Социально-психологическая природа компьютерной и Интернет-зависимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования весьма высока. Описаны случаи, когда систематическое увлечение Интернетом продолжалось у отдельных людей по 18 и более часов в сутки (Семпси, 2000), по 100 и более часов в неделю - впрочем, степень аддикции (зависимости) определяется, по словам К.Янг, не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в реальной жизни [13]. «Ущерб от Интернет-аддикции претерпевают такие существенные стороны бытия, как участие в жизни семьи и приятельской компании, выполнение повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периодики, просмотр телепередач, занятия спортом, хобби, социальные контакты (посещение концертов, хождение в гости и т.п.)» [14, с. 46].

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...……………………3
1. Человек и компьютер……………………………………………………………………………......4
1.1. Виртуальная реальность и виртуальное общение………………….……………….......4
1.2. Типы виртуально зависимых людей………………………...……………………...……5
1.3. Влияние компьютера на психику человека……………………………………………...6
2. Синдром Интернет-зависимости, его сущность и диагностика………………………………….8
2.1. Поведенческий феномен Интернет-зависимости ………………………………………8
2.2. Сущность компьютерной зависимости и её разновидности………………………….10
2.3. Симптоматика компьютерной зависимости……………………………………………11
3. Избавление от Интернет-зависимости и профилактика…………………………………………14
3.1. Стратегии освобождения от Интернет-зависимости…………………………………...14
3.2. Профилактика феномена…………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

ккр по психологии.docx

— 66.12 Кб (Скачать)

Выглядит безусловным, что зависимые от Интернета дети и подростки нуждаются в квалифицированной психотерапевтической помощи. Такую помощь может оказать специалист общего профиля, однако естественно предположить, что чем лучше он будет разбираться в специфике Интернет-аддикции, тем легче завоюет доверие пациента и тем эффективнее будет оказанная помощь. Учитывая, что проявления Интернет-аддикции у одаренных детей и подростков могут обладать определенной спецификой в сравнении с аналогичными эффектами, характеризующими их менее одаренных сверстников, необходимы дополнительные исследования, на основании которых окажется возможным выработать адекватные рекомендации для самих детей, для их родителей, педагогов и воспитателей. [17]

 

2. Синдром зависимости от Интернета, его сущность и диагностика

 

2.1 Поведенческий феномен зависимости  от Интернета

 

Среди наиболее активно обсуждаемых в настоящее время опасностей и негативных психологических последствий работы с компьютерами и другими элементами информационных технологий – так называемый феномен зависимости от Интернета.[3] Нередко говорят даже о заболевании, или синдроме "наркозависимости от Интернета", или, что то же самое, об "Интернет-аддикции" (Internet Addiction Disorder). В определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому синдрому, больших разногласий между специалистами нет.[13]

Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, а уж тем более прекратить работу; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые размышления об Интернете в такие периоды; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы; почти навязчивое желание осуществлять подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новинках Интернета, обсуждать их с окружающими; готовность тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или влезанием в долги; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких и начальства; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в ночное время; избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением Интернета; пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без остатка "личное" время, работая в Интернете; постоянное "забывание" о еде, готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьютера; злоупотребления кофе и другими тонизирующими средствами.

Иногда к вышеприведенному списку поведенческих феноменов, характеризующих наркозависимость от Интернета, добавляют указания на физиологическую реакцию (увеличение кровяного давления, учащение пульса) по типу условного рефлекса на модемное соединение; длительные периоды измененного состояния сознания по типу медитативного или трансового состояния при работе в Интернете; гипертрофированную раздражительность при прерывании извне сеанса связи с Интернетом; сновидения по типу пассивного "просмотра текста".[14]

