Социометрия в рамках коррекционной школы VIII вида

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 05:16, реферат

Краткое описание

Для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, в силу эмоционально-волевых нарушений, достаточно трудно как включиться, так и функционировать в разных коллективах. Такому ребёнку тяжело самостоятельно выстраивать свои отношения с окружающими его людьми. Он иногда не понимает, кто из учащихся является ему другом, а кто недругом. Одна из задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида – научить ребёнка выстраивать межличностные отношения внутри коллектива (класса), воспитать в нём личностные качества, необходимые для успешного функционирования его в коллективе. Всё это необходимо для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Файлы: 1 файл

Социометрия в рамках коррекционной школы VIII вида.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

    Большое количество отвержений должно вызвать  тревогу у классного руководителя, так как ребенок чувствует  себя некомфортно в данной группе. Подобная ситуация может сложиться при  несовпадении внутренних устремлений ребёнка с теми нормами и правилами, которые представляются ценностными для данной группы. В этом случае ребёнок не хочет подстраиваться под группу и отвергает окружающих его детей. В данной ситуации классный руководитель должен определить для себя акценты своей коррекционной работы с классом в целом и с отдельно взятым ребёнком.

      Замкнутость ребёнка может быть  обусловлена и негативными чертами  его характера (например, гордостью и превозношением). В этом случае работа классного руководителя должна быть направлена на коррекцию негативных черт характера ребенка.

    Вертикаль. По сумме набранных ребенком выборов и отвержений можно сделать вывод о популярности или непопулярности его в данной группе.

    По  вертикали под полученными выборами и отвержениями в скобках указаны  взаимные выборы и отвержения. Количество взаимных выборов у конкретного ребёнка говорит о наличии у него друзей в данной группе. Чем больше количество взаимных выборов в группе, тем данная группа будет более сплочённой. Взаимные отвержения свидетельствуют о наличии напряжённых, порою даже враждебных отношений между конкретными детьми. Классный руководитель должен обратить особое внимание на снятие напряжённости в отношениях между этими детьми. В противном случае эта напряжённость может вылиться в конфликтную ситуацию, осложняющую жизнь этих детей и всей группы в целом.

      Сравнивая суммы полученных каждым  ребенком выборов, можно выделить  неформального лидера группы. Черты характера лидера группы могут  быть показателем того, что именно является для данной группы ценностным: добро или зло.

      2.Подсчет  коэффициентов сплоченности  и разобщенности. 

    Коэффициенты  сплоченности и разобщенности являются уже не качественными, а количественными характеристиками уровня развития группы. Для подсчета этих коэффициентов существуют определенные формулы, в которых используются взаимные выборы или взаимные отвержения.

    Полученные  коэффициенты можно сравнить между  собой и сделать вывод о сплоченности или разобщенности группы на данном этапе.

      Если через некоторое время  провести повторное исследование  и затем сравнить полученные  результаты, то можно проследить  тенденцию развития данной группы. Это с одной стороны. А с  другой стороны, классный руководитель может судить о результативности своей работы.

     Построение и заполнение социометрической  таблицы не является конечным  результатом социометрии. На практике  бывает очень важно оценить  эмоциональное благополучие как  всей группы в целом, так и каждого ребенка в отдельности. Педагогу необходимы сведения о благоприятности или неблагоприятности общего психологического микроклимата, сложившегося в данной группе детей. С этой целью выполняется построение общей социограммы класса. 

              3. Построение общей социограммы класса.  

    Социограмма может быть определена как схематическое  плоскостное изображение системы  эмоциональных   (социометрических) отношений в группе.

         Ценность общей социограммы заключается  в следующем.

    • Она позволяет наглядно представить суть внутригрупповых связей, провести более глубокое их качественное описание.
    • Именно общая социограмма позволяет судить о сплоченности группы (богатство или бедность связей определяется количеством линий на социограмме).
    • Общая социограмма дает наглядную информацию о психологическом микроклимате в группе. Если основной фон социограммы синий, то микроклимат неблагоприятный. Если основной фон красный, то – благоприятный.
    • С помощью общей социограммы можно выявить существующие микрогруппы и их лидеров. Можно также увидеть, каковы отношения между лидерами. Отношения между лидерами (симпатия или антипатия) во многом определяют психологическое самочувствие всей группы.

    Если  лидеры неприязненно относятся друг к другу или между ними вражда, то это может быть причиной возникновения постоянных конфликтов в группе. На преодоление конфликтных ситуаций уходит много сил как у классного руководителя, так и у детей.

    Общая социограмма может быть успешно  построена только для малочисленной  группы детей (8-12 чел.). Именно такое количество детей в классах школ нашего профиля.

    Рассмотрим  два примера, связанных с общими социограммами класса. Мы говорили о том, что по общей социограмме  можно судить о психологическом  микроклимате в данном классе.  

       4.Построение индивидуальных социограмм. 

    По  данным социометрической таблицы можно  построить индивидуальную социограмму, в которой очень наглядно изображены взаимоотношения ребенка с каждым членом группы.

    По  индивидуальной социограмме можно  судить об эмоциональном благополучии или неблагополучии ребенка в данной группе.

    Естественно, что особую тревогу психолога  и классного руководителя вызывают дети, имеющие неблагополучную социограмму. Дело в том, что такой ребенок  находится в некомфортной для  него психологической обстановке. А это, в свою очередь, может явиться причиной возникновения осложнений в физическом и психическом состоянии ребенка. Поэтому классный руководитель должен выяснить причину неблагополучия этого ребенка в группе, а затем помочь ему выйти из этого состояния.

    Причины неблагополучия могут быть разные. Разной поэтому будет и помощь в каждом конкретном случае.

