Социально-психологическая природа компьютерной и Интернет-зависимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования весьма высока. Описаны случаи, когда систематическое увлечение Интернетом продолжалось у отдельных людей по 18 и более часов в сутки (Семпси, 2000), по 100 и более часов в неделю - впрочем, степень аддикции (зависимости) определяется, по словам К.Янг, не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в реальной жизни [13]. «Ущерб от Интернет-аддикции претерпевают такие существенные стороны бытия, как участие в жизни семьи и приятельской компании, выполнение повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периодики, просмотр телепередач, занятия спортом, хобби, социальные контакты (посещение концертов, хождение в гости и т.п.)» [14, с. 46].

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...……………………3
1. Человек и компьютер……………………………………………………………………………......4
1.1. Виртуальная реальность и виртуальное общение………………….……………….......4
1.2. Типы виртуально зависимых людей………………………...……………………...……5
1.3. Влияние компьютера на психику человека……………………………………………...6
2. Синдром Интернет-зависимости, его сущность и диагностика………………………………….8
2.1. Поведенческий феномен Интернет-зависимости ………………………………………8
2.2. Сущность компьютерной зависимости и её разновидности………………………….10
2.3. Симптоматика компьютерной зависимости……………………………………………11
3. Избавление от Интернет-зависимости и профилактика…………………………………………14
3.1. Стратегии освобождения от Интернет-зависимости…………………………………...14
3.2. Профилактика феномена…………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

ккр по психологии.docx

— 66.12 Кб (Скачать)

В том распространенном случае, когда потенциальный аддикт отвергает предположения окружающих о своей зависимости от Интернета, ему/ей предлагается набор утверждений, позволяющих диагностировать характерный для этого человека способ психологической защиты (как-то: блокировка проблемы, минимизация, перенос вины на других, оправдание, рационализация, ответное нападение). [17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Избавление от интернет-зависимости  и профилактика.

 

3.1 Стратегии освобождения от  Интернет зависимости.

 

Большинство специалистов признают, что все аддикции имеют общую основу, а избавление возможно только при согласии самого аддикта выполнять терапевтические предписания и рекомендации. Признавая универсальный характер человеческих аддикций, М.Орман [7] рекомендует всем, кто стремится избавиться от зависимости от Интернета, выполнять следующие действия:

  1. установить предел времени, которое можно проводить в Интернете,

  1. заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете,

  1. программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета,

  1. установить для себя правило ни под каким видом не обращаться к Интернету в течение рабочего дня (если только это не входит в рабочие обязанности),

  1. ввести чувствительные для себя (однако без нанесения ущерба здоровью) санкции за несоблюдение такого рода правил и ограничений,

  1. налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится способность выполнять данные самому себе обещания,

  1. заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-то другим,

  1. научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Интернете,

  1. обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно,

  1. избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться к аддиктивному поведению.

 

Для реализации такого рода рекомендаций субъект должен достичь определенной психологической зрелости – например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков. Все это довольно проблематично для детей и подростков. Тем более существенно, чтобы родители, воспитатели, педагоги были способны оказать им помощь в диагностике аддикции и в избавлении от нее. Для этого необходимо разработать подробные методические рекомендации и снабдить ими все учебные заведения, а также всех заинтересованных родителей.

К.Янг, Д.Гринфилд и некоторые другие авторы делятся конкретным практическим опытом помощи жертвам онлайновой зависимости. Хотя этот опыт накоплен за короткое время, он довольно обширен. Так, К.Янг приводит два десятка признаков аддикции, рекомендаций и "стратегий исцеления", предназначенных для самих аддиктов, для их близких, для педагогов и родителей [13]. Правда, лишь немногие из этих стратегий направлены на собственно исцеление - большинство служат диагностике зависимости от Интернета.

