Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 15:30, курсовая работа
В условиях бурного развития психологии и с учетом психогенных условий жизни, развития и формирования личности все чаще приходится говорить о необходимости оказания квалифицированной реабилитационной помощи представителям человечества, что обуславливает актуальность выбранной нами темы работы
Введение…................................................................................................3
Глава 1. Сущность, понятие, основные особенности реабилитации больных…………..……………………………………………………….5
1.1 Клиническая психология и её задачи…………………………..…….5
1.2 Реабилитация…………………………...………………………………7
1.2.1 Сущность понятия реабилитации...............................................9
1.2.2 Сущность и структура системы реабилитационных мероприятий….………………………………………….….…………..9
1.3 Реабилитация с точки зрения психологического вмешательства…………………………………….…….………………….12
Вывод по первой главе………………………………………..…………..16
Глава 2. Анализ состояния и динамики процесса социально-трудовой реабилитации больных…………………………………………………….18
2.1 Основные положения……………………………..………….…..…18
2.2 Исторические аспекты состояния и динамики процесса социально-трудовой реабилитации больных…………………….………….…….….18
2.3Оценка эффективности психологической реабилитации……………………………….………………………………..31
Вывод по второй главе……………………………………………………..37
Заключение…..............................................................................................39
Список литературы….................................................................................41
По мере выздоровления такие больные переводятся на активирующий режим (режим «открытых дверей»). Главной задачей на этом этапе является обеспечение больным максимального нестеснения в отделении, организация полной занятости их с включением культурно-развлекательной и просветительной программы, всемерное развитие целенаправленной трудовой и социальной реадаптации. При режиме «открытых дверей» больным предоставляется право самостоятельно выходить из отделения, гулять по территории больницы, ходить на работу в лечебно-трудовые мастерские, посещать кино, библиотеку, магазины.
По мере дальнейшего выздоровления больные могут быть переведены на режим частичной госпитализации, предусматривающий лечение их в одних случаях в условиях дневного стационара, в других – ночного профилактория. Иногда пребывание больного в стационаре может чередоваться с предоставлением ему домашних отпусков.
Опыт работы психоневрологических учреждений показывает, что максимально допускаемое нестеснение больных возможно лишь при правильной организации наблюдения за ними, с тем чтобы предупредить их общественно опасные действия. Как правило, такие действия наблюдаются крайне редко, поэтому режимные ограничения должны применяться только в необходимых случаях и таким образом, чтобы больной не мог этого отчетливо ощутить[16].
Социореабилитационные мероприятия должны осуществляться поэтапно.
Первый этап – восстановительная терапия, включающая в себя предотвращение формирования дефекта личности, развития госпитализма, восстановление нарушенных болезнью функций и социальных связей.
Второй этап – реадаптация. Этот этап предусматривает различные психосоциальные воздействия на больного. Важное место здесь отводится трудовой терапии с приобретением новых социальных навыков, психотерапевтическим мероприятиями, проводимым не только с больным, но и с его родственниками.
Третий этап – возможно более полное восстановление прав больного в обществе, создание оптимальных отношений его с окружающими, оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве.
Таким образом, система реабилитационных мероприятий включает в себя разнообразные биологические и социально-психологические воздействия, направленные на восстановление оптимального уровня жизнедеятельности больного[4].
1.3 Реабилитация с точки
зрения психологического
Психотерапевтическое
вмешательство, или психотерапевтическая
интервенция — это вид (тип, форма) психотерапевтического
воздействия, который характеризуется
определенными целями и соответствующим
этим целям выбором средств воздействия,
то есть методов. Термин психотерапевтическое
вмешательство может обозначать конкретный
психотерапевтический прием, например,
разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация,
конфронтация, научение, тренинг, советы
и пр., а также более общую стратегию поведения
психотерапевта, которая тесным образом
связана с теоретической ориентацией
(прежде всего, с пониманием природы того
или иного расстройства и целями и задачами
психотерапии).
Психологические интервенции характеризуются:
1) выбором средств (методов);
2) функциями (развитие,
профилактика, лечение, реабилитация);
З) целевой ориентацией
процесса на достижение изменений;
4) теоретической базой
(теоретическая психология);
5) эмпирической проверкой;
6) профессиональными
действиями».
Рассмотрим
основные характеристики реабилитационно-
Психологическая интервенция,
осуществляемая в целях реабилитации,
является психотерапевтической интервенцией
и соответствует термину психотерапии[1].
На рисунке
1 определены основные функции реабилитации,
которые совпадают с функциями психотерапии.
