Сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:58, реферат

Краткое описание

Процесс сознания как заключительный этап процесса познания представляет собой сложный многоэтапный психофизиологический феномен восприятия, переработки и создания новой информации, на каждом из этапов которого складываются определенные формы детерминации, причинно-следственной связи информационных процессов.

Файлы: 1 файл

Сознание.docx

— 64.87 Кб (Скачать)

Человек видит  мир как смесь и в результате теряет как глубинный контакт  с миром, так и прямое знание о  происходящем. Теперь он получает знание не из переживания Истины, а путем  анализа увиденного и его сопоставления  с имеющимся в памяти опытом. Того, чего нет в представлениях ума, для  человека не существует.

Человеку совершенно непонятно, откуда корни растений «знают», куда им лучше расти, ткачик знает, как  ему строить гнездышко, а сам  человек знает, как ему дышать, есть и пить. И ему никак не понять, почему во время катастрофического  цунами 26 декабря 2004 года на острове  Цейлон погибло около 40 тысяч человек, однако не было найдено ни одного погибшего  животного: все они почувствовали  угрозу заранее и ушли в безопасные места [4] .

А причина проста: только человек потерял контакт  с реальностью, и причина этого  в том, что его самоосознание  пробуждается в нижнем манасе, раскалывающем  мир на части, а не в свидетельствующем  сознании. Для «рождения» в уме  человеку ничего не надо делать: он рождается  силами природы и формируется  обществом. Однако двинуться дальше, направить внимание в глубь себя и обнаружить себя как Истину может только сам человек.

Такая ситуация объясняется тем, что в уме  отражаются не только процессы и события, которые происходят в нашем теле и в окружающем мире. Ум заполнен мыслями, фантазиями, абстрактными концепциями  о себе и мироустройстве, интерпретациями, верованиями, оценками и т. д. Они  и принимаются за реальность.

И житейская  неудачливость многих людей —  в том, что они воспринимают мир  только через призму именно этой зоны ума, игнорируя сигналы тела и  внешнего мира. Однако зачастую именно житейские тупики и являются причиной начала поиска себя истинного.

Поскольку человек  на этом уровне сознания делает смесью все воспринимаемое, он имеет дело только с декогерированной реальностью. Все созданное им не вечно и  требует усилий и энергии для  своего сохранения. Образуются два  мира — мир природный и мир  человеческий. Первый самодостаточен, взаимосвязан и обеспечивает всем сам  себя. Бог создал собачек, однако ему  не надо заботиться, чтобы их накормить  и размножить: они сами этого хотят. А любое творение человека требует  усилий для своего сохранения и, несмотря ни на что, рано или поздно погибнет. Разрушится дом, истлеет книга, сломается  компьютер.

Современный человек, идя по пути техногенной цивилизации, вслед за Ф. Бэконом и другими  философами Нового Времени, считает  знание силой [5] . Именно в то время научное знание и господство над природой были признаны высшими целями всех проявлений человеческого разума. Действительно, поскольку человеческий рассудок имеет дело исключительно с декогерированным миром, ему для выживания нужны максимально точные представления и знания о нем. Здесь и становятся необходимыми научный, объективный подход и полученные опытным путем надежные и воспроизводимые результаты. Добытые наукой знания человек считает Истиной или, по крайней мере, приближением к ней. Это совершенно неверно. Из ума Истины не увидеть!

Как говорил  один мастер дзэн, «сколько бы рыба ни плавала, она всегда останется в  воде, сколько бы птица ни летала, она всегда останется в воздухе». Та истина, которой владеет ум человека, является простой информированностью и, по сути, сводится к тому, чтобы  знать, на какую кнопку необходимо нажать в случае чего. Истина не является домом, в котором человек живет.

Так было далеко не всегда. Еще в древнегреческой  философии существовало понятие  «алетейя», то есть истина в своей  открытости, своей непосредственной доступности. Сейчас это прямое ощущение Истины полностью утеряно, человек  может лишь судить и рассуждать о  ней, не находясь в ней.

Тем не менее, ум — очень высокий уровень Сознания в сравнении с любым из предыдущих. И именно в уме пробуждается самоосознание человека. Именно посредством работы ума достигается различение состояний низшего манаса.

В силу отождествления себя с умом, имеющим дело только с внешними объектами, то есть полностью  декогерированным миром, для представителей вида Homo Sapiens течет время, и в их восприятии мира доминирует причинно-следственная связь. Однако человек потенциально может находиться на всех уровнях Сознания, в том числе и на таком, где нет ни времени, ни пространства, ни причинно-следственных связей.

