В том распространенном случае,
когда потенциальный аддикт отвергает
предположения окружающих о своей зависимости
от Интернета, ему/ей предлагается набор
утверждений, позволяющих диагностировать
характерный для этого человека способ
психологической защиты (как-то: блокировка
проблемы, минимизация, перенос вины на
других, оправдание, рационализация, ответное
нападение). [17]
3. Избавление от интернет-зависимости
и профилактика.
3.1 Стратегии освобождения от
Интернет зависимости.
Большинство специалистов признают,
что все аддикции имеют общую основу, а
избавление возможно только при согласии
самого аддикта выполнять терапевтические
предписания и рекомендации. Признавая
универсальный характер человеческих
аддикций, М.Орман [7] рекомендует всем,
кто стремится избавиться от зависимости
от Интернета, выполнять следующие действия:
установить предел времени,
которое можно проводить в Интернете,
заставлять себя время от времени
несколько дней подряд не работать в Интернете,
программным образом заблокировать
доступ к каким-то конкретным ресурсам
Интернета,
установить для себя правило
ни под каким видом не обращаться к Интернету
в течение рабочего дня (если только это
не входит в рабочие обязанности),
ввести чувствительные для
себя (однако без нанесения ущерба здоровью)
санкции за несоблюдение такого рода правил
и ограничений,
налагать на себя подобные санкции
до тех пор, пока не восстановится способность
выполнять данные самому себе обещания,
заставлять себя вместо работы
в Интернете заниматься чем-то другим,
научиться извлекать из жизни
другие наслаждения, способные заменить
или превзойти удовольствие, получаемое
при работе в Интернете,
обращаться за помощью всякий
раз, когда собственных усилий оказывается
недостаточно,
избегать таких встреч и пребывания
в таких местах, которые могли бы побудить
вернуться к аддиктивному поведению.
Для реализации такого рода
рекомендаций субъект должен достичь
определенной психологической зрелости
– например, способности к самоконтролю
и самоуправлению, развитой рефлексии,
а также умения и, главное, желания предвидеть
возможные последствия (в особенности
негативные) своих поступков. Все это довольно
проблематично для детей и подростков.
Тем более существенно, чтобы родители,
воспитатели, педагоги были способны оказать
им помощь в диагностике аддикции и в избавлении
от нее. Для этого необходимо разработать
подробные методические рекомендации
и снабдить ими все учебные заведения,
а также всех заинтересованных родителей.
К.Янг, Д.Гринфилд и некоторые
другие авторы делятся конкретным практическим
опытом помощи жертвам онлайновой зависимости.
Хотя этот опыт накоплен за короткое время,
он довольно обширен. Так, К.Янг приводит
два десятка признаков аддикции, рекомендаций
и "стратегий исцеления", предназначенных
для самих аддиктов, для их близких, для
педагогов и родителей [13]. Правда, лишь
немногие из этих стратегий направлены
на собственно исцеление - большинство
служат диагностике зависимости от Интернета.
При желании освободиться от
Интернет-зависимости может быть применена
стратегия управления затратами онлайнового
времени (например, изменить сложившееся
расписание повседневных занятий или
установить объективные ограничители
продолжительности сеансов работы в Интернете).
Либо другая стратегия: изготовить (и держать
в кармане, бумажнике, кошельке, косметичке
- главное, чтоб почаще попадались на глаза)
карточки, на одной стороне которых записаны
те проблемы и трудности, которые принесло
увлечение Интернетом, а на другой стороне
- те жизненные цели, достижение которых
пришлось отложить на будущее из-за этого
увлечения. Специальная стратегия, по
мнению К.Янг, может оказаться полезной
для студентов-аддиктов: им рекомендуется
отыскать и усвоить информацию о феномене
зависимости от Интернета, определить
наиболее аддиктогенный для себя способ
применения Интернета и попытаться от
него отказаться. Предпринимающим усилия
для избавления от зависимости предлагаются
следующие рекомендации: избегать рецидивов,
проявлять терпение, хвалить себя за частичные
успехи и реализацию промежуточных целей,
научиться управлять "запускающими"
аддиктивные желания эмоциями, позволить
близким людям помогать себе. [17]
Рекомендации, адресованные
родителям и воспитателям, имеют довольно
общий характер; они не расходятся с житейским
опытом и потому доступны каждому взрослому
человеку. В них, например, предлагается
приучить детей прибегать к помощи взрослых,
которым они доверяют, если удаленный
собеседник призывает их к неэтичным или
запретным действиям. К примеру, ребенок
не должен сообщать личную информацию
о себе или о своей семье незнакомым людям
ни при случайной встрече с ними на улице,
ни по телефону, ни посредством Интернета.
