Социально-психологические проблемы пожилого возраста и способы психологической поддержки пожилых

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 19:21, реферат

Краткое описание

В современном российском обществе существует множество демографических проблем, в том числе и «старение общества». Но старость как период жизни - это неизбежное состояние. Именно в возрасте 60-65 лет значительно изменяется социальная жизнь людей в условиях современной России. А в пожилом возрасте только 10% людей справляются с психологическими трудностями и приспосабливаются к новому положению. [1] Достигая уже 45- 50 лет люди часто становятся жертвами дискриминации в отношении занятости и статуса. Более того, жизнь пожилого человека становиться менее ценной, чем жизнь молодого или зрелого человека. Таким образом, пожилой человек уязвим не только к потерям, которые неизбежны (такие как смерть партнера или друга).

Файлы: 1 файл

возрастная психология.docx

— 65.24 Кб (Скачать)

Социально-психологические  проблемы пожилого возраста и способы  психологической поддержки пожилых. 
 

Лихошва В.П., к.психол.н., доцент кафедры социальной психологии НОУ МГИ 

В современном российском обществе существует множество демографических  проблем, в том числе и «старение  общества». Но старость как период жизни - это неизбежное состояние. Именно в возрасте 60-65 лет значительно  изменяется социальная жизнь людей  в условиях современной России. А  в пожилом возрасте только 10% людей  справляются с психологическими трудностями и приспосабливаются  к новому положению. [1] Достигая уже 45- 50 лет люди часто становятся жертвами дискриминации в отношении занятости  и статуса. Более того, жизнь пожилого человека становиться менее ценной, чем жизнь молодого или зрелого  человека. Таким образом, пожилой  человек уязвим не только к потерям, которые неизбежны (такие как  смерть партнера или друга). 

Необходимо понимать и изучать психологические особенности  пожилых людей и сопровождающие их жизнь социальные условия. Так  Э.Эриксон обсуждая проблему смысла прожитой жизни, выделил следующие условия старения: физические, психологические и культурно-социальные. 

Общество, в котором  мы живем, диктует все новые идеалы: внешности, уровня образования и  доходов, стиля жизни и сексуального поведения. Это приводит к формированию все новых комплексов, в том  числе связанных с возрастными  изменениями. На ряду с комплексом «фотошопа», статуса и комплексом «нельзя удалить хирургически» развивается и комплекс старения. В современном обществе все чаще ценят не сколько профессиональный опыт, сколько успешность, которая ассоциируют с молодостью и активностью. В этих условиях возраст ощущается особенно болезненно (Е. Жорняк). И старость воспринимается как неизбежное  несчастье или преступление, за которое наказывают исключением из общества. Принято считать, что мужчины переживают старение не менее остро, чем женщины, нередко компенсируя чувство своей «неполноценности» инфантильным (безответственным) поведением. Прямое следствие неосуществимого требования - оставаться молодым - «Комплекс Питера Пэна» (Jean-David Nasio). А изменения, происходящие с женщиной, с ее статусом проходят на фоне противоречивых требований: развивать женственность и быть успешной в работе. [2] 

В зависимости от своего психотипа человек воспринимает и проживает старение по-разному: степень его обеспокоенности внешними признаками возраста может быть как нулевой, так и чрезмерной. 

В результате социологического исследования, недавно проведенного косметической маркой Chanel, было выделено пять групп женщин. 

1.Первые воспринимают  старение как естественный процесс:  внутреннее содержание для них  важнее, чем внешность. 

2.Вторые уверены,  что, поддерживая себя в хорошей  физической форме, проявления  возраста можно контролировать. 

3.Для третьих возраст  неотделим от их социальной  роли («Если ты стала бабушкой, значит, и выглядеть должна соответственно»). 

4.Четвертые обладают  нарциссическим складом характера,  в их представлении внешность  - залог социального успеха, и  возрастные изменения они воспринимают  как личную драму. 

