Сознание и самосознание личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:13, реферат

Краткое описание

Сознание выступает объектом исследования многих наук (философия, антропология, социология, психология, педагогика, физиология), круг которых становится все шире. Однако свести воедино научную формацию, получаемую всеми этими дисциплинам, чрезвычайно трудно, и в силу этого существует множе¬ство толкований термина «сознание».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………………..…3
1. Источники и функции сознания..…………………………………………………….5
2. Понятие и формы сознания .…………………………………………………..…...…7
3. Формирование сознания в онтогенезе........................... …………………………….9
4. Основные состояния сознания ……………………..……………………………....12
5. Механизмы психологической защиты................. …………………….……...….....16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…...19
ЛИТЕРАТУРА.......…………………………

Файлы: 1 файл

Общая психология.docx

— 44.40 Кб (Скачать)

6. Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет) характеризуется совершенствованием сознания и приобретением им качеств, которые создают основу для научного мышления. Постепенно сознание приобретает возможность не только создания некой внутренней модели (фотографии) мира, но и как бы «рассматривания» изнутри полученной картины («отражение отражения»).Таким образом, при рефлексии сознание обращается на само себя, и происходит размышление над своими психическими состояниями. Рефлексия знаменует окончательное становление самосознания.

В психологической литературе описываются случаи более медленного развития самосознания у монозиготных близнецов, воспитывающихся вместе. Они долго откликаются на имя  своего собрата-близнеца, и правильная ответная реакция у них устанавливается  лишь после 2 лет. У близнецов чрезвычайно  выражена эмоциональная синтонность, т.е. переживание за своего собрата как за самого себя (сопереживание). В зеркале близнец начинает узнавать себя лишь в возрасте от 3 до 4 лет, а до этого смешивает свое отражение с отражением своего партнера (Zazzo R., 1960).

Таким образом, в онтогенезе из сознания предметного, воспринимающего  постепенно, вырастает самосознание, которое в свою очередь также  претерпевает сложное развитие: от сознания своего телесного, соматического  «Я» до сознания психического «Я». Последнее  на своих высших этапах (рефлексия) находит выражение в способности  индивидуума контролировать адекватность, целостность, последовательность, завершенность  своих психических процессов  и умение их направлять на решение  главных задач, стоящих перед человеком.                            [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные состояния сознания.

 

Активное бодрствование - важный компонент сознания, который  близко, связан с явлениями пробуждения. Познавательная деятельность невозможна, если уровень бодрствования не достигает определенного, оптимального уровня. Противоположным состоянию бодрствования является обычный сон. При его достаточной глубине у человека резко понижены функции анализаторов, и он лишен сознания. Сон и бодрствование являются взаимосвязанными сторонами одного цикла, «сон-бодрствование» тесно связан с нейрофизиологическими механизмами активации, которые в настоящее время являются достаточно хорошо исследуемыми («энергетический» блок мозга). Известно много различных факторов и патологических состояний, которые меняют или нарушают режимы активации, приводя к различным расстройствам механизмов бодрствования и сна.

При пробуждении от глубокого  сна или при выходе из глубокого  обморока восстановление сознания происходит поэтапно. Эти этапы обычно очень короткие и сменяют друг друга в какие-то мгновения, но некоторые люди их фиксируют и могут запомнить. А.Ф. Лазурский (1925) отметил три особенности восстановления сознания после сна: восстановление порогов восприятия (1), восстановление связи восприятия с окружающей действительностью (2), восстановление связи впечатлений с собственным «Я», собственной личностью (3).

Физиолог А.А. Герцен, сам  страдавший обмороками, еще в 1890 г. оставил  подробное описание такого поэтапного восстановления сознания. Он писал, что  первоначально на фоне бессознательного появляется неопределенное чувство бытия, не имеющее никакого отношения к индивидуальности, но и без различения от внешнего мира («безличное сознание»). Это чувство может быть приятным, если нет условий для боли, но оно может быть и очень неприятным, если есть источник боли. Затем человек постепенно начинает видеть и слышать, но ему кажется, что звуки и цвета рождаются внутри него, и каждое из ощущений чувствуется изолированно, калейдоскопично. В последующем начинает осознаваться собственное «Я» - происходит как бы отделение «Я» от внешнего мира, хотя еще отсутствует понимание ситуации и причинно-следственных отношений. Лишь на последнем, четвертом этапе наступает полное восстановление сознания с ясным пониманием личного «Я» и окружающего мира.