При желании освободиться от Интернет-зависимости может быть применена стратегия управления затратами онлайнового времени (например, изменить сложившееся расписание повседневных занятий или установить объективные ограничители продолжительности сеансов работы в Интернете). Либо другая стратегия: изготовить (и держать в кармане, бумажнике, кошельке, косметичке - главное, чтоб почаще попадались на глаза) карточки, на одной стороне которых записаны те проблемы и трудности, которые принесло увлечение Интернетом, а на другой стороне - те жизненные цели, достижение которых пришлось отложить на будущее из-за этого увлечения. Специальная стратегия, по мнению К.Янг, может оказаться полезной для студентов-аддиктов: им рекомендуется отыскать и усвоить информацию о феномене зависимости от Интернета, определить наиболее аддиктогенный для себя способ применения Интернета и попытаться от него отказаться. Предпринимающим усилия для избавления от зависимости предлагаются следующие рекомендации: избегать рецидивов, проявлять терпение, хвалить себя за частичные успехи и реализацию промежуточных целей, научиться управлять "запускающими" аддиктивные желания эмоциями, позволить близким людям помогать себе. [17]

Рекомендации, адресованные родителям и воспитателям, имеют довольно общий характер; они не расходятся с житейским опытом и потому доступны каждому взрослому человеку. В них, например, предлагается приучить детей прибегать к помощи взрослых, которым они доверяют, если удаленный собеседник призывает их к неэтичным или запретным действиям. К примеру, ребенок не должен сообщать личную информацию о себе или о своей семье незнакомым людям ни при случайной встрече с ними на улице, ни по телефону, ни посредством Интернета. Данное требование, кстати говоря, довольно часто забывается детьми при беседах со случайными знакомыми посредством Интернета – такие результаты принесло недавнее эмпирическое исследование. [11] В ходе этого исследования оказалось, что дети свободно «выбалтывают» сведения о своей семье, которые могли бы заинтересовать маркетинговые фирмы и агентства (скажем, в каких магазинах родители предпочитают делать покупки, как они проводят выходные и т.п.).

Столь же общий характер имеют признаки, рекомендуемые для распознавания зависимости ребенка от Интернета: ребенок выглядит утомленным, у него ухудшается успеваемость, наблюдается утрата интереса к увлечениям и хобби, он сторонится друзей и приятелей, перестает слушаться, особенно когда это касается регулирования работы в Интернете.

Как помочь такому ребенку? Если семья полная - оба родителя должны действовать сообща, оказывая ребенку поддержку, но не потакая ему. Следует проявлять подлинную заботу о ребенке, это эффективнее критики и обвинений. Можно открыто сообщить ему о желании проконтролировать, сколь долго он пользуется Интернетом и какими ресурсами - если он принимает это желание в штыки и/или лжет, такое поведение демонстрирует, скорее всего, что ребенок отрицает свою аддикцию. Не стоит восстанавливать ребенка против себя, наказывая его или устанавливая неприемлемые для него правила работы в Интернете: намного предпочтительнее выработать вместе с ним компромиссный вариант. Желательно, чтобы компьютер был установлен в общедоступном месте - одно это способно иной раз разрушить приватность и секретность переписки. Полезно было бы постараться заинтересовать ребенка чем-то еще (так, театральная студия может оказаться альтернативой ролевой игры в Интернете). Наконец, не следует пренебрегать помощью специалиста-психотерапевта, особенно если он компетентен в применении Интернета. [12]

 

3.2 Профилактика феномена.

 

Наряду с исследованиями этого феномена ведется активная профилактическая деятельность. Высокую активность и в исследованиях, и в лекционной работе, и в предложении психотерапевтических услуг проявляет К.Янг: руководя "Центром онлайновой зависимости", она неустанно знакомит с работой Центра педагогов, менеджеров, специалистов по психическому здоровью, а также широкую публику. Начиная с 1999 г., столь же активен стал Д.Гринфилд. Сотни статей и заметок на эту тему появляются в популярной прессе компьютерной и медико-психологической направленности, проводятся публичные лекции, радио- и телевизионные выступления, а также Web-дискуссии и тематические телеконференции. Несколько клиник, ряд частнопрактикующих специалистов активно занимаются терапией Интернет-аддикции.

Многими авторами зависимость от Интернета понимается расширительно. Для К.Янг зависимость от Интернета - явление многомерное, оно включает проявления эскейпизма (бегства в виртуальную реальность людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением), а наряду с этим - поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение); упоминается и удовольствие ощутить себя "виртуозом" в применении компьютера и специальных поисковых либо коммуникативных программ WWW в результате преодоления свойственной, как оказывается, многим аддиктам в недавнем прошлом технофобии, а особенно ее разновидности - компьютерофобии, т.е. боязни компьютеров и других видов информационных технологий (Young, 1998). Нетрудно заметить, что многие из перечисленных качеств в очень значительной степени присущи именно одаренным детям и подросткам. Тем самым последние могут составить одну из «групп риска» относительно попадания в зависимость от работы в Интернете.[13]

