Способности мужчин и женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 14:38, доклад

Краткое описание

Женщины скрывают свои истинные чувства к собеседнику лучше мужчин
Психологи из Университета Индианы оценили способности мужчин и женщин анализировать поведение представителей противоположного пола.
Участникам опыта (мужчинам и женщинам) были показаны несколько десятков 30-ти секундных видеозаписей сцен общения людей, впервые назначивших свидание друг другу (они никогда ранее не общались и познакомились по брачным объявлениям).

Файлы: 1 файл

Способности мужчин и.docx

— 157.56 Кб (Скачать)

В мужской выборке красный цвет незначительно снижает силу рук у "символистов" и повышает у "несимволистов". В женской выборке красный цвет существенно увеличивает силу рук у "символистов". Голубой цвет в мужской выборке несколько увеличивает силу у "символистов" и существенно снижает у "несимволистов". В женской выборке у "символистов" под влиянием голубого цвета мышечная сила снижается.

"Символисты"-мужчины  переотмеривают время под влиянием красного цвета больше, чем под влиянием голубого. Женщины этого типа под влиянием красного цвета укорачивают временные интервалы и сильно удлиняют их под влиянием голубого цвета.

Выявленные половые различия Е. А. Соловьева объясняет следующим образом. Мужчины-"символисты" имеют более высокий интеллектуальный, эмоциональный и физический статус, что позволяет им субъективировать внешнее, в частности цветовое, воздействие и препятствует прямому влиянию цвета на психомоторику; здесь проявляется способность этого типа людей к саморегуляции. "Несимволисты" объективируют внешнее воздействие. У них мышечная сила изменяется в соответствии с сигнальными значениями цвета, а эмоциональный компонент цветовых образов ими не воспринимается. У женщин-"символистов" направление изменений психомоторики под воздействием цвета совпадает с символическим содержанием цветовых образов. У женщин этого типа психомоторные реакции на цвет имеют характер самовнушения

 

Психология половых различий в развитии интеллектуальных способностей

Многие годы на Западе и в последнее десятилетие в России, наряду с традиционными подходами к изучению интеллектуального развития ребенка, выделяется группа исследований, характеризующих это развитие с точки зрения принадлежности ребенка к определенному полу.

Выделение фактора пола как одного из критериев развития интеллектуального потенциала является отражением глубокого многовекового кризиса "разорванного" человеческого сознания, в результате которого до сегодняшнего дня важнейшей неразрешенной проблемой остается проблема дисбаланса "мужских" и "женских" ценностей, когда мужчина противопоставляется женщине, рассудок - эмоциональности, культура - природе.

Ни для кого не секрет, что в современном обществе мужчин и женщин по-прежнему принято оценивать в различных категориальных системах: при описании мужчины акцент, как правило, делается на его общественном положении, социальных достижениях и роде занятий, а при описании женщины - на ее семейно-родственных отношениях, внешности, характере, сексуальности и тому подобное.

Однако для многих психологов является очевидным тот факт, что, по мере демократизации общества, половые свойства мужчин и женщин становятся все менее поляризованными, все более взаимопересекаются. Естественно предположить, что этот процесс не может не отразиться на развитии познавательных способностей современных мальчиков и девочек.

Если будет доказано, что смена половой роли может повлиять на направление интеллектуального развития человека, и биологический пол не является определяющим фактором этого развития, то социальные последствия такого открытия не трудно предсказать: мужская часть общества лишится того доминирующего положения, которое было закреплено веками общественной эволюции. Если же окажется, что слова "мужское" и "женское" - это не просто роли, навязанные культурой, а биологически предопределенные черты, присущие данной половине человечества, то женщинам и мужчинам ничего не останется делать, как вернуться к выполнению своих родовых обязанностей.

Итак, какие ответы дают психологи на следующие вопросы:

  • В чем заключается качественное отличие интеллектуальных способностей мальчиков и девочек?
  • В чем состоят особенности женской и мужской социализации?

Массовые психометрические исследования показывают, что у девочек лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект, а у мальчиков - зрительно-пространственный. Уже к 18 мес девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой словарный запас лишь к 22 мес. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше. Девочки проявляют больше интереса к людям, чем к предметам, к социальным ситуациям, чем к решению механических задач, и в более позднем возрасте они лучше владеют речью и лучше воспринимают внешнюю информацию.

