Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:58, реферат
Процесс сознания как заключительный этап процесса познания представляет собой сложный многоэтапный психофизиологический феномен восприятия, переработки и создания новой информации, на каждом из этапов которого складываются определенные формы детерминации, причинно-следственной связи информационных процессов.
Мы почти ничего не сказали об уровне Мета-сознания, но о нем нет смысла что-либо говорить: к любому содержательному утверждению о его свойствах будет справедливо и обратное утверждение. Например, на уровне мета-системы «здесь», «везде» и «нигде» равнозначны. Там и существует время (в подсистемах), и его не существует (в целостной системе). Прошлое, настоящее и будущее сосуществуют в нем одновременно, здесь и сейчас, везде и нигде. Его характеристиками можно назвать Вечность, Благодать, Знание.
Однако любое мнение о мета-сознании будет отражать лишь взгляд с определенного пласта восприятия.
Казалось бы, можно сказать так: задача мета-сознания — включить рубильник, то есть дать первоначальный и осмысленный импульс Вселенской Игре. Задача сознания на уровне ЧЗСУ — обеспечить всех необходимыми игрушками и призами за игру, задача уровня проявленного сознания — играть. Однако в ходе игры начинается такой танец сотворчества, что пешка может перейти на уровень мета-сознания, а мета-сознание, жертвуя собой, вновь и вновь становится пешкой. Сознание едино и неделимо , и любой разговор о нем, по сути, детский лепет.
Это относится и к данной фразе!
Нам остается только
вспомнить высказывание очень яркого
мыслителя Людвига Витгенштейна [9] : «О чем невозможно
говорить, о том должно умолкнуть», — и
перейти к более детальному рассмотрению
уровней человеческого сознания.
— Почему же животные, невинные и имеющие связь с Целым, так часто бывают несчастны?
— Радость и счастье невозможны без боли и несчастья, это относительные понятия, их не существует друг без друга. Чтобы было одно, необходимо и другое. Так что не следует бояться несчастий, по крайней мере, своих. Хотим мы этого или нет, каждое существо на пути эволюции получает опыт страданий, смены формы существования, смерти.
Часто нам только кажется, что животные несчастны, и причина этого — в том, что в декогерированном человеческом восприятии мира множество сосуществующих сторон происходящего заменяются одной. И не всегда понятно, где восприятие чужой жизни у человека отражает реальность, а где пришло из области фантазий и проекций нашего ума.
Боль может быть страданием, а может быть одним из множества ощущений, пусть и не самым приятным из них. Животным бывает больно, но у них практически нет страданий. Они предпочитают жить, но принимают смерть как часть своего бытия. Страдания создаем мы сами, когда считаем, что боли, смерти и всего подобного «в норме» быть не должно и стараемся всячески их избежать.
Через страдания и смерть всегда идет раскрытие чего-то нового. Любая форма рано или поздно умрет, дав рождение другой. Однако мы слишком привязаны к формам, мы замечаем разрушение и не видим созидания, не чувствуем текущий через бесчисленное множество тел и форм процесс. И не понимаем, что Бог разрушает мир только так, чтобы он становился краше. Страдание, боль и смерть — это такая же часть божественного замысла, как наслаждение, радость и рождение.
— Все же мы со-творяем или творим, то есть делаем траву зеленой сами (как говорят даосы), или кто-то «подсказывает», что она должна быть зеленой?
— Мы взаимодействуем с травой, трава взаимодействует с нами, — в ходе этого процесса мы получаем информацию друг о друге. Внутри нас этот процесс состоит из множества этапов, в буддистской Абхидхамме, например, описано 17 основных стадий восприятия любого объекта. Если этот процесс осознан и мы в нем присутствуем, то мы, представляя полученную информацию в виде цвета, творим цвет. Если нет, на выходе процесса восприятия «получается» тот или иной цвет, мы просто оказываемся перед неким фактом.
Это происходит на том уровне, где появляется наша осознанность. Если она появляется на уровне понятий, то мы видим только цвета, названия которых имеются в нашей памяти. В восприятии человека нет того, чего он не знает!
