Современные ценности семейной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:57, реферат

Краткое описание

Довольно часто встречается понятие семейные ценности. Однако дать точное определение ему довольно сложно. Если спрашивать у наших дедов, что это означает, после долгих расспросов с пристрастием они назовут вам одну основополагающую ценность – честь семьи, честь рода.
Если тот же вопрос задавать представителям молодежи, можно услышать различные варианты. Дело в том, что ценности, как и время, не стоят на месте, они меняются. Причем главный фактор изменений – экономика, диктующая жизнь каждого человека.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
Понятие семьи, ее основные функции………………………………….5-9
Ценность семьи…………………………………………………………10-19
На разных исторических этапах…………………………..10-16
Семья как ценность у современной молодежи……………17-19
Особенности формирования современных ценностей……………….20-24
Основные проблемы современной российской семьи……20-22
Изменения в современной семье: проблемы и тенденции..23-24
Основные проблемы формирования семейных ценностей………….24-26
Заключение…………………………………………………………………….26-28
Список литературы…………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Современные ценности семейной жизни.docx

— 62.87 Кб (Скачать)

Кроме идеальной «божественной» семьи христианство предлагает вариант  «земной» реальной семьи. Слова «Святое  семейство» характеризуют земную семью  Иисуса Христа: его самого, приемного  отца — Иосифа, Деву Марию.

Христианство разделяет  отца-воспитателя, несущего ответственность  за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь — ребенка), и отца генетического, духовного, функцию  которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи. На шкале ответственности  за семью члены ее располагаются  в следующем порядке: отец — мать — сын. На шкале доминирования (причастность Божественной сущности) последовательность противоположна: сын — мать —  отец. Психологически Мария ближе  к сыну, а сын к матери, чем  оба к отцу.

Интересно, что в католицизме  особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, акцентируется ее психологическая  близость не только к сыну, но и к  отцу (непорочная жена Бога-отца).

Напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было роль Девы Марии. Семья протестантов — это отношение мужчины к  мужчине: отца к сыну, хозяина к  наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485—1546 гг.) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь  супругов во взаимной верности. Отношение  к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Сведение на нет роли матери привело к ожесточению нравов, например, в кальвинистских семьях (до 12—13 месяцев детей вскармливала кормилица, с 10—12 лет их отправляли учиться в соседские семьи). Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.

Однако в среде поселенцев постепенно формировалось стремление к большей свободе. В 1630 г. Анна Хатчинсон  — первая женщина среди поселенцев Новой Англии — подвергла сомнению правильность подчиненного положения  женщин и их ограниченной свободы  в браке.

По мере того как в США  женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали вначале  борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.

Структура идеальной православной семьи является производной от общехристианской модели. Но выбор православие делает в пользу «божественной» семьи, а не «Святого семейства». Доминирует в триаде Бог-отец. Он как бы правит миром семьи издали, не присутствуя в нем. Мать и дитя предоставлены сами себе, но периодически ощущают незримую и грозную власть отца. А в целом божественную триаду можно представить так: отец — сын — мать.

Менее выраженная ответственность  Бога-отца. Отвечает за дела семьи Мать. Сын психологически ближе к матери, чем к отцу, и мать также ближе  к сыну, чем к отцу. Большая  психологическая близость матери к  сыну воплощается в доминировании  одной из двух ипостасей Марии  — роли Матери. В православном вероисповедании роль Богородицы превалирует над ролью жены и, соответственно, материнское отношение — над отношением любовным (отношением полов). Не случайно в православной культуре нет акцента на эротических отношениях между супругами: они не отрицаются и не репрессируются, а как бы признаются малозначительными.

Внутрисемейные  отношения по Домострою. В Домострое, например, много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.

Термина «семья» в ее современной  трактовке Домострой не знает. Он оперирует понятием «дом» как  обозначением некоего единого хозяйственного и психологического целого, члены  которого находятся в отношениях господства-подчинения, но равно необходимы для нормальной жизни домашнего  организма.

Дом стремится оградить себя от вмешательства извне тем, что  представляет себя окружающим наиболее благополучной своей стороной. Домашнее сообщество стремилось оградить себя от вмешательства сплетен и пересудов  в свою домашнюю жизнь, которые были очень характерны для русских  горожан.