    Если  это изгой при благоприятном общем микроклимате в группе, то неблагополучие, скорее, кроется в самом ребенке, в его гордости и эгоизме. В этом случае работа психолога и классного руководителя с этим ребенком должна быть направлена на коррекцию негативных черт его характера.

    Если  это отверженный, то причина его отвержения может заключаться в каком-либо физическом дефекте ребенка. Специфика характерологических черт, свойственных детям с шизоподобным  или психопатоподобным синдромом, тоже может явиться  причиной отвержения такого ребенка другими детьми.

    Если  ребенок с шизоподобным синдромом оказался отверженным, то в этом случае психолог и классный руководитель свою работу ведут в двух направлениях. Во-первых, это наблюдение за ребенком и, в случае необходимости, консультация с врачом. Во-вторых, это работа с классом, чтобы привить детям терпение, понимание и сочувствие. Ведь у каждого из них свои проблемы, поэтому надо понимать другого человека и быть терпимым к нему.

    Если  отверженным оказался ребенок с  психопатоподобным синдромом, то работа с ним должна быть направлена на коррекцию негативных черт его характера. Важно донести до сознания ребенка, что эти негативные черты характера мешают его нормальной жизни среди других людей, зачастую являясь причиной ссор и конфликтов. Проводя коррекционную работу с ребенком-психопатом, классный руководитель должен в то же время работать над формированием правильной линии поведения группы к этому ребенку. Надо научить детей более спокойно реагировать на выходки их товарища, и тем более не провоцировать их.

    Подобного рода коррекционная работа направлена на дальнейшую адаптацию как детей  с шизоподобным и психопатоподобным синдромом, так и детей, находящихся с ними в одной группе.

       Индивидуальная  социограмма для ребёнка под  №5 (это мальчик с шизоподобным синдромом) вызывает особую тревогу, так  как его положение в данной группе крайне неблагоприятное. Мы видим, что все дети данного класса (за исключением мальчика под №6 ) не принимают его, относятся к нему неприязненно. Да и сам мальчик платит им взаимностью. Лишь к троим детям он испытывает некоторую симпатию, но с шестью (из девяти) находится во враждебных отношениях. Этот мальчик является источником постоянных конфликтов в классе. Классному руководителю следует в первую очередь обратить на него своё внимание, помочь ребёнку скорректировать негативные характерологические особенности, свойственные шизоподобному синдрому. Эта работа классного руководителя поможет ребёнку в его дальнейшей социализации.

       Для сравнения здесь же приведена  индивидуальная социограмма девочки  под №7 из того же класса. Мы видим, что  её социограмма благополучнее, пребывание в классе не вызывает особых проблем. 

       В данном примере представлены индивидуальные социограммы девочки (№2) и мальчика (№6) из другого класса. Девочка является бесспорным лидером в классе (у  неё максимальное количество выборов  в классе, причём -  взаимных 6). 

       5. Комплексный анализ  данных. 

    Итак, после заполнения социометрической матрицы, подсчета коэффициентов групповой  сплоченности и разобщенности, после  построения общей и индивидуальных социограмм следует комплексный  анализ данных. Этот анализ проводится психологом для каждого класса в отдельности.

    В результате проведенного анализа психолог определяет уровень развития группы, выявляет основные проблемы, имеющиеся  в ней. Также выявляются дети, неблагополучные  в психологическом плане и  намечаются направления коррекционной  работы с ними. На основании рекомендаций психолога классный руководитель планирует свою работу с классом так, чтобы она способствовала решению проблем данного класса.

    Следует отметить тот факт, что для наблюдательного  и любящего своих детей классного  руководителя результаты социометрического обследования и выводы психолога не могут быть неожиданными. 

                            Заключение.

        

    В чем же основная диагностическая  ценность данных социометрии?

    Социометрия дает интимную информацию о жизни  группы, о ее глубинных эмоциональных отношениях и процессах. Они могут напрямую не проявляться в деятельности, конкретных поступках и открытых реакциях детей. Однако при этом они во многом определяют состояние членов группы: их самочувствие, активность, самооценку, уровень личной тревожности. Это с одной стороны.

      А с другой стороны, если  классный руководитель знает  об особенностях групповой структуры  и групповых отношениях своего  класса, то это знание помогает  ему строить свои отношения  с детьми более мудро. Это  знание позволяет оказать педагогическую помощь ребенку в сложной ситуации.

    Конечно же, важно дать детям знания по разным предметам, научить их основам профессии. Но еще важнее на наш взгляд научить  их таким вещам, которые помогут  им адаптироваться во взрослой жизни. В этом плане перед классным руководителем открывается большое поле деятельности. И в то же время на его плечах лежит большая ответственность за то, чему он научил или не научил детей.

     Теперь  отметим некоторые факты, которые  мы обнаружили при изучении результатов социометрического обследования, проведённого в некоторых классах школы. Надо сказать, что мы рассматривали общие социограммы класса и индивидуальные социограммы отдельных детей, полученные при одном обследовании в данном классе. Таким образом, мы делали срез, наблюдали коллектив и детей в определённый момент времени. Чтобы увидеть динамику развития коллектива, необходимо время (год, несколько лет). Этим мы будем заниматься в своё время. А сейчас мы лишь укажем на некоторые тенденции, имея перед собой статическую картину внутригрупповых отношений. 

Классные  коллективы обследовались  со следующими целями. 

1. Определение  уровня групповой сплочённости.

2. Выявление  причин, влияющих на сплочённость  детского коллектива.

3. Определение  статуса каждого ребёнка в данном коллективе.

4. Выявление  причин, влияющих на статус ребёнка  в коллективе.

5. Исследование  зависимости статуса личности  в коллективе от уровня      развития интеллекта и характерологических  черт личности.

Информация о работе Социометрия в рамках коррекционной школы VIII вида