Как уже отмечалось, в настоящее время довольно значительная часть одаренных детей и подростков не только положительно относится к компьютерам, но и проводит немало времени за работой с ними. Это обусловлено рядом причин. Среди этих причин – свойственная таким детям и подросткам высокая познавательная мотивация, которая выражается в их тяге ко всему новому, еще не познанному; осознание уникальных возможностей применения современных ИТ для познания, общения или развлечения; самостоятельное выполнение ими творческой работы в рамках проектов, вызывающих у них специальный (повышенный) интерес и т.п. Не следует забывать и о такой причине, как наличие характерных для одаренных детей и подростков психологических проблем и затруднений – к примеру, трудностей в установлении и поддержании контактов с окружающими.

В целом следует признать, что феномен Интернет-аддикции не столь широко распространен, как это представляется в настоящее время некоторым исследователям. Расширение симптоматики, преувеличение количества потенциальных пациентов, шумиха в прессе более всего удобны на данный момент специалистам по психическому здоровью и исследователям этого феномена. Считается, что за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие аддикции либо психические отклонения; данное убеждение требует детального обоснования. Очевидно, что феномен зависимости от Интернета постоянно видоизменяется вместе со стремительным развитием Интернета, и это обстоятельство затрудняет достижение вывода о природе данного феномена.

Выглядит безусловным, что зависимые от Интернета дети и подростки нуждаются в квалифицированной психотерапевтической помощи. Такую помощь может оказать специалист общего профиля, однако естественно предположить, что чем лучше он будет разбираться в специфике Интернет-аддикции, тем легче завоюет доверие пациента и тем эффективнее будет оказанная помощь. Учитывая, что проявления Интернет-аддикции у одаренных детей и подростков могут обладать определенной спецификой в сравнении с аналогичными эффектами, характеризующими их менее одаренных сверстников, необходимы дополнительные исследования, на основании которых окажется возможным выработать адекватные рекомендации для самих детей, для их родителей, педагогов и воспитателей.

Заключение.

 

Итак, вопрос о самом существовании заболевания, именуемого зависимостью от Интернета, остается нерешенным. На сегодняшний день Интернет-зависимость не признается особым заболеванием. Не существует психологического или психиатрического диагноза: "Интернет-зависимость". По сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, зависимость от Интернета в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и, казалось бы, достаточна безопасна.

Как показывают данные исследований, часто Интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения. Такие люди обращаются к Интернету в поисках недостающего уважения, любви и ощущения собственной значимости. Они находят в сетевом общении своего рода отдушину и быстро попадают в зависимость.

Как отмечает К.Янг, зависимость от Сети определяется, прежде всего, "суммой потерь в существенных сторонах бытия". Иногда чрезмерное увлечение Интернетом действительно становится причиной серьезных проблем. Неспособность контролировать пребывание в виртуальных мирах может повлечь за собой увольнение с работы, исключение из школы или развод. Наиболее разрушительной Интернет-зависимость оказывается для семейных отношений, так как у зависимого человека начинают появляться новые онлайн знакомые.

Хотя современные психологи и психиатры не пришли к единому мнению о том, существует ли Интернет-зависимость, как отмечает психолог Дж. Сулер, "когда ваша реальная жизнь отделена от жизни в киберпространстве - это проблема. Правильнее, когда обе эти жизни объединены и составляют единое целое".

А вот само существование феномена зависимости от Интернета и соответствующих форм поведения представляется несомненным. Он требует тщательного психологического изучения и все чаще - проведения практической терапевтической работы.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические аспекты одарённости детей и подростков в применении информационных технологий. Изд-во МГУ, М., 2002

  1. Виннер Т. Направления исследований одаренности в применении ИТ. М., 2000

  1. Войскунский А.Н. Зависимость от Интернета, М., 2000

  1. Гриффитс М. Интернет-зависимость и патологическим пристрастием. изд. «Пресс», М., 2001

  1. Грохол Дж. Человеческие аддикции, их свойства и особенности. М., 2003

  1. Искусство общения в Интернет, или сказкотерапия в действии // Мир ПК. - 1998

  1. Орман М. Интернет-зависимость – диагностика и избавление от неё. М., 2002

  1. Петрова Н.П. "Виртуальный театр ДДТ" глазами его создателей // Мир ПК. - 1998

Информация о работе Социально-психологическая природа компьютерной и Интернет-зависимости