Данное требование, кстати говоря, довольно
часто забывается детьми при беседах со
случайными знакомыми посредством Интернета
– такие результаты принесло недавнее
эмпирическое исследование. [11] В ходе
этого исследования оказалось, что дети
свободно «выбалтывают» сведения о своей
семье, которые могли бы заинтересовать
маркетинговые фирмы и агентства (скажем,
в каких магазинах родители предпочитают
делать покупки, как они проводят выходные
и т.п.).
Столь же общий характер имеют
признаки, рекомендуемые для распознавания
зависимости ребенка от Интернета: ребенок
выглядит утомленным, у него ухудшается
успеваемость, наблюдается утрата интереса
к увлечениям и хобби, он сторонится друзей
и приятелей, перестает слушаться, особенно
когда это касается регулирования работы
в Интернете.
Как помочь такому ребенку?
Если семья полная - оба родителя должны
действовать сообща, оказывая ребенку
поддержку, но не потакая ему. Следует
проявлять подлинную заботу о ребенке,
это эффективнее критики и обвинений.
Можно открыто сообщить ему о желании
проконтролировать, сколь долго он пользуется
Интернетом и какими ресурсами - если он
принимает это желание в штыки и/или лжет,
такое поведение демонстрирует, скорее
всего, что ребенок отрицает свою аддикцию.
Не стоит восстанавливать ребенка против
себя, наказывая его или устанавливая
неприемлемые для него правила работы
в Интернете: намного предпочтительнее
выработать вместе с ним компромиссный
вариант. Желательно, чтобы компьютер
был установлен в общедоступном месте
- одно это способно иной раз разрушить
приватность и секретность переписки.
Полезно было бы постараться заинтересовать
ребенка чем-то еще (так, театральная студия
может оказаться альтернативой ролевой
игры в Интернете). Наконец, не следует
пренебрегать помощью специалиста-психотерапевта,
особенно если он компетентен в применении
Интернета. [12]
3.2 Профилактика феномена.
Наряду с исследованиями этого
феномена ведется активная профилактическая
деятельность. Высокую активность и в
исследованиях, и в лекционной работе,
и в предложении психотерапевтических
услуг проявляет К.Янг: руководя "Центром
онлайновой зависимости", она неустанно
знакомит с работой Центра педагогов,
менеджеров, специалистов по психическому
здоровью, а также широкую публику. Начиная
с 1999 г., столь же активен стал Д.Гринфилд.
Сотни статей и заметок на эту тему появляются
в популярной прессе компьютерной и медико-психологической
направленности, проводятся публичные
лекции, радио- и телевизионные выступления,
а также Web-дискуссии и тематические телеконференции.
Несколько клиник, ряд частнопрактикующих
специалистов активно занимаются терапией
Интернет-аддикции.
Многими авторами зависимость
от Интернета понимается расширительно.
Для К.Янг зависимость от Интернета - явление
многомерное, оно включает проявления
эскейпизма (бегства в виртуальную реальность
людей с низкой самооценкой, тревожных,
склонных к депрессии, ощущающих свою
незащищенность, одиноких или не понятых
близкими, тяготящихся своей работой,
учебой или социальным окружением), а наряду
с этим - поиск новизны, стремление к постоянной
стимуляции чувств, эмоциональную привязанность
(возможность выговориться, быть эмпатийно
понятым и принятым, освободиться тем
самым от острого переживания неприятностей
в реальной жизни, получить поддержку
и одобрение); упоминается и удовольствие
ощутить себя "виртуозом" в применении
компьютера и специальных поисковых либо
коммуникативных программ WWW в результате
преодоления свойственной, как оказывается,
многим аддиктам в недавнем прошлом технофобии,
а особенно ее разновидности - компьютерофобии,
т.е. боязни компьютеров и других видов
информационных технологий (Young, 1998). Нетрудно
заметить, что многие из перечисленных
качеств в очень значительной степени
присущи именно одаренным детям и подросткам.
