Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 18:31, курсовая работа
Актуальность данного исследования весьма высока. Описаны случаи, когда систематическое увлечение Интернетом продолжалось у отдельных людей по 18 и более часов в сутки (Семпси, 2000), по 100 и более часов в неделю - впрочем, степень аддикции (зависимости) определяется, по словам К.Янг, не количеством проведенного в Интернете времени, а суммой потерь в реальной жизни [13]. «Ущерб от Интернет-аддикции претерпевают такие существенные стороны бытия, как участие в жизни семьи и приятельской компании, выполнение повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периодики, просмотр телепередач, занятия спортом, хобби, социальные контакты (посещение концертов, хождение в гости и т.п.)» [14, с. 46].
Введение…………………………………………………………………………...……………………3
1. Человек и компьютер……………………………………………………………………………......4
1.1. Виртуальная реальность и виртуальное общение………………….……………….......4
1.2. Типы виртуально зависимых людей………………………...……………………...……5
1.3. Влияние компьютера на психику человека……………………………………………...6
2. Синдром Интернет-зависимости, его сущность и диагностика………………………………….8
2.1. Поведенческий феномен Интернет-зависимости ………………………………………8
2.2. Сущность компьютерной зависимости и её разновидности………………………….10
2.3. Симптоматика компьютерной зависимости……………………………………………11
3. Избавление от Интернет-зависимости и профилактика…………………………………………14
3.1. Стратегии освобождения от Интернет-зависимости…………………………………...14
3.2. Профилактика феномена…………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………
1.1. Виртуальная реальность и виртуальное общение………………….……………….......4
1.2. Типы виртуально
зависимых людей………………………...……………………...……
1.3. Влияние компьютера на психику человека……………………………………………...6
2.1. Поведенческий феномен Интернет-зависимости ………………………………………8
2.2. Сущность компьютерной зависимости и её разновидности………………………….10
2.3. Симптоматика компьютерной зависимости……………………………………………11
3.1. Стратегии
освобождения от Интернет-зависимости…………………………
3.2. Профилактика
феномена…………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Бурное развитие информационных технологий облегчает и упрощает жизнь людей, но как известно, у медали две стороны.
В наши дни пользователей Интернета становится все больше и больше, и, к сожалению, постоянно растут и связанные с этим проблемы. Я затрону такую серьёзную проблему, как зависимость. Зависимость – это болезнь, при которой человек уже не принадлежит себе полностью. Компьютерная и Интернет-зависимость может иметь разные формы. Например, киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом; постоянные покупки и участие в аукционах; навязчивая потребность в онлайн-играх; пристрастие к виртуальным знакомствам; информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам; компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры…
На протяжении истории человечества альтернативные и искусственные реальности имели много разных форм. Например, телевизор является средством создания виртуальной реальности. Или те же компьютерные игры, в которых существует большой ассортимент виртуальных миров – от самых простых до наиболее сложных – со стереоскопическим зрением, вполне реальным звуковым сопровождением и даже ощущениями. Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои привлекают играющего. Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень трудно найти выход.
Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все что угодно. От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это можно "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.
Все вышеперечисленные недуги, безусловно, отразятся и на психическом состоянии. Однако сейчас речь пойдет о том влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Если угодно, интернето-мания, игро-мания.
Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.). Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Собственно он-то и является основополагающей причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями. Людям, проживающим свою жизнь в интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Интернет как будто говорит им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д. [14]
В настоящее время довольно значительная часть одаренных детей и подростков не только положительно относится к компьютерам, но и проводит немало времени за работой с ними. Это обусловлено рядом причин. Среди этих причин – свойственная таким детям и подросткам высокая познавательная мотивация, которая выражается в их тяге ко всему новому, еще не познанному; осознание уникальных возможностей применения современных ИТ для познания, общения или развлечения; самостоятельное выполнение ими творческой работы в рамках проектов, вызывающих у них специальный (повышенный) интерес и т.п. Не следует забывать и о такой причине, как наличие характерных для одаренных детей и подростков психологических проблем и затруднений – к примеру, трудностей в установлении и поддержании контактов с окружающими. [1]
Информация о работе Социально-психологическая природа компьютерной и Интернет-зависимости