. Когнитивная психология: учебник для вузов / под ред. В. Н.Дружинина,

Д. В. Ушакова. –М.: ПЕР СЭ, 2002 – 480 с.

    1. Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова, Е.С. и др. / – М.: МГУ, 1996. – 245 с.
    2. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для студентов вузов/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. / – М.: Творческий центр, 2001. – 237 с.
    3. Основы психолингвистики/ Леонтьев А.А. / - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287 с.
    4. Леонтьев А.Н. Психология речи (неизданная лекция 1935 года) // Мир психологии. – 2003. - №2. – С. 45-57.
    5. Леонтьев, Д.А. Непонятый классик: к 100-летию со дня рождения Джорджа Келли (1905—1967) // Психологический журнал, 2005, т.26. – № 6. – С. 111-117.
    6. Марицковская, Г.Д., Ярошевский, М.Г. 100 выдающихся психологов мира / Г.Д. Марицковская, М.Г. Ярошевский. – М.: «Институт практической психологии», 2005. – 492 с.
    7. Когнитивная наука / И.П. Меркулов // Новая философская энциклопедия в четырех томах. Т.2. – М.: Мысль, 2001. – 472 с.
    8. Познание и реальность / У. Найссер. – М.: Прогресс, 1981. – 232 с.
    9. Вторая когнитивная революция / Р. Харре // Психологический журнал, 1996. – Т.17. - №2. – С. 3-15.
    10. Психология внимания /Дормашев Ю.Б., Романов В.Я / М.:Тривола, 1995 г., с. 114
    11. Cognition and Reality/ Y. Neisser/ - San Francisco,1967. – с. 4.
    12. История современной психологии/ Д.П. Шульц, Э.С. Шульц/ СПб.: 1998. – 397 с. (электронный ресурс). URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/shulc_istorija/10.aspx

 

 

1 История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. – 2-е изд. / Под редакцией П.Я. Гальперина,  Л.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – С. 79-96.

2 История современной психологии/ Д.П. Шульц, Э.С. Шульц/ СПб.: 1998. – 397 с. (электронный ресурс). URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/shulc_istorija/10.aspx

3 История современной психологии/ Д.П. Шульц, Э.С. Шульц/ СПб.: 1998. – 397 с. (электронный ресурс). URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/shulc_istorija/10.aspx

4 Cognition and Reality/ Y. Neisser/ - San Francisco,1967. – с. 4.

5 Познание и реальность / У. Найссер. – М.: Прогресс, 1981. – 232 с.

6 Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. – Т.2 / Б.М. Величковский. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 299.

7 . Психология внимания /Дормашев Ю.Б., Романов В.Я / М.:Тривола, 1995 г., с. 114

8 Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. М. 1996 г. с. 71

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ исследований процессов внимания с позиций когнитивнго подхода