Раскрыть лежащий  вне пределов ума потенциал осознанности человеку помогает то, что у него в земной жизни есть тело, напрямую связывающее его с природой и  Богом через ощущения, и инстинкты (побудки). Речь идет не об ощущениях, описываемых  фразами типа: «у меня болит голова», «давят ботинки» или «чешется спина». Подобное восприятие возникает как  образ тела в уме. Речь идет об интуиции и постоянно присутствующих смутных  ощущениях [6] . Обычно мы их не замечаем, а если и замечаем, то говорим что-то вроде: «во мне что-то зашевелилось», «по коже побежали мурашки», «волосы встали дыбом». Умом этот слой восприятия никак не освоить — ум может лишь почувствовать что-то такое, что к нему не относится.

Шаг к себе истинному  в настоящее время возможен только через перенос акцента с интеллектуального  восприятия на ощущения и природные  инстинкты (побудки), на внимание к жизни  тела и раскрытие своей телесности. Любой мистик обладает умным, восприимчивым  и открытым жизни телом [7] .

Ощущения, интуиция и побудки — лишь дверь, открывающая  Внутреннее пространство сознания, о котором мы говорили в главе 8. Необходимо также все то, о чем говорилось при обсуждении этапов Великого пробуждения, — гармонизация ума и чувств, стремление к совершенству в каком-либо деле, система правильного мышления, забота о других, попытки решить нерешаемые задачи... Все это способствует пробуждению сознания на уровне Высшего манаса — мышления вне конкретных форм. Ум и интуиция никуда не деваются: интуиция становится глубже и переходит на уровень прямого знания, а рассудок освобождается от обусловленности и искажений, переставая одновременно быть волевым центром. В восприятии человека появляется новое измерение — глубина мгновения, тайна мгновения, в котором он соединяется с Вечностью.   

Существует принципиально важный момент, касающийся достижения человеком высоких уровней сознания: оно происходит только за счет усилий самого человека. До этого уровня эволюция шла автоматически, теперь она в руках человека. Ему надо преодолеть разрыв, разделяющий Высший и низший манасы, это возможно лишь при его стремлении к Высшему.

Наиболее высокий уровень человеческого Сознания характеризуется осознанием Сознания самого себя. Это сознание уровня Атмана.

На пути к  нему есть два важных этапа, о которых  ранее мы почти не говорили. Первый из них — переживание себя как  пространства тишины, которое становится возможным лишь при достаточно сформированном внутреннем пространстве. Все мы знаем, что такое тишина и покой внутри, но здесь речь о другом, совсем о другом. В этом состоянии тишина не внутри тебя, а ты и есть тишина, ты и есть пространство вибрирующей тишины, на которую ничего не влияет. А весь мир находится в тебе, в этом пространстве тишины и безмятежности. Все существующие состояния возникают из этой Пустоты и возвращаются в нее, а ты эта Пустота и есть!

И до тебя доходит  со всей ясностью, что она и есть твое истинное «Я» [8] . И если какая-либо крокозявка из созвездия Тау-кита себя осознала, то она могла это сделать только так, а не иначе, дальше просто некуда осознавать, дальше чистое пространство и все!

Ты осознаешь, что «Я» — это, в сущности, Пустота, само Сознание, а Мир существует сам по себе и только отражается в этой Пустоте... Из тишины, из пространства происходящего ты легко можешь увидеть, что наше восприятие жизни очень условно, и мы могли иметь совершенно другую жизнь и приобрести совершенно другой опыт... Ум при этом, конечно же, сохраняется, только теперь он является рабочим инструментом, а не единственным средством восприятия мира. И он лишается полномочий на управление всем и вся.

Переживание, подобное описанному, именуется в индо-буддистской  традиции переживанием Шуньяты , или Сияющей Пустоты.

Наблюдение же за возникновением из этого состояния  абсолютного покоя некой динамики, как смены кадров восприятия, —  приводит к другому ключевому  переживанию — Ясности . Представьте — вы смотрите фильм, происходящее на экране кажется вам реальностью. Но вот скорость движения пленки замедлилась, и теперь вы отчетливо видите пустоты между кадрами. И вам становится очевидной иллюзорность происходящего на экране, ибо стал доступен другой, «пустотный» уровень «щелей» между состояниями, прохождение через которые являются причиной происходящего на экране. Иллюзорность не означает, что «на самом деле ничего нет». Под этим термином мы понимаем крах иллюзии автономности и самодостаточности происходящего в материальных мирах.

Под переживанием Ясности мы подразумеваем не переживание  чего-то, а пребывание в самой  природе индивидуального сознания, суть которой не в осознании как  процессе, а в полной осознанности. Это буддхический уровень сознания, на нем мы имеем возможность осознавать мир не через формы, как это происходит на нижнем манасе, не через идеи, как на Высшем, а как себя самого. Мы становимся не только свидетелями, но и частью системы зеркал, отражающих друг в друге Все, что Есть.