Исключительная одаренность чаще встречается среди мальчиков, так как диапазон умственных способностей у мальчиков шире, чем у девочек: от самых низких до самых высоких показателей на условной шкале способностей.

Обследование подростков, обучающихся по одной программе, обнаружило выраженные половые различия в математической одаренности в пользу мальчиков. Причем, чем выше оценивалась математическая одаренность, тем выраженнее становилось преобладание лиц мужского пола: среди тех, кто набрал в соответствующих тестах 500 баллов, соотношение мальчиков и девочек было 2:1, среди тех, кто набрал 600 баллов, - 4:1, а среди тех, кто набрал максимальное количество баллов (700 и более), на 13 мальчиков приходилась лишь одна девочка.

В исследованиях детской одаренности показано, что выдающиеся по учебным и внешкольным достижениям девочки, обнаруживающие больше сходства со своими ровесницами, чем с ровесниками, оказались подвержены эффекту "исчезающей одаренности" (термин, введенный С. Олшен): ухудшение результатов, показанных девочками, по сравнению с мальчиками, с возрастом. Особенно это было заметным применительно к таким измеряемым переменным как интеллект, креативность.

Интересно объяснение этого эффекта, с точки зрения теории социализации: в силу особенностей социализации девочки больше, чем мальчики, ориентированы на общение, межличностные отношения. У них больше чувствительность к ожиданиям окружающих.

В подростковом возрасте одаренные девочки оказываются перед дилеммой: идти путем дальнейшего развития своих способностей, или отдать предпочтение быть принятыми значимой для них группой других детей. Девочки, из которых впоследствии выросли выдающиеся в науке женщины, в детстве необычайно много занимались одни - читали, размышляли, исследовали и мало зависели от ожиданий окружающих их детей и взрослых.

Известно, что определенные виды исследовательского поведения, практикуемые в детстве, закладывают основы для взрослых достижений в науке и бизнесе. Исследовательское поведение развивается в условиях свободы от оценки, ответственности и внешне стимулируемой деятельности. Оно разворачивается в ситуациях, отличающихся неопределенностью и двойственностью. Однако так чаще воспитывают мальчиков, тогда как девочки, как правило, растут в условиях, ограничивающих их исследовательскую активность.

Многие психологи отмечают, что чем одареннее девочка, тем ближе она по своим социально-психологическим характеристикам к одаренным мальчикам. В отличие от сверстниц с обычными способностями, одаренные девочки, как правило, вовлечены в очень широкий круг занятий, включая традиционно приписываемые мальчикам, - активные игры, спорт. Им нравятся игрушки и игры для мальчиков, которые в большей степени поощряют развитие независимости и исследовательского подхода к решению задач, лучшее понимание пространственных отношений, чем традиционные игрушки для девочек.

Таким образом, если девочка растет в условиях свободы от жесткого навязывания со стороны окружающих ее половой роли, то такое развитие способствует формированию способностей, традиционно приписываемых мужскому типу мышления.

Интересное исследование было проведено П. Селкоу, в ходе которого выявилась


Различия в свойствах эмоциональности у лиц женского и мужского пола (сплошная линия - женский пол, пунктирная линия - мужской пол)

По данным П. А. Ковалева (1996), у лиц женского пола больше выражена вспыльчивость (эмоциональная возбудимость) (см. рис. 8.2).

В отношении обидчивости существенных половых различий, по данным Ковалева, не выявлено, а оценки собственной мстительности у лиц мужского пола были выше, чем у лиц женского пола (что видно на рис. 14.3, приведенном раньше).

По данным А. А. Плоткина, как у мужчин, так и у женщин распространен эмоциональный тип, когда доминирует радость при равенстве страха и гнева. Кроме того, у мужчин наиболее распространенной является структура, в которой гнев и радость преобладают над страхом, а у женщин наиболее распространенной является структура эмоциональности, в которой доминируют радость и страх. Эти данные согласуются с имеющимися в литературе данными о большей выраженности у мужчин прямой физической и вербальной агрессии (Ковалев, 1996, и др.). Одинаковую предрасположенность женщин к гневу и страху можно объяснить с позиций К. Изарда (1980), полагающего, что склонность к страху может уравновешивать предрасположенность к гневу, удерживая индивидов от агрессивных поступков и конфликтов, или переводя их в более «мягкие» формы (например, в косвенную вербальную агрессию, которая, по данным П. А. Ковалева, преобладает именно у женщин). С другой стороны, гнев может служить защитой от страха, давать психологическую компенсацию и разрядку, повышая чувство уверенности в себе (Шибутани, 1969; Эберлейн, 1981).

