Социально-психологические проблемы пожилого возраста и способы психологической поддержки пожилых

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:21, реферат

Краткое описание

В современном российском обществе существует множество демографических проблем, в том числе и «старение общества». Но старость как период жизни - это неизбежное состояние. Именно в возрасте 60-65 лет значительно изменяется социальная жизнь людей в условиях современной России. А в пожилом возрасте только 10% людей справляются с психологическими трудностями и приспосабливаются к новому положению. [1] Достигая уже 45- 50 лет люди часто становятся жертвами дискриминации в отношении занятости и статуса. Более того, жизнь пожилого человека становиться менее ценной, чем жизнь молодого или зрелого человека. Таким образом, пожилой человек уязвим не только к потерям, которые неизбежны (такие как смерть партнера или друга).

Файлы: 1 файл

возрастная психология.docx

— 65.24 Кб (Скачать)

С другой стороны, процесс  устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных  одной женщиной, за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень  естественной смертности в нашей  стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей  численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.

Помимо этого, многими  специалистами отмечается, что пожилые  люди пенсионного возраста, активно  занимающиеся общественно-полезной деятельностью (работающие пенсионеры) живут намного  дольше и страдают меньшим числом болезней, чем пенсионеры неработающие.

Актуальность исследования работы с пожилыми людьми социальной сфере обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, возрастанием  в современных условиях роли  учреждений социального обслуживания  по организации социальной поддержки  пожилых людей;

- во-вторых, социальный  работник – это человек, который  непосредственно контактирует с  клиентом, он знает его проблемы  и пытается ему помочь;

- в-третьих, необходимость  выявления пожилых людей, опознавание  их проблем и предпринятие наиболее эффективных способов по их устранению.

Степень разработки проблемы. Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что социальная работа с пожилыми людьми находится  во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работах  Е.И. Холостовой «Технология социальной работы», Н.Ф. Дементьевой, Э.В. Устиновой «Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан», хорошо раскрыты такие темы, как: проблемы пожилых людей [4]; система учреждений социального обслуживания.

Объектом исследования является технология социальной работы с пожилыми людьми.

Предметом является процесс предоставления различной  помощи социальными службами, а в  частности социальным работником.

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых  людей, а также изучение форм и  методов технологии социальной работы с данной категорией граждан.

Достижение этой цели предусматривает следующие  задачи:

- определение понятия  «старость» и его виды;

- выявление физико-психологического  здоровья работающих и неработающих  пенсионеров;

- изучение классификации  ценностных установок у людей  пенсионного возраста;

- рассмотрение психологических  кризисов и этапов жизни людей  пенсионного возраста. 

Глава 1 Социально-психологические  особенности пенсионного возраста 

1.1. Основные понятия  и виды старости 

Относительная доля и абсолютное число престарелых  граждан мирового сообщества стре¬мительно растет, а проблемы старения и старости становятся гло¬бальными. При этом старение понимается как процесс, а старость как его результат. Процесс старения характерен как для индивида в его переходе из средней в старшую возрастную когорту, так и для общества в целом (его демографической, социальной и политичес¬кой структур). Старость есть заключительный период в развитии любого организма, для человека это генетически заданное обрете¬ние определенного личного социального статуса. Старение, как любой процесс, насчитывает несколько этапов [9].

Всемирная организация  здравоохранения выделяет три хро¬нологических периода: возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долго¬жителей. Мы полагаем, что старение имеет конкретно-историчес¬кий характер и не может быть общемирового стандарта, периоди¬зация должна коррелироваться со средней продолжительностью жизни в определенной стране. Соглашаясь с самим принципом тре-хэтапного деления, мы полагаем, что в нашей стране, учитывая по¬ниженные показатели средней продолжительности, должны быть понижены и верхние значения каждого из этапов. По данным Отде¬ла народонаселения и Статистического бюро ООН и национальных статистических органов среднея продолжительность жизни в Ев¬ропе (1997 г.) для мужчин составляла - 71 год, для женщин - 79 лет, в мире соответственно 64 и 68, в России - 58 и 72. По нашим расче¬там для России приемлема следующая градация: пожилые люди (60-69 лет), старые (70-84 года), долгожители (85 лет и старше). При¬чем, по нашему мнению, нет оснований для деления этих границ по половому признаку. Установившаяся в нашей стране традиция в ста¬тистических сборниках, отнесение женщин старше 55 лет к когорте пожилых, кроме юридических оснований (назначение пенсии), дру¬гих аргументов не имеет. Нижняя возрастная граница старости (60 лет) постоянно отодвигается вверх под влиянием социально-эко¬номических, научно-практических и культурологических факторов.

