Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 21:30, курсовая работа
Объект данной курсовой работы: когнитивный подход в психологии; предмет – модели внимания.
Задачи:
Изучить различные модели внимания с позиций когнитивного подхода;
Проанализировать методы исследований внимания как отдельного психического процесса;
Сравнить результаты исследований внимания как отдельного психического процесса, проведенные некоторыми психологами когнитивного направления.
Введение 3
Глава 1. Истоки когнитивной психологии. 4
Глава 2. Когнитивный подход в психологии 5
Глава 3. Основные положения когнитивной психологии. 10
Глава 4. Что такое внимание? 11
Глава 5. Исследования внимания с точки зрения когнитивной
психологии. 12
5.1.Внимание как выбор одного объекта из множества. 12
5.2. Внимание как умственное усилие и распределение ресурсов. 13
5.3. Внимание как перцептивное действие. 14
Заключение. 16
Список литературы 17
Когнитивное направление в современной психологической науке включает в себя десять основных разделов, таких как восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект, которые можно схематически представить следующим образом:
Рис 1.
Восприятие – это такая отрасль психологии, которая непосредственно связанна с выявлением того или иного сенсорного стимула и их интерпретацией. Именуется она психологией восприятия. Однако исследование отдельно взятого восприятия без учета других компонентов не в состоянии объективно объяснить ожидаемые действия. В данном случае имеют место и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.
Распознавание образов – представляет собой процесс, в ходе которого стимулы окружающей действительности воспринимаются как часть значительной закономерной регулярности, а не как единичные сенсорные события.
Внимание – способность человека к переработке информации, очевидно ограниченная на двух уровнях — сенсорном и когнитивном. В случае одновременного появления слишком большого количества сенсорных признаков, у человека может возникнуть «перегрузка» и как следствие сбой в работе.
Память – способность мозга удерживать воспринятую информацию (взаимодействие восприятия и памяти) – первого типа – удерживает информацию ограниченное время и второго – хранит информацию в течение короткого периода – пока ее не заменит новая.
Воображение – реальная возможность извлечения из когнитивной карты важных отличительных особенностей, расположения их в логической последовательности, а также преобразования данных образов в языковую информацию.
Язык – кроме построения грамматически правильных предложений и подбора соответствующего лексикона, необходимость координировать сложные моторные реакции, необходимые для произнесения всего сообщения.
Психология развития – весьма интенсивно изучающаяся область когнитивной психологии, недавние теории и эксперименты которой весьма значительно углубили понимание процесса развития когнитивных структур.
Мышление – имеющая наиболее общее содержание форма психического отражения, при помощи которой устанавливаются взаимосвязи между познавательными объектами.
Человеческий интеллект – способность к пониманию языка, следованию требованиям инструкций, преобразованию вербальных трактовок в действия и формированию собственного поведения в соответствие с законами своей культуры.
Искусственный интеллект – специфическая отрасль компьютерных наук, направленная на формирование определенных моделей познавательных личностных процессов.
Вопросы, рассматриваемые в сфере исследований когнитивного психологического направления, а именно восприятие, познание и понимание действительности, волновали умы ученых различных наук, в частности философии и психологии во все времена. Но получившее свое начало в послевоенный период бурное развитие кибернетики и вычислительной техники, как и появившиеся в середине прошлого столетия первые «умные» машины, которые предпринимали попытки решения логических задач, игры в шахматы, понимания устной и письменной речи и преобразования ее на других языках, потребовали от научного сообщества иных, новых взглядов на процессы мышления, познания и понимания. Внимание исследователей сфокусировалось на феномене знаний и связанных с ним проблем получения, хранения, переработки и отражения знаний как в человеческом мозге, так и посредством компьютерной системы. Психологи оказались в ситуации, требующей пересмотра своих взглядов и отношения к восприятию, памяти, воображению, рассматривая их сквозь призму компьютерной метафоры деятельности мозга – своеобразного устройства, целью создания которого явилась переработка и хранение как уже имеющейся, так и вновь приобретаемой информации.
Когнитивная психология во многом базирует рассмотрение своих проблем на проведении аналогии между процессами преобразования данных при помощи вычислительного устройства и функционированием человеческих познавательных процессов. На этой основе выделяются многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти.
Таким образом, предметом изучения когнитивной психологии можно считать способы получения людьми информации об окружающей действительности, представление данной информации человеческим мозгом, хранение ее в памяти, трансформацию ее в знания. Исследования подобного рода привели к пониманию когнитивной психологии как научного направления, основной задачей которого считается приведение доказательств решающей роли знания в личностном поведении субъекта.
Предмет когнитивного направления в психологии составляют познавательные психические процессы, обеспечивающие получение человеком знаний как об объективном мире, так и о самом себе. С помощью познавательных процессов индивид приобретает и перерабатывает информацию, отражает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.
Глава 3. Основные положения когнитивной психологии.
Современная когнитивная психология состоит из большого количества концепций. Они объединены общими теоретическими источниками и единством способов описания определенного круга явлений. Цель когнитивной психологии – посредством описания в основном познавательных процессов, присущих человеку, объяснить его поведение. Основными направлениями исследований являются изучение следующих процессов:
- познавательных;
- атрибутивных;
- построения когнитивной картины мира;
- бессознательного познания и восприятия.