В зарубежных исследованиях эмоциональные особенности женщин связывают с их социальным положением в обществе и рассматривают их в двух плоскостях: как вину семейных работающих женщин и как страх женщин перед успехом.

Вина у семейных работающих женщин1 стала объектом пристального внимания западных психологов. Она является следствием внутриличностного конфликта, когда женщина стремится соответствовать и роли хранительницы семейного очага и роли хорошего профессионала. Эти две роли предъявляют к женщинам противоречивые требования, и часто женщинам просто не хватает физических и психических ресурсов, чтобы хорошо исполнять и ту и другую роль. Понимая это, женщина начинает переживать вину перед детьми, мужем, перед начальством на работе (Виткин, 1996; Berg, 1986; Barling, 1990), что может вылиться в психосоматические симптомы.

Чувство вины перед детьми (очевидно, особенно остро переживаемое, когда женщина после рождения ребенка возвращается на работу и как бы покидает его) продуцирует определенные паттерны поведения с ними, в частности - сверхкомпенсационное поведение, которое Л. Хоффманом было названо «подавляющей любовью». Сверхкомпенсация принимает разные формы. В одном случае, мать, придя вечером с работы, пытается компенсировать ребенку весь день своего отсутствия плотным общением и заботой, выполнением всех его желаний, не давая возможности ему расслабиться. Вечером большинство детей после такой материнской опеки становятся психически «издерганными».

Другие формы - покупка ребенку большого количества игрушек, особенно если мать была в командировке или задержалась с работы. Б. Берг называет такое поведение «поведением для себя», так как игрушки нужны не столько ребенку, сколько матери, пытающейся загладить таким путем свою вину. Все это приводит в конечном итоге к неправильному воспитанию ребенка, к развитию у него несамостоятельности, тревожности и другим личностным искажениям.

Считается, что переживание вины делает женщину как мать менее эффективной. Ребенок, поняв, что мать испытывает перед ним вину, начнет манипулировать ею, специально вызывать у матери это эмоциональное переживание. Это, в свою очередь, может вызвать у матери гнев и даже ненависть к ребенку. К. Борман и др. (Borman et al, 1984) утверждают, что когда женщина винит себя за то, что она недостаточно хорошо справляется со своими материнскими обязанностями, ее общение с ребенком очень часто сопровождается многочисленными вспышками «беспричинного» гнева.

В отношениях с супругом чувство вины у работающей женщины может проявляться в отказе от помощи мужа в домашних делах. Женщина преднамеренно не просит мужа о помощи, чтобы «не разочаровать» его как хозяйка дома. Кроме того, женщина, испытывая вину перед детьми и мужем, подсознательно стремится отказаться от карьеры на работе, тем более, что культурные традиции не одобряют жен, добившихся большего успеха по сравнению со своими мужьями. Этот феномен получил название «конфликт боязни успеха».

Наконец, чувство вины перед семьей заставляет женщину меньше внимания обращать и на себя, так как другие (дети и муж) остаются без ее внимания.

Страх женщин перед успехом. Ученица Дж. АткинсонаМ. Хорнер (Horner, 1968) ввела в двухфакторную модель своего учителя (мотивацию достижения успеха -

избегания неудачи) третий фактор - мотивацию избегания успеха. По ее представлениям, успех вызывает у женщин тревогу, так как ассоциируется с нежелательными последствиями - утратой женственности, потерей значимых отношений с социальным окружением. Успех в профессиональной сфере и в сфере значимых отношений (семья, друзья) представляется для женщины взаимоисключающим. Поэтому, отдавая предпочтение значимым отношениям, она начинает бояться успеха в профессиональной деятельности.

Хорнер считала страх успеха изначально присущей женской природе особенностью, тормозящей достижения женщин в любой сфере деятельности. Другие психологи видели в появлении страха успеха влияние внешних факторов (Breedlove, Cicirelly, 1974; Bremer, Witting, 1980; Monahan et al., 1974). В пользу последней точки зрения свидетельствует тот факт, что в тех ситуациях, где достижения приемлемы с полоролевой точки зрения, страх достижения успеха у женщин не появляется. К. Бридлов и В. Цицирелли показали, что страх успеха у женщин, занятых в медицине (сфере, нетипичной для женщин Запада), выше, чем у учителей (в сфере, типичной для женского пола). То же получено при сравнении женщин-инженеров с медсестрами. Страх успеха достигал максимума, когда женщина находилась на вершине инженерной иерархии и имела много семейных обязанностей.