5. А женщин пятой  группы - тревожных, пассивных, зависимых  - процесс старения пугает, потому  что ассоциируется со смертью. [4] 

Одно из первых изменений  в жизни, которое заставляет задумываться о собственной старости - уход на пенсию. При чем юридический пенсионный возраст часто не соответствует реальному времени ухода в отпуск по старости. А «сокращение» по причине пенсионного возраста для большинства является сильнейшим стрессом. Но человек не просто становится пенсионером, он чаще болеет. И в нашем сознании часто пожилой человек ассоциируется с инвалидом. Из-за регулярных посещений медицинских учреждений появляется новый круг общения, который ограничен и часто не несет в себе положительного заряда общения. Тем более, что сужается прежний круг общения. Пожилые люди часто находятся в условиях социального одиночества, даже если живут в большой семье с внуками и детьми. [1] 

Социальный мир  старших людей все еще близко связан с их непосредственной семьей. Исследование Clare Wenger's (1984,1992) показало, что среди старших людей наблюдается тенденция сближения с детьми. При этом забота со стороны членов семьи связана с физическими, социальными и финансовыми затратами. [5] 

Психологической особенностью пожилого возраста является ригидность мышления. Процессы мышления затормаживаются, что приводит к трудностям социальной адаптации. И здесь большую роль играет отсутствие мотивации саморазвития, личностного роста, убеждая всех и себя, что жизнь уже прошла. 

Для современных  пожилых людей характерным нарушением восприятия болезни является чрезмерное погружение в нее. Подобное поведение  влечет за собой негативные эмоции и депрессивное состояние (около 60 % людей после 55 лет находятся в  состоянии депрессии), сопровождающиеся чувством ненужности и одиночества. 

Одиночество как  психологическое явление связано  с особенностями мышления. У членов семьи из разных поколений представление  о различных сферах жизни разное, соответствующее каждому возрасту. Но пожилым людям труднее сориентироваться в представлениях детей и внуков, труднее найти взаимопонимание, а друзей становится все меньше. Не находя единомышленников, старики  не могут выразить все свои мысли  и чувства, а если и могут, то часто  остаются не понятыми. [1] 

Так основными опасностями  старости становятся: одиночество, апатия, жалость к себе, безнадежность, социальное исключение - разрушение социальных связей. 

При общих возрастных особенностях пожилых людей исследователям представляется возможным выделить несколько видов старости: 

Старость физическая - старение тела, ослабление организма, наличие разных болезней и особенно присущих пожилым. 

Старость социальная - уход на пенсию, сужение круга общения, потеря друзей-ровесников, супруга(и). 

Старость психологическая - нежелание развиваться, получать новые  знания, отсутствие интереса к окружающему  миру, к жизни других людей, невозможность  адаптироваться к изменениям собственной  жизни. [1] 

К сожалению, физическую старость предотвратить невозможно. Но возможно оставаться молодым социально  и психологически. 

Можно выделить еще  несколько типов старения: 

1. Пассивный тип  старения, 

2. Агрессивный тип  старения, 

3. Защитный тип  старения, 

4. Конструктивный  тип старения. Этот тип включает  в себя наличие хорошей эмоциональной  сферы (отсутствие страхов, тревоги), толерантность, самостоятельность  в решении проблем, адекватную  самооценку, наличие плана жизни. 

Конструктивный тип  старения предполагает активную старость. Активная старость - старость в условиях включенности в социальные связи. Пожилой  человек передает свой опыт, знания, чувствует себя нужным. Такое поведение  избавляет от чувства одиночества  и дает независимость. 

По Монтеню, старость - время досуга, развлечений, исчезновения груза забот и обязанностей. Старик, будущее которого сжимается, знает  цену каждого мгновения. В старости «мы переживаем наше человеческое предназначение как нечто целостное, а не только какую-то одну, урезанную его часть»; в этом возрасте можно «законно наслаждаться тем, что живешь». [3] 

На социальную активность пожилого человека влияют следующие  факторы: 

1.Принадлежность  к социальному классу. Bond and Coleman (1993), считают, что например, предполагают, что социальный класс - намного более сильный предсказатель образа жизни чем возраст. 

2.Пол, а точнее  гендер. Гендерная неустойчивость более поздней жизни подразумевает, что женщины по общей статистике живут дольше мужчин. 

