Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:16, реферат
Для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, в силу эмоционально-волевых нарушений, достаточно трудно как включиться, так и функционировать в разных коллективах. Такому ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать свои отношения с окружающими его людьми. Он иногда не понимает, кто из учащихся является ему другом, а кто недругом. Одна из задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида – научить ребёнка выстраивать межличностные отношения внутри коллектива (класса), воспитать в нём личностные качества, необходимые для успешного функционирования его в коллективе. Всё это необходимо для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Социометрия
в рамках коррекционной
школы VIII вида
Введение.
Основной целью специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, то есть социальная адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением. Социальная адаптация – это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество. Под социальной адаптацией понимается один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды:
- принимать посильное участие в труде и общественной жизни производственного коллектива,
- приобщаться к социальной и культурной жизни общества,
-
устраивать свой быт в
В процессе всей жизни человек вступает в разнообразные коллективы (ученический, трудовой, семейный и так далее), которые имеют свои этапы и уровни развития. Место, которое занимает каждый человек в коллективе, определяется его отношением к коллективу и степенью участия в его делах. У ребёнка с самого детства необходимо развивать личностные качества, которые будут способствовать успешному включению и функционированию его в коллективе. Эту роль берёт на себя школа, где ребёнок включается в ученический коллектив и узнаёт основные правила существования в нём.
Коллектив
является мощным фактором воспитания
личности как нормально развивающихся
детей, так и детей с
Для
ребёнка с интеллектуальной недостаточностью,
в силу эмоционально-волевых
Ребёнок
с интеллектуальными
Каждый раз, получая новый класс, перед классным руководителем встаёт много вопросов: насколько сплочён данный класс, кто является лидером, насколько комфортно чувствует себя каждый ребёнок в классе и так далее. Классному руководителю бывает необходимо выявить детей, имеющих проблемы адаптации в данном классе, определить причины нарушения адаптации с тем, чтобы правильно построить свою коррекционную работу с этими детьми и оказать им посильную помощь. Эта помощь особенно необходима детям, имеющим проблемы в развитии. Чувство некомфортности повышает у таких детей уровень тревожности, что плохо отражается на их и без того слабом психофизическом здоровье. Поэтому классный руководитель в первую очередь должен заняться этими детьми. Далее, зная уровень сплочённости класса и основные его проблемы, классный руководитель может вернее определить цели и расставить акценты в своей воспитательной работе в данном классе.
Итак, вопросов много, но где найти на них ответы? Можно, конечно, наблюдать за классом и детьми, а потом сделать для себя выводы. Но, к сожалению, классный руководитель не всегда имеет достаточно времени для наблюдений. Это, во-первых. Во-вторых, не всё можно увидеть. И, в-третьих, выводы не всегда бывают объективны. Что же делать? В данной ситуации значительную помощь классному руководителю может оказать определённая методика, называемая социометрией. Социометрическое обследование проводилось во многих классах нашей школы. Данные, полученные в результате обследования, изучал школьный психолог, который давал своё заключение о классе, составлял психологическую характеристику класса, выявлял основные проблемы, стоящие перед классом и отдельными учениками. А классный руководитель, опираясь на рекомендации психолога, расставлял акценты в своей коррекционной работе с отдельными детьми и классом в целом и составлял план воспитательной работы.
Итак, что же представляет собой социометрическое обследование? Социометрия – это особая методика, с помощью которой можно получить статическую картину внутригрупповых отношений. Эта методика позволяет оценить уровень сплоченности коллектива, выявить его неформального лидера. Кроме того, социометрия предназначена для исследования личных, эмоционально – непосредственных отношений людей (симпатий и антипатий).
Впервые эта методика была
предложена Д.Морено в 30-х
Мы
изучили эту методику и применили
её в нашей школе, но несколько
в упрощённом варианте. Сделать это
упрощение мы сочли необходимым
в связи с тем, что объектом
исследования являются дети, имеющие
проблемы в интеллектуальном развитии.
Теперь остановимся собственно на том,
что же представляет собой социометрическое
обследование.
Социометрическое
обследование.
Процедура применения методики следующая.
Перед
началом социометрического
«Ребята! Ваш класс существует сравнительно давно (или недавно). За это время вы спели узнать друг друга. С кем-то вы дружите и хотели бы дальше оставаться с этим человеком в одном классе. А к кому-то вы испытываете неприязнь и поэтому хотите, чтобы его перевели в другой класс. При формировании класса ваши пожелания на этот счет не были учтены.
Теперь представьте себе, что у вас появилась такая возможность. Создается новый класс, и каждый из вас может определить его состав по собственному желанию. Для этого вы должны ответить на два вопроса.
1.Кого из ваших одноклассников вы обязательно включили бы вместе с собой в новый класс?
2.
Кого из ваших
одноклассников вы
бы не хотели
видеть в составе
нового класса?
На
каждый из этих вопросов необходимо дать
письменный ответ, перечислив в порядке
предпочтения (отклонения) фамилии
своих одноклассников в соответствии
со смыслом вопроса ».
Таким образом, отвечая на эти два вопроса, каждый член группы должен сделать свой выбор в пользу или против различных членов группы. Хотя предлагаемая ситуация воображаемая, но тем не менее довольно напряженная эмоционально. Социометрическая процедура является серьезным эмоциональным испытанием, особенно для тех, кто осознает свою непопулярность в данной группе.
Снизить общую аффективность ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.
Если в момент тестирования присутствовали не все члены группы, их необходимо опросить позже, так как обработка данных возможна лишь при наличии всей информации.
Принципиально важно гарантировать неразглашение личных ответов. Опыт показывает, что в случае « утечки информации » доверие учащихся практически не восстановимо, а последствия для класса в целом и особенно для некоторых детей и подростков могут быть просто катастрофическими.
В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты.
Итак, тестирование проведено. Далее идет обработка и исследование полученных социометрических данных.
Обработка социометрических
данных.
Обработка социометрических данных – это сложная и кропотливая работа, требующая довольно много времени. Но исследование полученных результатов – это увлекательное и полезное занятие, как для классного руководителя, так и для детей, которых он учит и воспитывает.
Обработка данных социометрического исследования проводится в несколько этапов.
2. Подсчет коэффициентов сплоченности и разобщенности.
3. Построение общей социограммы класса.
4. Построение
индивидуальной социограммы
5. Комплексный
анализ данных и, как
1. Заполнение социометрической
матрицы
Матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные данные из анкет учащихся. В этой таблице по горизонтали и вертикали расположен полный списочный состав группы в алфавитном порядке.
По горизонтали заносятся со знаком (+) выборы и со знаком (-) отвержения. Затем подводится итог для каждого ребенка. По горизонтали подсчитывается сумма выборов и сумма отвержений, сделанных самим ребенком. По вертикали ведется подсчет суммы выборов и отвержений, сделанных другими учащимися по отношению к данному ученику.
На этапе заполнения социометрической матрицы уже можно сделать некоторые выводы в отношении каждого ребенка.
Горизонталь. По соотношению количества выборов(+) и отвержений (-), сделанных самим ребенком, можно в какой-то мере судить о его открытости или замкнутости.
Большое количество сделанных выборов, может говорить, с одной стороны, об открытости и доброжелательности данного ребёнка по отношению к другим детям. А с другой стороны, такое количество выборов может быть показателем незрелости межличностных отношений данного ребёнка, когда он ещё плохо разбирается в своих отношениях к людям. Последнее особенно часто встречается среди учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Информация о работе Социометрия в рамках коррекционной школы VIII вида