Бодрствование является состоянием неоднородным, и его можно условно  подразделить на следующие три стадии:

  • Напряженное бодрствование соответствует самой интенсивной умственной деятельности.
  • Нормальное бодрствование не связано с творчеством и особыми эмоциями не окрашено.
  • Расслабленное бодрствование в своей крайней степени является переходным ко сну на фоне внутреннего созерцания: человек еще не спит, но уже отрешен от внешнего мира и углублен в себя.

Таким образом, сознание - это  мозаика состояний, которая играет более или менее значительную роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивидуума. Обработка  информации человеком существенно  меняется в зависимости от уровня бодрствования. Поведение будет  тем эффективней, чем ближе будет  уровень бодрствования (активации) мозга к некоторому оптимуму - он не должен быть ни слишком высоким, ни слишком низким. При более низких уровнях готовность человека к действию уменьшается, и он вскоре засыпает, а при более высоких человек будет больше взволнован и напряжен, и его поведение может даже полностью дезорганизоваться.

Состояние сна. Во сне человек проводит почти треть своей жизни. Лишенный сна человек погибает в течение 2 недель. Лишение сна на 3-5 суток вызывает у человека непреодолимую потребность во сне. Человек теряет способность к сосредоточенному вниманию, могут возникать различные нарушения моторики (тремор и тики), возможны галлюцинации. Периодический ежесуточный сон взрослого человека, как правило, является монофазным (бодрствование и сон приуроченный к суточной смене дня и ночи), иногда дифазным (дважды в сутки), а у маленького ребенка наблюдается полифазный тип сна (в 3-5 мес. жизни ребенок обычно спит 17-18 ч, а в 2-3 года - 12 ч).

У некоторых животных наблюдается сезонный сон (спячка), обусловленный неблагоприятными для организма условиями среды (холода, засухи и т.п.). Все другие виды сна (наркотический, гипнотический и патологический) являются следствием нефизиологических воздействий на организм человека или животного.

Наркотический сон может быть вызван различными веществами: вдыханием паров эфира и хлороформа, введением наркотиков, алкоголя и т.д. Подобный сон возникает и при воздействии на мозг прерывистого электротока слабой силы - электронаркоз.

Гипнотический сон наступает под влиянием словесного воздействия гипнотизера, сосредоточением на монотонных раздражителях, гипнотическим действием обстановки.

Патологический  сон возникает при анемии мозга, мозговой травме, опухолевом поражением больших полушарий или некоторых участков ствола мозга. К явлениям патологического сна относятся и летаргический сон, снохождение и др.

Далеко не всем людям требуется 7-8 ч ночного сна. Одни хорошо себя чувствуют после 4-5 ч сна, тогда  как другим нужно 8-9 ч. Но какова бы ни была длительность сна, для всех людей  характерна склонность всегда придерживаться одного и того же распорядка сна  и бодрствования (у «жаворонков» - уровень наибольшей работоспособности  отмечается в ранние утренние часы, а у «сов» поздно вечером).

Сон, так же как и бодрствование - состояние неоднородное, имеет, по крайней мере, две фазы: «медленный» сон (синхронизированный, без сновидений) и «быстрый» сон (десинхронизированный, парадоксальный, или сон «быстрых движений глаз» со сновидениями).

Фаза «медленного» сна  длится примерно 70 мин, а фаза «быстрого», парадоксального сна длится 15-20 мин. При нормальном 8-часовом ночном сне фазы медленного и парадоксального  сна много раз чередуются (цикл около 90 мин).

Фаза парадоксального («быстрого») сна интересна тем, что здесь  активность мозга резко возрастает, как будто человек просыпается, учащаются сердечный ритм и дыхание, глаза совершают быстрые движения под сомкнутыми веками, но в то же время человек находится в  полной неподвижности вследствие резкого  падения мышечного тонуса. Это  обусловлено очень сложным механизмом тормозного контроля двигательной активности во сне.