Тем самым последние могут составить одну
из «групп риска» относительно попадания
в зависимость от работы в Интернете.[13]
Как уже отмечалось, в настоящее
время довольно значительная часть одаренных
детей и подростков не только положительно
относится к компьютерам, но и проводит
немало времени за работой с ними. Это
обусловлено рядом причин. Среди этих
причин – свойственная таким детям и подросткам
высокая познавательная мотивация, которая
выражается в их тяге ко всему новому,
еще не познанному; осознание уникальных
возможностей применения современных
ИТ для познания, общения или развлечения;
самостоятельное выполнение ими творческой
работы в рамках проектов, вызывающих
у них специальный (повышенный) интерес
и т.п. Не следует забывать и о такой причине,
как наличие характерных для одаренных
детей и подростков психологических проблем
и затруднений – к примеру, трудностей
в установлении и поддержании контактов
с окружающими.
В целом следует признать, что
феномен Интернет-аддикции не столь широко
распространен, как это представляется
в настоящее время некоторым исследователям.
Расширение симптоматики, преувеличение
количества потенциальных пациентов,
шумиха в прессе более всего удобны на
данный момент специалистам по психическому
здоровью и исследователям этого феномена.
Считается, что за проявлениями зависимости
от Интернета нередко скрываются другие
аддикции либо психические отклонения;
данное убеждение требует детального
обоснования. Очевидно, что феномен зависимости
от Интернета постоянно видоизменяется
вместе со стремительным развитием Интернета,
и это обстоятельство затрудняет достижение
вывода о природе данного феномена.
Выглядит безусловным, что зависимые
от Интернета дети и подростки нуждаются
в квалифицированной психотерапевтической
помощи. Такую помощь может оказать специалист
общего профиля, однако естественно предположить,
что чем лучше он будет разбираться в специфике
Интернет-аддикции, тем легче завоюет
доверие пациента и тем эффективнее будет
оказанная помощь. Учитывая, что проявления
Интернет-аддикции у одаренных детей и
подростков могут обладать определенной
спецификой в сравнении с аналогичными
эффектами, характеризующими их менее
одаренных сверстников, необходимы дополнительные
исследования, на основании которых окажется
возможным выработать адекватные рекомендации
для самих детей, для их родителей, педагогов
и воспитателей.
Заключение.
Итак, вопрос о самом существовании
заболевания, именуемого зависимостью
от Интернета, остается нерешенным. На
сегодняшний день Интернет-зависимость
не признается особым заболеванием. Не
существует психологического или психиатрического
диагноза: "Интернет-зависимость".
По сравнению с зависимостями от алкоголя
и наркотиков, зависимость от Интернета
в меньшей степени вредит здоровью человека,
не разрушает его мозг, и, казалось бы,
достаточна безопасна.
Как показывают данные исследований,
часто Интернет привлекает людей с заниженной
самооценкой, неудовлетворенных собой,
неспособных в реальной жизни строить
или поддерживать гармоничные отношения.
Такие люди обращаются к Интернету в поисках
недостающего уважения, любви и ощущения
собственной значимости. Они находят в
сетевом общении своего рода отдушину
и быстро попадают в зависимость.
Как отмечает К.Янг, зависимость
от Сети определяется, прежде всего, "суммой
потерь в существенных сторонах бытия".
Иногда чрезмерное увлечение Интернетом
действительно становится причиной серьезных
проблем. Неспособность контролировать
пребывание в виртуальных мирах может
повлечь за собой увольнение с работы,
исключение из школы или развод. Наиболее
разрушительной Интернет-зависимость
оказывается для семейных отношений, так
как у зависимого человека начинают появляться
новые онлайн знакомые.
Хотя современные психологи
и психиатры не пришли к единому мнению
о том, существует ли Интернет-зависимость,
как отмечает психолог Дж. Сулер, "когда
ваша реальная жизнь отделена от жизни
в киберпространстве - это проблема. Правильнее,
когда обе эти жизни объединены и составляют
единое целое".
А вот само существование феномена
зависимости от Интернета и соответствующих
форм поведения представляется несомненным.
Он требует тщательного психологического
изучения и все чаще - проведения практической
терапевтической работы.
Список использованной литературы.
Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е.
Психологические аспекты одарённости
детей и подростков в применении информационных
технологий. Изд-во МГУ, М., 2002
Виннер Т. Направления исследований
одаренности в применении ИТ. М., 2000
Войскунский А.Н. Зависимость от Интернета, М., 2000
Гриффитс М. Интернет-зависимость
и патологическим пристрастием. изд. «Пресс»,
М., 2001
Грохол Дж. Человеческие аддикции,
их свойства и особенности. М., 2003
Искусство общения в Интернет,
или сказкотерапия в действии // Мир ПК.
- 1998
Орман М. Интернет-зависимость
– диагностика и избавление от неё. М., 2002
Петрова Н.П. "Виртуальный
театр ДДТ" глазами его создателей //
Мир ПК. - 1998