Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 16:45, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Управление конфликтной ситуацией.
2.Основные типы конфликтов.
3.Динамика развития конфликта.
4.Предотвращенияконфликтов.
5. Способы разрешения конфликта.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.
Очень часто в ситуации
”Иллюзии собственного благородства”. В конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности.
“Поиск булыжника в глазу другого”. Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не видеть смысла собственных действий, по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
“Двойная этика”. Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента - как нечестные и непозволительные.
“Все ясно”. Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера - наоборот, плохи и неадекватны.
Эти
и подобные заблуждения, присущие каждому
из нас в конфликтной ситуации,
как правило, усугубляют конфликт и
препятствуют конструктивному выходу
из проблемной ситуации. Если искажение
восприятия при конфликте чрезмерно
велико, возникает реальная опасность
оказаться в ловушке
2. Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон
Общение
- это основное условие конструктивного
разрешения конфликтов. Однако, к сожалению,
в конфликтной ситуации коммуникация,
как правило, ухудшается. Противники
в основном стараются сделать
друг другу больно, а сами занимают
оборонительную позицию, скрывая любую
информацию о себе. Межу тем коммуникация
может помочь только тогда разрешить
конфликт, когда обе стороны ищут
способа достичь
3.Контроль эмоциональной сферы
Когда человек “обуреваем”
И все-таки рискованно
Хорошо бы, если бы каждый из
противников мог хотя бы
Если вы хотите отделаться
от страхов, ставших
Итак, уделите приблизительно одну
минуту на то, чтобы видеть, слышать,
ощущать этот страх, его
5.Преодоление конфликтов посредством общения
Любое
нарушение общения может
В конфликтной ситуации необходимо использовать некоторые элементы общения, которые позволяют сделать первый шаг на пути преодоления конфликта. Общие рекомендации таковы:
- уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение
- следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.
- старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете
- спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными.
- не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала
- научитесь слушать другого. Для этого необходимо придерживаться следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают.
6.Создание климата взаимного доверия и сотрудничества
Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним таковую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.
Конфликт решается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с решением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это - момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях.
7.Определение причины конфликта
Конфликты часто порождаются скрытыми нуждами и желаниями, которые не удовлетворяются, такими, например, как желание безопасности, независимости или причастности. Конфликты также возникают из опасений утратить что-либо значимое. При поверхностном рассмотрении конфликта может показаться, что конфликтная ситуация не связана с этими нуждами и желаниями. Однако пока эти основные причины не вскрыты, конфликт может продолжаться до тех пор, когда ситуация, обусловившая конфликт, изменяется по иным причинам (например, человек с которым вы конфликтуете, уезжает).
К сожалению, по занимаемой в конфликте позиции или по манере поведения и действия человека не всегда просто установить, какие желания или опасения им движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что люди не отдают себе отчета в своих истинных намерениях: они просто хотят чего-то, а почему они этого хотят, не знают.
8.Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.
Если проблему решить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желанных результатов.
Описанные
этапы разрешения конфликта содержат
лишь некоторые указания, реализация
которых требует с вашей
Все описанные этапы выхода из конфликта должны быть в каждом конкретном случае предприняты обеими сторонами. Основой для совместных поисков может стать обмен мнениями, предложениями, соображениями по поводу каждого определенного этапа.
Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы. И уж тем более это должен уметь делать человек облеченный государственной властью.
Для
разрешения конфликта важно иметь
в своем распоряжении различные
подходы, уметь гибко пользоваться
ими, выходить за пределы привычных
схем и чутко реагировать на возможности
и поступать и мыслить по-
Грамотным руководителем конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем будет проанализировано, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет больше узнать, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.
7.Используемая литература.
Информация о работе Способы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций