Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:16, реферат
Для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, в силу эмоционально-волевых нарушений, достаточно трудно как включиться, так и функционировать в разных коллективах. Такому ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать свои отношения с окружающими его людьми. Он иногда не понимает, кто из учащихся является ему другом, а кто недругом. Одна из задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида – научить ребёнка выстраивать межличностные отношения внутри коллектива (класса), воспитать в нём личностные качества, необходимые для успешного функционирования его в коллективе. Всё это необходимо для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
6. Выявление детей, имеющих проблемы адаптации в коллективе, и определение причин, обуславливающих нарушение адаптации.
7. Определение
основных направлений
Теперь
попытаемся сделать некоторые обобщения,
используя результаты социометрического
обследования, проведённого в некоторых
классах нашей школы. Постараемся выявить
то общее, что характерно для всех классных
коллективов, в которых проводилось обследование.
Результаты
обследования.
1.
Уровень групповой
5
класс – 0,16
7
класс – 0,38
8
"А" класс – 0,22
Анализируя полученные данные, мы можем придти к заключению, что уровень групповой сплочённости не находится в прямой зависимости от количества лет, проведённых детьми в данном классе.
Уровень сплочённости коллектива не определяется только возрастом данного коллектива, то есть продолжительностью времени его существования.
2.
Над сплочённостью детского
Следует отметить исключительную роль классного руководителя в коррекционной школе VIII вида, так как дети с интеллектуальным недоразвитием гораздо более зависимы от взрослого человека, чем их нормально развивающиеся сверстники. Эти дети вплоть до 9 класса тяготеют к общению со взрослыми (особенно это свойственно для детей со средней и тяжёлой степенью интеллектуального недоразвития). Дети данного контингента малоинициативны, поэтому взрослый человек чаще всего является инициатором каких-либо общих дел. Дети часто не могут разрешить конфликты, не могут разобраться в своих отношениях. В данных ситуациях им опять требуется помощь взрослого человека, который является для них авторитетом и которому они верят.
Итак, личностные качества классного руководителя в сильной мере влияют на уровень сплочённости вверенного ему детского коллектива.
3. Другая причина, влияющая на групповую сплочённость, заключается в том, что дети поступают в класс из разных школ. Этот процесс длится не один год и приводит к некоторому "размыванию" первоначального коллектива. Наиболее устойчивыми показали себя те коллективы, в которых дети обучались с первого или нулевого класса.
4. Проводя обследование детских коллективов в школе VIII вида, мы хотели определить, зависит ли статус ребёнка в коллективе от степени его интеллектуального недоразвития.
При выявлении причин
В результате проведённого исследования выяснилось, что уровень интеллекта ребёнка не является первопричиной его лидерства. Определяющим в данном вопросе являются его человеческие, личностные качества. Лидерами, как правило, становятся дети инициативные, общительные, доброжелательные, не имеющие неприязни к другим детям.
В сплочённом коллективе, ориентированном в нравственном плане положительно, лидерство основано на добрых началах. В таком коллективе негативные характерологические черты со временем нивелируются, поведение детей корректируется в лучшую сторону. В хорошем коллективе дети с лёгкой и умеренной степенью интеллектуального недоразвития, но с негативным отношением к окружающим, лидерами не становятся.
5.
При изучении причин
Из 66 обследуемых детей было 4 человека с психопатоподобным и 4 человека с шизоподобным синдромом. Обследование показало, что эти дети, находящиеся в разных коллективах, имеют один и тот же статус - непопулярных. Непопулярность этих детей в коллективе объясняется неадекватностью их поведения, характерологическими особенностями, свойственными данному синдрому. Детям с шизоподобным синдромом свойственна излишняя навязчивость в общении, зацикленность на каком-либо действии или на какой-либо мысли, поэтому общение с ними малоприятно. Общение с детьми-психопатами порою чревато неприятными последствиями для их одноклассников. Ребёнок-психопат может вспылить из-за пустяка, накинуться с кулаками, может укусить или оцарапать. Его реакция на происходящее может быть непредсказуемой. Обращаться с таким ребёнком надо очень аккуратно. Но не у всех одноклассников хватает терпения и такта в общении с ребёнком-психопатом, поэтому они, как правило, стараются просто избегать общения с ним.
6. Всего 9 детей из 66 обследуемых
имело тяжёлую степень
Этот факт говорит о том, что тяжёлая степень интеллектуального недоразвития хоть и затрудняет процесс адаптации, но не делает его совсем невозможным.
Более успешной адаптация была в тех случаях, когда коллектив состоял из детей, имеющих сходные проблемы в развитии. При этом условии дети лучше понимают друг друга, чувствуют себя более комфортно и общаются на своём уровне. С трудом верится, что такой ребёнок сможет хорошо адаптироваться в коллективе нормально развивающихся сверстников.
7.
При рассмотрении причин
Здесь возникает вопрос: на что акцентировать внимание в данной ситуации классному руководителю? На индивидуальную работу с этим непопулярным ребёнком или на работу с классом в целом? На этот вопрос может быть два ответа. Если коллектив в нравственном плане ориентирован положительно, то коррекционную работу необходимо проводить с самим ребёнком. Эта работа должна быть направлена на нивелирование его негативного отношения к окружающим людям, на формирование умения находить привлекательное и хорошее в каждом человеке. От наличия этих качеств зависит умение человека адаптироваться в любом коллективе. Если же нравственная ориентация коллектива вызывает сомнение, то коррекционная работа должна быть направлена на работу с классом в целом, а непопулярного ребёнка надо оставить в покое и порадоваться тому, что он не является популярным в таком коллективе.
Итак,
в данной работе мы рассмотрели применение
социометрического метода для исследования
детских коллективов в коррекционной
школе VIII вида и показали некоторые возможности,
которые даёт этот метод школьному психологу
и классному руководителю.
Информация о работе Социометрия в рамках коррекционной школы VIII вида