Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:03, реферат
Стресс (англ. Stress – напряжение, давление) – это реакция нашего организма на нагрузку. Эта нагрузка может быть вызвана разными причинами, однако стресс протекает всегда одинаково, независимо от причин. Наш организм реагирует на сам факт нагрузки, а не на конкретные особенности ее возникновения. Другими словами стресс – это «общий адаптационный синдром», т.е. комплекс приспособительных реакций организма к любым сложным условиям, в которых он оказывается.
1. Определение стресса
2. Психология стресса в спорте
3. Виды стрессоров
4. Стадии стресса
5. Профилактика Стресса
6. Список литературы
Самая трудная задача - это возвращение
спортсмена в спорт после длительного
перерыва. Такая реабилитация особенно
сложна в силу сразу нескольких причин.
Во-первых, чаще всего приходится иметь
дело с лицами старших (для спорта) возрастных
категорий. Во-вторых, прежде чем начать
специальные восстановительные мероприятия,
необходимо решить задачи общеоздоровительного
характера, т.к. в силу возрастных причин
способность таких людей к адаптации несколько
понижена. И - в-третьих, личностные особенности
ветеранов создают трудности индивидуального
общения и выполнения назначенных рекомендаций.
Восстановить
здоровье человека, много лет отдавшего
соревновательному спорту очень сложно.
Но сложно не значит невозможно. Не только
мышечные клетки обладают «памятью». Памятью,
как структурной, так и функциональной,
обладают все системы и органы человека.
Другими словами, если здоровье когда-то
было, то восстановить его намного легче,
нежели в тех случаях, когда его вообще
раньше не было.
Известно также, что именно в состоянии спортивной формы спортсмен нередко становится подвержен самым различным инфекционным и простудным заболеваниям. В специальном эксперименте, проведенном в группе лыжников, достигших высоких личных результатов, было выявлено существенное понижение показателей гамма-глобулиновой фракции крови и фагоцитарного индекса, характеризующих иммунные (защитные) свойства организма.
Все сказанное особенно относится к непосредственной
предсоревновательной подготовке спортсмена.
Действуя целенаправленно, ограждая спортсмена
от ненужных физических и психических
усилий, тренер помогает ему сконцентрировать
силу и энергию на самых главных соревновательных
действиях, выводя его тем самым на «пик»
спортивной формы.
Многообразие ситуаций, вызывающих психическое напряжение у спортсменов, можно обобщить в пяти наиболее характерных групп:
1. Ситуации,
содержащие опасность
2. Ситуации,
выявляющие несостоятельность
3. Ситуации
с неожиданной “аварийностью” (неполадки
в снаряжении, невозможность провести
привычное опробование или
4. Ситуации,
обусловленные правилами
5. Ситуации,
вызванные нежелательными
При такой классификации состояния тревоги и страха возникают чаще всего в следующих ситуациях: 1). Опасность получения физической травмы – 68,4%, 2). Психическая неподготовленность к ведению борьбы – 52,7%, 3). Аварийная ситуация – 52%, 4). “Невыгодные” правила соревнований - 31,4%, 5). Помехи другими лицами – 27,5%. Но в двух последних ситуациях отмечается и мобилизация функционального состояния организма, - соответственно в 37,5% и 36,9% случаев. В первых же трех вариантах мобилизация отмечается спортсменами в 21 – 23% случаев. Анализ вышеизложенных данных, проведенный методами математической статистики, не выявил достоверных различий в показателях в зависимости от пола, возраста, квалификации, образования и спортивного стажа спортсменов.
Таким образом, спортивные соревнования независимо от наличия физических напряжений можно отнести к ситуациям, вызывающим эмоциональный стресс. Если при “чисто” физическом стрессе наблюдаются в основном физиологические реакции на реальный раздражитель – мышечную нагрузку; при спортивном стрессе – конгломерация физиологических реакций как на реальный стрессор – мышечную нагрузку, так и на саму стрессорную ситуацию – значимость соревнования, результативность противников, место соревнований и т.п. В условиях эмоционального стресса у спортсменов отмечается усиление работоспособности и, прежде всего дееспособности мышц. Ранее считалось, что причинами повышения эффективности работы мышц являются усиление кровообращения и интенсификация механической деятельности. Позже (О.Л.Виноградова, 1974) было показано, что главным, скорее всего, являются влияния автономной нервной системы и её медиаторов на уровни метаболических процессов в миофибриллах.
Физические нагрузки успокаивают и даже помогают переносить душевные травмы. Стресс, падающий на одну систему, помогает отдыхать другой. Физическая работа нужна человеку для нормальной жизнедеятельности так же, как нужны ему воздух, еда, сон, общение. Функции мозга приходят в расстройство, в состояние хаоса, если мы не используем его постоянно для достойных занятий, а отсутствие мотивов к деятельности является величайшей душевной трагедией, разрушающей все жизненные устои.
Список
литературы:
1. Анохина И.П. Нейрогуморальные факторы устойчивости к эмоциональному стрессу. “Мотивация и эмоциональный стресс: механизмы эмоционального стресса”. Ч.2. М.,2005.
2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 2003.
3. Леви Л. Стрессоры, выносливость к стрессу, эмоции и результаты деятельности в связи с выделением катехоламинов. В кн.: Эмоциональный стресс – физиологические и психологические реакции, медицинские, индустриальные и военные последствия. Л.: Медицина, 2002.
4. Мельник Б.Е., Кахана М.С. Медико-биологические формы стресса. Кишинев – Штиинца, 2004.
5. Разумов С.А. Экспериментальное изучение эмоционального стресса в условиях нормы. В кн.: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: Медицина,2005.