Показано также, что страх успеха проявляется у женщин в меньшей степени, если они не составляют большинство в смешанной по половому признаку группе (Kanter, 1977) или когда они работают в одиночестве.

Вопрос о страхе успеха стал привлекать внимание отечественных психологов только в последние годы (Турецкая, 1998).

Страх успеха возможен и у мужчин, когда род их деятельности не соответствует их тендерной роли (Yamauchi, 1989), а также в тех случаях, когда они не хотят вызвать зависть своих сослуживцев.

 

 

Е. Маккоби и К. Джеклин (Е. Maccoby, С. Jacklin, 1974) на основе анализа ряда экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек — убывают. Это они объясняют тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

К. Хорни (1993) пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. По этому поводу еще К. Батюшков писал: «Любить или ненавидеть! — им (женщинам. — Е.И.) надобна беспрестанная пища для чувств»1. Это находит подтверждение и в некоторых исследованиях. Так, В. А. Чикер и др. (1998) выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков.

Л. В. Куликов (1997) отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.

Действительно, во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Правда, до сих пор не ясно, являются ли хотя бы некоторые из них врожденными или все эти особенности приобретаются в процессе специфичного воспитания мальчиков и девочек.

Различия в эмоциональной сфере мужчин и женщин многие психологи связывают именно с особенностями воспитания тех и других. Р. Сальваггио (1996) отмечает, что у женщин весьма желательны эмоциональная зависимость от противоположного пола, погруженность в «любовь» при запрете на открытое выражение чувств, проявление агрессии. Это создает у женщин мазохистскую установку. В то же время для мужчин все это достойно насмешек и позора. Согласно К. Юнгу, у мужчины в процессе его воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ, РЕЧЕВЫЕ 
 
И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 
 
В этой главе мы рассмотрим такие психические процессы и состояния, как внимание, память, общий интеллект, речь и эмоции, а также математические способности. 
 
Внимание и память 
 
Как ни странно, я обнаружила, что исследований, прямо посвященных половым различиям по вниманию, очень мало. Поэтому мы воспользуемся редкими косвенными доказательствами — когда речь идет о других процессах, но в результатах подразумеваются и данные о внимании. 
 
Первые данные о половых различиях во внимании привел Г. Гейманс (191,1). Он указал на худшее распределение внимания у женщин, выражающееся в том, что они не могут разговаривать и одновременно выполнять какую-либо работу. Правда, причина здесь может быть в другом —- не в способности распределять внимание, а в нежелании его распределять из-за чрезмерной эмоциональной вовлеченности в беседу. Также он сообщает, что женщины демонстрируют тонкую наблюдательность — но только в том, что их интересует, и что у женщин наблюдается более строгий отбор материала при одновременном предъявлении. Но последнее также может свидетельствовать не о недостатках внимания (меньший объем, худшее распределение), а об иной его организации. 
 
Другое косвенное свидетельство о внимании — эксперименты российского юриста А. Ф. Кони (1913). Он исследовал свидетельские показания мужчин и женщин и обнаружил различия. Мужчины обращают большее внимание на все, что связано с техникой, женщины же в подробностях описывают одежду и украшения преступников и преступниц. Но в этих экспериментах внимание трудно отделить от памяти. 
 
Результаты ряда других отечественных исследований приводятся у Е. П. Ильина (2002). Так, И. А. Сергеева обнаружила превосходство девочек по произвольному вниманию в старшем школьном возрасте. Эксперименты М. С. Егоровой и Н. Ф. Шляхты продемонстрировали своеобразие внимания у 14-15-летних подростков: девочки ориентировались на быстроту, а мальчики — на точность работы (по показателям объема, устойчивости и распределения внимания). Аналогичные результаты были получены и на взрослых испытуемых (М. К. Босый; Л. Н. Фоменко). В то же время обнаружено преимущество женщин по избирательности, устойчивости, объему внимания.

 
Внимание и память     
В. П. Багрунов (1981) исследовал внимание для проверки гипотезы об изменчивости показателей. Он обнаружил преимущество мужчин в работе с новыми стимулами и женщин — со старыми, привычными, шаблонными. 
 
