Современные методы отбора, обучения и оценки персонала в трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Управление человеческими ресурсами представляет собой особый вид управленческой деятельности, который требует выполнения специфических функций и наличия особых качеств у людей, занимающихся этой деятельностью. Управление персоналом состоит в обеспечении необходимых организации навыков и умений и поддержании желания использовать эти навыки и умения у ее сотрудников. Организации решают эту задачу за счет создания спе­циальных систем подбора, развития, оценки и вознаграждения персонала.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………5
2. МЕТОДЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА………………………………………………………………………….8
2.1 Предварительная отборочная беседа..……………………………………………………………………..8
2.2 Заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты. ………………………………………….9
2.3 Беседа по найму..……………………………………………………………………………………………9
2.4 Тесты по найму……………………………………………………………………………………………. 11
2.5 Проверки рекомендаций и послужного списка…………………………………………………………..13
2.6 Медицинский осмотр……………………………………………………………………………………....13
3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………….14
3.1. Традиционные методы обучения персонала…………………………………………………………….14
3.2. Активные методы обучения персонала……………………………………………………………….….14
4. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………….…..16
4.1 Количественные методы оценки……………………………………………………………………….….16
4.1.1 Метод стандартных оценок………………………………………………………………………….…..16
4.1.2 Экспертные оценки…………………………………………………………………………………….....16
4.1.3 Сравнительные методы…………………………………………………………………………….…….19
4.2 Качественные методы оценки……………………………………………………………………………..19
4.2.1 Оценка по методу черт………………………………………………………………………………...…19
4.2.2 Оценка на основе анализа труда…………………………………………………………………….…..20
Заключение………………………………………………………………………………………………….…..21
Список литературы……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

кр моя.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Персонал, или кадры организации, выступая главной производительной силой общества, являются носителями отношений, складывающихся в процес­се их формирования, распределения и использования.

Персонал, или кадры - это основной штатный состав работников организации (за исключением руководства), выпо­лняющих различные производственно-хозяйственные функции. Он характеризуется, прежде всего, численностью, структурой, рассматри­ваемыми как в статике, так и в динамике, профессиональной пригод­ностью, компетентностью.

Персонал имеет количественные и качественные харак­теристики. Первые их них включают показатели численности и соста­ва (по полу, возрасту, общественным группам и др.). Вторые - по­казатели образовательного уровня, профессионально-квалификацион­ной структуры и т.п.

Численность персонала определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы задают ее нормативную (плановую) величину, которую на практике почти ни­когда не удается обеспечить. Поэтому персонал более объективно характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.

На деле персонал не является чем-то застывшим: он находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и уво­льнения других работников. Процесс обновления коллектива в резу­льтате выбытия части его членов и прихода новых называется сме­няемостью (оборотом) кадров. Выбытие может быть обусловлено объективными и субъективными причинами, среди которых: биологиче­ские (ухудшение здоровья), производственные (сокращение штатов вследствие комплексной механизации и автоматизации), социальные (наступление пенсионного возраста), личные (семейные обстояте­льства), государственные (призыв на военную службу).

По характеру трудовых функций персонал подразделяется на ра­бочих и служащих.

Рабочие непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера. Принято различать основных и вспомогательных рабочих. Первые заняты в технологичес­ких процессах, изменяющих форму, структуру, свойства, простран­ственное положение предмета труда, в результате чего создаются материальные продукты или услуги. Вторые связаны с обслуживанием оборудования и рабочих мест во вспомогательных подразделениях - ремонтных, инструментальных, транспортных, складских.

Выделяют рабочих механизированного и ручного труда. При этом различают следующие категории: работающие при помощи автоматов; выполняющие работу при помощи машин, механизмов, приборов, уста­новок; обслуживающие машины, станки, установки, приборы; выпол­няющие работы вручную; выполняющие работы без применения машин и механизмов; выполняющие работы по ремонту и наладке машин и меха­низмов.

Рабочие классифицируются также по профессиям, возрасту, фор­мам и системам оплаты труда, стажу.

К рабочим относится и младший обслуживающий персонал, заня­тый в основном оказанием не связанных с основной деятельностью услуг - дворники, курьеры, уборщики непроизводственных помещений, водители персональных автомобилей руководства и автобусов, пере­возящих сотрудников.

Служащие осуществляют организацию деятельности людей, управ­ление производством, административно-хозяйственные, финансово-бу­хгалтерские, снабженческие, юридические, исследовательские и дру­гие функции.

Служащие относятся к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным, интеллектуальным трудом. Они объеди­няются в несколько подгрупп.

Прежде всего, это руководители, осуществляющие функции обще­го управления. Условно их подразделяют на три уровня: высший (ор­ганизации в целом), средний (основных структурных подразделений), низовой (работающий с исполнителями). К руководителям относят та­кже их заместителей и главных специалистов, государственных ин­спекторов. В совокупности они образуют администрацию, в состав которой также включают отдельных лиц, не относящиеся к руковод­ству, но выполняющих вспомогательные управленческие, функции, например, сотрудников кадровых служб.

