Социометрия в рамках коррекционной школы VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:16, реферат

Краткое описание

Для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, в силу эмоционально-волевых нарушений, достаточно трудно как включиться, так и функционировать в разных коллективах. Такому ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать свои отношения с окружающими его людьми. Он иногда не понимает, кто из учащихся является ему другом, а кто недругом. Одна из задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида – научить ребёнка выстраивать межличностные отношения внутри коллектива (класса), воспитать в нём личностные качества, необходимые для успешного функционирования его в коллективе. Всё это необходимо для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Файлы: 1 файл

Социометрия в рамках коррекционной школы VIII вида.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

6. Выявление  детей, имеющих проблемы адаптации в коллективе, и определение причин, обуславливающих нарушение адаптации.

7. Определение  основных направлений коррекционной  работы классного руководителя  с детьми, имеющими проблемы общения  и адаптации в классе, и со  всем классом в целом.  

    Теперь попытаемся сделать некоторые обобщения, используя результаты социометрического обследования, проведённого в некоторых  классах нашей школы. Постараемся выявить то общее, что характерно для всех классных коллективов, в которых проводилось обследование. 

    Результаты  обследования. 

    1. Уровень групповой сплочённости  распределился по классам следующим  образом.

    5 класс – 0,16                                  8 "Б" класс – 0,31

    7 класс – 0,38                                  9 "А" класс – 0,35

    8 "А" класс – 0,22                           9 "Б" класс – 0,16

    Анализируя  полученные данные, мы можем придти к заключению, что уровень групповой  сплочённости не находится в прямой зависимости от количества лет, проведённых  детьми в данном классе.

    Уровень сплочённости коллектива не определяется только возрастом данного коллектива, то есть продолжительностью времени его существования.

    2. Над сплочённостью детского коллектива  работает прежде всего классный  руководитель, поэтому коэффициент  групповой сплочённости может  являться показателем эффективности его работы.

    Следует отметить исключительную роль классного  руководителя в коррекционной школе  VIII вида, так как дети с интеллектуальным недоразвитием гораздо более зависимы от взрослого человека, чем их нормально развивающиеся сверстники. Эти дети вплоть до 9 класса тяготеют к общению со взрослыми (особенно это свойственно для детей со средней и тяжёлой степенью интеллектуального недоразвития). Дети данного контингента малоинициативны, поэтому взрослый человек чаще всего является инициатором каких-либо общих дел. Дети часто не могут разрешить конфликты, не могут разобраться в своих отношениях. В данных ситуациях им опять требуется помощь взрослого человека, который является для них авторитетом и которому они верят.

    Итак, личностные качества классного руководителя в сильной мере влияют на уровень сплочённости вверенного ему детского коллектива.

    3. Другая причина, влияющая на  групповую сплочённость, заключается  в том, что дети поступают  в класс из разных школ. Этот  процесс длится не один год и приводит к некоторому "размыванию" первоначального коллектива. Наиболее устойчивыми показали себя те коллективы, в которых дети обучались с первого или нулевого класса.

    4. Проводя обследование детских  коллективов в школе VIII вида, мы хотели определить, зависит ли статус ребёнка в коллективе от степени его интеллектуального недоразвития.  

      При выявлении причин популярности  или непопулярности ребёнка в  классе обнаружилось следующее.  Лидерами, как правило, становятся  дети с лёгкой, иногда умеренной степенью интеллектуального недоразвития. В результате исследования не зафиксировано ни одного случая, чтобы лидером или просто популярным становился ребёнок с тяжёлой степенью интеллектуального недоразвития. Это и понятно: дети с лёгкой степенью более инициативны.

    В результате проведённого исследования выяснилось, что уровень интеллекта ребёнка не является первопричиной его лидерства. Определяющим в данном вопросе являются его человеческие, личностные качества. Лидерами, как правило, становятся дети инициативные, общительные, доброжелательные, не имеющие неприязни к другим детям.

