Социометрия в рамках коррекционной школы VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:16, реферат

Краткое описание

Для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, в силу эмоционально-волевых нарушений, достаточно трудно как включиться, так и функционировать в разных коллективах. Такому ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать свои отношения с окружающими его людьми. Он иногда не понимает, кто из учащихся является ему другом, а кто недругом. Одна из задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида – научить ребёнка выстраивать межличностные отношения внутри коллектива (класса), воспитать в нём личностные качества, необходимые для успешного функционирования его в коллективе. Всё это необходимо для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Файлы: 1 файл

Социометрия в рамках коррекционной школы VIII вида.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

 

Социометрия в рамках коррекционной  школы VIII вида 

Введение. 

    Основной  целью специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, то есть социальная адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением. Социальная адаптация – это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество. Под социальной адаптацией понимается один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды:

    - принимать посильное участие  в труде и общественной жизни  производственного коллектива,

    - приобщаться к социальной и  культурной жизни общества,

    - устраивать свой быт в соответствии  с нормами и правилами общежития. 

    В процессе всей жизни человек вступает в разнообразные коллективы (ученический, трудовой, семейный и так далее), которые имеют свои этапы и уровни развития. Место, которое занимает каждый человек в коллективе, определяется его отношением к коллективу и степенью участия в его делах. У ребёнка с самого детства необходимо развивать личностные качества, которые будут способствовать успешному включению и функционированию его в коллективе. Эту роль берёт на себя школа, где ребёнок включается в ученический коллектив и узнаёт основные правила существования в нём.

    Коллектив является мощным фактором воспитания личности как нормально развивающихся  детей, так и детей с интеллектуальными  нарушениями. Организация жизни  учащихся специальной (коррекционной) школы на коллективных началах, их вовлечение в коллектив является средством коррекции как психических функций, так и эмоционально-волевых особенностей таких детей. 

    Для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, в силу эмоционально-волевых нарушений, достаточно трудно как включиться, так и функционировать в разных коллективах. Такому ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать свои отношения с окружающими его людьми. Он иногда не понимает, кто из учащихся является ему другом, а кто недругом. Одна из задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида – научить ребёнка выстраивать межличностные отношения внутри коллектива (класса), воспитать в нём личностные качества, необходимые для успешного функционирования его в коллективе. Всё это необходимо для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

    Ребёнок с интеллектуальными нарушениями  после окончания школы должен не только обладать определёнными знаниями и умениями по ряду  предметов  школьного курса, но и обладать определёнными  личностными качествами, которые помогут ему включиться в трудовые и общественные коллективы. Учитывая это, педагоги нашей школы особое внимание в коррекционной работе с детьми уделяют развитию умения работать и жить в коллективе, выработке определённых качеств личности, позволяющих детям в дальнейшем включиться в трудовой коллектив и успешно в нём работать.

    Каждый  раз, получая новый класс, перед  классным руководителем встаёт много  вопросов: насколько сплочён данный класс, кто является лидером, насколько  комфортно чувствует себя каждый ребёнок в классе и так далее. Классному руководителю бывает необходимо выявить детей, имеющих проблемы адаптации в данном классе, определить причины нарушения адаптации с тем, чтобы правильно построить свою коррекционную работу с этими детьми и оказать им посильную помощь. Эта помощь особенно необходима детям, имеющим проблемы в развитии. Чувство некомфортности повышает у таких детей уровень тревожности, что плохо отражается на их и без того слабом психофизическом здоровье. Поэтому классный руководитель в первую очередь должен заняться этими детьми. Далее, зная уровень сплочённости класса и основные его проблемы, классный руководитель может вернее определить цели и расставить акценты в своей воспитательной работе в данном классе.