Так что мы пока что не со-творяем и не творим. Увы, для большинства из нас «так получается», что трава зеленая. И далеко не все из нас задумываются о том, каким образом наше восприятие делает зеленую траву зеленой травой.
— Михаил, говоря о путях к «великому пробуждению», вы неоднократно подчёркивали роль тела. Между тем известно, что многие подвижники и святые подолгу сидели неподвижно, а некоторые из них отвергали телесную жизнь полностью.
— Для развития сознания необходимо учиться управлять какой-либо сложной системой, это очевидно, не так ли? Причём делать это согласованно, эффективно, находясь в Ладу с происходящим. Например, самолётом, где придётся одновременно следить за показаниями десятков индикаторов и экранов, смотреть по сторонам, координировано двигать руками и ногами… Или управлять крупным производством. Именно при взаимодействии со сложными системами и большим потоком данных оттачивается навык различения состояний и управляемого взаимодействия с ними. Производство, или самолёт, есть не у всех, не правда ли? А тело есть у всех, и более подходящего инструмента, чем тело, для развития сознания нет, и не будет.
Попробуйте для начала удерживать внимание на двух ладошках одновременно. Не вышло, через минуту забыли про них? – не расстраивайтесь. Когда выйдет, это будет означать, что трехголового змея русских волшебных сказок вы победили. Есть левое, есть правое, вы можете опираться на них одновременно, стало быть, появляется центр. Теперь вы сможете охватывать любые полярности, а не схватываться одной из сторон происходящего.
А для победы над шестиголовым «товарищем» уже требуется координированная работа множества суставов. Так, если в твоём внимании одновременно воспринимается перед и зад, верх и низ, право и лево, возникает середина, серёдка. Иначе говоря, ты освоил пространство, а стало быть, и время, поскольку вне пространства времени не существует. Теперь ты можешь быть в моменте «сейчас». У тебя открывается сердцевина, Сердце.
Важен ещё один момент. В нас живёт инстинктивная, природная часть. Это то подлинное в нас, что создано природой, то, что досталось нам как результат огромного эволюционного процесса. Это то, что не подведёт никогда, это то, на чём основана жизнь всего природного мира. Это то, чего у современных людей, погружённых в мир искусственной информации, почти не осталось, а если и осталось, то лишь как кусочки искренности и недобитой правды. Само собой, инстинкты должны быть облагорожены Разумом, но именно облагорожены и обузданы, а не подавлены.
В русской сказке «Битва на калиновом мосту» одолеть последнего, 12-ти голового змея удаётся лишь совместными усилиями Ивана-царевича, Ивана – служивого сына и Ивана – сучьего сына. Названия в разных вариантах могут менятся (кухаркин сын, бычий сын, коровий сын), но суть одна. Это не три разных человека, и не три основные сословия древнего общества, как обычно принято считать. Царевич символизирует нашу волю, служивый сын – ум, а сучий сын – побудки (инстинкты), природную часть нас самих. Только объединив волю, ум и побудки в единое целое, Разум, мы достигаем победы и узнаём, что такое Жизнь.
А что касается святых и подвижников… Уверяю вас – те из них, которые действительно чего-то достигли, не только сиднем сидели. Основоположник Чань-буддизма Бодхидхарма не только 9 лет на голую стену в пещере смотрел, - он был основателем школы шаолиньского кунг-фу. Платон был не только величайшим философом древности, но и двухкратным олимпийским чемпионом по панкратиону, бою без правил.
Сознание есть аналитический ум. Вместе с подсознанием определяется как разум. Само по себе сознание не имеет памяти и может оперировать только одной мыслью в каждый момент времени.
Сознание есть осознаватель того, что происходит вокруг, руководствуясь чувствами человека как- зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые ощущения.
На физическом уровне сознание выполняет несколько важных функций, а именно:
Сознание непрерывно работает когда человек бодрствует, наблюдая и идентифицируя всё, что происходит вокруг человека.
Все функции
нашего сознания на сегодняшнем уровне
развития представляют собой результат
эволюции и сознательного саморазвития.
На ранних этапах своей эволюции человек
был далеко не так интеллектуально
и эмоционально развит, как в наши
дни. Его память была не столь наполнена
информацией, а способность управлять
желаниями – не столь тренирована.