Но не нужно при этом смешивать психотерапию
и реабилитацию. Психотерапия исправляет
или корректирует недуг, реабилитация
помогает адаптироваться в среде.
Рисунок 1 Теоретическая модель основных функций
реабилитации
Психологическая
коррекция представляет собой направленное
психологическое воздействие для полноценного
развития и функционирования индивида.
Термин психологическая коррекция получил
распространение в начале 70-х годов. В
этот период психологии стали активно
работать в области психотерапии, прежде
всего, групповой.
«Об обоснованности
использования понятия «психологическая
коррекция» наряду с понятием психологическое
вмешательство ответить однозначно довольно
трудно. Их сопоставление обнаруживает
очевидное сходство. Психологическая
коррекция, так же как и психологическое
вмешательство, понимается как целенаправленное
психологическое воздействиё. Они реализуются
в различных областях человеческой практики
и осуществляются психологическими средствами.
Психологическая коррекция может быть
направлена на решение задач профилактики,
лечения и реабилитации. Психологические
вмешательства (реабилитационно-
Выводы по первой главе:
Клиническая психология — это отрасль психологии, предметом изучения которой являются расстройства и нарушения психики и поведения, личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями в воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней, особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.
Реабилитация — завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения, воздействия на организм, прежде всего в плане восстановления личностного и социального статуса клиента. Реабилитация включает профилактику, лечение, приспособление к жизни и труду после болезни, но, прежде всего — личностный подход к больному человеку. Различают медицинскую, психологическую, профессиональную и социальную реабилитацию.
Психологическая реабилитация как
психологическая интервенция, осуществляемая
в целях реабилитации, является психотерапевтической
интервенцией и соответствует термину
психотерапии.
Анализ основных теоретических подходов
к психологической помощи в отечественной
и зарубежной психологии показал следующее.
Во всех рассмотренных нами теоретических
и практических подходах к психотерапевтической
и психокоррекционной помощи личности,
так или иначе, исследуется влияние методов
психологического воздействия на отклонения
в самосознании личности. Следует отметить,
что если в зарубежной психологии не производится
четкого разграничения между психотерапией
и психологической коррекцией, то в отечественной
психологии принято различать психотерапию,
как систему методов лечебного воздействия
на лиц с теми или иными психическими заболеваниями,
и психологическую коррекцию, как систему
методов профилактики и коррекции нарушений
психической деятельности, не имеющих
характера выраженной психической патологии.
Несмотря на различия во взглядах на теорию
и практику психологической помощи общим
для всех авторов является выделение в
качестве важнейшей составляющей психологического
воздействия на личность, как при индивидуальной,
так и при групповой формах работы, терапевтического
влияния на переживания и представления
личности, связанные с отношениями к себе
в своей соотнесенности с окружающим миром.
Глава 2 Анализ состояния и динамики процесса социально-трудовой реабилитации больных
2.1 Общие положения
Целью реабилитации в медицине
принято считать полное или частичное
восстановление (сохранение) индивидуальной
и общественной ценности больного, его
личностного, социального и трудового
статуса. В ее непосредственные задачи
входят: медицинская реабилитация, направленная
на достижение максимально возможной
клинической компенсации, купирования
проявлений болезни и профилактику ее
нежелательных последствий или их уменьшение; профессионально-
2.2 Исторические аспекты состояния и динамики процесса реабилитации
Необходимость гуманного отношения к душевнобольным и поддержания их социального статуса осознавалась учеными еще в глубокой древности. Так, Целий Аврелиан (IV — V вв. н.э.) в своих наставлениях рекомендовал доброжелательное, щадящее обращение с душевнобольными, а выздоравливающим предписывал прогулки, приятные беседы, чтение, театр и упражнения в риторике. Но реальный сдвиг в соответствующих психиатрических воззрениях произошел позднее, лишь в XVIII в. У истоков движения за "нестеснение" (no-restraint) душевнобольных и создание достойных человека условий их содержания стоял французский врач Филипп Пинель (P.Pinel). В Англии идеи гуманного отношения к душевнобольным пропагандировал W.Tuke, впервые организовавший для них приют со свободным содержанием (1792 г.). Фактической же отмене мер стеснения психиатрия обязана J. Conolly (1839). При активном участии J. Esquirol в 1838 г. во Франции появился первый законодательный акт, охраняющий права и интересы душевнобольных. Аналогичные законы к середине XVIII в. были приняты и в других европейских странах.
