Сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:58, реферат

Краткое описание

Процесс сознания как заключительный этап процесса познания представляет собой сложный многоэтапный психофизиологический феномен восприятия, переработки и создания новой информации, на каждом из этапов которого складываются определенные формы детерминации, причинно-следственной связи информационных процессов.

Файлы: 1 файл

Сознание.docx

— 64.87 Кб (Скачать)

 

Приостанавливаемые  различения образуют не только иерархию предметности (различенного), но и создают иерархию диспозиций — предрасположенностей к определенным различениям, предпочтениям, идентификациям (Habitus), которые, с одной стороны, регулируют телесно-физиологическое существование человека, а с др. — позволяют возобновлять после перерыва определенную ментальную или практическую деятельность, т.е. реактивировать определенную иерархию различий в рамках определенного опыта. Способность различать определяет способность направлять внимание, т.е. выделять и отдавать устойчивое предпочтение тому или иному различенному, а также предвосхищать, предвидеть и прогнозировать то, что может стать различенным, выделяя устойчивые переходы от определенных различений к определенным идентификациям как устойчивые тенденции.

Природа сознания, уровни сознания, сознание человека.

 

   

На существующем уровне развития науки стало очевидным, что философия мистицизма представляет собой наиболее последовательную философскую  основу из всех научных теорий.

Ф. Капра    
 

Если спросить психолога, что такое сознание, то, скорее всего, мы услышим что-то наподобие: «Сознание — это деятельность сознательной части психики. Это то, что может быть вербализовано или осмыслено».

Однако такое  определение только разграничивает человеческое сознание и подсознание  и никоим образом не отвечает на вопрос, что такое сознание, и  ничего не говорит о природе сознания. В рамках социальных наук понятие  сознания оказывается невозможно определить вне представлений о потребностях человека, его целенаправленного поведения, общения с себе подобными, то есть вне характеристик самого человека и его взаимодействия с окружением. То есть оно оказывается неприменимым ни к кому, за исключением человека.

Давайте попробуем  подойти к проблеме сознания немного  с другой стороны и зададим  себе вопрос: имеет ли трава и вся Вселенная сознание? Сознание — значит ли это общее или коллективное знание? В чём состоит физика сознания?

В словах русского языка много удивительных подсказок, направляющих нас в самую суть явления. Одно из таких слов-подсказок  — со-знание.

Знание, то есть информацию о чем-либо, мы получаем только в ходе взаимодействия, а  любое взаимодействие, как мы уже  знаем, это прежде всего обмен информацией. При этом в любом взаимодействии присутствуют как минимум два участника. Вот и получается, что любое знание мы получаем коллективно! Разве можно что-то узнать о себе или мире, ни с кем не взаимодействуя? Или не разделившись ради такого взаимодействия на части?

Таким образом, сознание — это просто основа существования  мира, а фундаментальная природа  сознания и физика сознания состоит  в обмене информацией, происходящим между участниками любого взаимодействия. В конце первой главы мы приводили описание опыта Цайлингера с фуллеренами, показывающего, как обычная среда получает и записывает информацию о других объектах, проявляя тем самым свойства сознания. В этом эксперименте фуллерены излучали тепловые фотоны, благодаря которым появлялась принципиальная возможность определения траектории фуллерена. Эти фотоны поглощались средой неизвестно где и как, однако этого оказывалось достаточным для получения информации, на какой из щелей дифракционной решётки молекул а фуллерена рассеялась. Никакого специального устройства для определения траектории и каких-либо расчётов не требовалось! Согласно квантовой теории, совершенно не важно, как идет обмен информацией: через специально поставленный детектор, окружающую среду или человека. Имеет значение только принципиальное наличие необходимой информации о частице, а кто ее получит и как «обработает» , не имеет значения.

Другими словами, вокруг нас сознание — и ничего больше! Но основная часть информации остаётся невоспринятой на обыденном  уровне сознания – примерно так, как  по оптическому кабелю может передаваться огромное количество данных, а мы без  специальных приборов способны заметить лишь слабое свечение и лёгкий нагрев.

Сознание представлено на различных уровнях — можно  говорить о проявленном сознании частиц, минералов, растений, животных, человека, существ, значительно превосходящих  человека по своим возможностям... В  доступной для нас области  восприятия видимые нами уровни сознания заканчиваются, по всей видимости, на уровне Единого Квантового Источника Реальности, объединяющего все эти уровни.

Сейчас речь пойдет о характеристиках проявленного сознания , то есть сознания на уровне отдельной структуры. Подчеркну: мы будем говорить не о скрытом потенциале сознания, а о его актуально проявленных свойствах и текущих задачах.

