Социально-психологическая природа компьютерной и Интернет-зависимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования весьма высока. Описаны случаи, когда систематическое увлечение Интернетом продолжалось у отдельных людей по 18 и более часов в сутки (Семпси, 2000), по 100 и более часов в неделю - впрочем, степень аддикции (зависимости) определяется, по словам К.Янг, не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в реальной жизни [13]. «Ущерб от Интернет-аддикции претерпевают такие существенные стороны бытия, как участие в жизни семьи и приятельской компании, выполнение повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периодики, просмотр телепередач, занятия спортом, хобби, социальные контакты (посещение концертов, хождение в гости и т.п.)» [14, с. 46].

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...……………………3
1. Человек и компьютер……………………………………………………………………………......4
1.1. Виртуальная реальность и виртуальное общение………………….……………….......4
1.2. Типы виртуально зависимых людей………………………...……………………...……5
1.3. Влияние компьютера на психику человека……………………………………………...6
2. Синдром Интернет-зависимости, его сущность и диагностика………………………………….8
2.1. Поведенческий феномен Интернет-зависимости ………………………………………8
2.2. Сущность компьютерной зависимости и её разновидности………………………….10
2.3. Симптоматика компьютерной зависимости……………………………………………11
3. Избавление от Интернет-зависимости и профилактика…………………………………………14
3.1. Стратегии освобождения от Интернет-зависимости…………………………………...14
3.2. Профилактика феномена…………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

ккр по психологии.docx

— 66.12 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Институт гуманитарных и социальных наук

Кафедра психологии

 

 

Контрольно-курсовая работа

По дисциплине «Психология»

На тему «Социально-психологическая природа компьютерной и Интернет-зависимости»

 

 

 

Выполнил: студент группы 820441

Кузнецова Я.В.

Проверил: доцент кафедры психологии

Бородачева О.В.

 

 

 

 

 

 

Тула, 2014г.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...……………………3

1. Человек и компьютер……………………………………………………………………………......4

1.1. Виртуальная реальность и виртуальное общение………………….……………….......4

1.2. Типы виртуально зависимых людей………………………...……………………...……5

1.3. Влияние компьютера на психику человека……………………………………………...6

2. Синдром Интернет-зависимости, его сущность и диагностика………………………………….8

2.1. Поведенческий феномен Интернет-зависимости ………………………………………8

2.2. Сущность компьютерной зависимости и её разновидности………………………….10

2.3. Симптоматика компьютерной  зависимости……………………………………………11

3. Избавление от Интернет-зависимости и профилактика…………………………………………14

3.1. Стратегии освобождения от Интернет-зависимости…………………………………...14

3.2. Профилактика феномена…………………………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы………………………………………………………………...19

Приложение 1………………………………………………………………………………………….20

Приложение 2………………………………………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бурное развитие информационных технологий облегчает и упрощает жизнь людей, но как известно, у медали две стороны.

В наши дни пользователей Интернета становится все больше и больше, и, к сожалению, постоянно растут и связанные с этим проблемы. Я затрону такую серьёзную проблему, как зависимость. Зависимость – это болезнь, при которой человек уже не принадлежит себе полностью. Компьютерная и Интернет-зависимость может иметь разные формы. Например, киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом; постоянные покупки и участие в аукционах; навязчивая потребность в онлайн-играх; пристрастие к виртуальным знакомствам; информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам; компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры…

            Актуальность данного исследования весьма высока. Описаны случаи, когда систематическое увлечение Интернетом продолжалось у отдельных людей по 18 и более часов в сутки (Семпси, 2000), по 100 и более часов в неделю - впрочем, степень аддикции (зависимости) определяется, по словам К.Янг, не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в реальной жизни [13]. «Ущерб от Интернет-аддикции претерпевают такие существенные стороны бытия, как участие в жизни семьи и приятельской компании, выполнение повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периодики, просмотр телепередач, занятия спортом, хобби, социальные контакты (посещение концертов, хождение в гости и т.п.)» [14, с. 46].

             Всё больше и больше времени люди тратят на непроизводительную деятельность (к примеру, на компьютерные игры) и некоторые учебные заведения уже вынуждены привлекать специалистов, способных диагностировать «избыточное применение» учащимися Интернета и консультировать представителей этих своеобразных «групп риска».

Цель данной курсовой работы - изучение социально-психологической природы зависимости от компьютерных игр и Интернета.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ Интернет зависимости.

2. Обобщить опыт эмпирического  изучения данной проблемы в  мировой психологической науке.

3. Разработать перспективу  дальнейшего изучения данной  проблематики.

 

 

1. Человек и компьютер

 

1.1. Виртуальная реальность и  виртуальное общение

 

На протяжении истории человечества альтернативные и искусственные реальности имели много разных форм. Например, телевизор является средством создания виртуальной реальности. Или те же компьютерные игры, в которых существует большой ассортимент виртуальных миров – от самых простых до наиболее сложных – со стереоскопическим зрением, вполне реальным звуковым сопровождением и даже ощущениями. Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают играющего. Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход.

Виртуальная реальность – это интерактивное графическое (и в меньшей степени аудиальное и тактильное) представление киберпространства.

В 1984 году Вильям Гибсон опубликовал роман "Neuromancer", в котором впервые ввел понятие киберпространства: "Киберпространство - это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды обычных операторов во всем мире " После выхода романа Гибсона постепенно киберпространством стали называть пространство, созданное всемирной телекоммуникационной сетью и другими компьютерными системами связи и коммуникации.