Освоив этот уровень сознания, человек видит  не итоги своего восприятия, а саму его структуру, этапы и механизмы. Если раньше он мог только отметить, что ему пришла в голову та или  иная мысль, то теперь он способен воспринимать мысли и чувства как объекты  во внутреннем пространстве, почти  так же, как обычный человек  видит глазами материальные объекты. Если человек осознал эти механизмы, он может выходить за пределы стереотипов  своего восприятия еще и еще. А  это дает возможность переживать мир как целое. Такой опыт, развиваясь, и приводит к мудрости, святости, адекватности понимания происходящего. Внешний мир становится частью внутреннего, внутренний — частью внешнего, и все это переживается как Единое.

Этого нельзя понять, ибо тут нечего понимать, истоки сознания произрастают оттуда, где  нет представлений и причинно-следственных связей. Однако это можно привнести  в свою жизнь. Мистики говорят  об этом состоянии как о тотальной  погруженности в Бога. В этом состоянии  нет «Я», есть просто Сознание, которое  не имеет границ, названий и форм. Это Сознание Христа, Будды, Лао-цзы.

Для тебя больше нет времени, нет пространства, нет  причин и следствий. Ты пребываешь в  вечности под названием здесь и сейчас , в состоянии единства между собой и миром, всеохватывающего понимания и блаженства. В этом состоянии у тебя миллионы возможностей, но нет вопроса о выборе, как поступить, — он очевиден. В вечности пребывают и камень, и маленький ребенок. В отличие от камня и ребенка, ты теперь полностью осознаешь это. Последнее утверждение, впрочем, уже неверно, потому что осознавать нечего... и некому. Сознания Будды не существует, потому что не существует самого Будды! Человек вернулся домой. Теперь он — живая Истина и живой Бог. Он — цветение сакуры, которой еще нет... Он — Никто. И он — все.   

Подытожим сказанное. Мы имеем три базовые проявления сознания.

1. Мета-сознание как свойство мета-системы, то есть совокупности системы с входящими в нее подсистемами. Это высший уровень сознания Парабрахмана, когда имеет место Знающий и Осознающий Все.

2. Сознание на уровне ЧЗСУ , или Атмана. Этот уровень Сознания является свойством замкнутой системы в целом, это ресурс, которым может воспользоваться любая из подсистем. Возможность использования этого «системного» свойства Сознания возникает из погруженности в Целое любого объекта: любая структура существует лишь в подсистемах , сохраняя при этом контакт с уровнем Атмана (ЧЗСУ) через частицы, по которым ведётся усреднение. Именно этот уровень обеспечивает бесконечность возможностей развития любому уровню проявленного сознания.

Сознание этого  уровня есть свидетельствование, осознание  в чистом виде, вне всякой идентификации  с объектом. Оно не имеет личностных характеристик — это первооснова  самого бытия, тождественная безусловной  любви, которая в равной мере объемлет все сущее.

Обычный человек  ошибочно принимает за свое сознание те тени, которые этот уровень оставляет  в нашем «Я». Например, когда осознание  касается ощущения боли в ноге, мы обычно говорим: «У меня болит нога». А с  позиций атмического уровня тело вместе с текущими в нем процессами просто отражается в осознании, и  даже само тело — это просто набор  ощущений, образ нашего ума.

3. Наконец,  сознание как проявленное свойство той или иной формы , — однако правильнее сказать наоборот, о проявлении Сознания в той или иной форме и о характеристиках этого проявления. Как мы видели, проявленное (индивидуальное) сознание характеризуется диапазоном возможного использования различных структур восприятия (применительно к человеку — подсознания и сверхсознания) в текущей деятельности.

Возникновение уровней проявленного сознания можно  пояснить тем, что каждый уровень  существования способен в какой-то степени отразить в себе истинный носитель сознания — Атман. Однако качество этого отражения будет  тем хуже, чем меньше размерность  рассматриваемой подсистемы. Соответственно, чем ниже мы спускаемся по планам существования  от Абсолюта, тем меньшими возможностями  обладают носители сознания на этих уровнях.

Структуры восприятия, отвечающие человеческому уровню индивидуального  сознания, могут быть интегрированы  с сознанием Атмана, в результате образуется Высший уровень человеческого  сознания, о котором мы только что  говорили. Интеграция в данном случае означает не только возможность осознанного  обмена информацией между уровнями реальности, но и одновременное присутствие  на всех уровнях восприятия. Этот уровень  можно назвать уровнем частичного сознания Атмана. Частичным потому, что человек овладевает не всеми состояниями Атмана, а их частью, отвечающей индивидуальным структурам восприятия и накопленному опыту. Уровню Мета-сознания соответствует полное овладение всеми состояниями Атмана, то есть всеми состояниями Мира.

Информация о работе Сознание