История обсуждения данного феномена специалистами по психическому здоровью, а в самое последнее время и специалистами по семиотике и по изучению коммуникативных процессов – довольно короткая: в конце 1994 г. К.Янг разработала и поместила специальный опросник на web-сайт Питтсбургского университета в США (www.pitt.edu/~ksy/survey) и вскоре получила почти 500 ответов, из которых около 400 были отправлены, как утверждает исследовательница, аддиктами; весной 1995 г. И.Голдберг предложил набор диагностических критериев для определения заболевания, названного им Internet Addiction Disorder (IAD) – см. www.cog.brown.edu/ brochure/people/ duchon/humor/internet.addiction.html. Это определение в основных своих чертах следует описанию феномена патологической зависимости от азартных игр, причем И.Голдберг не считает такое сходство случайным, поскольку сознательно опирался на медицинское описание зависимости от игр. Лишь позже оказалось, что предложенное И.Голдбергом определение IAD является ... шуткой. По предположению Дж.Сулера, на тонкую шутку указывает один-единственный элемент в вышеприведенном веб-адресе, а именно "humor". [10]

Шутка была, тем не менее, воспринята всерьез. В 1995 году К.Янг – одна из наиболее последовательных исследователей в данной области - организовала "Центр онлайновой зависимости", на базе которого в 1997 г. была создана одноименная исследовательская и консультативно-психотерапевтическая Web-служба (netaddiction.com). С тех пор наименование "Интернет-аддикция" применяется достаточно широко.

Определенные основания для этого имеются, поскольку под аддикцией (т.е. зависимостью от чего-то) обыкновенно подразумевается следующее комплексное явление: неготовность отказаться от испытываемого в результате аддиктивного поведения удовольствия, несогласие с квалификацией собственного поведения как заболевания и отказ от помощи, пренебрежение существенными до недавнего времени моментами в жизни, разрушение в результате такого поведения отношений со значимыми людьми (друзьями и близкими), неприятие критики аддиктивного поведения со стороны других людей, защиту от подобной критики и возникновение чувства вины и беспокойства, желание и готовность скрыть аддиктивное поведение, безуспешность попыток самостоятельно отказаться от зависимости, часто - наличие других глубинных потребностей, которые лишь маскируются под конкретную аддикцию. Как нетрудно убедиться, ряд перечисленных эффектов мог бы характеризовать зависимость от Интернета.[13]

 

2.2 Сущность компьютерной зависимости  и её разновидности.

 

 

В формальном представлении (в WWW) Центра онлайновой зависимости (netaddiction.com/whatis.htm) перечислен едва ли не весь спектр негативных феноменов, проявляющихся в условиях применения информационных технологий. Итак, под онлайн-зависимостью К.Янг понимает:

- зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к  работе с компьютером (играм, программированию  или другим видам деятельности);

- "информационную перегрузку", т.е. компульсивную навигацию по WWW, поиск в удаленных базах  данных;

- компульсивное применение  Интернета, т.е. патологическую привязанность  к опосредствованным Интернетом  азартным играм, онлайновым аукционам  или электронной торговле,

- зависимость от "кибер-отношений", т.е. от социальных применений  Интернета: от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, от установления в ходе такого  общения дружеских отношений  или "флирта", что может в  итоге привести к замене имеющихся  в реальной жизни семьи и  друзей виртуальными,

- зависимость от "киберсекса", т.е. от порнографических сайтов  в Интернете, от обсуждения сексуальной  тематики в чатах или специальных  телеконференциях "для взрослых".[13]

Последний аспект Интернет-зависимости особым образом преломляется, если речь заходит о детях и подростках. В настоящее время предпринимается немало усилий, как организационно-правовых, так и технических, направленных на уменьшение вероятности доступа несовершеннолетних к эротическим и порнографическим ресурсам в Интернете (такого рода ресурсов в Интернете достаточно много). Все эти усилия не привели, да и не могут, судя по всему, привести к решительному ограничению детей и подростков от ресурсов сомнительного – и уже в силу этого соблазнительного – содержания. Более того, если сделать основной упор на технические эффекты (например, на разработке все более совершенных программных фильтров, призванных не пропускать сексуально окрашенные изображения и тексты на компьютеры, за которыми работают дети), то для одаренных детей и подростков открывается новое и весьма обширное поле деятельности: искать (и находить, скорее всего) способы обойти запреты, «обманув» ожидания конструкторов программно-технических средств и педагогов. Дабы не стимулировать еще одно направление разрушительной по своей сути активности одаренных детей и подростков, нам кажется целесообразным дополнить программно-технические и организационно-правовые меры адекватными психолого-педагогическими усилиями.