Самое страшное наказание, известное  автору Домостроя, — «от людей  смех и осуждение», что свидетельствует  о зависимости семьи от равного  социального окружения, с одной  стороны, и стремлении сохранить  семейные отношения в тайне. Наказанием оказывается «позор» как «всеобщее  обозрение».

Л.П. Найденова отмечает семейные удовольствия, которые присутствуют в Домострое. К ним отнесены: удовольствие от вкусной разнообразной еды, от хорошо сделанной вещи, от «устроя  в доме», куда «как в рай войти», от почета и уважения со стороны  соседей и «людей Знаемых».

Обязанность главы дома —  забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его  членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и  контролировать слуг. Кроме того, она  занимается воспитанием и обучением  дочерей (обучение сыновей — обязанность  отца). Все решения, связанные с  «домовным строением», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Источником высокой оценки роли жены и матери в Домострое  является представление о браке  как христианском таинстве. Жена в  Домострое является регулятором  эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность.

Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», т. е. поступить  сообразно с его желаниями  и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие  и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство...»

Любовь к детям в  Домострое рассматривается как  чувство вполне естественное, так  же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается  забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они  ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей —  любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей  подлежит церковному отлучению и  смертной казни.

Воплощение идеальной  модели православной семьи в русский  быт имело свои особенности. У  русских, как и у всех восточных  славян, долгое время преобладала  большая семья, объединявшая родственников  по прямой и боковой линиям. Несколько  брачных пар совместно владели  имуществом и вели хозяйство. Среди  семей различались «отцовские»  и «братские». Первые включали деда, сынов, внуков, правнуков. Руководил  семьей «большак», наиболее зрелый, опытный, трудоспособный мужчина, власть которого распространялась на всех членов семьи. Его советницей была «большуха», старшая  женщина, которая вела домашнее хозяйство. Нужно отметить, что ее роль существенно  изменилась по сравнению с XII — XIV веками, когда «большуха» имела реальную власть над мужчинами семьи. Положение остальных женщин было вовсе незавидным (достаточно сказать, что вдовы не наследовали имущество мужа).

Позже, в XVIII веке и к середине XIX века, в России начала преобладать индивидуальная семья из 2—3 поколений родственников по прямой линии. К XIX веку в российской культуре низших слоев утвердился тип малой семьи со структурой, соответствующей модели православной семьи: отец — сын — мать (В.Н. Дружинин).

К концу XIX — началу XX века все сильнее давала себя знать патриархальность семейной модели. Она взрывалась как бы изнутри, ее распирало внутренними противоречиями, которые завершались тяжелыми семейными кризисами

Таким образом, на различных  исторических этапах семья представлялась большой ценностью для различных  культур. На мой взгляд, семейные узы  являются смыслом существования  различных народностей.

 

 

2.2.  Семья как ценность у современной молодежи

 

Семья является приоритетной ценностью любого современного государства, заинтересованного в сохранении своего народонаселения, укреплении международного статуса и всех социокультурных  институтов. Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране и ее перспектив на будущее. Изучение представлений  современной молодежи о своей  будущей семье наиболее актуально  в связи с тем, что именно молодежь оказывается наиболее чувствительной и восприимчивой к происходящим социальным переменам государства.

Юношеский возраст – это  период жизненного и профессионального  самоопределения личности. Этот период жизни человека характеризуется  активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических  новообразований, задействованных  во всех проявлениях когнитивного и  эмоционального отношения к миру, - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании  своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом.

В целом, семья для современной  российской молодежи остается значимой ценностью. Сознательное одиночество  и бессемейная жизнь большинством молодого российского населения  не приветствуется. Главными ценностями семейной жизни большинство молодых  россиян традиционно считает  детей и эмоционально-духовную близость брачных партнеров.

Подавляющее большинство  юношей и девушек считают, что  партнер по браку должен иметь  равный образовательный статус, и  только незначительная часть девушек  готовы к тому, что партнер по браку будет более образован, чем они сами. Но большая часть  считает, что это не имеет значения, лишь бы был достойный и интересный человек. Примерно такие же представления  существуют у молодежи относительно равенства партнеров в культурном уровне.