Рассмотрим уровни видимого мира: минерального, растительного, животного и человеческого, отмечая  наиболее важные моменты, характеризующие  сознание различных объектов и их взаимодействие с окружением.

Начнем с  минерального царства и свойств соответствующего ему уровня сознания. Может ли камень столь же эффективно различать окружающие объекты и записывать в себе информацию о них, как это делает человеческое сознание? Конечно, нет. Тем не менее, находясь в различных внешних условиях, он получает опыт температурных воздействий, сдавливания и т. д. Получаемый опыт никуда не исчезает, он накапливается на уровне нижнего манаса и будет в дальнейшем использоваться для различения состояний этого уровня.

Отметим, что  на нижнем манасе накапливается любой опыт, получаемый в конкретных формах. Этот опыт коллективен: атма, проходя данную ступень эволюции, может иметь множество физических тел, например, в виде камней и минералов. При этом составляющие камни атомы отвечают физическим телам других атм. Иначе говоря, тело каждой из атм всегда входит в тело другой, более развитой атмы. Это общая закономерность – атомы входят в состав минералов, минералы – в состав россыпей, россыпи в состав гор, плит, и т.д. Или атомы входят в состав биологической клетки, та – в состав листа, лист – в состав растения, тот образует вид, и т.д. Получаемый на стадии минерального царства опыт является основой для будущего появления сенсорики, затем эмоций, затем рассудка.

Камень происходящего  с ним почти не замечает. Если вы когда-нибудь были под наркозом, то знаете, что несколько часов  там проходят как один миг, с вашим  телом можно делать что угодно — вы ничего не заметите. Для камня  мигом являются тысячи лет.

Растения, находясь на своём уровне сознания, получают опыт, необходимый для освоения мира желаний и предпочтений, мира камы — астрального плана, являющегося одним из инструментов нижнего манаса. Как и в случае камней, растения имеют групповую душу как место накопления получаемого опыта, расположенную на нижнем (преходящем) манасе. О причинах образования групповой души мы уже говорили — она возникает в силу неосознанности участников процесса по отношению к различению и взаимодействию с состояниями данного уровня, в результате чего состояния группируются просто в силу притяжения и отталкивания, по сходству и подобию, образуя те или иные тела. Мы говорили о трех проходимых последовательно барьерах перед индивидуацией — физическом, астральном и ментальном, прохождение каждого из них означает обретение способности к различению состояний данного уровня и управляемому взаимодействию с ними.

Отметим, что  растения на своём уровне сознания уже могут управлять потоками энергии внутри своего физического  тела и изменять условия своего существования. Первый из барьеров к индивидуации ими пройден.

Растение тянет  свои ростки туда, где освещенность оптимальна, и пускает корни в  ту сторону, где почва богаче минеральными веществами. Любое растение не отделяет себя от среды, оно находится в  неразрывной связи с ней, любое  его побуждение исходит из Целого и возвращается в него в виде действия. Меня когда-то поразили фотографии корней растений в бедной почве, в которой  находились герметичные капсулы  с плодородной землей. Так вот, растения безошибочно направляли свои корни к этим капсулам, хотя никакой  классической информации о том, где  расположены капсулы и что  именно в них плодородная почва, они не имели. Необходимую информацию они могли получить только благодаря  связи с групповой душой, уже  умеющей пользоваться нелокальной  квантовой информацией.

Вполне можно  согласиться с тем, что находящиеся  в единой со всем мирозданием эволюционной цепи представители растительного  царства сознания поддерживают не только свои интересы. Согласно гипотезе Джеймса  Лавлока о Гайе (Гее — Земле  как едином организме, как живой  планете), именно растения регулируют температуру атмосферы. Проведя  численное моделирование всего  с двумя видами маргариток, Лавлок показал, что они могут компенсировать изменение потока энергии от Солнца в 1,5–2 раза, поддерживая на Земле  оптимальную температуру [1] .

Животные на своём уровне сознания уже осознают мир желаний, мир камы. Отсюда уже рукой подать до развиваемого посредством желаний рассудка, памяти и предметного мышления. Память начинает активно использоваться, и появляются зачатки рассудка, — точно так же, как у растений появляются зачатки эмоций, а у минералов — сенсорики.

Животные уже  управляют своим вниманием, но делают это неосознанно и не целенаправленно, они не могут отражать его в  своем восприятии и трансформировать. Как и у растений, любое побуждение или эмоция у животных немедленно переходит в действие, минуя этап осознания. Соответственно, есть очевидный  предел, которым их уровень сознания и их свобода ограничена. Животные также имеют групповую душу на нижнем манасе, куда стекается получаемый ими опыт, им осталось пройти последний барьер индивидуации. По мере освоения состояний кама-манаса некоторые высшие животные проходят его и получают для накопления опыта индивидуальное и сохраняющееся от жизни к жизни хранилище на Высшем манасе. Это означает обретение ими индивидуальной и бессмертной души.

