Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:16, реферат
Для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, в силу эмоционально-волевых нарушений, достаточно трудно как включиться, так и функционировать в разных коллективах. Такому ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать свои отношения с окружающими его людьми. Он иногда не понимает, кто из учащихся является ему другом, а кто недругом. Одна из задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида – научить ребёнка выстраивать межличностные отношения внутри коллектива (класса), воспитать в нём личностные качества, необходимые для успешного функционирования его в коллективе. Всё это необходимо для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Большое
количество отвержений должно вызвать
тревогу у классного
Замкнутость ребёнка может
Вертикаль. По сумме набранных ребенком выборов и отвержений можно сделать вывод о популярности или непопулярности его в данной группе.
По
вертикали под полученными
Сравнивая суммы полученных
2.Подсчет
коэффициентов сплоченности
и разобщенности.
Коэффициенты сплоченности и разобщенности являются уже не качественными, а количественными характеристиками уровня развития группы. Для подсчета этих коэффициентов существуют определенные формулы, в которых используются взаимные выборы или взаимные отвержения.
Полученные коэффициенты можно сравнить между собой и сделать вывод о сплоченности или разобщенности группы на данном этапе.
Если через некоторое время
провести повторное
Построение и заполнение
3. Построение общей
социограммы класса.
Социограмма
может быть определена как схематическое
плоскостное изображение
Ценность общей социограммы
Если лидеры неприязненно относятся друг к другу или между ними вражда, то это может быть причиной возникновения постоянных конфликтов в группе. На преодоление конфликтных ситуаций уходит много сил как у классного руководителя, так и у детей.
Общая социограмма может быть успешно построена только для малочисленной группы детей (8-12 чел.). Именно такое количество детей в классах школ нашего профиля.
Рассмотрим
два примера, связанных с общими
социограммами класса. Мы говорили
о том, что по общей социограмме
можно судить о психологическом
микроклимате в данном классе.
4.Построение
индивидуальных социограмм.
По
данным социометрической таблицы можно
построить индивидуальную социограмму,
в которой очень наглядно изображены
взаимоотношения ребенка с
По индивидуальной социограмме можно судить об эмоциональном благополучии или неблагополучии ребенка в данной группе.
Естественно,
что особую тревогу психолога
и классного руководителя вызывают
дети, имеющие неблагополучную
Причины неблагополучия могут быть разные. Разной поэтому будет и помощь в каждом конкретном случае.
Если это изгой при благоприятном общем микроклимате в группе, то неблагополучие, скорее, кроется в самом ребенке, в его гордости и эгоизме. В этом случае работа психолога и классного руководителя с этим ребенком должна быть направлена на коррекцию негативных черт его характера.
Если это отверженный, то причина его отвержения может заключаться в каком-либо физическом дефекте ребенка. Специфика характерологических черт, свойственных детям с шизоподобным или психопатоподобным синдромом, тоже может явиться причиной отвержения такого ребенка другими детьми.
Если ребенок с шизоподобным синдромом оказался отверженным, то в этом случае психолог и классный руководитель свою работу ведут в двух направлениях. Во-первых, это наблюдение за ребенком и, в случае необходимости, консультация с врачом. Во-вторых, это работа с классом, чтобы привить детям терпение, понимание и сочувствие. Ведь у каждого из них свои проблемы, поэтому надо понимать другого человека и быть терпимым к нему.
Если отверженным оказался ребенок с психопатоподобным синдромом, то работа с ним должна быть направлена на коррекцию негативных черт его характера. Важно донести до сознания ребенка, что эти негативные черты характера мешают его нормальной жизни среди других людей, зачастую являясь причиной ссор и конфликтов. Проводя коррекционную работу с ребенком-психопатом, классный руководитель должен в то же время работать над формированием правильной линии поведения группы к этому ребенку. Надо научить детей более спокойно реагировать на выходки их товарища, и тем более не провоцировать их.