Исследование внимания В. П. Багрунова (1981) 
 
Испытуемые: 95 мужчин и 97 женщин (возраст 18-20 лет). Методика: серия экспериментов по пробе Амфимова. 
 
Результаты. Пока задача воспринималась как новая, преимущество демонстрировали мужчины, но по мере того, как задача становилась стандартной, преимущество, в силу тренировочного эффекта, переходило к женщинам. Помимо этого, мужчины продемонстрировали большую видовую изменчивость результатов. 
 
Ряд экспериментов посвящен половым различиям по так называемому социальному, или коммуникативному, вниманию (т. е. тому, на что обращается внимание при общении). 
 
Икс и коллеги исследовали общение незнакомых людей в диадах (однополых и смешанных). Оказалось, что женщины основное внимание обращают на поведение партнера при общении, больше думают о его мыслях и чувствах и стараются организовать общение так, чтобы и партнер обратил на них внимание (с помощью слов, взглядов и более близкой дистанции — старались сесть поближе; пит. по: Cross, Madson, 1997). 
Исследование внимания Икса и коллег 
 
Испытуемые: мужчины и женщины. 
 
Метолика. Были образованы диады испытуемых, ранее не знакомых друге другом (однополые и смешанные). Испытуемых оставляли одних на 5 минут в небольшой комнате, где стояла кушетка, столик для кофе, висела книжная полка. В течение этого времени велась видеозапись взаимодействия участников обшения — втайне от них. Затем испытуемым была показана эта видеозапись и их попросили описать мысли и чувства: а) о себе; б) о партнере; в) предполагаемые мысли и чувства партнера. Затем видеозапись расшифровывалась обученными наблюдателями, которые интерпретировали показатели (вербализация, пристальные взгляды, позитивные эмо-иии, жесты, дистаниия обшения) по категориям а) внимания к партнеру и б) вовлечения во взаимодействие. 
 
Результаты. Женщины сообщали о большем количестве прямых мыслей о своем партнере по общению, а также о более позитивных мыслях и чувствах по отношению к нему, чем мужчины. Наблюдаемое поведение женщин соответствовало этим самоотчетам: они демонстрировали вербальную поддержку партнера, бросали на него взгляды и придвигались к нему, стараясь сесть поближе, — чаше, чем мужчины. 
 
Наконец, установлено, что женщины чаще строят предположения о том, что думает и чувствует их партнер по общению, и правильнее угадывают эти мысли и чувства (Икс и коллеги, цит. по: Cross, Madson, 1997). 
 
В целом результатов слишком мало, чтобы делать серьезные выводы о половых различиях во внимании, но, по-видимому, важно то, что и женщины и мужчины могут быть внимательными и наблюдательными, если объект внимания им интересен. Однако женщины обнаруживают большую заинтересованность во взаимоотношениях с окружающими. 
 
Половые различия в памяти исследованы лучше, чем во внимании. Гейманс (1911) приводит данные о том, что женщины обладают лучшей памятью, но только в отношении того, что вызывает у них интерес, поэтому у них могут возникать проблемы с запоминанием математических и грамматических правил, исторических дат и т. п. Помимо этого, у женщин ассоциации смежности преобладают над ассоциациями сходства. 
 
В современных исследованиях по половым различиям память изучается, во-первых, как основной процесс — в лабораторных экспериментах с различным материалом (цифры, предметы, слова, лица, социальные ситуации), во-вторых, как способ организации информации, интереса к ней — какую информацию отбирают для запоминания испытуемые (о себе или о других), и, в-третьих, как составляющая переменная в общей характеристике испытуемого — к примеру, по параметру его надежности как свидетеля преступлений. Рассмотрим данные по каждой из категорий. 
 
Исследования вербальной памяти, приведенные в книге Э. Маккоби и К. Жаклин, охватывают испытуемых в возрасте от 2,5 до 75 лёт. Ни в одном возрастном периоде не было обнаружено преимущества мальчиков и мужчин. Девочки женщины лучше запоминают материал, предъявляемый как зрительно, так и на слух, и это касается и отдельных слов, и предложений, и целых рассказов (смысловая память), а также демонстрируют превосходство по запоминанию имен и по богатству словесных ассоциаций, причем это превосходство наблюдается уже в 3 года.

Информация о работе Способности мужчин и женщин