3.Этническая принадлежность. 

Эти факторы определены в литературе как «тройная опасность» («triple jeopardy» (Norman, 1985). [5] 

Типы активных пожилых: 

1.Социальный тип  - выполняет общественно-политические  функции. 

2.Творческий тип  - генераторы идей, ученый, преподаватель. 

3.Политический тип  - участвует в политической жизни. 

Основной вопрос, на который необходимо найти ответ - Как превратить период старости в  период активной жизни. 

В социальной работе традиционно выделяют два типа стратегий  в социальной работе с пожилыми людьми: опекающая и стимулирующая стратегия. В каждой есть свои возможности. 

1.Опекающая стратегия  (патернализм) включает в себя  ответственность за пожилого, которая лежит на государстве. Активность пожилого человека при это минимальная, они беспомощны, зависимы. Если пожилой человек проявляет активность, то он считается «трудным». 

2. Стимулирующая  стратегия подразумевает реализацию  двух направлении: подготовку  к старости пожилого (осознание  изменений в профессии, развитие  гибкости мышления, формирование  положительного отношения к новому) и организация ситуаций для  включения пожилого в активную  социальную жизнь. В рамках  этой стратегии пожилой человек  выполняет функции воспитателя,  тренера, взрослого друга, агента-консультанта, организатора взаимной помощи, посредника, советника. 

Для лучшего результата обе стратегии должны дополнять  друг друга. 

Психологическое сопровождение  включает в себя групповую работу и индивидуальное консультирование. 

Работа с утратой, внушение надежды, уменьшение социальной изоляции, психологическая поддержка, избавление от страхов - это основные цели групповой работы с пожилыми людьми. 

Виды поддержки  группы: инструментальная (способы  и методы решения) и эмоциональная  и оправдывающая (понимание, сочувствие). [5] 

Утрата, потеря супруга, одиночество, отношения с семьей, зависимость от умерших, неврозы - основные цели индивидуального консультирования. Необходимо учитывать, что пожилой человек живет в прошлом и перестает развиваться как личность (Р.М. Грановская). В работе с подобными проблемами рекомендуют использовать следующие способы консультирования: Сценарий на будущее. Усиление ресурсов. Позитивное использование ситуации. Идентификация с семьей и внуками. 

Кроме таких традиционных методов психологической помощи существует метод самопомощи. Выделим 6 этапов самопомощи: 

1.Сбор информации  о пожилом клиенте. 

2.Анализ собранной  информации. 

3.Формулировка основной  проблемы пожилого человека. 

4.Цель самостоятельной  работы. 

5.Действия, которые  может освоить пожилой клиент. 

6.Оценка результативности  действий. [5] 

Таким образом, пенсионный возраст парадоксальным образом  становится возрастом возможностей: можно путешествовать, вернуться  на студенческую скамью, прожить еще  одну жизнь. Но и она имеет предел. Тогда наступает «вторая» старость, с ее приходом все замедляется, сужается горизонт. Лишившись автономии и  возможности развиваться, человек  рискует потерять себя. 

Старость - это не болезнь, и не стоит думать, будто  ей достаточно ухода и лечения. Старого  человека нужно сопровождать - это  сложная, важная задача общества. Сегодня  возраст - это не социальная роль, а  часто экзистенциальный кризис. И  каждый такой кризис человеку нужно  помочь по-новому осмыслить и пережить. 

Вот несколько принципов  работы с пожилыми и близкими людей пенсионного возраста: 

- расширять круг  общения. 

- обеспечивайте условия  для социальной активности пожилого  человека (хобби, осуществление мечты). 

- развивайте мышление: чтение, разгадывание кроссворды. 
 

Введение 

Постоянное возрастание  доли пожилых во всем населении становится влиятельной социально-демографической  тенденцией практически всех развитых стран.

Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение  уровня и качества жизни ведут  к увеличению средней ожидаемой  продолжительности жизни людей.

Информация о работе Социально-психологические проблемы пожилого возраста и способы психологической поддержки пожилых