О сознании высших животных почти каждый человек имеет  довольно неплохое представление —  в состоянии обычного (неосознанного [2] ) сна восприятие его реальности человеком весьма похоже на восприятие мира животными.

На человеческом уровне проявленного сознания появляется возможность фантазии и самоосознания, которое возникает за счет наличия абстрактного мышления, позволяющего управлять характером взаимодействия с окружающим миром и тем самым создавать образ себя. Это дает осознание работы чувственной сферы, систем восприятия и управление потоками энергий внутри физического тела. Потенциально человек абсолютно свободен.

Однако у большинства  людей доминирует уровень сознания низшего манаса, то есть осознание  мира через конкретные представления, символы и образы. Если угодно, оперирующий  подобными представлениями ум —  это прослойка между восприятием (побуждением) и действием, отбирающая к исполнению только часть из побуждений. С одной стороны, ум отражает и  позволяет осознать побуждение, с  другой — приводит к разделению мира на наблюдателя и изолированные  наблюдаемые объекты. В результате ум приписывает себе свойства субъекта, то есть того, кто имеет переживание, а мир вокруг предстаёт в виде образов изолированных друг от друга  объектов. Ум никогда не видит то, что есть. Для него существует лишь то, что произошло, и фантазии по поводу того, что будет. Так как  человек ума захвачен своими чувствами, мыслями и ощущениями, более высокие  уровни реальности остаются для него невидимыми.

Восприятие мира — это резонанс внутреннего и внешнего, резонанс струнок снаружи и струнок внутри. Звучание этих струнок передается от физических органов восприятия в эфирное тело, от него — в астральное, от астрального к ментальному. Ум подменяет звучание струны представлением о ней в своей памяти. Обычный человек даже таким опосредованным образом воспринимает далеко не все: у некоторых струн нет соответствия в памяти, и восприятие объекта оказывается невозможным. Может быть, вы видели фокус с картами в фильме «Трасса 60», когда красные пики и черные бубны остались вне поля восприятия?

Есть и более  впечатляющие примеры. Например, первое время жители тихоокеанских островов просто не видели больших кораблей европейцев, для них море оставалось чистым — а все потому, что  представления о больших кораблях исходно не присутствовало в памяти ума. В то же время они прекрасно  видели на море небольшие лодки.

Номера струнок  в каталоге ума могут быть перепутаны или отвечать сразу нескольким объектам, тогда восприятие искажается. Человек  в результате видит совсем не то, что представляет собой объект на самом деле. В любом случае воспринимающий через ум человек не слышит звучания, не слышит музыки бытия, имея дело лишь с тенями мира из своей памяти.

Человек появился как свободная мысль. Он генерирует мысли, которые не обязательно становятся действием. Действие или переживание  совершаются только тогда, когда  происходит его отождествление с мыслью: «Я думаю, я чувствую», хотя на самом деле просто что-то происходит. Это отождествление возникает не просто так, а в силу привязок [3] ума к себе и своему содержанию. Это не позволяет человеку взглянуть на содержимое своего ума извне, в результате человек не оперирует мыслями, а становится ими. Ведь чтобы владеть мыслями, необходимо быть вне мыслей, а получается в лучшем случае лишь переключаться между ними.

В результате жизнь  человека определяется набором шаблонов, распределяющих энергию и внимание вне его осознанной воли. Он не чувствует  тело — он обнаруживает симптомы. Не он имеет картину мира и идеологию  — картина мира и идеология  имеют его. И они направляют силу человека не на его жизнь и развитие, а на сохранение самих себя. И  нет ничего удивительного в том, что в наиболее развитых в технологическом  смысле странах наиболее востребованными  становятся профессии адвоката и  психиатра.

Мир в восприятии ума оказывается полностью декогерированным, в нем уже нет запутанности и нелокальной квантовой информации. Ум имеет дело только с человеческим, преходящим, разделенным, понятийным, искусственным, он связывает человека с тенями природы и Истины. Платон совершенно справедливо сравнивал воспринимаемое человеком с тенями на стенах пещеры, которые обычный человек видит как единственную реальность. И себя живущий в уме человек воспринимает как реальность, хотя он — лишь отражение реальности в уме. А ничто, отображающее реальность, реальностью являться не может.

Информация о работе Сознание