Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа
Нельзя не сказать об актуальности и важности проблемы управления персоналом, как для организации, так и отдельного работника. В любом деле персонал является важной составляющей прибыльности организации. Правильное и целесообразное управление персоналом гарантирует успех работы предприятия. А успех предприятий обеспечивает благоприятную социально-экономическую обстановку в стране. В условиях рыночной экономики необходимо постоянно совершенствовать систему организации труда и управления персоналом, чтобы достигнуть социально-экономической стабильности в стране. Поэтому актуальность совершенствования методов управления персоналом в организации все более возрастает.
Есть методы управления, выработанные применительно к характеру и сложности производственного процесса или числу регистрируемой и анализируемой информации, то есть касающейся технологической, экономической и финансовой сторон организации. Такие методы обычно нейтральны по отношению к человеческим ценностям, их легче перенести из одной системы в другую. Однако и в этом случае их использование создает новую ситуацию, в которую будут вовлечены моральные положения. Например, метод контроля за производством или календарного планирования технического обслуживания, применение которого требует технология, может противоречить убеждениям и привычкам рабочих, касающихся пунктуальности, организации труда и дисциплины, обоснованного отсутствия на работе, точности и достоверности учтенной документации и т.д.
Работа с людьми – одна из самых сложных и многогранных форм человеческой деятельности. Для эффективного управления необходима система мотивов и стимулов, побуждающих работников раскрыть свои способности, плодотворно трудиться и эффективно использовать производственные ресурсы, создание которой невозможно без учета психологии личности и социально-психологических закономерностей развития коллектива.
Применение социально-
Для развития чувства корпоративности используются ритуалы. В повседневной жизни предприятия они могут играть разные роли: укреплять структуру предприятия либо ослаблять ее. Юбилеи, празднование достижений, зачисление в ряды лучших работников, публичные поощрения, участие в поощрительных поездках и т.д. демонстрируют, в чем заключаются интересы предприятия, что вознаграждается.
Отличной мерой для стимулирования персонала может являться участие работников в процессе управления, но следует объективно оценивать ситуацию, существуют обстоятельства когда уместно автократическое, авторитарное, одностороннее решение проблемы. Участие в управлении целесообразно в следующих случаях:
● выявить новые источники знаний и опыта;
● добиться сотрудничества,
умножающего усилия индивида, обеспечивая
помощь, поддержку и стимулы для
более высокой
● позволить тем, кто считает, что располагает знанием предмета или проблемы принять участие в их рассмотрении;
● прийти к согласию по спорным вопросам, проблемам и идеям, относящимся к повышению результативности и производительности, целям, программам мероприятий;
● дать возможность представителям подразделений, которых затрагивает вопрос, проблема, решение или мероприятие, повлиять на подход к ним и результаты, проникнутся соответствующей идеей;
● выявить и решить проблему, которую никто не считает своей, за которую никто не отвечает и которую никто не решает в силу организационных особенностей;
● обеспечить более широкое творческое обсуждение проблемы и нетрадиционное решение;
● преодолеть рамки узких интересов или сопротивление необходимым переменам;
● обеспечить трибуну для высказывания противоположных точек зрения на вопрос, проблему, решение или мероприятие;
● избежание скороспелых
и непродуманных действий, изучить
возможные последствия
● обеспечить возможность, время и другие ресурсы, необходимые для глубокого осмысления проблемы;
● научить людей прогнозировать новую информацию, перспективы, новые контакты и т.д.
Обстоятельства и ситуации, когда участие работников в управление неуместно:
● один человек обладает значительно большими знаниями о предмете, чем другие люди;
● те, кого решение затрагивает, признают и принимают превосходство одного человека;
● существует очевидное решение – легкоосуществимое, ясное и приемлемое, которое менеджер компании считает правильным;
● вопрос, проблема, решение или мероприятие представляют собой часть должностных обязанностей индивида, и неясно, согласиться ли работник с групповым подходом;
● вопрос не важный;
● нет времени для привлечения работников к решению проблемы;
● соответствующие люди работают охотнее и продуктивнее в одиночку;
● вовлечение в процесс управления коллектива не обеспечивает выгоды.
В рыночной экономике, как
известно выживают только те предприятия,
чья продукция (работы, услуги) находит
сбыт. Поэтому управлению сбытом, в
частотности стимулированием
Стимулы являются инструментами, вызывающими действие определенных мотивов. В качестве стимулов выступают какие-то предметы, действия других людей, носители обязательств и возможностей, все то, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия, или того, что он хотел бы приобрести в результате определенных действий.
Реакция на разные стимулы неодинакова у различных людей. Отсюда стимулы не имеют абсолютного значения, если люди не способны реагировать на них. Так, в условиях сильной инфляции заработная плата, деньги во многом утрачивают роль стимулов и уже ограниченно используются в рамках управления людьми.
Использование многообразных стимулов для мотивирования людей и предоставляет процесс стимулирования, который имеет самые различные формы. Одной из самых распространенных форм является материальное стимулирование. Роль последнего в обстановке рынка особенно значительна. Здесь важно правильно оценивать ситуацию, в рамках которой материальное стимулирование реализуется, стараться не преувеличивать его возможности, учитывая, что человек характерен очень сложной системой потребностей, интересов, приоритетов и целей.
Первым требованием при разработке эффективной системы стимулирования является учет функциональных обязанностей, которые выполняют работники предприятия.
В основе довольно широко распространенных, особенно в непроизводственной сфере, систем стимулирования работников лежит простой способ установления прямой зависимости между размером оплаты и объемом реализации. Такая система известна под названием «комиссионные вознаграждения». Традиционно понятие комиссионные ассоциируется с определенным процентом от суммы реализации (процентом с оборота), который получает работник, продавший товар.