Другой наиболее многочисленной подгруппой служащих являются специалисты различного профиля. Они заняты созданием и внедрением и производство новых знаний и знаний вообще в форме теоретичес­ких и прикладных разработок, а также разработкой вариантов решения отдельных производственных и управленческих проблем, решение которых входит в компетенцию руководителей. Это - экономисты, юристы, инженерно-технические работники и их помощники. В зависи­мости от уровня подготовки различают специалистов высшей и сред­ней квалификации. Первые осуществляют руководство производствен­но-техническими и творческими процессами, вторые являются испол­нителями работ.[6]

Специалисты могут быть "главными", "ведущими" "старшими" или иметь категорию, характеризуемую номером. Старший специалист на­ряду с исполнением своих обычных обязанностей специалиста может руководить группой коллег - рядовых исполнителей, не выделенной в самостоятельное подразделение. Это руководство не имеет админис­тративного характера, а сводится преимущественно к координации и консультированию. Он может быть также единоличным ответственным исполнителем какой-то работы, не имеющим подчиненных. Ведущий специалист выполняет те же обязанности, что и старший, но осущес­твляет еще и методическое руководство, а главный координирует ра­боту ведущих и старших специалистов.

В западных фирмах особо талантливых специалистов, даже если для них в данный момент нет работы, часто держат "про запас" без четко определенных обязанностей, и для них существует даже спе­циальный термин "дикие гуси".

Третью подгруппу в этой группе образуют другие работники, относящиеся к служащим. Они осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание, например кассиры, делопроизводители, архивариусы, коменданты.

Основой отнесения людей к той или иной группе (категории) является занимаемая ими должность, т.е. штатная единица организа­ции, первичный элемент в структуре управления ею, характеризующи­йся совокупностью прав, обязанностей и ответственности работника, выполняемыми им трудовыми функциями, границами компетенции, пра­вовым положением.

Занятие той или иной должности требует от людей обладания соответствующей профессией и квалификацией. Под профессией пони­мают комплекс специальных теоретических знаний и практических на­выков, приобретенных человеком в результате специальной подготов­ки и опыта работы в данной области, позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности. Можно говорить, например, о профессии менеджера, юриста, экономиста, врача.

Совокупность знаний, умений и навыков, личных свойств, необ­ходимых человеку для успешного выполнения профессиональных обяза­нностей, получила название профессиональной пригодности, которая может быть потенциальной и реальной. Первая основывается на зада­тках, способностях, физических и психических свойствах человека; вторая складывается постепенно в результате освоения им новых знаний и навыков.

При анализе персонала состав рабочих изучается также по про­фессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, сменам, стажу.

Мера квалификации работника называется профессиональной ком­петентностью. Она определяет способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экстре­мальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

В основе профессиональной компетентности лежит профессиона­льная пригодность - совокупность психических и психофизиологичес­ких особенностей человека, необходимых для осуществления эффекти­вной профессиональной деятельности.

Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы (рис. 1).

 

Рис. 1. Управление трудовыми ресурсами

 

1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

2. Набор персонала - создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.

4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организации и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.

8. Повышение, понижение, перевод увольнение, разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или уча­стки работы, а также процедур прекращения договора найма.

9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разра­ботка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффек­тивности труда руководящих кадров.

Общеизвестно, сколь важное значение имеет управление людьми для организаций — больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление человеческими ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА.

 

В прошлом отбор персонала на Западе (а на некоторых предприятиях России и сегодня) считался достаточно простым делом. Начальник лично беседовал с желающими и принимал решение, руководствуясь своей интуицией (или рекомендацией вышестоящего начальства). Однако, начиная с 60-х годов ХХ века создавались различные формы и методы этой процедуры, повышалась её эффективность и она освобождение от субъективных оценок. Эти методы можно сравнить со ступенчатой системой. На каждой из этих ступень часть претендентов отсеивается, другие отказываются сами.  Конечно, многие организации реализуют эту процедуру в различном объёме, исключая или, добавляя какие-либо методы, поскольку это очень дорогостоящее дело, требующее много времени. В Таблице 1 показано применение различных методов отбора в зависимости от источников набора.

Таблица 1. [17]

Методы отбора, используемые при найме и продвижении по службе.

 

Доля общего числа обследованных, %

Метод отбора

Процедуры для кан­дидатов из вне

Процедуры для кандидатов на по­вышение

Проверка рекомендаций и послужного списка

Отбор без беседы

Тест на качество работы и навыки

Медицинский осмотр

Схематическая беседа

Изучение кандидатур агентством вне предприятия

Тест на знание специфики работы

Тест на умственные способности

Заполнения бланка заявления

Тест на личные качества

Изучение кандидатур в центре по оценке работников

Тест на физические способности

Тест на детекторе лжи (либо письменный тест на честность)

Другие

97

 

81

75

 

52

47

26

 

22

 

20

 

11

9

6

 

6

 

6

 

3

67

 

70

40

 

8

32

3

 

15

 

10

 

7

4

7

 

4

 

1

 

2

Информация о работе Современные методы отбора, обучения и оценки персонала в трудовой деятельности