В России на протяжении столетий юродивые, убогие и лишившиеся рассудка находили пристанище при монастырях. Лишь при Петре I появились первые специальные дома для душевнобольных (доллгаузы). Позднее, в правление Екатерины II был издан Устав Приказов общественного призрения, включавших в свой состав и дома для умалишенных, в котором предписывалось человеколюбивое отношение к их обитателям.
В конце XVIII — начале XIX в. существенное место в призрении душевнобольных стал занимать семейный патронаж (особенно развитый в прилегающих к крупным больницам местностях), в котором уже более явно выступали элементы реабилитации больных в современном ее содержании. Наконец, в 1900 г. В.М. Бехтерев впервые в России открывает в Петербургской клинике душевных болезней нервно-психиатрическое отделение со свободным выходом для выздоравливающих, что расширяло возможности их приобщения к обычной жизни. В новых больницах начинают предусматриваться специально оборудованные помещения для различных ремесел. Последние служили как целям излечения (трудовая терапия), так и отчасти развлечения больных. Для хронически больных организовывались колонии, которые располагались преимущественно в сельской местности, с тем, чтобы сохранившие способность к труду больные могли заниматься сельскохозяйственным трудом (садоводством, полевыми работами, скотоводством и т.д.). Так, в 1873 г. большая колония открылась под Новгородом, а в 1881 г. — в селе Покровско-Мещерское под Москвой. В некоторых колониях начала практиковаться система "открытых дверей". Уже в тот период В.И. Яковенко, наблюдая отрицательные последствия длительного пребывания больного в лечебнице и изоляции от общества, одним из первых русских психиатров высказал идею о необходимости децентрализации психиатрической помощи. Он предложил проект устройства сети небольших больниц, "выдвинутых в самую гущу повседневной жизни". Позднее П.П.Кащенко, заведуя больницей в Нижнем Новгороде (1898—1920), превратил ее в образцовое лечебное учреждение. Наличие при больнице мастерских и огородов позволяло больным посильно участвовать в трудовом процессе. Он по западному образцу организовал также колонию для душевнобольных, где широко практиковал систему семейного патронажа.
Но наиболее активное распространение и реализация идей "нестеснения" в России связаны с именем С.С.Корсакова и представителей его школы, которым отечественная психиатрия обязана тем, что основные подходы к внутрибольничной реабилитации психически больных, актуальные и до настоящего времени, были сформированы в России еще в начале нашего столетия. С.С.Корсаков, будучи инициатором и руководителем земского и городского строительства психиатрических учреждений, упразднил все меры физического стеснения больных (смирительные рубашки, изоляторы, решетки на окнах и т.д.). В круг его интересов входили также вопросы защиты гражданских прав психически больных, проведение судебно-психиатрической экспертизы, распространение психиатрических знаний среди населения и профилактика психических расстройств.
Последователи С.С.Корсакова В.П.Сербский и П.Б.Ганнушкин много сделали для разработки законодательства о душевнобольных, решения вопросов права на призрение и обеспечение, вменяемости, дееспособности и трудоспособности, т.е. комплекса юридических проблем, без рассмотрения которых невозможна настоящая ресоциализация психически больных. В дальнейшем земский психиатр Т.А.Гейер (один из инициаторов создания Института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов) создал клинические основы врачебно-трудовой экспертизы, трудоустройства психически больных, внебольничной помощи, психотерапии и трудовой терапии — всего того, что впоследствии вошло в понятие "социально-трудовая реабилитация".
Хотя основы отечественной социальной психиатрии были заложены еще в земский период, их реализация в государственном масштабе произошла лишь в 20—30-е годы XX столетия, ознаменовавшись не только реконструкцией уже имевшихся психиатрических больниц, но и организацией в нашей стране внебольничной психиатрической службы (психоневрологических кабинетов, диспансеров) и формированием системы социального и трудового устройства больных.
Благодаря развитию сети психоневрологических диспансеров появилась возможность амбулаторного лечения психически больных, сокращения сроков их пребывания в стационаре. Стало реальным оказание им квалифицированной медико-социальной помощи на протяжении всей жизни с соблюдением преемственности лечебных и реабилитационных мероприятий между больницей и диспансером. Исчезла необходимость социальной изоляции больных, отрыва их от повседневной жизни. Наблюдение за амбулаторными контингентами внесло коррективы в научные представления о динамике психических болезней, показав, что на большем их протяжении многие больные не нуждаются в госпитализации, остаются в обществе и при наличии благоприятных условий могут длительно сохранять трудоспособность.