    В сплочённом коллективе, ориентированном  в нравственном плане положительно, лидерство основано на добрых началах. В таком коллективе негативные характерологические  черты со временем нивелируются, поведение детей корректируется в лучшую сторону. В хорошем коллективе дети с лёгкой и умеренной степенью интеллектуального недоразвития, но с негативным отношением к окружающим, лидерами не становятся.

    5. При изучении причин непопулярности ребёнка в коллективе выяснилось, что наличие психопатоподобного или шизоподобного синдрома является причиной этой непопулярности.

    Из 66 обследуемых детей было 4 человека с психопатоподобным и 4 человека с шизоподобным синдромом. Обследование показало, что эти дети, находящиеся в разных коллективах, имеют один и тот же статус - непопулярных. Непопулярность этих детей в коллективе объясняется неадекватностью их поведения, характерологическими особенностями, свойственными данному синдрому. Детям с шизоподобным синдромом свойственна излишняя навязчивость в общении, зацикленность на каком-либо действии или на какой-либо мысли, поэтому общение с ними малоприятно. Общение с детьми-психопатами порою чревато неприятными последствиями для их одноклассников. Ребёнок-психопат может вспылить из-за пустяка, накинуться с кулаками, может укусить или оцарапать. Его реакция на происходящее может быть непредсказуемой. Обращаться с таким ребёнком надо очень аккуратно. Но не у всех одноклассников хватает терпения и такта в общении с ребёнком-психопатом, поэтому они, как правило, стараются просто избегать общения с ним.

     6. Всего 9 детей из 66 обследуемых  имело тяжёлую степень умственного  недоразвития. Среди непопулярных  детей из общего числа обследуемых  лишь у троих тяжёлая степень интеллектуального недоразвития явилась причиной их изолированности в коллективе. Другие 6 детей с тяжёлой степенью интеллектуального недоразвития смогли адаптироваться в детском коллективе.

    Этот  факт говорит о том, что тяжёлая степень интеллектуального недоразвития хоть и затрудняет процесс адаптации, но не делает его совсем невозможным.

    Более успешной адаптация была в тех  случаях, когда коллектив состоял  из детей, имеющих сходные проблемы в развитии. При этом условии дети лучше понимают друг друга, чувствуют себя более комфортно и общаются на своём уровне. С трудом верится, что такой ребёнок сможет хорошо адаптироваться в коллективе нормально развивающихся сверстников.

    7. При рассмотрении причин непопулярности  ребёнка в коллективе выяснилось, что, порою, сам ребёнок виноват в этом, а именно: негативное отношение к своим одноклассникам является причиной его непопулярности. Дети хорошо чувствуют негативное отношение к себе и, соответственно, платят взаимностью. Иллюстрация пословицы "как аукнется, так и откликнется". Чтобы это увидеть, достаточно рассмотреть индивидуальные социограммы этих детей.

    Здесь возникает вопрос: на что акцентировать  внимание в данной ситуации классному  руководителю? На индивидуальную работу с этим непопулярным ребёнком или  на работу с классом в целом? На этот вопрос может быть два ответа. Если коллектив в нравственном плане ориентирован положительно, то коррекционную работу необходимо проводить с самим ребёнком. Эта работа должна быть направлена на нивелирование его негативного отношения к окружающим людям, на формирование умения находить привлекательное и хорошее в каждом человеке. От наличия этих качеств зависит умение человека адаптироваться в любом коллективе. Если же нравственная ориентация коллектива вызывает сомнение, то коррекционная работа должна быть направлена на работу с классом в целом, а непопулярного ребёнка надо оставить в покое и порадоваться тому, что он не является популярным в таком коллективе.

    Итак, в данной работе мы рассмотрели применение социометрического метода для исследования детских коллективов в коррекционной школе VIII вида и показали некоторые возможности, которые даёт этот метод школьному психологу и классному руководителю. 

Информация о работе Социометрия в рамках коррекционной школы VIII вида