Как и другие исследователи и/или консультанты, К.Янг разработала специальный тест (netaddiction.com/survey) для самостоятельного определения людьми степени своей "зависимости" от Интернета. При этом в работах К.Янг не отражены в одинаковой степени все пять перечисленных разновидностей онлайн-зависимости. Другие специалисты также в значительной степени опираются на опыт тех аддиктов, кто увлечен чатами, интерактивными играми и навигацией по сайтам WWW - например, по электронным магазинам и аукционам. На некоторые опросники могут отвечать не только взрослые, но и подростки; имеются специальные вопросы и рекомендации для педагогов и родителей, предполагающих, что их дети могут быть квалифицированы как зависимые от Интернета. [13]

 

2.3 Симптоматика компьютерной зависимости.

 

Симптоматика зависимости от Интернета не всегда может быть отделена от симптоматики т.е. "зависимости от компьютеров" или "патологического (избыточного) применения компьютеров". Говорят и о "зависимости от киберпространства" или о "зависимости от виртуальной реальности". Тем самым "Интернет-аддикты" отделяются от всем знакомых игроголиков и работоголиков, которые чрезвычайно интенсивно применяют Интернет, однако не испытывают при этом патологического пристрастия к "киберпространству" или к "виртуальной реальности". Тем не менее на тесной связи между Интернет-зависимостью и патологическим пристрастием к азартным играм настаивает, к примеру, М.Гриффитс. [4]

В условиях терминологической разноголосицы достаточно обоснованной выглядит точка зрения Дж.Грохола, согласно которой почти любое человеческое увлечение (напр., играми, работой, художественным, научным или техническим творчеством, путешествиями, спортом, дегустацией пищи или напитков, программированием, коллекционированием, заботой о собственном здоровье и т.д. и т.п.) в своих крайних формах дает определенные основания говорить об аддикции. Согласны ли мы считать увлеченного филателиста или музыканта, спортсмена или киномана, туриста или знатока аквариумных рыбок "аддиктом" и рекомендовать ему/ей пройти курс лечения? Не возникает ли искушение назвать "зависимыми" тех, кто подолгу (много дольше, чем "Интернет-аддикт" работает в Интернете) говорит по телефону либо смотрит телепередачи? Вопрос переводится из тематики психического здоровья в проблематику общественного договора о норме и патологии. Так что на данный момент говорить о наркозависимости от Интернета как о заболевании неправомерно, а вот заявлять о таком феномене, заниматься его исследованием и оказанием психологической помощи подверженным ему людям - вполне актуально и гуманно, особенно когда речь идет о детях, чья психика только формируется и весьма чувствительна к разного рода воздействиям.[5]

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

  • невозможность остановиться;

  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

  • пренебрежение семьей и друзьями;

  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

  • ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

  • проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

  • предвкушение следующего сеанса онлайн;

  • увеличение времени, проводимого онлайн;

  • увеличение количества денег, расходуемых онлайн. [14]

 

     Собственно все эти симптомы вы встретите у людей с любой другой зависимостью, будь то алкоголь, наркотики или работа. Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимых усугубляется, превращаясь в манию. Испытывая эйфорию за компьютером, они одновременно культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким. Эти люди больны, и болезнь их ведет к глубоким изменениям личности, появлению новых, довольно неприятных, черт характера.

      Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом" (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

     Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству. [15]

     Диагностика часто основывается на самостоятельно выполняемой аддиктом оценке - например, на какие прежде любимые занятия и хобби не остается досуга из-за Интернета, или сколько времени расходуется на конкретные виды опосредствованной Интернетом деятельности, или мимо каких жизненных интересов пришлось пройти в силу увлеченности Интернетом, или какие чувства ("эмоциональные крючки") особенно сильно привязывают к Интернету.

Информация о работе Социально-психологическая природа компьютерной и Интернет-зависимости