Сетевая коммуникация имеет массу преимуществ по сравнению с общепринятыми способами личного общения. Вы можете поддерживать контакты с людьми, которые находятся на расстоянии десятков тысяч километров от вас, круг общения потенциально можно расширять до бесконечности, и вам не нужно беспокоиться о своей внешности и о том, какое вы произведете впечатление: ведь в основном общение в Интернет происходит с помощью текста. Здесь нет интонаций и мимики. Однако это не значит, что здесь нет чувств. Эмоциональная вовлеченность в обсуждаемую тему преодолевает чисто "интеллектуальную" сущность компьютера - и люди устанавливают эмоциональные отношения, влюбляются, ссорятся, радуются и переживают. Воображение заполняет пустоты, оставленные ощущениями.

Обычные люди вовлечены в виртуальное общение в зависимости от индивидуальных склонностей к взаимодействию и самораскрытию. Одни люди просто читают, что пишут другие, другие лезут с парой своих слов, куда только можно. Но, так или иначе, очень немногие существуют только в одном киберсообществе, и немногие используют только одно средство общения в Интернет.

В отношении компьютерных игр уже зафиксирована репрезентативная выборка случаев "виртуальной зависимости". Примерно 4% детей в возрасте 12-16 лет играют в компьютерные игры 30 часов в неделю. На что-либо другое (друзья, учеба) у них не остается времени. Можно выделить зависимость первого и второго порядка.[3]

Зависимые 1-го порядка чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры. Они любят играть группами в сети, получают позитивное подкрепление со стороны группы, когда становятся победителями и именно это является для них главным. Компьютер для них - средство получить социальное вознаграждение. Их зависимость сродни зависимости от мольберта и кисточек юных любителей рисовать или зависимости от спортзала юных любителей спорта (если конечно эта любовь не перерастает во всепоглощающую страсть, порождающую дезадаптацию).

Зависимые 2-го порядка - это настоящие жертвы "виртуальной зависимости". Они используют компьютер для бегства от чего-либо в своей жизни, и их привязанность к машине - симптом более глубоких проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и т.д.). "Виртуальная зависимость" может привести к социальной и эмоциональной изоляции, психическим расстройствам и информационным перегрузкам, к индивидуализму и отчуждению.[3]

 

1.2. Типы виртуально зависимых людей

 

Первые посетители Интернета были люди примерно одного круга, близкие и по образованию, и по культуре, и по интересам. Это были технари, и в Сеть они шли в первую очередь с целью решить свои профессиональные вопросы или удовлетворить профессиональный интерес. Когда - пусть даже в виртуальной реальности - встречаются два профессионала, их общение строится на принципах взаимоуважения и взаимной корректности.

Агрессоры – их девиантное поведение в Интернет помогает сублимировать свои наклонности, которые не могут быть выражены в реальности. Таких в интернете очень много, так как они редко несут ответственность за последствия своих действий, а возможностей для реализации деструктивного поведения в сети предостаточно. Среди них есть технари, которые получают удовольствие, а нередко и материальную выгоду от действий, которые наносят материальный урон пользователям Интернет (крэкеры и киберпанки). И есть люди, которые не могут выразить свою агрессию техническими средствами, они сублимируют её в сетевых играх, но одновременно и черпают её оттуда. При неблагополучной и некомфортной ситуации в их некомпьютерной жизни, мир сетевых игр становится для них средством ухода от реальных проблем, что создаёт предпосылки для виртуальной зависимости.

Ну и, конечно, просто психопаты, которые избирают Интернет средством реализации своих деструктивных наклонностей. Однако в сети их поведение более ярко выражено, поскольку в виртуальном пространстве можно действовать инкогнито. Эта анонимность в коммуникации может подтолкнуть людей, которые никогда бы не повели себя каким-то неподобающим образом публично, реализовать свои деструктивные фантазии в Сети. Люди с легкостью способны находить единомышленников в киберпространстве, какими бы экзотическими, странными ни были их интересы, и создавать на основе этого группы, которым нет аналогов в реальной действительности.

Дезадаптированные - люди, в силу разных причин лишенные реального, не виртуального, круга общения (в принципе, за исключением экстремальных случаев, причина здесь всегда одна - некоммуникабельность человека). Раньше такие люди оставались на обочине жизни, никем не замеченные и не оцененные, для многих это кончалось трагически. Сегодня у них появилась животворная отдушина. Пусть виртуальное общение - это суррогат, но, в отсутствие любого другого, оно выполняет свою функцию духовного лекарства для таких людей, но в тоже время помогает уходить от решения в реальной действительности, создаёт виртуальную зависимость, схожую с зависимостью от табака, алкоголя и даже наркотиков – такая виртуальная жизнь наносит ущерб физическому, психическому здоровью человека, а так же – его материальному благосостоянию.[4]

 

 

1.3 Влияние компьютера на психику  человека

 

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все что угодно. От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это можно "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.

Все вышеперечисленные недуги, безусловно, отразятся и на психическом состоянии. Однако сейчас речь пойдет о том влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Если угодно, интернето-мания, игро-мания.

Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.). Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Собственно он-то и является основополагающей причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями. Людям, проживающим свою жизнь в интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Интернет как будто говорит им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д. [14]

В настоящее время довольно значительная часть одаренных детей и подростков не только положительно относится к компьютерам, но и проводит немало времени за работой с ними. Это обусловлено рядом причин. Среди этих причин – свойственная таким детям и подросткам высокая познавательная мотивация, которая выражается в их тяге ко всему новому, еще не познанному; осознание уникальных возможностей применения современных ИТ для познания, общения или развлечения; самостоятельное выполнение ими творческой работы в рамках проектов, вызывающих у них специальный (повышенный) интерес и т.п. Не следует забывать и о такой причине, как наличие характерных для одаренных детей и подростков психологических проблем и затруднений – к примеру, трудностей в установлении и поддержании контактов с окружающими. [1]

Информация о работе Социально-психологическая природа компьютерной и Интернет-зависимости