    Итак, вопросов много, но где найти на них ответы? Можно, конечно, наблюдать за классом и детьми, а потом сделать для себя выводы. Но, к сожалению, классный руководитель не всегда имеет достаточно времени для наблюдений. Это, во-первых. Во-вторых, не всё можно увидеть. И, в-третьих, выводы не всегда бывают объективны. Что же делать? В данной ситуации значительную помощь классному руководителю может оказать определённая методика, называемая социометрией. Социометрическое обследование проводилось во многих классах нашей школы. Данные, полученные в результате обследования, изучал школьный психолог, который давал своё заключение о классе, составлял психологическую характеристику класса, выявлял основные проблемы, стоящие перед классом и отдельными учениками. А классный руководитель, опираясь на рекомендации психолога, расставлял акценты в своей коррекционной работе с отдельными детьми и классом в целом и составлял план воспитательной работы.

    Итак, что же представляет собой социометрическое обследование? Социометрия – это  особая методика, с помощью которой можно получить статическую картину внутригрупповых отношений. Эта методика позволяет оценить уровень сплоченности коллектива, выявить его неформального лидера. Кроме того, социометрия предназначена для исследования личных, эмоционально – непосредственных отношений людей (симпатий и антипатий).

      Впервые эта методика была  предложена Д.Морено в 30-х годах  прошлого века. Он создал социометрию  как удобную в практике методику  для изучения эмоциональных связей  в группе. Данные социометрического анализа широко используют при исследовании самочувствия личности в группе и коллективе, при определении структуры первичных групп, при исследовании способов и форм распределения авторитета в группе, при диагностике групповой сплочённости и так далее. В дальнейшем её модифицировали за рубежом - Е.Дженнингс, Ж.Кляйн, Г.Криссуэлл, М.Нордуэй, В.Ньюстергер и другие; в России – Я.П.Волков, Я.Л.Коломинский, Е.С.Кузьмин и другие. Желающие узнать об этой методике более подробно могут обратиться к работам Р.С.Немова ("Психология", том 1).

    Мы  изучили эту методику и применили  её в нашей школе, но несколько  в упрощённом варианте. Сделать это  упрощение мы сочли необходимым  в связи с тем, что объектом исследования являются дети, имеющие  проблемы в интеллектуальном развитии. Теперь остановимся собственно на том, что же представляет собой социометрическое обследование. 

                      Социометрическое  обследование. 

      Процедура применения методики следующая.

  • Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий – основание для проявления взаимных эмоциональных отношений.
  • Исходя из данного критерия, членам группы предлагается высказаться друг о друге, осуществить взаимные выборы или отвержения, предпочесть или отвергнуть друг друга. Делается это на основе специальных вопросов, отвечая на которые в письменной форме члены группы выражают свои предпочтения друг другу.
  • Полученные письменные ответы статистически обрабатываются и представляются в виде социометрической таблицы, общей и индивидуальных социограмм, социометрических индексов.
  • Затем проводится качественный анализ полученной информации. В результате этого анализа складывается уже некоторое представление о системе межличностных отношений в данной группе и о положении, которое занимает каждый член группы в системе этих отношений.
 

    Перед началом социометрического исследования члены группы получают инструкцию примерно следующего содержания:

     «Ребята! Ваш класс существует сравнительно давно (или недавно). За это время  вы спели узнать друг друга. С кем-то вы дружите и хотели бы дальше оставаться с этим человеком в одном классе. А к кому-то вы испытываете неприязнь и поэтому хотите,  чтобы его перевели в другой класс. При формировании класса ваши пожелания на этот счет не были учтены.

    Теперь  представьте себе, что у вас появилась такая возможность. Создается новый класс, и каждый из вас может определить его состав по собственному желанию. Для этого вы должны ответить на два вопроса.

      1.Кого  из ваших одноклассников  вы обязательно  включили бы вместе  с собой в новый класс?

      2. Кого из ваших  одноклассников вы  бы не хотели  видеть в составе нового класса? 

    На  каждый из этих вопросов необходимо дать письменный ответ, перечислив в порядке  предпочтения (отклонения) фамилии  своих одноклассников в соответствии со смыслом вопроса ».  