Правда, в каких-то других психических
свойствах – остроте
В наибольшей степени это становится заметно, если рассмотреть, какую эволюцию проделал человеческий мозг за весь обозримый период истории планеты. Наш мозг представляет собой потрясающий инструмент, помогающий нам адаптироваться к сложным условиям среды и развивать глубинный потенциал без каких бы то ни было ограничений. Мозг состоит из 100 миллиардов клеток, находящихся в непрерывном движении. Их общее число приблизительно равно числу звезд в Млечном Пути. У каждой клетки не менее 20.000 соединений с другими клетками, и любая из них неизмеримо превосходит по мощности самый совершенный компьютер.
Если представить число доступных соединений одной клетки мозга с другой, то оно, по мнению ученых, должно превышать число атомов во всем Мироздании. Поэтому каждый из нас – хозяин уникального суперкомпьютера, задействовав мощь которого хотя бы отчасти, мы можем стать сверхлюдьми с набором уникальных способностей. Ведь не зря современная наука утверждает: мощь человеческого мозга на сегодняшней стадии эволюции человека, как homo sapiens, используется всего на 6-8 %, а 92-94 % тихо спят внутри нас, ожидая сознательной активации. Если можно было бы записать количество возможных соединений клеток нашего мозга в виде цифры на ленте, то длина такой ленты 17,5 тысяч раз обвила бы расстояние между Землей и Луной.
При этом, 50 % подобных связей между клетками, участками и системами мозга закладывается в первые четыре года жизни человека. Потому человеческий мозг по строению и степени сложности превосходит совокупный технический «искусственный мозг» всех компьютеров мира, вместе взятых. Авторы мирового бестселлера «Революция в обучении» Гордона Драйдена и Джанет Бос пишут: «Попробуйте… взять десять ежедневно выполняемых вами действий (например, первые десять, выполненных сегодня утром) и скомбинировать их во всевозможных последовательностях. Вы получите 36288000 различных комбинаций. Если взять 11 действий, число возможных комбинаций возрастет до 39916800! Ну а теперь попробуйте скомбинировать 100 миллиардов клеток всевозможными путями при условии, что каждая из них может создать до 20000 различных соединений, - и вы получите представление о творческих возможностях всего мозга».
Человеческий мозг, решая проблемы, поставленные жизнью на протяжении эволюции, постоянно развивался и усложнялся. Ученые отмечают, что у человекообразных существ и человека за последний миллион лет масса мозга выросла в 5 раз, а площадь коры головного мозга - в 25 раз, причем быстрее всего рост происходил в последние 100 000 лет – время появления кроманьонца, или радужного человека. Однако мы используем колоссальные ресурсы мозга очень слабо – иными словами, живем небольшой частью самих себя. Включение наших скрытых ресурсов и потенциалов обычно происходит лишь в условиях экстремальных состояний, в минуты опасности, либо при решении какой-либо очень сложной задачи. В этом случае человеческий мозг способен всего лишь за секунду создавать в 15 раз больше соединений, чем все пользователи Интернета за 3 дня.
Исследователи мозга и психологи, занимающиеся развитием сознания, утверждают, что мозг создан Великой Природой с огромным запасом, неизмеримо превышающим требования адаптации и выживания. Чтобы приспособиться к нашему непростому миру, требовался бы гораздо более простой по строению мозг с неизмеримо меньшим объемом оперативной памяти. Потому многие ученые полагают, что сложность строения мозга и огромная избыточность ряда его функций, на самом деле, предназначены для того, чтобы человек эволюционировал, развивался, совершенствовался и устанавливал контакты с невидимым миром, духовной реальностью, верхними уровнями бытия – теми, что лежат в области сверхчеловеческой природы – грядущей стадии эволюции человека. Чтобы выполнять подобные многообразные действия и достичь указанных целей, требуется постоянная тренировка мозга, движение и обучение новым функциям, умениям и навыкам. В принципе, наша жизнь предоставляет нам такую возможность. Действуя, ставя цели и достигая их, общаясь с самыми разными людьми, мы все время решаем сложные задачи и тем постоянно тренируем различные функции нашего сознания.