Существует множество разновидностей данного метода, увязывающих оплату труда работников этой категории с результативностью их деятельности. Выбор конкретного метода зависит от того, какие цели преследует предприятие, а также от особенностей реализуемого товара, специфики рынка, культурных особенностей страны и других факторов.
Комиссионные в виде фиксированного процента от объема реализации устанавливаются, как правило, в ситуации, когда предприятие стремится, к максимальному увеличению общего объема продаж.
Поэтому на следующем
этапе отработки системы
Сложнее всего стимулировать
персонал, который на прямую не связан
с количественными характеристи
Оплата труда наемного работника включает основную заработную плату (оклад) и дополнительную (премии, надбавки и т.д.), заработная плата работников офиса: оклад в размере, установленном трудовым договором. Для непосредственной направленности офисных работников на увеличение прибыли предприятия, контроля за магазинами, поиска более выгодных контрактов целесообразно закрепить каждого из работников за каким-либо магазином, от выручки которого они будут получать процент, как премию к заработной плате. Данная система носит название участие в прибыли.
Кроме заработной платы возможно введение системы бонусов – разовые выплаты из прибыли организации. Годовой, полугодовой, новогодний бонусы, связанные со стажем и размером заработной платы.
Вторым требованием
к эффективной системе
Система стимулирования всегда складывается из двух основных блоков: материального и нематериального. Нематериальное направлено на повышение лояльности к сотрудникам компании одновременно со снижением издержек по компенсации им трудозатрат. Под нематериальными понимаются поощрения, которые не выдаются сотрудникам в виде наличных или безналичных средств, однако могут требовать инвестиций со стороны организации. Основной эффект, достигаемый с помощью нематериального стимулирования, - это повышение уровня лояльности и заинтересованности сотрудников в организации. Традиционно выделяют три группы нематериальных стимулов: не требующие инвестиций со стороны организации, требующие инвестиций и распределяемые безадресно; а также требуемые инвестиций и распределяемые адресно.
Стимулы, не требующие инвестиций со стороны организации:
● поздравления именинника с днем рождения (список именинников на информационном стенде, теплые слова, подарок от всех сотрудников «в складчину», важно чтобы именинников от лица коллектива поздравлял один из руководящих лиц компании);
● витрина успехов или доска почета ;
● листок позора, с именами тех, кто допустил сбои в работе, грубо или злостно нарушил стандарты принятые в компании, листок позора дает формализованную обратную связь и позволяет учиться на чужых ошибках, имена и фамилии в листках позора лучше шифровать, чтобы не нанести слишком сильный удар по самолюбию сотрудников;
● вымпелы и кубки лучшему сотруднику месяца, например. Эффективно, когда критерии присуждения объективны и известны всем;
● легенды компании – сотрудники, давно работающие в компании и внесшие значительный вклад в ее становление и развитие;
● прописанные критерии и этапы горизонтального и вертикального карьерного роста, назначение опытного наставника новичку тоже рассматривается как этап карьерного роста;
● включение сотрудников в процесс принятия решений, опросы, анкетирование, обсуждение с сотрудниками стратегических планов или информирование об их сути, рассмотрение их предложений;
● похвала, устная на общих собраниях и праздниках, вручение грамот, «поставить в пример»;
Стимулы, требующие инвестиций и распределяемые безадресно (главным образом такие стимулы работают на повышение качества трудовой жизни):
● обеспечение работников проездными билетами, определяется администрацией организации;
● предоставление формы, спецодежды (в отрасли торговли это непросто стимулирование, а обязанность работодателя);
● организация качественного медицинского обслуживания (медицинская страховка);
● улучшение организационно-
● организация обучения, как внутри, так и вне компании;
● корпоративные праздники – день основания организации, новый год, профессиональный и другие праздники, которые принято отмечать в организациях. Важно, чтобы кроме развлекательной программы была предусмотрена и официальная часть, посвященная успехам компании и сотрудникам. Развлекательная часть принесет больше пользы, если в нее будут включены элементы развития корпоративного духа;
Стимулы, требующие инвестиций, распределяемые адресно (при построении этой части следует предварительно провести анкетирование персонала об их предпочтениях, о том, что каждого из них лично стимулировало бы работать еще лучше):
● предоставление беспроцентной ссуды на улучшение жилищных условий, приобретение товаров длительного пользования. В данном случае стимулом является не получаемая сумма, а возможность взять в долг у организации с меньшими бюрократическими проволочками на более выгодных для сотрудников условиях, а также сам факт участия организации в жизни сотрудника, забота о нем;
● безвозмездная помощь компании (рождение ребенка, свадьба, тяжелая болезнь ближайших родственников или их смерть)
● обучение за счет компании 100% оплата обучения малоэффективна – сотрудник может недостаточно ценить предоставленную возможность, халатно относиться к учебе. Оптимальным на взгляд Станислава Гольберг, является соотношение: 70% - компания, 30% - сотрудник (естественно, когда организация заинтересована в прохождении сотрудником этого обучения);
● помощь в устройстве детей сотрудников в лагеря отдыха, учебные заведения (детские сады, школы);
● оплата мобильных телефонов и Интернета, если сотрудник использует личный телефон или домашний Интернет в служебных целях;
При создании системы стимулирования на предприятии необходимо придерживаться принципа гибкости системы. Гибкие системы стимулирования позволяют предпринимателю, с одной стороны, обеспечить работнику определенные гарантии получения заработной платы в соответствии с его опытом и профессиональными знаниями, а с другой стороны, поставить оплату труда работника в зависимость от его личных показателей в работе и от результатов работы предприятия в целом.
Информация о работе Социально-психологические методы управления персоналом