Таким образом, в отношении  культурного и образовательного статуса брачных партнеров взгляды  юношей и девушек сходны. Что касается материального статуса, молодежь демонстрирует  достаточно традиционные, стереотипные взгляды: мужчины видят себя, прежде всего, добытчиками, ответственными за материальное благополучие семьи, а девушки – хранительницами домашнего очага.

Две трети девушек считают, что будущий партнер по браку  должен быть более обеспечен, чем  они сами, другие считают, что по материальному статусу они должны быть равны. Мнения юношей по этому  вопросу более дифференцированы. Большая часть их считает, что  материальный уровень партнеров  не имеет значения для брачно-семейных отношений или он должен быть равным.

Относительно того, какие  черты характера молодежь хотела бы видеть в партнере по браку, то можно  сказать следующее: девушки в  партнере ценят такие качества, как  доброта, уважение, чувство юмора, целеустремленность, ответственность, уверенность, заботливость и т.д. Юноши значимыми чертами  партнерши по браку считают доброту, понимание, скромность, заботливость, привлекательность, сексуальность.

Большинство молодых людей  в настоящее время считают  добрачные сексуальные отношения  не только возможными, но и необходимыми, поскольку интимный контакт имеет  для человека не только прямое физиологическое  значение, а вбирает в себя разнообразные  личностные смыслы, получение чувственного удовольствия, познания, удовлетворения любопытства, общение.

При выборе форм брачно-семейных отношений более половины юношей и девушек выбирают зарегистрированный брак, треть предпочитает незарегистрированное сожительство – гражданский брак и лишь незначительная часть предпочитает жить в одиночестве. Девушки указывают  и другие варианты развития отношений  с партнером: первоначальное проживание в гражданском браке с последующей  регистрацией отношений. Юноши также  считают, что выбор формы брачно-семейных отношений зависит от жизненных  обстоятельств. С точки зрения юношей и девушек гражданский брак гарантирует  большую свободу отношений, меньше обязательств и ответственности, дает возможность разойтись без лишних проблем и в то же время обеспечивает возможность лучше узнать друг друга.

 Преимущества законного,  юридически зарегистрированного  брака большая часть девушек  и юношей видят в большей  уверенности, стабильности, надежности, ответственности друг за друга,  чувстве спокойствия, постоянстве,  возможности завести детей. 

Среди доминирующих мотивов  вступления в брак девушки указывают  беременность, любовь, желание отделиться от родительской семьи и лишь затем  – материальная выгода, боязнь одиночества, нежелание остаться «старой девой», стремление к взрослой жизни. Мотив  молодежи вступления в брак в связи  с беременностью у современной молодежи, возможно, связан с тем, что молодежь предпочитает свободные отношения и, как это не печально, к регистрации их подталкивает зачастую не любовь друг к другу, не желание быть вместе, а беременность.

Данные исследования свидетельствуют  о том, что подавляющее большинство  юношей и девушек, 86%, в будущем  видят себя родителями, только 4% не хотят иметь детей вообще и 10% на данный момент об этом не задумывались. Большинство из тех, кто хочет  иметь детей, планируют иметь  не менее двух детей. Около 36% девушек  и 15% юношей планируют при создании семьи иметь трех детей.

Признаки благополучия в  семейных отношениях девушки видят  в общении, приносящем радость и  духовное удовольствие; гармонии между  мужчиной и женщиной (духовна и  физическая); во взаимной любви и  уважении; продуктивном и согласованном  планировании жизни; преданности.

Большой интерес представляют мнения молодых россиян о родительской семье, ее главных ценностях и  материальном достатке. Их совокупность позволяет с достаточной определенностью  прогнозировать будущее семейно-брачное  поведение молодежи. По данным исследований, 28% юношей и девушек считают родительскую семью образцом для себя. Вместе с тем значительное число опрошенных указывают, что не хотели бы, чтобы  их семьи были похожи на родительские. Это неудивительно, поскольку современная  молодежь живет в совершенно других условиях и значительная часть родительских ценностей перестает быть актуальной для нее. Характерно, что наиболее радикально настроены девушки, юноши  имеют более традиционные взгляды  на семью и ее ценность.

Информация о работе Современные ценности семейной жизни