    Таким образом, отвечая на эти два вопроса, каждый член группы должен сделать  свой выбор в пользу или против различных членов группы. Хотя предлагаемая ситуация воображаемая, но тем не менее  довольно напряженная эмоционально. Социометрическая процедура является серьезным эмоциональным испытанием, особенно для тех, кто осознает свою непопулярность в данной группе.

      Снизить общую аффективность  ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

  • Стиль подачи инструкции должен быть доброжелательный,  неформальный, спокойный.
  • Человек, который проводит тестирование, должен иметь контакт с группой.
  • Мягкое формулирование целей тестирования. Можно разъяснить, что школе (классному руководителю) очень важно знать о том, насколько класс дружный и сплоченный. На основе этих результатов будет строиться работа с классом в целом.
 

    Если  в момент тестирования присутствовали не все члены группы, их необходимо опросить позже, так как обработка  данных возможна лишь при наличии  всей информации.

    Принципиально важно гарантировать неразглашение личных ответов. Опыт показывает, что в случае « утечки информации » доверие учащихся практически не восстановимо, а последствия для класса в целом и особенно для некоторых детей и подростков могут быть просто катастрофическими.

    В технической части  инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты.

  • Каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с      соседом и не размышляя вслух над своим выбором.
  • Надо учитывать всех членов группы, а не только тех, кто присутствует в данный момент в классе (для облегчения можно написать на доске или дать ребятам полный список класса).
  • При ответе на вопросы теста настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа: «всех», «любого», «никого».
  • В классической социометрии количество выборов и отвержений ограничено числом "три". При проведении тестирования в нашей школе мы не стали ограничивать детей в количестве их выборов и отвержений, так как именно эта информация даёт возможность судить о некоторых свойствах личности каждого ребёнка.                                                        

    Итак, тестирование проведено. Далее идет обработка и исследование полученных социометрических  данных.

                     Обработка социометрических  данных. 

    Обработка социометрических данных – это сложная и кропотливая работа, требующая довольно много времени. Но исследование полученных результатов – это увлекательное и полезное занятие, как для классного руководителя, так и для детей, которых он учит и воспитывает.

    Обработка данных социометрического исследования проводится в несколько этапов.

    1. Заполнение социометрической матрицы.

    2. Подсчет  коэффициентов сплоченности и  разобщенности.

    3. Построение  общей социограммы класса.

    4. Построение  индивидуальной социограммы или  так называемой схемы межличностных отношений для каждого ребенка в отдельности.

    5. Комплексный  анализ данных и, как результат,  выводы и рекомендации психолога  классному руководителю. 

                 1. Заполнение социометрической  матрицы 

    Матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные данные из анкет учащихся. В этой таблице по горизонтали и вертикали расположен полный списочный состав группы в алфавитном порядке.

    По  горизонтали заносятся со знаком (+) выборы и со знаком (-) отвержения. Затем подводится итог для каждого ребенка. По горизонтали подсчитывается сумма выборов и сумма отвержений, сделанных самим ребенком. По вертикали ведется подсчет суммы выборов и отвержений, сделанных другими учащимися по отношению к данному ученику.

    На  этапе заполнения социометрической матрицы уже можно сделать некоторые выводы в отношении каждого ребенка.

    Горизонталь. По соотношению количества выборов(+) и отвержений (-), сделанных самим ребенком, можно в какой-то мере судить о его открытости или замкнутости.

    Большое количество сделанных выборов, может говорить, с одной стороны, об открытости и доброжелательности данного ребёнка по отношению к другим детям. А с другой стороны, такое количество выборов может быть показателем незрелости межличностных отношений данного ребёнка, когда он ещё плохо разбирается в своих отношениях к людям. Последнее особенно часто встречается среди учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Информация о работе Социометрия в рамках коррекционной школы VIII вида