Мы предлагаем различать  следующие виды старости: хро¬нологическая, физиологическая, психологическая и социальная [13].

Доминирующим фактором в определении хронологической  старости является количество прожитых лет. Физиологической - состояние здоровья, совокупность соматических отклонении орга¬низма. Психологическая определяется самоощущением человека своего места в возрастной структуре. Социальная старость как бы вбирает в себя признаки всех названных видов старости, однако, она нечто большее, чем про¬стая совокупность разных видов старости: суммы прожитых лет, перенесенных заболеваний и эмоциональных переживаний. Все виды старости взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга.

Хронологические периодизации жизни предлагались еще Пифагором, Авиценной и древними китайцами, в наше время они разрабатывались  С.Г.Струмилиным, Б.Ц.Урланисом и Э.Россетом. В целом можно отметить, что у классификаторов, ни у нынешних, ни у прежних, нет и не было единого мнения о хронологическом моменте наступления старости. Чаще других назывался 60-летний возраст. Важнее другое, что демографы как и физиологи признают, что старость - это длительный период жизни, что для понимания тех изменений, которые претерпевает человек в этом возрасте, не¬обходимо более дробное членение периода с выделением субпери¬одов.

Говоря о социальной старости, мы отмечаем, что она сооб¬разуется с возрастом всего общества. Специфика сегодняшнего об¬щества - весомое представительство социально-демографической группы пожилых людей в возрастной структуре. Социальный воз¬раст коррелируется средней продолжительностью жизни в опреде¬ленной стране. В Замбии или Мали, где средняя продолжительность жизни 43-44 года, старики значительно «моложе», чем в Японии или США, странах с высокой продолжительностью жизни. Есть здесь и этнический аспект, особенно заметный у народов с традиционно высокой продолжительностью жизни. Мы утверждаем, что старе¬ние, в большей степени социальный, чем биологический процесс, отличный для разных эпох и культур, для представителей различ¬ных социальных слоев, групп и этносов.

Чем выше уровень  старения населения в целом, тем  дальше отодвигается индивидуальная граница  старости. Наступление со¬циальной старости регулируется, однако, не только демографичес¬ким старением населения, но и длинным рядом других социальных определителей, в числе которых условия труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, уровень здравоохранения и социально¬го обеспечения, культуры и образования, экологической безопас¬ности и развития общественного производства, удовлетворения материальных и духовных потребностей, уровень комфорта и бла¬гоприятный климат. Сюда же относится ряд чисто субъективных моментов: наличие или отсутствие вредных привычек, хронических заболеваний, травм, положительной наследственности.

Социальная старость есть определенный период социаль¬ной жизни. Если физиологическая жизнь имеет две четкие даты: рождение и смерть, то для социальной жизни нет фиксируемых на¬чала и окончания. Социальная жизнь начинается со времени ста¬новления человека личностью, то есть ответственным и сознатель¬ным субъектом (деятелем) социальной жизни, а её окончание свя¬зывается с утратой этих качеств. Окончание социальной жизни мо¬жет совпадать, а может и не совпадать с физиологической смертью (закончиться раньше).

И сама социальная старость не совпадает с физиологичес¬кой: одни индивиды, несмотря на физическую слабость или даже немощность, остаются личностями и ведут активную социальную жизнь, другие - еще до утраты физических сил утрачивают личнос¬тную характеристику и практически ведут физиобиологический образ жизни.

Между временем начала жизни и наступлением календар¬ной старости существует прямая зависимость, что характерно и для высшего вида жизни - социальной жизни. Высокоразвитое произ¬водство предполагает постоянное повышение образовательного уровня населения и, следовательно, более позднее вступление в са¬мостоятельную жизнь, отсроченное временем получения необходи¬мого образования. Но и время наступления социальной старости вместе с этим отодвигается по сравнению с прошлым веком, турге¬невским и гоголевским старикам обычно было по пятьдесят лет. 