Подобного рода коррекционная работа направлена на дальнейшую адаптацию как детей с шизоподобным и психопатоподобным синдромом, так и детей, находящихся с ними в одной группе.
Индивидуальная социограмма для ребёнка под №5 (это мальчик с шизоподобным синдромом) вызывает особую тревогу, так как его положение в данной группе крайне неблагоприятное. Мы видим, что все дети данного класса (за исключением мальчика под №6 ) не принимают его, относятся к нему неприязненно. Да и сам мальчик платит им взаимностью. Лишь к троим детям он испытывает некоторую симпатию, но с шестью (из девяти) находится во враждебных отношениях. Этот мальчик является источником постоянных конфликтов в классе. Классному руководителю следует в первую очередь обратить на него своё внимание, помочь ребёнку скорректировать негативные характерологические особенности, свойственные шизоподобному синдрому. Эта работа классного руководителя поможет ребёнку в его дальнейшей социализации.
Для
сравнения здесь же приведена
индивидуальная социограмма девочки
под №7 из того же класса. Мы видим, что
её социограмма благополучнее, пребывание
в классе не вызывает особых проблем.
В
данном примере представлены индивидуальные
социограммы девочки (№2) и мальчика
(№6) из другого класса. Девочка является
бесспорным лидером в классе (у
неё максимальное количество выборов
в классе, причём - взаимных 6).
5.
Комплексный анализ
данных.
Итак, после заполнения социометрической матрицы, подсчета коэффициентов групповой сплоченности и разобщенности, после построения общей и индивидуальных социограмм следует комплексный анализ данных. Этот анализ проводится психологом для каждого класса в отдельности.
В результате проведенного анализа психолог определяет уровень развития группы, выявляет основные проблемы, имеющиеся в ней. Также выявляются дети, неблагополучные в психологическом плане и намечаются направления коррекционной работы с ними. На основании рекомендаций психолога классный руководитель планирует свою работу с классом так, чтобы она способствовала решению проблем данного класса.
Следует
отметить тот факт, что для наблюдательного
и любящего своих детей классного
руководителя результаты социометрического
обследования и выводы психолога не могут
быть неожиданными.
Заключение.
В чем же основная диагностическая ценность данных социометрии?
Социометрия дает интимную информацию о жизни группы, о ее глубинных эмоциональных отношениях и процессах. Они могут напрямую не проявляться в деятельности, конкретных поступках и открытых реакциях детей. Однако при этом они во многом определяют состояние членов группы: их самочувствие, активность, самооценку, уровень личной тревожности. Это с одной стороны.
А с другой стороны, если
классный руководитель знает
об особенностях групповой
Конечно же, важно дать детям знания по разным предметам, научить их основам профессии. Но еще важнее на наш взгляд научить их таким вещам, которые помогут им адаптироваться во взрослой жизни. В этом плане перед классным руководителем открывается большое поле деятельности. И в то же время на его плечах лежит большая ответственность за то, чему он научил или не научил детей.
Теперь
отметим некоторые факты, которые
мы обнаружили при изучении результатов
социометрического обследования, проведённого
в некоторых классах школы. Надо сказать,
что мы рассматривали общие социограммы
класса и индивидуальные социограммы
отдельных детей, полученные при одном
обследовании в данном классе. Таким образом,
мы делали срез, наблюдали коллектив и
детей в определённый момент времени.
Чтобы увидеть динамику развития коллектива,
необходимо время (год, несколько лет).
Этим мы будем заниматься в своё время.
А сейчас мы лишь укажем на некоторые тенденции,
имея перед собой статическую картину
внутригрупповых отношений.
Классные
коллективы обследовались
со следующими целями.
1. Определение уровня групповой сплочённости.
2. Выявление причин, влияющих на сплочённость детского коллектива.
3. Определение статуса каждого ребёнка в данном коллективе.
4. Выявление причин, влияющих на статус ребёнка в коллективе.
5. Исследование
зависимости статуса личности
в коллективе от уровня
развития интеллекта и
Информация о работе Социометрия в рамках коррекционной школы VIII вида