Методом исследований в когнитивной психологии является лабораторный эксперимент, при проведении которого учитывается следующее:
Основное предположение, которое развивает и доказывает когнитивная психология – это то, что мироощущение субъекта организуется в определенные связные варианты представлений о мире. Благодаря этому, появляются связные идеи, гипотезы, ожидания, верования, которые регулируют поведение человека, социальное в том числе.
Основной идеей, которую развивает когнитивная психология, является то, что познавательная структура человека всегда пребывает в состоянии гармонии. Если же по каким-либо причинам это состояние нарушается, человек немедленно стремится вернуть утраченное. Он начинает себя вести так, чтобы привести свою когнитивную структуру в соответствие с первоначальным гармоничным состоянием.
Глава 4. Что такое внимание?
В этой главе мне бы хотелось остановиться на таком психологическом процессе, как «внимание», дать определение этому понятию различными психологами, а так же сравнить взгляды некоторых представителей когнитивной психологии на этот процесс. Сначала я хочу дать определение термину «внимание». Что же это такое на самом деле? Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Такое определение мы встречаем в психологическом словаре. Что ж, довольно понятно и просто. Но есть еще ряд моментов, без определения которых характеристика этого психического процесса останется неполной. А именно то, что внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения. Например, скорость и правильность решения задачи – это результат сильной сосредоточенности человека, практически, до полного погружения.
Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия «апперцепция» (Г. Лейбниц, И. Кант, И. Гербарт). Например, еще в работах Вундта, который явился основателем программы экспериментальной психологии, это понятие было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта. Оно известно нам как «творческий синтез».
Значительный вклад в развитие представления о внимании был внесен русским психологом Н.Н. Ланге, который разработал теорию волевого внимания. Так же как и французский психолог Т. Рибо, он связывал внимание с регуляцией идеомоторных движений, т.е. движений, которые из представления о них переходят в реальное выполнение.
В современной психологии выделяют три вида внимания. Генетически исходным, а потому наиболее простым является непроизвольное внимание. Оно носит пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними событиями. Если же деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует волевых усилий с его стороны, то мы говорим о произвольном внимании. По мере же развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель) возможно появление так называемого пост-произвольного внимания. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнения уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма (Н.Ф. Добрынин).
Глава 5. Исследования внимания с точки зрения когнитивной психологии.
Далее рассмотрим взгляды некоторых представителей когнитивной психологии к такому психическому процессу, как внимание.
В когнитивной психологии можно выделить три группы теорий относительно механизмов внимания:
1. Внимание как селекция.
2. Внимание как умственное усилие или ресурсы.
3. Внимание как перцептивное действие
5.1.Внимание как выбор одного объекта из множества.
Пример такого выбора иллюстрирует ситуация дружеской вечеринки. Из нескольких голосов, звучащих одновременно, человек по своему желанию выбирает голоса определенных людей. Он может слушать и слышать одних, при этом не воспринимая голоса других.
Алгоритм работы селективного (выборочного) внимания описан в работе "Восприятие и коммуникация" Д. Бродбента.
Рисунок 2
Согласно гипотезе Д.Бродбента, внимание выполняет роль фильтра, отсекая информацию, которая не соответствует конечной задаче деятельности человека. Причем этот фильтр начинает работать на ранней стадии приема и переработки информации. Поэтому теория внимания Д.Бродбента называется моделью ранней селекции.
5.2. Внимание как умственное усилие и распределение ресурсов.
Теории, изучающие силовую характеристику внимания, рассматривают распределение энергии внимания на разные объекты. Одна из моделей внимания, в рамках такого подхода, разработана Д. Канеманом. Основные тезисы данного подхода звучат так:
- Внимание использует психические ресурсы для выполнения конечной задачи. Учитывая то, что количество ресурсов (психических сил) ограничено, задача внимания в том, чтобы использовать их рационально.
- Степень умственных усилий субъекта напрямую зависит от сложности поставленной задачи.
- При распределении психических ресурсов человека основным фактором является соответствие ресурсов внимания требованиям задачи.
- В процессе решения
задачи иногда происходит
- Распределение энергии внимания также зависит от произвольных желаний и намерений субъекта, действующих в данный момент.
- Интенсивность внимания зависит от общего состояния организма. При падении внимания ниже определенного уровня, выполнение задач невозможно….
Тезис «внимание как умственное усилие» выдвинут Канеманом в качестве дополнения к ранним теориям. Модель распределения умственного усилия показана на примере блока различных деятельностей (структур). Каждая из них в отдельности имеет вход внимания. Все показанные структуры действуют только при условии притока внимания. Правильная работа каждой структуры предполагает определенное количество внимания. При недостаточном усилии на входе, результаты деятельности всей системы на выходе ухудшаются. Для наглядности Канеман приводит сравнение структуры переработки информации с бытовыми электроприборами. Каждый прибор рассчитан на какую-то мощность. Так и разные структуры задействуют различное количество внимания. Помимо этого, потребляемое количество внимания меняется от момента к моменту. Оценка одновременно работающих структур производится блоком, названным "Оценка требований к ресурсам внимания" (рис. 3).