В периоды парадоксального  сна человек в 80-90% случаях видит  яркие и испытывает сильные эмоции. Несмотря на электроэнцефалографическую картину, близкую к дремоте, пробудить  из этой стадии человека не легче, чем  из глубокого медленного сна. В этот период могут возникать и приступы снохождения («лунатизм»). В онтогенезе продолжительность парадоксального  сна снижается: у новорожденного он составляет 50% от общей продолжительности  сна, у ребенка до 2 лет - 30-40%, от 2 до 5 лет - 20%, от 5 до 13 15-20%, у взрослых - от 15 до 25%. [2]

 

 

 

 

 

5. Механизмы психологической  защиты

 

Защита, в том числе  и психологическая, защищает любого человека от прошлой (психотравма, воспоминания); или актуальной (непосредственно  происходящая ситуация) или от будущей (гипотетические страхи и переживания) психологической боли. Природа создала  эти защиты для скорой психологической  самопомощи (примерно как ответная реакция на болезнь или травму у организма). Однако только ответная реакция с болезнями и физическими  травмами тела справиться не может, сколько  его не укрепляй и не повышай иммунитет. Поэтому нужны врачи, медикаменты, операционные вмешательства, физиотерапия, санаторное лечение и прочее. С  психикой все почти то же самое - психологические защиты только защищают, но не «лечат», т.е. проблему они не решают, она остается с человеком. Поэтому уповать на «психологический иммунитет, психологическую сопротивляемость» и быть от этого устойчивым и выносливым к психологическим перипетиям своей жизни недостаточно. Ведь именно психологические защиты делают человека в обычной жизни странным, неадекватным, закомплексованным и т.д. Защитить-то они защитили, но для нормальной жизни непригодны. Это как везде ходить в латах - на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах и есть в латах и душ принимать в латах ну и т.д. Они будут мешать, а у окружающих вызывать недоумение.

Механизмы психологической  защиты и сопротивления могут  проявляться в следующих случаях:

  1. Прошлая психологическая травма (стресс)
  2. Неприятные воспоминания
  3. Страх перед любыми неудачами
  4. Страх перед любыми изменениями
  5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм)
  6. Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния
  7. Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями
  8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» - быть активным, работать над собой, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.

Если длительное время  не решать возникшие проблемы, то психологические  защиты могут отрицательно воздействовать на психику человека, т.е:

1. Сначала теряется адаптивность  поведения, т.е. человек ведет  себя неадекватно ситуации. Возникают  сложности общения. Ограничивается  образ жизни или он становится  очень специфичным. 

2. Далее дезадаптация  нарастает. Могут возникать психосоматические  заболевания (заболевания, первопричиной  которых явились эмоциональные  травмы). Нарастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни  начинает подчиняться психологической  защите от душевной боли: определенного  вида хобби, увлечения, профессия. 

Образ жизни становится формой «безболезненной психотерапии». Защитный стиль жизни становится самым  важным, т.о. идет постоянное отрицание  проблем и усугубление дезадаптации и психосоматики.

В свое время профессор  Зигмунд Фрейд и его младшая  дочь, профессор Анна Фрейд, открыли  т.н. защитные механизмы психики, посредством  которых любая информация из внешнего мира, будучи отвергнутой сознанием, попадает, минуя его, в бессознательное  психики. К подобным защитным механизмам следует отнести такие формы  и способы защита, как сублимация, отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, интроекция, рационализация, аннулирование  действия, расщепление и др.

Таким образом, можно сказать, что защитные механизмы - система  регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимальных  негативных, травмирующих личность переживаний. Эти переживания в основном сопряжены  с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Ситуации, порождающие психологическую  защиту, характеризуются реальной или  кажущейся угрозой целостности  личности, ее идентичности и самооценке. Это субъективная угроза может, в  свою очередь, порождаться конфликтами  противоречивых тенденций внутри личности, либо несоответствием поступающей  извне информации, сложившейся у  личности образу мира и образу Я.

Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и  образа мира. Это может достигаться, например, такими путями как: устранение из сознания источников конфликтных  переживаний; трансформация конфликтных  переживаний таким образом, чтобы  предупредить возникновение конфликта.

В тех случаях, когда Эго  не может справиться с тревогой и  страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного искажения восприятия человеком реальной действительности. Защита психологического механизма  является по существу способами искажения  реальности (самообмана): Эго защищает личность от угрозы, искажая суть самой  угрозы. Все механизмы психологической  защиты искажают реальность с целью  сохранения психологического здоровья и целостности личности.  Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся внутренними характеристиками человека, то есть теми или иными защитными формами поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а несколько.                                                                                                                         [7]

Информация о работе Сознание и самосознание личности