1.2. Физико-психологическое  здоровье работающих и неработающих  пенсионеров 

Различные исследования показывают, что работающие пенсионеры чувствуют себя значительно лучше, чем неработающие - меньше болеют, более  жизнерадостны, активны. Работа дает пенсионеру способ самовыражения, дисциплины, нужности обществу. Все свое свободное время  пенсионер занят работой и  у него не остается времени на философствования по поводу своего положения, участи, жалости  к себе и воспоминаний о своей  прекрасной юности. Вывод: работающий пенсионер не впадает в депрессию.

На мой взгляд, не важно работает ли пенсионер на предприятии, или торгует чем-нибудь на базаре. Главное чтобы человек был занят делом, а не просто лежал на диване и смотрел телевизор.

Шарлота Бюлер (и не только она) пола¬гает, что пенсионный и вообще стариковский возраст ассоциирует¬ся со сплошным досугом, отдыхом и развлечениями. «Золотой воз¬раст»! Это создает определенное отношение к старикам. Однако при разумно организованном режиме, внимательном, вдумчивом и спо¬койном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности старость может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни. Писатель Юрий Нагибин в повести, написанной на склоне лет, назвал старость важной, тонкой, нежной, прекрасной порой жизни. И добавил: и грустной. Что же касается досуга, то зачастую его отождествляют с «ничегонеделанием» В.Генри, психолог из Чикагского университета, сделал специаль¬ный доклад на заседании Американского психологического общества, посвященный проблемам занятости и незанятости старых людей. Отсутствие занятий у людей, вышедших на пенсию, по мне¬нию докладчика, самым непосредственным образом связана с их разобществлением и отрывом от общества. Генри говорит, что ча¬сто ошибочно предполагают будто благополучие и перспективы старых людей обусловлены досугом, в котором они крайне нужда¬ются. А под досугом подразумевают свободу от занятий или обя¬занностей [6].

Незанятость, считает  Генри, появляется у старых людей  в результате уменьшения жизненной  активности, и энергии. Незаня¬тость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивиду¬ума, так и воздействием на него общества, выключающего его из социальной жизни. Общество может освободить человека от обя¬занностей, но оно не может, тем не менее, освободить его от обя¬занностей по отношению к самому себе. В таком случае внешние социальные факторы поведения и его мотивы отходят у старого человека на второй план, а на первый план выходят собственные внутренние потребности.

У старого человека меняется мотивация трудовой деятель¬ности. У него стремление к труду имеет не столько материальный, сколько эмоциональный мотив. Для его самоутверждения важна сама неутраченная способность к труду, а деньги выступают этало¬ном ее оценки.

По нашему мнению, за последние 100-150 лет поменялся сам тип Homo sapiens. Время обломовых закончилось. Появился новый тип - Человек работающий. Труд из средства жизни превратился в смысл жизни. Это оказало благотворное влияние на продолжитель¬ность жизни человека. Лишить современного нормального челове¬ка возможности самовыражаться в какой-либо деятельности, рав¬носильно тому, что укоротить его жизнь. Не случайно, так болез¬ненно, даже в самом прямом смысле этого слова, переживается пе¬реход на пенсию.

Последнее утверждение  созвучно с положением того же В.Генри о «психической энергии». По количеству обладания этой энергией психолог делит людей на три группы. Первая группа вклю¬чает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, про¬должает трудиться, выполняя определенные обязанности перед об¬ществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы. Вторая группа включает тех, кто не работает по найму, не выпол¬няет общественных обязанностей, а занимается собственным делом, которое называют «хобби». Эти люди имеют достаточно энергии, чтобы быть занятыми. И третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно незанятых или занятых глав¬ным образом собой.

Один из основателей  отечественной психологии Б.Г.Ананьев объяснял, что парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей «умирание» происходит гораздо раньше, чем фи¬зическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей, которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, отказываясь от многих функций и ролей в обществе, что ведет к «сужению объема личностных свойств, к деформации структуры личности». По сравнению с долгожителями, сохранившими лич¬ность, «некоторые «начинающие» пенсионеры в 65 лет кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чув¬ства социальной неполноценности». С этого возраста для них на¬чинается драматический период умирания личности.

Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилого возраста и способы психологической поддержки пожилых